Сообщение по теме "ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФГОС"
материал на тему

Абдурахманова Динара Аскатовна

Выступление о проблемах, возникающих в школах при переходе на ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnosti_pri_perehode_na_fgos_abdurahmanova_da.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Абдурахманова Динара Аскатовна, учитель русского языка и литературы,

МБОУ «Макушинская средняя общеобразовательная школа №1»

ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФГОС

           Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность.

           В связи с чем перед учебными заведениями  встала необходимость пересмотра организации учебного процесса и содержания образования, внедрения новых подходов к формированию и оценке профессиональных и общих компетенций обучающихся.

            На основе вышесказанного разработан, апробирован и утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт  второго поколения. Это принципиально новый для отечественной школы документ, который ориентирует на достижение не только предметных образовательных результатов, но и  прежде всего на формирование личности учащихся, овладение ими  универсальных способов учебной деятельности, обеспечивающих успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Выдвинуты новые требования к результатам, структуре и условиям образовательного процесса.

         С 1 сентября 2013 года стандарт введен в штатном режиме  и в нашем образовательном учреждении, имеющем  государственную аккредитацию и готовом к обеспечению условий исполнения требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

             В этом учебном году все учителя пятых классов  вводят требования ФГОС в практику своей работы. Все мы пытаемся переосмыслить цели и ценности современного основного образования с позиции новых стандартов основного общего образования. Все мы задаем себе множество вопросов, на которые порой не можем найти верных ответов.

              Новые требования заставляют нас задуматься: как нам работать в новых условиях? В чем теперь заключается роль школы и , в частности, учителя? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Так предписывают новые стандарты.

           Что же получается на практике? Учителя согласны с этими утверждениями теоретически, но  на практике испытывают трудности.

Поэтому, важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения ФГОС  является постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса. Никто не будет противоречить, что для успешного внедрения новых образовательных стандартов нужны высококвалифицированные кадры, прошедшие специальную подготовку. В связи с чем необходима организация массового обучения работников образования по всему комплексу вопросов, связанных с  введением ФГОС. Кроме этого, необходима организация систематического методического сопровождения внедрения ФГОС, чтобы учителя смогли овладеть всеми  компетентностями, которые необходимы для эффективного внедрения новых образовательных стандартов.  

              Очевидно, что новые федеральные образовательные стандарты требуют изменения подходов в выборе методов и форм организации учебного процесса, технологий обучения и воспитания, в формировании обучающей среды.

             Определенные виды деятельности обучающихся, предусмотренные в ФГОС при освоении учебных дисциплин, например: самостоятельная работа, лабораторные и практические работы, промежуточная и итоговая аттестации, курсовые проекты- требуют дополнительных методических указаний по их выполнению. Разработка таких методических материалов – планомерный и длительный процесс, требующий от педагога определенных усилий, знаний, умений и опыта.

              Создание педагогами качественного принципиально нового интеллектуального продукта – пакета учебно-методической документации, основанного на междисциплинарной и межпредметной  интеграции; эффективное освоение педагогами новых видов деятельности (взаимодействие с работодателями, разработка модульных программ, маркетинг новых программ, поиск ресурсов для реализации этих программ, организация оценки программ, освоение новых технологий и методик обучения) наряду с курсами повышения квалификации требует специальной организации методической работы по системному обучению педагогических кадров, наиболее эффективной формой которой является работа в малых группах, позволяющая раскрыть потенциал педагогов, повысить уровень сотрудничества преподавателей теоретических и практических дисциплин, методические семинары, заседания методического и педагогического советов по проблемам внедрения ФГОС и разработки модульных образовательных программ в частности.

          Одним из факторов повышения качества обученности в рамках ФГОС является создание условий образовательной среды для развития школьника. Не менее важным условием является материально-техническая база школы.

           На сегодняшний момент приоритетными направлениями в нашей школе являются воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека, воспитание  нравственных  чувств, трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни, воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. Реализация ФГОС помогает действовать успешно в данных направлениях.

           Тем не менее переход на новые стандарты не проходит «гладко». Возникают проблемы.

           Проблемы при переходе на ФГОС нового поколения, которые были выявлены, ознакомившись с материалами новых стандартов:

 Общие:

  • отсутствие у большинства населения приоритета высших ценностей, позиционируемых во ФГОС второго поколения в качестве ключевых результатов обучения и воспитания, таких, как труд, здоровье и др.;
  • слабая включённость родителей, общественности в образовательный процесс;
  • отсутствие навыков разработки целевых программ, межведомственных программ;
  • низкая степень «социокультурной инфраструктуры» (музеи, туристические маршруты,  зоны отдыха);
  • Малая оснащенность кабинетов школы техническим оборудованием;

Методические:

  • низкий процент читающих детей и родителей; отсутствие приоритета русского языка в образовательной программе;
  • невладение большинством педагогов навыками формирования у обучающихся  УУД;
  • отсутствие навыков кооперации в обучении у большинства педагогов (увлечение фронтальными формами работы);

Предметные:

  • отсутствие информации об оценивании письменных работ (сочинение, изложение и т. д.): есть изменения или нет;
  • отсутствие доступности КИМов по предмету, в связи с разноуровневым оцениванием;

        Как правило,  внедрение нового, в том числе и ФГОС в образовательный процесс,  имеет две стороны:

а) положительные моменты:

- основополагающие  идеи ФГОС, при условии их доработки и соответствующем материально-техническом оснащении;

- возможности развития во внеурочной деятельности  детей из асоциальных семей и в условиях отсутствия учреждений дополнительного образования;

- характер деятельности учащихся - исследовательский, творческий, продуктивный;

-повышение доли самостоятельной работы учащихся на уроке;

-применение знаний при выполнении практико-ориентированных заданий;

-изменение роли учителя на уроке: теперь учитель перестает быть единственным носителем знания, как было раньше, и выполняет роль проводника.

б) отрицательные моменты:

-переутомляемость, возбудимость, ухудшение здоровья при такой нагрузке, как у учителя,  так и у ребенка;

-в деятельности учителя главным отрицательным моментом является – увеличение документации;

-объем внеурочной деятельности учащегося (на наш взгляд он  должен быть индивидуальным, т.е. ребенок должен иметь право выбора: чем заниматься, когда и сколько);

          Стандарты второго поколения - одна из важнейших образовательных тем сегодня. Причём непосредственно внедрять новые ФГОС придётся всем нам. Чтобы работа по внедрению ФГОС прошла более плодотворно, необходимо, на мой взгляд, выработать механизм поэтапных действий по изменению или дополнению уже сложившейся в школе образовательной системы, чтобы привести её в соответствие с требованиями нового стандарта. Этот механизм должен включать определённую последовательность действий в рамках всей школы и не только. История нашей страны показывает, что резкие перемены, как правило, проходят «болезненно» для всех.

           Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Безусловно и неоспоримо - ребенок со сформированными УУД наиболее успешен в жизни.

            Новые стандарты направлены на взаимодействие учителя, учащихся и родителей.

           Подводя итог работы в условиях  внедрения ФГОС, считаю, что положительных моментов в работе намного больше, чем отрицательных. Ведь ключевой фигурой в решении проблем все- таки является учитель. Если учитель  открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наша новая школа" Переход на ФГОС

В цели создание нормативного обеспечения введения ФГОС (начальная школа) Разработана на основе примерной основной образовательной  программы начального общего образования основная обра...

Метапредметное обучение в условиях перехода на ФГОС

Метапредметное обучение. Что это?...

Ключевые точки роста и апробация ФГОС НОО как преемственность и переход к ФГОС ООО в образовательных учреждениях Чеди- Хольского кожууна Республики Тыва

Ооржак Чойгана Калдар-ооловна.методист по дисциплинам МБУ ММЦ Чеди-Хольского кожууна, учитель иностранных языковМБОУ Хову-Аксынская СОШКлючевые точки роста и апробация ФГОС НОО как преемственностьи пе...

Преемственность при переходе из начальной в основную школу в связи с переходом к ФГОС

Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характер...

«Организационная подготовка учителя к переходу к ФГОС в основной школе: на пути перехода от ФГОС НОО к ФГОС ООО»

В основе стандарта лежит системно-деятельностный  подход, который обеспечивает:Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованиюПроектирование и конструирование социальной с...

Сообщение на тему: Формирование УУД в рамках ФГОС на уроках истории и обществознания

Работая над темой «Формирование системы УУД на уроках истории и обществознания» поставила своей целью отработку умений организации урока в рамках системно - деятельностного подходаПередо м...