Сообщение на тему: Формирование УУД в рамках ФГОС на уроках истории и обществознания
материал

Работая над темой «Формирование системы УУД на уроках истории и обществознания» поставила своей целью отработку умений организации урока в рамках системно - деятельностного подхода

Передо мной встали задачи:

- изучить деятельностную парадигму образования как важнейшего условия реализации ФГОС;

-изучить типологию уроков при деятельностном подходе к обучению;

- освоить новый тип методической продукции «Технологическая карта».

Задача учителя – создать условия для саморазвития потенциальных возможностей и творчества учащихся на уроках истории:

  • вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс,
  • создать атмосферу сотрудничества при решении проблем,
  • помочь сформировать собственное и аргументированное мнение по той или иной проблеме,
  • совершенствовать интеллектуальные способности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud_na_urokah_istorii.docx37.72 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Волковичская основная школа»

Сообщение на тему:

Формирование УУД в рамках ФГОС на уроках истории и обществознания

Подготовила

учитель истории и обществознания

Туркова Н.В.

2018


Работая над темой «Формирование системы УУД на уроках истории и обществознания» поставила своей целью отработку умений организации урока в рамках системно - деятельностного подхода

Передо мной встали задачи:

- изучить деятельностную парадигму образования как важнейшего условия реализации ФГОС;

-изучить типологию уроков при деятельностном подходе к обучению;

- освоить новый тип методической продукции «Технологическая карта».

Задача учителя – создать условия для саморазвития потенциальных возможностей и творчества учащихся на уроках истории:

  • вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс,
  • создать атмосферу сотрудничества при решении проблем,
  • помочь сформировать собственное и аргументированное мнение по той или иной проблеме,
  • совершенствовать интеллектуальные способности учащихся.

Инновационное развитие методики преподавания истории ориентировано, прежде всего, на формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе деловых и ретроспективных игр, исследовательских, интерактивных технологий, технологий проектов.

Главная проблема – как сформировать эти умения?

Во-первых, провести отбор содержания материала по темам;

во-вторых, чтобы ученики смогли освоить универсальные способы действий, необходимо разнообразить формы, методы их достижения.

В-третьих, должна быть системная организация учебного процесса: подготовка к ГИА должна начинаться не в 9 классе, а как минимум с 5 класса.

Если на уроках истории, обществознания, других гуманитарных предметах ученики до девятого класса не работали с источниками, не составляли планы, характеристики и т. д., то качественно выполнить часть С на экзамене очень трудно.

Использую следующие формы деятельности учащихся на уроке в рамках системно-деятельностного подхода:

  1. Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. Позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.
  2. Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.
  3. Составление биографических справок – характеристик исторических личностей. На основе оценок деятельности личности, историками и современниками, дети учатся давать собственную аргументированную оценку.
  4. Работа с исторической картой. Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве.
  5. Анализ исторических источников (документов). Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов .
  6. Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата или исследовательской работы Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.
  7. Рецензия на ответ товарища. Эта работа способствует формированию умений объективной само - и взаимооценки учебной деятельности по определенным критериям, навыков рефлексии и коррекции учебной работы и ее последующего воспроизводства в соответствии с индивидуальной траекторией обучения.
  8. Задания на образную реконструкцию исторических фактов:
  • Изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;
  • Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки.

Применяемые интерактивные методы в рамках системно-деятельностного подхода:

Одной из главных задач учителя является сегодня научить анализировать факты и события, обобщать их, формулировать и обосновывать свою точку зрения; приучать не бояться своей личной позиции, и четко осознавать на базе каких данных она сформировалась.

Остановлюсь на формировании познавательных  УУД. Познавательные учебные действия включают умение анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах, переводить информацию из одной знаковой системы в другую и т. д.

Разрабатывая план урока, учитель должен выделить основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий).  Например

- рассказ на основе информации учебника, отрывка из литературного источника, карты и схемы;

- умение извлекать информацию из источника;

- описание объекта по схеме

- составление характеристики исторического деятеля.

Следующий шаг – подобрать способы достижения оптимального результата.

Развить умение решать проблемы, искать недостающую информацию помогает  работа с текстом. На своих уроках использую следующие формы и методы:

- Составление вопросов к тексту, ответы на них

- Комментированное чтение текста

- Составление простого и сложного плана

- Составление сравнительных, хронологических таблиц

- Составление кластера

- Подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу

- Составление логической схемы, цепочки

  • подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;
  • составление логической схемы, цепочки; и другие.

Главное – учитель должен объяснить тот или иной способ действия, показать образец выполнения учебной операции (использование памятки или другие приёмы).

Приведу пример КОЗ на уроке в 6 классе по теме

«Причины возникновения и расцвета средневековых городов».

Создание проблемной ситуации.

Учащимся зачитываются выдержки из исторических текстов, в которых они находят словосочетания, начинающиеся словами «новый», «новая», «новое», «новые». Опираясь на них, необходимо ответить на вопрос: «Почему XI век называют «особым», «бодрым», «проснувшимся» к новому бытию?». Обсуждение наблюдений.

«Кипение жизни чувствуется в XI в. в Европе. Это век особый-бодрый, проснувшийся к новому бытию».

«Европа обретает новое лицо, она выходит из лона матери-земли, которую пашут, мотыжат, боронят, выравнивают у враждебной природы, отвоевывают у лесов, болот, даже у моря».

«Чтобы освоить новые земли, нужны рабочие руки, орудующие киркой, плугом и мотыгой. И стоят на больших дорогах специальные люди, трубят в рог и зазывают в новые города и села, готовые принять и защитить каждого, "будь то вор или беглый''».

«Восстанавливаются старые римские дороги, появляются и новые пути, их между кустов и вереска прокладывают люди. Топор земледельца врубается в чащи, и в лесах возникают новые деревни».

«Растет население, которому тесно в старых деревнях. Округа покорно принимает новый облик. Новая улица, новая гостиница, новый мост; по новым улицам новых городов уже идут новые люди».

После высказываний учеников делается вывод: «Новыми явлениями были отмечены практически все области жизни людей - сельское хозяйство, освоение новых земель, возникновение новых дорог, новых деревень, строительство новых мостов и, наконец, бурный рост городов».

Задание 1. Установите   логическую    последовательность факторов, приведших к возникновению и росту городов. На карточках записаны факторы:

  • Установилось относительное спокойствие в Европе.      
  • Изменились условия жизни людей.
  • Усовершенствование орудий труда - подъем в сельском хозяйстве.
  • Увеличение производства зерна, шерсти, льна, мяса и продуктов сельского хозяйства.
  • Развитие деревенского ремесла, отделение от сельского хозяйства.
  • Развитие торговли.
  • Рост населения.

Итак, действительно, все эти изменения привели к отделению ремесла от сельского хозяйства.

Ребята составляют цепочки в парах.

Работа с исторической картой (атласом) где возникают города?

Подтверждение ищут в тексте параграфа.

Кто жил в городах?

- Какое отличие ремесленников от крестьян вы можете назвать?  (Ремесленники в отличие от крестьян не были привязаны к земле и стремились уйти от своих господ. Они убегали из де-\ ревни в поисках работы и лучшей жизни. Поселения ремесленников возникали на бойких торговых местах.)

Задание 2. Удалось ли ремесленникам обрести свободу с возникновением городов? (Нет, так как вся земля принадла! феодалам. Где бы ни возник город, он оказывался на земле короля, феодала, монастыря.)

По тексту параграфа учебника найдите ответ:

  • Как складывались отношения сеньоров и городов?
  • На какие этапы их можно поделить?

1-й этап. Сеньор и город были заинтересованы друг в друге. Город искал защиту, сеньор видел в городе источник доходов.

2-й этап. По мере того как города росли и богатели, сеньор старался получить от них все больше доходов. Сеньоры судили горожан, взимали с них пошлины, нередко просто грабили. Горожане стремились освободиться от власти сеньора

Задание  3. Заполните таблицу.

Примечание.   Таблица,  предложенная ниже,  имеет уже законченный вид. Учащимся же предлагаются лишь названия граф.

Причины борьбы

Формы борьбы

Результаты

Сеньор все больше под-

1. Восстание.

Города получили

чинял город своей вла-

2. Откуп от сень-

свободу. Создали

сти, грабя его. Город

ора деньгами

коммуны

стремился к свободе

- Каков важный результат борьбы? (Личная свобода горожан.)

Задание 4. Истоки современной демократии (власть народа) в странах Западной Европы можно обнаружить в жизни средневекового города, среди горожан, в организации управления, в отношениях ремесленников, купцов и других жителей города.

- Какие городские порядки можно рассматривать как истоки будущей демократии? На основании текста документа «Похвальное письмо городу Нюрнбергу» сделайте вывод об этом.

ПОХВАЛЬНОЕ ПИСЬМО ГОРОДУ НЮРНБЕРГУ

У нас есть мудрый магистрат,

И бдит без отдыха и срока

 Его недремлющее око.

Разбит заботой сих властей

Весь город на восемь частей:

Все женщины и все мужчины

Вошли в сто тридцать две общины;

Имеет каждый из цехов

Своих присяжных - мастеров;

И общим распорядком тут

Чиновный управляет люд.

Он надо всем без исключенья

Осуществляет попеченье.

Есть в граде сем законов свод:

 Он толкованье нам дает,

 Что можно и чего нельзя,

Всем нарушителям грозя

 Суровой карой или пеней.

Для каждого из преступлений

Своя есть мера наказанья.

Все тяжбы и все злодеянья

Разбору подлежат суда,

 Который справедлив всегда

И к пострадавшим, и к виновным —

Согласно с правом уголовным.

Судить слугу иль господина

Для наших судей - все едино.

Уставы, стражи и законы

В сем граде создают препоны

Для всяких злостных покусительств;

И лучшее из всех правительств –

Наш магистрат - ценим вельми

Любого звания людьми.

Вывод:

  • Самоуправление. Выборный городской совет. Существование строгих законов.
  • Равенство всех перед законом.

-        Итак, какое правило, ставшее поговоркой, закреплено в отрывке из городского права?

«Если какой-либо чужак пришел жить в город и там оставался в течение года и дня, причем ни разу ему не ставили на Вид рабского состояния, не уличали его в этом и сам он в этом Не признавался, то пусть он пользуется общею с другими гражданами свободой; и после смерти его да не посмеют объявлять своим рабом».

(«Городской воздух делает свободным».)

III. Подведение итогов.

Вывод. Сегодня мы обобщили представление о средневековом городе Западной Европы. Что понравилось вам? Что ярче всего запомнилось? (Ответы учащихся.)

-        В борьбе с сеньорами города завоевали свободу. Свобода
формировала людей, привыкших с уважением относиться к сво
им поступкам и обещаниям, нести ответственность за решения,
которые им приходилось принимать. Средневековый город ста
новится колыбелью новой культуры, началом формирования
нового уклада жизни и новых ценностей.

Итогом урока является схема, заполнение которой продолжалось в течение всего занятия.

Схема «Что нового внес город в общественную жизнь?»

Средневековый город

Система законов        Равенство

Тема

Уроки обществознания в большей мере дают возможность для формирования УУД. Проектирование, мини-исследование, анализ материалов из СМИ позволяют приобрести главное – способность использовать «теорию» в качестве средства решения реальных жизненных задач.

Ещё одной проблемой может стать оценивание сформированности УУД. Привычные средства оценки, например, тесты, не могут должным образом оценить результаты учебного процесса. Они не пригодны, если требуется не просто проверить знание дат, терминов, фактов, а применить эти знания. Традиционная форма контрольных и проверочных работ, выполняемых учениками, не может в полной мере показать уровень сформированности УУД. Поэтому, кроме обычных тестовых заданий нужно использовать другие формы – защита проекта, итоговый зачёта  выполняют такие виды работ, как «Интервью с исторической личностью», презентации картин на исторические темы (с соответствующими комментариями историка, художника и т. д.), рецензия на исторический фильм (в старших классах). Использую также задания игрового характера.

Срезы знаний по моим предметам показали слаборазвитые метопредметные связи.  Программы развития УУД, необходимо в содружестве с учителями предметниками разрабатывать интегрированные задания для диагностики сформированности учебных действий. В 5-6 классах это может быть, например, работа с текстом.

В заключение несколько слов об использовании ИКТ на уроках. Презентации должны стать не просто красивыми картинками или готовыми схемами, таблицами, а средством формирования учебных действий, реализации деятельностного подхода к обучению. Меньше нужно заниматься простой трансляцией знаний, больше внимания уделять формированию комплекса метапредметных умений, а это уже сдвиг в направлении компетентностной модели образования.

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9.  Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Подводя итог сказанному, нужно отметить, что тема «Современный урок» - широкая и основательная. Поэтому она должна быть основной в наших научных и методических поисках.

Повышение эффективности урока предусматривает решение новых задач: 

- целеполагание с учетом способностей, возможностей и интересов современных школьников;

- конструирование (отбор) содержания образования;

- совершенствование форм и методов обучения;

- психолого-педагогического сопровождение образовательного процесса.


Для формирования УУД я использую следующие виды деятельности:

  • составить рассказ на основе информации учебника, отрывка из летописей, литературного источника, карты и схемы;
  • извлекать информацию из источника;
  • описание объекта по схеме;
  • составление характеристики исторического деятеля;
  • работа с картой («чтение карты»), схемой;
  • анализ исторического источника;
  • чтение и обобщение фактов из литературного источника;
  • составление вопросов к тексту, ответы на них;
  • комментированное чтение текста;
  • составление простого и сложного плана;
  • составление сравнительных, хронологических таблиц;
  • составление кластера;
  • подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;
  • составление логической схемы, цепочки; и другие.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГОС на уроках истории и обществознания

Презентация содержит информацию о групповой работе на уроках истории и обществознания...

Системно-деятельностный подход в рамках ФГОС на уроках истории и обществознания

Презентация рассказывает о работе учителя в рамках системно-деятельностного подхода. ...

Формирование УУД в рамках ФГОС на уроках истории и обществознания

В работе раскрывается система дидактических принципов, формы деятельности учащихся на уроке в рамках системно-деятельностного подхода....

Сообщение на тему: «Формирование адекватной самооценки обучающихся пятых классов на уроках математики»

Регулятивные УУД предполагают умение учащихся адекватно воспроизводить самооценку и сравнивать её с оценкой учителя....

Статья " Активизация познавательной деятельности учащихся в рамках ФГОС на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"

Система школьного исторического образования в настоящее время переживает фазу кризисного развития и сложный процесс реформирования. Происходят большие перемены: изменяется парадигма, идет поиск новых ...

Сообщение: «Формирование Hard skills и Soft skills навыков на уроках истории и обществознания в основной и средней школе»

laquo;Формирование Hard skills и Soft skills навыков на уроках истории и обществознания в основной и средней школе»...