Обмен опытом
статья на тему

Ахмадиева Гулия Рамисовна

Обмен опытом учител русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obmen_opytom_ahmadieva_g.r.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

   Обмен опытом.

Внеклассная работа по русскому языку (клуб любителей русского языка, дидактический театр, радиогазета, кружки и т.д.).

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Юлдузская СОШ» Чистопольского муниципального района РТ Ахмадиева Гулия Рамисовна

В подготовке всесторонне развитой личности огромное значение в современной школе имеет русский язык, обладающий высокой информативной ценностью. Поэтому привитие  прочных навыков высокой культуры русской речи- это одна из важнейших задач школы на современном этапе.

    В процессе обучения русскому языку, как и другим дисциплинам, передовые учителя уделяют серьезное внимание развитию умственной активности и творческой самостоятельности учащихся. Большую роль в активизации мыслительной деятельности и творческой самостоятельности учащихся  в процессе обучения их русскому языку играют внеклассные занятия.

   Внеклассная работа, организованная с учетом современных  требований психологии, лингводидактики, максимально способствует пробуждению у учащихся интереса к русскому языку, воспитывает у них любознательность, зоркость к фактам и явлениям языка, помогает повысить речевую культуру школьников. Эти задачи определяют направление и содержание внеклассной работы и тем самым содействуют формированию её системы.

   Внеклассная работа по любому предмету, в том числе по русскому языку-это составная часть всей учебно-воспитательной работы педагогического коллектива. Организуется она на добровольных началах, и в ней могут принимать участие все желающие учащиеся (независимо от их успеваемости), которые интересуются русским языком.

   Коммуникативный характер обучения русскому языку на одно из первых мест выдвигает принцип практической направленности внеклассных занятий. Связь внеклассной работы с классной состоит в том, что знания, полученные учащимися на уроках, являются опорой, базой для внеклассной работы. И система внеклассной работы, и система внеклассных занятий складывается в соответствии с системой занятий на уроках, тем самым помогая учащимся лучше усвоить программный материал. Внеклассная работа, таким образом, должна способствовать закреплению, углублению и расширению знаний учеников, приобретаемых на уроках, обогащая их лингвистический кругозор, развивая творческие способности и повышая культуру устной и письменной речи школьников.

   Пути и средства взаимосвязи учебной и внеклассной работы (т.е. уроков и внеклассных занятий) могут быть самыми разнообразными.

   В период изучения, например, в 6 классе темы «Фразеологические обороты» можно провести занятие кружка на одну из тем: «Фразеологизмы и их употребление в речи», «Знаешь ли ты значение фразеологизмов?», можно также выпустить бюллетень, посвященный фразеологизмам, оформить лингвистический журнал и т.д. Как показывает  опыт, внеклассные мероприятия проходят намного эффективнее, когда они удачно сочетаются с программным материалом.

    Планируя внеклассную работу, необходимо заблаговременно продумать не только содержание, но и виды и формы занятий. Из известных в методической литературе и оправданных на практике форм внеклассной работы важно отобрать те, которые более всего соответствуют решению поставленной  задачи в связи с изучением конкретной темы.

    Виды и формы внеклассной работы по русскому языку в школе весьма разнообразны. Это кружки, утренники, вечера, олимпиады, конкурсы, лингвистические экскурсии, клубы, конференции, театры, газеты.

  В последние  годы практикуется успешное проведение таких интересных форм внеклассной работы , как устный лингвистический журнал, составление и оформление рукописного лингвистического журнала, беседа за «круглым столом», лингвистическое шоу, «Что?Где? Когда?», «Умники и умницы», которые максимально активизируют творческую самостоятельность учащихся и обеспечивают коммуникативную направленность внеклассных занятий.

   Не претендуя на полноту освещения, рассмотрим некоторые  виды внеклассной работы и методику их проведения.

Кружок как один из видов  внеклассной работы

Среди разнообразных форм внеклассной работы по русскому языку (часы занимательной грамматики, вечера, лингвистические газеты и бюллетени, праздники русского языка, лекции, беседы, конкурсы, олимпиады и т.п.) кружок по праву занимает ведущее положение. Хотя в старших классах кружок может рассматриваться в рамках “клуба по интересам”.

Кружок – основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы. Организуется он из учащихся одного или параллельных классов; постоянный состав обычно не превышает двадцати человек. Основу кружка, как правило, составляют школьники, интересующиеся русским языком. Количество кружка обычно не бывает меньше 10-ти человек и не более 20-ти.

Вопрос о содержании кружковой работы является наиболее острым и сложным. В связи с тем, что деятельность этой формы внеклассной работы рассчитывается, как правило, на целый учебный год, перед учителем возникают разные проблемы: чем будут заниматься ученики, должны ли занятия подчиняться одной теме или допускается разнообразие тематики, какой должна быть связь с обязательной программой.

Занятия кружка, проводимые в определенной последовательности, предполагающие нацеленность и завершенность работы, требуют непременного планирования. В плане работы кружка обычно указывается последовательность тем, примерные формы и методы работы по каждой из них, виды самостоятельных заданий на период между занятиями кружка, сроки проведения и ориентировочное количество занятий по той или иной теме.

При всем разнообразии структуры тематического кружка сохраняются единые требования: систематичность и системность работы, занимательность формы при строго научном содержании, положительный эмоциональный фон, тематическое единство материалов, способствующих познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Кружок любого типа, помимо обычных, будничных занятий, включает и другие: организационное, вводное, итоговое, отчетное занятие.

Основным, наиболее часто встречающимся кружком является Кружок русского языка (или Кружок любителей русского слова). Такой кружок может касаться любых языковых вопросов. Это позволяет легко подобрать материал, однако следует конкретно определять вопросы, над которыми работает кружок.

Этот кружок является как бы “введением” в науку о языке и, знакомя учащихся с различными аспектами лингвистики, призван пробудить в учащихся глубокий интерес к грамматике, лексике, стилистике и правописанию.

Однако там, где учащиеся уже почувствовали вкус к работе по русскому языку, гораздо целесообразнее вести один из тематических кружков.

Темы для организации кружка русского языка могут быть различными: Кружок культуры речи, Кружок стилистики, Кружок лексики, Кружок любителей русской фразеологии, Кружок этимологии, Кружок диалектологии и топонимики.

Пример: Кружок занимательной грамматики.

На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с грамматикой. Опыт таких кружков показывает, что занятия можно строить на основе материала, изучаемого в данное время в классе (в этом случае внеклассные занятия являются как бы естественным продолжением учебных занятий), так и независимо от программного материала и времени его изучения.

В первом случае игры-упражнения, шарады, интересные вопросы являются своеобразной формой грамматических упражнений тренировочного характера. Они помогают учащимся глубже осознать текущий материал и убедиться в практической пользе грамматики. Во втором случае для работы отбирается материал по основным разделам грамматики без учета времени его изучения. Этот путь более широкий. В занимательной форме можно и повторять пройденное и закреплять текущий материал, и знакомить с еще не изученными грамматическими темами.

В кружке занимательной грамматики учащиеся работают с большим увлечением. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия (самостоятельное составление кроссвордов, шарад, интересных задач). Такой кружок не только расширяет и углубляет знания, но и прививает любовь к внеклассной работе, воспитывает языковое чутье, развивает смекалку и сообразительность.

Однако занятия такого кружка не могут сводиться только к грамматическим играм. Материал должен быть подобран таким образом, чтобы каждое занятие обогащало детей новыми знаниями. Поэтому все занятия строятся тематически: в соответствии с грамматической темой или в соответствии с видом работы. Например, одно занятие может быть посвящено употреблению местоимений в речи с подбором различных курьезных случаев, приводящих к двойному смыслу фразы, а другое – литературному редактированию, включающему неверное употребление не только местоимений, но и других частей речи (скажем, деепричастий или таких предлогов, как благодаря).

При разнообразии содержания занятий кружка необходимо разнообразить и формы и методы работы. Стоит учитывать, что, особенно на первых порах, увлекательно построенный рассказ руководителя кружка лучше достигает цели, чем неумелый ученический пересказ. Если материал детям знаком, то занятие заканчивается живой беседой.

Клуб любителей русского языка

Преимущества школьного клуба любителей русского языка перед другими формами внеклассных занятий: стабильность(что способствует зарождению и развитию школьных традиций); систематичность  (что дает возможность использовать разные виды внеклассной работы не изолированно друг от друга и случайно, а взаимосвязано, целенаправленно, а это, в свою очередь, обеспечивает эффективность); массовый характер работы (что позволяет приобщить к русскому языку максимальное количество школьников).

Клуб способен объединить все виды внеурочной работы по русскому языку, став её центром. Говоря о клубе применительно к преподаванию русского языка в школе, мы рассматриваем это явление в двух аспектах: влияние работы клуба на уроки, возможность с его помощью сделать преподавание более эффективным; самостоятельное образовательное и развивающее, творческое значение работы клуба как формы реализации креативных возможностей учащихся.

Цель клуба: Создание необходимых условий для развития лингвистической компетенции  учащихся, для их творческой самореализации, развития креативности.

Задачи клуба: развивать познавательный интерес учащихся к изучению русского языка, повышать интеллектуальный уровень учащихся; способствовать творческой самореализации членов клуба; содействовать речевому общению учащихся.

Структура клуба. Членами клуба являются учащиеся 5-11 классов. Руководство клубом осуществляет актив, в который входят 20 человек. Актив собирается на свои заседания еженедельно для обсуждения хода и итогов работы, утверждает планы дальнейшей деятельности, самостоятельно составляет сценарии и проводит  праздники по русскому языку, выступает  на открытых заседаниях, участвует в Неделе русского языка и литературы в школе, участвует в различных творческих конкурсах школы, района, города. Актив избирает из своего состава президента, вице-президента, художников– оформителей, сценарную группу, ответственных за музыкальное оформление, постановку танцев, техническое оснащение. Открытые заседания клуба проводятся два раза в четверть. Учащиеся 5-11 классов приглашаются на открытые заседания в качестве участников, болельщиков, зрителей.

Содержание деятельности клуба. Основное содержание работы литературно-драматического клуба – подготовка и проведение внеклассных мероприятий в 5-11 классах. Учащиеся в клубе активизируются, развивается их самостоятельность, проявляются их способности, интересы.

 Клуб любителей русского языка, его актив– это дружный, сплоченный коллектив. Основной результат деятельности клуба – призовые места в различных творческих конкурсах. Анкетирование, проведенное активом среди учащихся школы, показало, что такая форма внеклассной работы, как литературно-драматический клуб, необходима. Воспитательное значение такого увлекательного коллективного труда бесспорно.

Радиогазета

Пропагандистом языковых знаний является выпуск лингвистической, литературной радиогазеты. Данный вид работы решает следующие задачи:

  1. Осуществляет знакомство учащихся с разнообразными газетными жанрами, способствует совершенствованию навыков работы над отбором материала, написанном  в публицистическом стиле (заметками, рецензиями, отчётами, интервью, корреспонденциями и другими – по усмотрению учителя).
  2. Содействует развитию художественного, эстетического вкуса.
  3. Воспитывает чувство соразмерности, вырабатывает навыки компоновки отобранного материала.
  4. Развитие логической, связной , правильной речи.

Требования, предъявляемые данным газетам:

  1. Соответствие содержания газеты теме.
  2. Научно-популярное изложение материала (содержание газеты должно быть передано в интересной форме, т.е. отражать творчество учащихся – передачу своими словами отобранных из специальной литературы фактов языка по заданной теме).
  3. Оригинальное название (желательно определить постоянное название газеты).
  4. Объём – включение во время перемен на 5 минут
  5. Включение «Забавной рубрики», «Занимательной грамматики», «В часы досуга».
  6. Периодичность издания газеты: 2-3 раза в четверть.

Дидактический  театр

Дидактический театр – одна из эффективных форм внеклассной работы, которая с успехом осуществляется в школе.

В основе дидактического театра  лежит дидактическая ролевая игра, которая соединяет учебный материал с процессом развития личности школьника, его эмоциональной сферы. Дидактический театр представляет собой научно-познавательный и художественно-эстетический вариант коллективного творческого дела.

В процессе подготовки и реализации спектаклей дидактического театра участвуют:

  1. Литературно-художественное отделение, сценарная группа: разработка сюжета, подготовка сценария, распределение ролей, работа над образом;
  2. Школьное научное общество – сбор необходимой научной и исторической информации, проведение подготовительных творческих уроков, лекций, связанных с темой театра;
  3. Музыкальное отделение – музыкальное оформление постановок;
  4. Студия изобразительного искусства– сценография, костюмы, декорации, реквизит, грим;
  5. Студия компьютерных технологий и кинофотостудия– художественное и техническое оформление.

Спектакли дидактического театра по своей сути представляют собой проектно-исследовательскую деятельность учителей, учащихся и их родителей, что позволяет педагогическому коллективу получить ощутимые результаты развития воспитательной системы  школы  на основе культурологического компонента её содержания.

      Таким образом, внеклассная работа дает учителю возможность применять самые разнообразные средства и формы работы для совершенствования русской речи учащихся в условиях естественной коммуникации, так как при проведении занятий во внеурочное время создаются реальные ситуации общения, полнее раскрываются творческие возможности детей. Она имеет также большое воспитательное значение. Критерием эффективности различных видов внеклассных занятий по русскому языку в школе является активность учащихся в этой работе. Разнообразный и увлекательный по содержанию материал внеклассных занятий, направленный на развитие и совершенствование навыков русской речи, должен соответствовать целям и задачам программной направленности урока русского языка и, его ситуативно-тематическому построению, образовательно-воспитательным целям и задачам.

В организации внеклассной работы учителю помогут следующие книги:

  1. Григорян Л.Т. «Язык мой – друг мой: материалы для внеклассной работы по русскому языку».
  2. Панов М.В. «»Внеклассная работа по русскому языку».
  3. Ушаков Н.Н. «Внеклассная работа по русскому языку в восьмилетней школе».
  4. Бакеева М.К. «Система внеклассных занятий по русскому языку в татарской школе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обмен опытом по составлению социальных паспортов учащегося, класса, школы

образцы социальных паспортов учащегося, класса, школы...

«Чье это дело – война?» (Урок-размышление на основе на основе обзора литературных произведений о войне разных периодов истории русской литературы. В рамках районного семинара по обмену опытом работы в классах углубленным изучением отдельных предметов).

Доверительный и строгий, спокойный и взволнованный – разный по своей эмоциональной напряженности этот разговор с подростком о войне, за которую были когда-то в ответе такие же, как и он,  д...

Обмен опытом по теме : "Развитие творческих способностей"

Я, Киричек Елена Тарасовна работаю учителем изобразительного искусства в МБОУ-ООШ № 25 20 лет. Столько лет дети школы приобщаются к прекрасному через занятия в кружке «Весёлые человечки». Хочу п...

Обмен опытом учителя биологии

Моделирование на уроках...

статья "РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА" по обмену опытом работы из Сборника материаловVI Всероссийской научной конференции «Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»

Принята к публикации в Сборнике материалов VI Всероссийской научной конференции«Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»(г. Челябинск, 15 ноября 2013 г.)...

Преподавание литературы в условиях реализации ФГОС. Обмен опытом апробации новых учебных линеек

Вступительная статья учебника для 10 класса под редакцией СухихИ.Н. сразу нацеливает учащихся на мысль, что книга – это труд и творчество, и интеллектуальное постижение незнаемого. В процессе из...

Обмен опытом по теме "Успех ученика - это радость учителя" (обоснование выбора образовательных технологий )

За последнее время в мире изменились приоритеты образования. Если прежде ценились знания сами по себе, то теперь на первое место вышли общеучебные умения: умения приобретать и эффективно использовать ...