Организация воспитательной работы в студенческих группах
материал на тему

Болотова Марина Александровна

Выступление на методическом объединении классных руководителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_metodobedinenii.docx26.42 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx178.31 КБ

Предварительный просмотр:

Классный руководитель это самая важная категория организаторов воспитания в образовательном учреждении. Классный руководитель является формальным и фактическим лидером группы, организатором, защитником, советчиком, духовным наставником каждого отдельно взятого обучающегося.

«Ничто не ценится так дешево и не дается так дорого, как классное руководство». В самом деле,  эта работа поглощает порой все свободное (и несвободное) время педагога.  Для того чтобы эффективно работать, получать удовлетворение от своего труда и признание за его качество, педагог стремятся привести деятельность классного руководителя в систему, найти оптимальное сочетание желаемого и возможного, сделать воспитательный процесс более удачнее.

Одна из основных форм  воспитательной работы в группе, при которой обучающиеся под руководством классного руководителя включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру является классный час.

Легко ли нашим детям взрослеть? Пожалуй, нет. Да, они стремятся к этому, стремятся стать скорее самостоятельными, взрослыми, уважаемыми. Вот только способы самовыражения и показной взрослости могут быть совсем неверными. Грамотно составленный и увлекательно проведенный классный час, позволит скорее и правильней адаптировать подростков, возможно, направить или дать ответ на многие неведомые, актуальные или же запретные темы.

Классный час выполняет следующие функции:

1. Просветительская функция – расширяет круг тех знаний обучающихся, которые не нашли отражения в учебной программе;

2. Ориентирующая функция – формирует определенные отношения к объектам окружающей действительности, выработка определенной иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительская функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая — его оценку.

3. Направляющая функция - переход разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность.

4. Формирующая функция – реализация вышеперечисленных функций; формирование привычки обдумывать и оценивать свою жизнь и самих себя; выработка умений вести групповой диалог, аргументирование своего мнения.

Чаще всего классный час одновременно выполняет все указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет учащихся.

При определении тематики классного часа педагог должен опираться на существующие в науке представления о типичных психолого-физиологических характеристиках личности учащегося в подростковом возрасте, учитывать индивидуальные особенности своих обучающихся, в том числе уровень их личностного развития, потребности, интересы, ценностные ориентации.

Тематика классных часов заранее определяется и отражается в планах классных руководителей. Классные часы могут посвящаться:

  1. Морально-этическим проблемам. На них формируется определённое отношение обучающихся к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т.д.;
  2. Проблемам науки и познания. В данном случае цель классных часов заключается в выработке у обучающихся правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности;
  3. Эстетическим проблемам. В процессе таких классных часов обучающиеся знакомятся с основными положениями эстетики.
  4. Вопросам государства и права. Следует развивать интерес учащихся к политическим событиям, происходящим в мире, чувство ответственности за действия Родины, ее успехи на международной арене, учить видеть суть государственной политики. Классные часы на политические темы должны проводиться в прямой зависимости от насыщенности года различными политическими событиями;
  5. Вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека;
  6. Психологическим проблемам. Цель таких классных часов заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения;
  7. Проблемам экологии. Необходимо привить обучающимся ответственное отношение к природе. Как правило, здесь организуются беседы о животном и растительном мире;
  8. Общеколледжным проблемам (значимым общественным событиям, юбилейным датам, праздникам, итоги успеваемости и т.д.).

Особо следует выделить классные часы, на которых перед учащимися выступают приглашенные гости или родители. Встречи с интересными людьми играют важную роль в воспитании, но они достигают успеха лишь в том случае, когда удовлетворяют интересы обучающихся и реализуют педагогические замыслы классного руководителя.

Формы классного часа могут быть самыми различными. Выбор формы классного часа зависит от уровня развития коллектива, от особенностей группы, от возрастных особенностей самих обучающихся.

Начинающему классному руководителю, да порой и опытному, не всегда легко и быстро удаётся  поставить цели и задачи, определить форму подготовить и провести классный час. Этот творческий процесс требует осмысления, времени на подготовку и организацию. Зачастую учащиеся на классном часе чувствуют себя как на уроке (слушают монологи педагога, отвечают на вопросы).

 Не всегда то, что интересно педагогу, интересно и его обучающимся, так как классными руководителями не всегда учитываются возрастные особенности учащихся, их умение воспринимать на слух ту или иную информацию, выполнять задуманное педагогом, пусть даже интересное (по мнению взрослого), задание.

В связи с данной проблемой появился новый тип классного часа – личностно-ориентированный. Личностно-ориентированный классный час поможет классному руководителю дойти до каждого учащегося, наиболее полно раскрыть его возможности и способности. Личностно-ориентированный классный час связан, прежде всего, с развитием индивидуальности, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности.

Если при традиционном классном часе тему и содержание чаще определяет сам педагог, то при личностно-ориентированном классном часе содержание является личностно значимым, так как в определении темы и содержания наряду с педагогом участвуют учащиеся и даже родители.

При личностно-ориентированном классном часе обучающиеся являются полноправными организаторами,  акцент делается  на активном и заинтересованном участии каждого обучающегося. В то время как при традиционном классном часе главным и часто единственным организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководитель. Если при анализе и оценке эффективности традиционного классного часа обращается внимание на объем информации, передаваемой детям, то при анализе эффективности личностно-ориентированного классного часа в первую очередь учитывается обогащение жизненного опыта обучающегося, индивидуально-личностное значение информации, влияние на развитие его творческих способностей.

Проведение таких классных часов требует серьезной предварительной подготовки. Необходимо выявить интересы обучающихся, сформировать рабочие группы, определить форму и место проведения, поставить целевые установки, обеспечить эмоционально-психологический настрой и мотивационную готовность к участию в коллективной деятельности. Следует обратить внимание на то, что при подготовке особенно учитывается целевая направленность классного часа. Классный час строится так, чтобы обучающийся был поставлен в ситуацию решения проблемы, выбора, самоанализа-самооценки.

Такой классный час носит не назидательный характер, а является личностно-значимым для каждого учащегося, а значит, и более результативным.

Допустим, вы предлагаете обучающимся список тем, по какому либо направлению (проблеме). Например, психологическим проблемам. А обучающиеся сами выбирают тему, которая им интересна, т.е. и классный руководитель, и обучающийся участвует в определении темы классного часа.

График проведения классных часов классный руководитель в своей группе составляет самостоятельно. Классный час проводится еженедельно. Продолжительность классного часа 30-40 минут. Проведенный классный час оформляется в журнале классного руководителя - протокол классного часа.

Следующая форма воспитательной работы классного руководителя в группе это индивидуальная.

Необходимо проводить индивидуальные беседы с каждым обучающимся:

  1. узнавать о его достижениях, стимулировать его;
  2. вовлекать в творческую деятельность, деятельность по интересам,  спортивные секции.
  3. Оказывать помощь учащимся, с целью выявления у них каких-либо проблем (особенно в адаптационный период);
  4. постоянно проводить беседы с целью своевременного выявления детей, находящихся в социально-опасном положении.

Работая с детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми-сиротами, «группой риска» классный руководитель должен взаимодействовать с психологом, социальным педагогом, воспитателями. Главная задача это совместное выявление причин возникающих у обучающихся проблем и проведения социально-педагогической работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций. Помощь обучающемуся объединяет, хотя каждый в этой работе выполняет свою функцию. Классный руководитель обращается за помощью к воспитателям, чтобы узнать дополнительную информацию  об учащихся, о его семье,  досуговой   занятости, о здоровье, круге общения. Зная проблемы обучающихся, классный руководитель обращается за помощью к социальному педагогу, психологу.

Необходимо посещать обучающихся в общежитии, оказывать необходимую помощь в организации самостоятельной работы и культурного отдыха. Осуществлять дежурство по общежитию, согласно графику. Запрещается самовольно меняться дежурством, потому что график дежурства утверждается директором колледжа.

Обучающиеся в нашем колледже уже пришли с определенным уровнем воспитанности. Роль семьи в воспитании ребенка просто огромна, и то, что заложено в детстве, имеет сильное воздействие на личность и жизнь человека в будущем. Семья главным образом влияет на процессы и результаты становления обучающегося, поэтому работа с родителями является одна из важнейших форм воспитательной работы.

Работа с родителями осуществляется следующим образом:

  1. информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития, обучающихся  осуществляется через родительских собрания (проводятся в основном на первом курсе, дальше 2-4 курсах по запросу);
  2. приглашать родителей на индивидуальные беседы по вопросам адаптации, поведения, обучения и т.д.;
  3. постоянно поддерживать связь с родителями (письма, звонки);
  4. приглашать родителей к администрации;
  5. привлечение родителей к организации классных дел, решению проблем группы (создать родительский комитет (клуб) группы, чтобы родители принимали участие в жизни группы, принимали какие-либо меры по решению проблем, помогали классному руководителю организовывать мероприятия).

Мной были предложены основные формы и методы воспитательной работы в группе. В связи, с чем данную информацию принять к сведению и обязательным к исполнению.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация воспитательной работы в студенческих группах Подготовила Козюра М.А.

Слайд 2

Классный руководитель это самая важная категория организаторов воспитания в образовательном учреждении. Классный руководитель является формальным и фактическим лидером группы, организатором, защитником, советчиком, духовным наставником каждого отдельно взятого обучающегося.

Слайд 3

Одна из основных форм воспитательной работы в группе, при которой обучающиеся под руководством классного руководителя включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру является классный час .

Слайд 4

Классный час выполняет следующие функции: 1. Просветительская функция – расширяет круг тех знаний обучающихся, которые не нашли отражения в учебной программе. 2. Ориентирующая функция – формирует определенные отношения к объектам окружающей действительности, выработка определенной иерархии материальных и духовных ценностей. 3. Направляющая функция - переход разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. 4. Формирующая функция – реализация вышеперечисленных функций; формирование привычки обдумывать и оценивать свою жизнь и самих себя; выработка умений вести групповой диалог, аргументирование своего мнения.

Слайд 5

Классные часы могут посвящаться: 1. Морально-этическим проблемам. 2. Проблемам науки и познания. 3. Эстетическим проблемам. 4. Вопросам государства и права. 5. Вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни. 6. Психологическим проблемам. 7. Проблемам экологии. 8. Общеколледжным проблемам.

Слайд 6

Личностно-ориентированный классный час поможет классному руководителю дойти до каждого учащегося, наиболее полно раскрыть его возможности и способности. Личностно-ориентированный классный час связан, прежде всего, с развитием индивидуальности, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности.

Слайд 7

Если при традиционном классном часе тему и содержание чаще определяет сам педагог, то при личностно-ориентированном классном часе содержание является личностно значимым, так как в определении темы и содержания наряду с педагогом участвуют учащиеся и их родители.

Слайд 8

При личностно-ориентированном классном часе обучающиеся являются полноправными организаторами, акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого обучающегося. В то время как при традиционном классном часе главным и часто единственным организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководитель. Если при анализе и оценке эффективности традиционного классного часа обращается внимание на объем информации, передаваемой детям, то при анализе эффективности личностно-ориентированного классного часа в первую очередь учитывается обогащение жизненного опыта обучающегося, индивидуально-личностное значение информации, влияние на развитие его творческих способностей.

Слайд 9

График проведения классных часов классный руководитель в своей группе составляет самостоятельно. Классный час проводится еженедельно. Продолжительность классного часа 30-40 минут. Проведенный классный час оформляется в журнале классного руководителя - протокол классного часа.

Слайд 10

Индивидуальные беседы с каждым обучающимся

Слайд 11

Работая с детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми-сиротами, «группой риска» классный руководитель должен взаимодействовать с психологом, социальным педагогом, воспитателями.

Слайд 12

Необходимо посещать обучающихся в общежитии. Осуществлять дежурство по общежитию, согласно графику. Запрещается самовольно меняться дежурством.

Слайд 13

Работа с родителями Родительские собрания. Индивидуальные беседы с родителями. Постоянно поддерживать связь с родителями (письма, звонки). Приглашать родителей к администрации. Привлечение родителей к организации классных дел, решению проблем группы.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

круглый стол: Новые методы организации воспитательной работы в группе

Без знания ребёнка –его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания....

Роль классного руководителя в организации воспитательной работы по адаптации студентов первого курса группы риска

Роль классного руководителя в организации воспитательной работы по адаптации студентов первого курса группы риска...

Статья "Современные формы организации воспитательной работы в группе продленного дня при введении ФГОС".

Задача состоит в том, чтобы не только занять ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые были бы интенсивны и полезны школьнику, способствовали его интел...

Организация воспитательной работы с подростками «группы риска»

Законодательство РФ предполагает, что ребенок должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей, в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности. Если бы это положение исполн...

Актуальные вопросы организации воспитательной работы в общеобразовательной организации в рамках обновленных ФГОС

Актуальные вопросы организации воспитательной работы в общеобразовательной организации в рамках обновленных ФГОС...

«Планирование и организация работы в студенческой группе»

Семинар для начинающих классных руководителей...

Презентация «Планирование и организация работы в студенческой группе»

презентация к семинару для начинающих классных руководителей...