Методическая разработка для подготовки к экзамену по ФК
методическая разработка на тему

Шайдуллин Ришат Рафикович

Методическая разработка для подготовки к экзамену по ФК

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekzamen_fizkultura.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

   Экзаменационный материал составлен в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями. Нормативно-правовые документы:

- Федеральный закон от 9 февраля 2007г. №17-ФЗ «О внесение изменений в закон Российской Федерации об образовании» пункт 4.)

- Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 9 марта 2004г. №1312)

- Положение о государственной (итоговой ) аттестации, утверждённое приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.12.1999г. №1075 (зарегистрирован Минюстом Российской Федерации 17.02.2000г. №2114)

- Приказ МОРФ от 19.05 98г. №1236. «Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования».

- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования».

Учебно-методический комплекс:

При формировании аттестационного пакета использована следующая литература:

  1. Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. -М. 2001.
  2. Методические рекомендации учителям физической культуры. - Челябинск. 2007г. (С 16-18; 134-135; 137-143; 147-154; 155; 164-167).
  3. Научно-методический и теоретический журнал «Физическая культура в школе. №№ 2, - 2000; 3,4, - 2001; 2, 3 – 2002, 2, 3, 4 – 2003; 1, 2, 3 – 2004; 1, 2, 3 – 2005.
  4. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре. -  М. 2000.
  5. Периодические подписные издания (научно-методический журнал «Физическая культура в школе», «Теория и практика физической культуры», «Физическое воспитание: тренировка, воспитание; приложения к газете «Первое сентября» - «Спорт в школе», «Здоровье детей»).

6.  Любомирский Л.Е., Мейксон Г.Б., Лях В.И. Физическая культура. 9 класс. Просвещение. 2005г.

7. Лях В.И. Методика физического воспитания учащихся 9 класса. М., Просвещение, 2001г

Освоение содержания учебных программ основной и средней (полной) общеобразовательной школы по предмету «Физическая культура» заканчивается государственной (итоговой) аттестацией (экзамен по выбору). Основанием для допуска к экзамену является выполнение учащихся требований учебных программ. Право выбора экзамена и допуск к нему имеют  учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе на 1 сентября текущего учебного года. Материал для теоретической части составляется с учетом примерных вопросов для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников  9х классов, разработанных Министерством образования РФ (сборник «Вестник образования» № 3 2009 г.), Государственного образовательного стандарта ОО «Физическая культура» (М. 2009 г.).

Основной формой сдачи теоретического раздела итоговой аттестации остается экзамен по билетам. Билеты состоят из двух теоретических вопросов и одного практического задания. Первый вопрос проверяет знания учащихся общих теоретических основ физической культуры, второй-умение использовать знания в конкретной ситуации, т.е. в формировании здорового образа жизни, в системе личных занятий. Третий вопрос проверяет умения и навыки учащихся в выполнении определенных упражнений. Для проведения экзамена  по билетам подготовлено 25 билетов.

Экзамен по физкультуре проводится в специально оборудованном месте: в спортивном зале или на спортивной площадке. Учащихся обеспечивают спортивным инвентарём и оборудованием, необходимым для ответа на третий                                практический вопрос билета. На подготовку к ответу учащимся отводится  40 минут.

Критерии оценивания экзамена: оценка «отлично» выставляется за правильные ответы на все три вопроса; «хорошо»- правильные ответы на два вопроса; «удовлетворительно»- за один правильный вопрос билета .В  содержание билетов включены вопросы, ориентированные на       проверку освоения учащимися знаний по основным разделам   обязательного минимума содержания образования:

9-й класс

  • основы физической культуры и здорового образа жизни;
  • физкультурно-оздоровительная деятельность;
  • спортивно-оздоровительная деятельность.

1. Физическая культура и основы здорового образа жизни: характеристика современных оздоровительных систем физического воспитания, их роли в формировании ЗОЖ, оздоровительных мероприятий по восстановлению организма и повышению работоспособности, систем индивидуальных занятий оздоровительной и тренирующей направленности, правил организации и проведения соревнований по видам спорта, основ законодательства РФ области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья.

2. Физкультурно-оздоровительная деятельность: характеристика оздоровительных систем, индивидуально ориентированных здоровьесберегающих технологий, адаптивной физической культуры.

3. Спортивно-оздоровительная деятельность:

характеристика совершенствования техники упражнений по видам спорта

разделов программы, командно-тактических действий в спортивных играх и

национальных видах спорта.

Критерии оценивания экзамена:

1.Теоретическая часть: оценка «отлично» выставляется – учащийся полно и

правильно изложил теоретический вопрос, привёл примеры, раскрывающие те или иные

положения , аргументы, их подтверждающие, сделал вывод;

Оценка «хорошо»: учащийся смог частично раскрыть теоретический

но недостаточно полно раскрыл суть вопроса или допустил незначительны

неточности; на заданные экзаменатором дополнительные вопросы ответил не

полностью;

Оценка «удовлетворительно»: не раскрыл теоретический вопрос, на заданные

экзаменатором дополнительные вопросы не смог дать удовлетворительный ответ.

2.Практическая часть: оценка «отлично» - экзаменуемый полностью правильно

выполнил задание, грамотно применил соответствующие умения и теоретические

знания в предложенной ситуации, обосновал свои де

Оценка «хорошо» - экзаменуемый выполнил задание,  но допустил

незначительные ошибки при объяснении или обосновании своих действий;

Оценка «удовлетворительно» - экзаменуемый в основном справился

с  заданием , но не смог объяснить и обосновать свои действия;

оценка «неудовлетворительно» - экзаменуемый не смог выполнить

задание  даже при помощи экзаменатора.

При ответе на 3 вопрос билета экзаменуемый должен показать не только

овладение теоретическими основами предмета, но и свою компетентность,

т.е. способность к применению этих знаний для формирования здорового образа  жизни посредством занятий физической культуры, спортом с учётом      индивидуального здоровья и физического  развития.

             

   

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

9 класс

Билет № 1

1. Основные причины травматизма во время занятий физической культурой.

2. Что такое здоровый образ жизни и как вы его реализуете?        

3. Составьте и выполните комплекс утренней гимнастики.

Билет № 2        

1. Основные требования по обеспечению безопасности при проведении соревнований по баскетболу, волейболу, футболу....

2. Какие задачи решает режим дня и что необходимо учитывать при его организации?        

3. Значение правильной осанки для жизнедеятельности человека. Как правильно её формировать? Выполните несколько упражнений на формирование правильной осанки....

Билет № 3

1.        Какие меры безопасности необходимо принять

перед началом занятий по гимнастике?        

2. В чём заключается особенность построения и содержания самостоятельных занятий по общей физической подготовке?...

3. Ваши действия по оказанию первой помощи при травмах во время занятий физическими упражнениями. Наложите повязку на голову или голеностопный сустав        

Билет № 4

1.        Основные требования безопасности во время занятий

по лёгкой атлетике.

2.        В чём различие между скоростными и силовыми качествами?

С помощью каких упражнений их можно развивать?        

3.        Раскройте особенности организации и проведения

индивидуальных закаливающих процедур. Расскажите

о том, как вы это делаете.

Билет № 5        

1.        Меры безопасности при проведении занятий

по лыжной подготовке.

2.        Какие признаки различной степени утомления вы

знаете, и что надо делать, если это уже случилось?        

3.        Раскройте механизм воздействия физкультминуток на

динамику общей работоспособности человека в течение дня.

Выполните комплекс упражнений физкультминутки.

Билет № 6        

1. Какие меры предосторожности надо соблюдать

по окончании занятий по плаванию?

2. От чего зависит гибкость тела? Какие упражнения рекомендуются для развития гибкости?        

3. Какие приёмы самоконтроля вам известны? Расскажите подробнее об одном из них и выполните ортостатическую

и функциональную пробы, антропометрические измерения.

Билет № 7        

1. История, девиз, символика и ритуал Олимпийских игр.

2. Общие требования безопасности при проведении туристских походов

3. Как влияют на развитие двигательных способностей занятия подвижными играми? Подробно расскажите о порядке организации, проведения, правилах одной или двух подвижных игр. Проведите на ваше усмотрение подвижную игру (если позволяют условия).

Билет № 8        

1. Требования, предъявляемые к одежде и обуви для занятий физической культурой и спортом.

2. В чём заключается поддержание репродуктивной функции человека средствами физической культуры?        

3. В чём видится целесообразность индивидуального контроля за результатами двигательной подготовленности. Составьте

план реализации индивидуального контроля за собой.

Билет № 9        

1.Какие меры безопасности необходимо принимать

перед началом и после занятий по лёгкой атлетике?        

2. Каким образом могут повлиять занятия физическими упражнениями на развитие телосложения?        

3. Особенности подготовки и проведения туристских походов. Выполните практическое задание по укладке рюкзака.

Билет № 10        

1. Какие требования безопасности необходимо соблюдать перед началом и во время занятий в тренажёрном зале?        

2. Что понимается под физической культурой личности и в чём выражается взаимосвязь с общей культурой общества?        

3. Почему необходимо отслеживать физическую нагрузку

во время самостоятельных занятий, направленных на развитие силы? Составьте план одного занятия, указав применяемые нагрузки.

  Билет № 11        

1. Какие меры безопасности необходимо соблюдать перед

началом занятий по плаванию?        

2, Как и каким образом происходит влияние занятий

физической культурой на вредные привычки

(наркоманию, алкоголизм, курение)?

3.Основные формы занятий физической культурой.

Расскажите об одной из форм занятий (на вашем примере)        

Билет № 12        

1.        Значение современного Олимпийского движения

в развитии мира и дружбы между народами.

2. Охарактеризуйте основные меры по предупреждению травматизма во время занятий физическими упражнениями (требования к месту проведения занятий, инвентарю, одежде, гигиене тела, контролю за физической нагрузкой)        .

3. Продемонстрируйте жесты судьи по баскетболу, волейболу или футболу        

Билет № 13        

1.        Основные требования безопасности во время занятий

по плаванию.        

2. Современные спортивно-оздоровительные системы физических упражнений по формированию культуры движений и телосложения.

3. Какие профилактические меры надо соблюдать для предупреждения плоскостопия (требования к обуви; общеразвивающие, корригирующие и специальные упражнения)? Расскажите, а при возможности покажите несколько упражнений        .

Билет № 14                

1. Требования безопасности во время проведения подвижных игр        

2. Основные способы плавания. Какие задания-упражнения, по вашему мнению, способствуют ускоренному обучению плаванию? Вспомните, как вы научились плавать.

3. Что необходимо делать, чтобы не страдать из-за избыточной массы тела? Составьте комплекс специальных упражнений        .

Билет № 15        

1. Участие российских спортсменов-олимпийцев в развитии Олимпийского движения в России и мире.        

2. Требования безопасности при проведении экскурсий.

3. Для чего нужен дневник самоконтроля (самонаблюдения)? Какие формы индивидуального контроля вы используете, каким образом анализируете полученные данные?

Билет № 16         

1 Физическая культура и её роль в формировании здорового

образа жизни.

2. Особенности выполнения прыжка в высоту с разбега способом «перешагивания» и подбора подводящих упражнений для его самостоятельного освоения.

3. Составьте акробатическую комбинацию и опишите последовательность её самостоятельного разучивания.

Билет № 17        

1 Техника двигательного действия. Основные этапы

её формирования в процессе самостоятельных занятий

физической культурой.                     

2. Основные нарушения правил игры в футбол.

3. Составьте план самостоятельных занятий по развитию скорости бега. Обоснуйте состав упражнений, их последовательность, дозировку и режимы нагрузки        .

Билет №18          

1 Понятие физического качества «сила». Подбор упражнений

для развития силы мышц плечевого пояса, дозировка и режимы

нагрузки при их выполнении (по показателям пульса;        

2. Меры предосторожности, исключающие обморожения. Первая медицинская помощь при обморожениях        ;

3. Опишите технику выполнения броска баскетбольного мяча двумя руками от груди и последовательность обучения технике этого действия.        

Билет № 19        

1.        Что понимается под индивидуальным физическим развитием

и по каким основным показателям оно оценивается?        

2. Техника передвижения на лыжах одновременным двухшажным ходом, последовательность его самостоятельного освоения;

3. Составьте комплекс упражнений или композицию ритмической гимнастики        .

Билет № 20        

1. Что понимается под качеством «выносливость»? Основные правила его развития в процессе самостоятельных занятий физической культурой;

2. Правила этического поведения во время спортивных соревнований и игр;        

3. Раскройте основные приёмы самомассажа и объясните,

с какой целью они используются в процессе самостоятельных

занятий физической культурой;

Билет № 21          

1. Почему занятия физической культурой оказывают положительное влияние на формирование качеств личности (смелости, воли, инициативности и терпимости)?        

2. С какой целью проводится самонаблюдение, и что оно   .

в себя включает?        

3.        Составьте правила соревнований с использованием

одного из видов упражнений школьной программы.

Раскройте особенности организации и проведения этого

соревнования.

Билет № 22         

1. Понятие «физическая нагрузка». Основные способы её регулирования во время самостоятельных занятий физической культурой;

2. Основные требования безопасности к спортивному инвентарю и оборудованию во время занятий на открытых площадках;

3. Опишите технику передачи волейбольного мяча двумя руками сверху.        

Билет № 23        

1. Понятие здорового образа жизни. Какие формы занятий физической культурой он в себя включает?        

2. Охарактеризуйте гигиенические требования к одежде для занятий на открытых площадках в различное время года

и при различной температуре воздуха.

Билет № 24        

1. Что понимается под координацией человека, с помощью каких упражнений (тестов) оценивается уровень её развития?

2. Основные нарушения правил игры в баскетбол;

3. Составьте комплекс упражнений для развития гибкости и объясните целесообразность включённых в него упражнений.

Билет № 25        

1.        С какой целью занятия по освоению новых движений

и развитию физических качеств подразделяют на три части?

Охарактеризуйте содержание каждой из них.

2.        Основные требования безопасности во время плавания

в естественных водоёмах;

3.        Составьте комплекс гимнастики для глаз и объясните

целесообразность включенных в него упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

Методические материалы для подготовки к экзамену по учебнику Верещагиной в 4 классе

Данное пособие представляет собой список тем и лексических единиц для подготовки и успешной здачи экзамена по английскому языку в 4 классе. Здесь также содержатся вопросы для устной беседы по темам....

методические рекомендации по подготовке к экзамену по литературе

Работа представляет собой  рекомендации по подготовке к экзамену по литературе...

Методическое пособие для подготовки к экзаменам

Данное методическое пособие предназначено для учащихся 8-11 классов в качестве материала для подготовки к экзаменам в формате ГИА...

Методическая разработка по подготовке к экзамену ОГЭ на тему: "Изобразительно-выразительные средства языка" 9 класс

Электронное пособие по русскому языку для подготовки учащихся к эезамену ОГЭ....

Методическая разработка "Правила подготовки к экзаменам".

Методическая разработка.Что такое психологическая поддержка во время подготовки  к экзаменам? Правила подготовки к экзаменам. Полезная еда. Способы саморегуляции и полезные советы....