Ученые-основатели теории системно-деятельностного подхода.
методическая разработка на тему

Уразов Павел Сергеевич

Ученые-основатели теории системно-деятельностного подхода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепций

Л. С. Выготского,

А. Н. Леонтьева,

Д. Б. Эльконина,

В.В. Давыдова,

П. Я. Гальперина

А.Н. Леонтьев

Прежде всего человек действует по-человечески... а лишь затем в результате этого процесса человек начинает и сознавать по-человечески...
Слово является лишь необходимым условием этого.
А.Н. Леонтьев

Деятельность человека -  единица жизни, опосредованная психическим отражением.

     «Мы называем деятельностью процесс, побуждаемый и направляемый мотивом - тем, в чем опредмечена та или иная потребность».

     Или: «Первое, что должно быть выделено среди многообразных форм человеческой активности, - это различные типы сложных деятельностей, осуществляющие... различные формы отношения человека к действительности.

Деятельность есть целенаправленная многоступенчатая активность человека

  • «Целенаправленная» - поскольку «предмет» выступает в сознании как цель.
  • «Многоступенчатая» - поскольку включает:
  • - действия, вторично мотивированные,
  • -  определяемые целью-задачей,
  • обеспечивающей выполнение основной цели-мотива.

        

Деятельность содержит в себе взаимодействующие блоки:

  • блок потребностей, мотивов, интересов - психологический «мотор» деятельности;
  • блок операционально-действенный, охватывающий систему операций, действий и их целей;
  • блок деловое и межличностное общение, связанное с деятельностью.

Только когда подросток участвует в развернутой деятельности, включающей:

- планирование действий,

- их организацию,

- выполнение задач,

- обсуждение результатов,

-  разнообразное общение в референтной группе,

   он получает доступ к осознанию ее смысла.

        Ведущая деятельность

«Каждая стадия психического развития характеризуется определенным, ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, определенным, ведущим типом его деятельности».

«Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности».

А.Н. Леонтьев

      Ведущая деятельность - это такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.

Основные признаки ведущей деятельности

Во-первых, это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Так, например, обучение в более тесном значении этого слова, впервые появляющееся уже в дошкольном детстве, прежде возникает в игре, т.е. именно в ведущей на данной стадии развития деятельности. Ребенок начинает учиться, играя.

Во-вторых, ведущая деятельность - это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. Так, например, в игре впервые формируются процессы активного воображения ребенка, в учении - процессы отвлеченного мышления.

В-третьих, ведущая деятельность - это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка. Так, например, ребенок-дошкольник именно в игре осваивает общественные функции и соответствующие нормы поведения людей.

Л.С. Выготский (1896 – 1934)

«В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность  ученика, и всё искусство воспитателя

должно сводиться только к тому,  чтобы направлять и регулировать эту деятельность…

Учитель является с психологической точки зрения организатором воспитательной среды,

регулятором и контролёром ее взаимодействия с воспитанником… …

Главная психологическая цель воспитания – целенаправленная и преднамеренная выработка у ребёнка новых форм его поведения, деятельности, т.е. планомерная организация его развития»

«В основу воспитательного процесса  должна быть положена личная деятельность  ученика, и всё искусство воспитателя

должно сводиться только к тому,  чтобы направлять и регулировать эту деятельность…

Учитель является с психологической точки зрения организатором воспитательной среды,  регулятором и контролёром ее взаимодействия с воспитанником… …

Главная психологическая цель воспитания – целенаправленная и преднамеренная выработка у ребёнка новых форм его поведения, деятельности, т.е. планомерная организация его развития»

Зона ближайшего развития

характеризует процесс подтягивания психического развития вслед за обучением.

Эта зона определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач.

ЗАР – область, где ребенок может работать самостоятельно

ЗАР (выпускник научится…(как опора да дальнейшего обучения)

ЗБР - область, где ребёнок может работать под руководством взрослого

ЗБР (выпускник получит возможность научиться…(как пропедевтика для дальнейшего изучения)

        С.Рубинштейн (о принципе единства развития и обучения, развития и воспитания): как «взрослый развивается трудясь, так ребёнок развивается воспитываясь и обучаясь»)

Культурно-исторический подход в понимании развития высших психических функций человека
(по Л.С.Выготскому)

Развитие высших психических функций человека носит деятельностный характер, исторически (генетически) имеет социальную природу.

     Две составляющие процесса культурного развития человека (процесс развития высших форм поведения ребёнка):

Процессы развития специальных высших психических функций: произвольное внимание, память, мышление, образование понятий

Процессы овладения внешними средствами культурного поведения и мышления: язык (речь), письмо, счёт, рисование

Д. Б. Эльконин

Особенность учебной деятельности (по Эльконину):

не изменение предмета, а изменение самого себя – самоизменение.

В процессе учебной деятельности ребёнок становится учащимся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в обучении математики

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...

Системно-деятельностный подход в обучении математики

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...

Структура урока при системно-деятельностном подходе выступление на теор семинаре

Структура урока при системно-деятельностном подходе выступление на теор семинаре...

Системно-деятельностный подход в работе учителя истории. От теории к практике.

В статье описан опыт работы в системно-деятельностном подходе....

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС. Системно-деятельностный подход в хореографии.

Задача педагога заключается в том, чтобы не дать знания обучающемуся, а научить его учиться....