Структура урока при системно-деятельностном подходе выступление на теор семинаре
материал по теме

Цыцаркина Наталья Сергеевна

Структура урока при системно-деятельностном подходе выступление на теор семинаре

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на школьном теоретическом семинаре

От 24 декабря 2015 года

Тема выступления – «Структура урока с точки зрения системно-деятельностного подхода.»

Структура урока введения нового знания на основе деятельностного подхода включает в себя следующие этапы:

1.Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация обучающихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление; 4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3.Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого обучающиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д.

5.Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково..

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Моделирование урока  с позиции системно – деятельностного подхода:

1. Самоопределение к деятельности начинается с мотивации.

2. Актуализация, фиксация затруднений и определение проблемного поля.

3. Совместная с обучающимися постановка цели.

4. Постановка проекта выхода (совместный поиск путей решения проблемы).

5. Закрепление во внешней речи (с монологическим или диалогическим оформлением решения).

6. Самостоятельная работа с самопроверкой, самооценкой и взаимооценкой.

7. Включение в систему знаний и повторение (неоднократность познавательных действий, практическое закрепление опыта).

8. Рефлексия.

Механизмом реализации системно – деятельностного подхода является такие технологии, как:

  • Информационные и коммуникативные технологии.
  • Технология, основанная на создании учебной ситуации.
  • Технология, основанная на реализации проектной деятельности.
  • Технология, основанная на уровневой дифференциации.
  • Технология деятельностного метода.

Деятельностный метод - метод, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами  «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя. И наиболее актуальными становятся педагогические технологии, основными чертами которых выступают:

  • процессуально-целевая ориентация;
  • относительная целостность;
  • ориентация учащихся на самостоятельное освоение нового опыта, развитие своих познавательных возможностей;
  • представление процесса обучения как творческого поиска решения познавательных задач;
  • познавательная рефлексия;
  • активная позиция учащегося в процессе обучения (самостоятельный выбор вариантов решения, принятие решений, оценочная деятельность);
  • позиция педагога как «партнёра по учебному исследованию»; измеряемость и воспроизводимость результатов.

Это такие технологии, как

  • Проблемно-диалогическая технология (на слайде пример)

Основным средством развивающих технологий становятся продуктивные задания. (слайд).

  • Технология развития критического мышления
  • Кейс-технология
  • Исследовательская технология обучения
  • Информационная технология
  • Адаптированная система обучения (АСО) – работа в группах и в парах
  • Проблемно-развивающая технология
  • Рейтинговая технология
  • Технология модульного обучения
  • Технология коллективного способа обучения (авторская)
  • Здоровье-сберегающая технология
  • Личностно-ориентированная технология
  • Технологии игрового обучения

        В отличие от традиционного обучения, где дидактические игры выполняют вспомогательную роль (иллюстрации, стимулирование интереса, эмоционально-привлекательный фон), в развивающем обучении учебная игра моделирует процесс исследования реальной или имитационной проблемной ситуации, самостоятельного принятия решения в соответствии с правилами игры, а также  оценочную деятельность при анализе принятых решений и достигнутых результатов (в том числе учебных).

Подводим итоги.

  • Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.
  • Позиция ученика: за познание мира.
  • Учебная задача – задача, решая которую ребёнок выполняет цели учителя.
  • Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
  • Учебное действие – действие по созданию образа.
  • Образ – слово, рисунок, схема, план.
  • Оценочное действие – я умею! У меня получится!
  • Эмоционально-ценностная оценка – формирование мировоззрения.
  • Задача школы – не дать объём знаний, а научить учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока в системно-деятельностном подходе

Данный план-конспект урока по литературе в 6 классе по рассказу В.Распутина "Уроки французского" был разработан в рамках прохождения курсов повышения квалификации по теме "Управление качеством образов...

Технологическая карта урока,реализующего системно-деятельностный подход

Урок в 8 классе по  теме: "Общественное движение в России в 30-40 годы  XIX века"....

Планирование эффективного урока с системно-деятельностным подходом

Системно деятельностный подход -основа стандартов начального общего образования.Он нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности.Так как основной формой организации обучения я...

Технологическая карта урока, реализующего системно-деятельностный подход и формирование УУД

Учебный предмет:  геометрия.Класс:  7 класс.Автор УМК:  Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др. «Геометрия.  7-9 классы» М.: Просвещение,  2015. – 384 с.Тема урока:...

«Современный урок. Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы»

laquo;Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»    Александр Пятигорский...

Технологическая карта урока, реализующего системно-деятельностный подход : . Русский язык _5 класс. Приставки на з-с

Технологическая карта урока, реализующего системно-деятельностный подход  Предмет:_Русский язык...