Рабочая программа по курсу ОРКСЭ для 4 класса
рабочая программа на тему
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» для 4 класса разработана на основе авторской программы А.Я.Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 178.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
КРАСНОАРМЕЙСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 39
УТВЕРЖДАЮ
решением педагогического совета
от________2016года протокол №1
Председатель________Л.В.Колесник
подпись руководителя ОУ Ф,И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры»
Уровень образования: начальное образование
4 класс
Количество часов: 34 часа
Учитель Хазова Людмила Анатольевна
Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО, на основе авторской программы А.Я.Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. Москва: «Просвещение»,2010.
Пояснительная записка
Рабочая образовательная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) модуль «Основы православной культуры» разработана для 4 классов на основе программы А.Я. Данилюка «Основы религиозных культур и светской этики» программа общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Москва: «Просвещение», 2010
Для изучения тем по данной программе используется учебник А.В.Кураева Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: – М. : Просвещение, 2012
Цели курса:
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В связи с поставленной целью определяются задачи курса:
знакомство учащихся с основами православной культуры;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
2. Планируемые результаты освоения учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры».
Личностные результаты:
- самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями художественных текстов посредством эмоционально-действенной идентификации;
- смыслообразование через ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;
- формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициями России и переживания эмоциональной сопричастности достижениям ее граждан;
- формирование эстетических ценностей на основе эстетических критериев;
- формирование действия нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей произведений;
- эмоционально-личностная оценка – умение эмоционально откликаться на содержание курса; умение рефлексировать изменения своего эмоционального состояния в процессе восприятия материала урока;
- умение понимать душевное состояние персонажей текста и умение сопереживать.
3.Содержание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры».
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент. Содержание каждого из шести модулей организовано в рамках 4 тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2-29), дифферинцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей. Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем, получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.
Основные содержательные линии модуля «Основы православной культуры»
Изучение основ православной культуры реализуется по следующим взаимосвязанным содержательным линиям:
- Понятие «священный» в отношении к родной истории и культуре. Священное Значение Государственных символов России (Государственных Гимна, Герба, Флага). Любовь к Родине. Особая роль православия в истории и становлении духовности и культуры России.
- Священные страницы истории Отечества. Дни Победы в Российском историческом календаре. Память о народном и воинском подвиге в отечественной истории и культуре.
- Всемирно известные памятники православной культуры России — храмы, иконы, книги, монастыри.
- Нравственные идеалы в отечественной истории, литературе и культуре. Выдающиеся герои, святые люди России и подвижники веры и благочестия.
- Православные традиции патриотического и социального служения в современной России. Семейные ценности в российской истории, отечественной культуре и современной жизни.
- Возрождение православной культуры России в конце XX – начале XXI века.
- Нравственные основы православной культуры России: доброведение и доброделание.
- Азбука духовно-нравственной жизни: благодарность, дружба, ответственность честность, осторожность, трудолюбие, милосердие.
Учебный модуль «Основы православной культуры»,
Россия — наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы. фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России
Перечень практических работ экскурсий, проектной деятельности
№ урока | Тема | Вид работы |
1 | Россия – наша Родина | П/Р. Разукрасить герб РФ, повторить гимн нашей Родины |
2 | Культура и религия | Экскурсия в местный музей или музейную комнату в школе |
3 | Человек и Бог в православии. | Проект/деят. Попросить родителей рассказать о православии. Вместе с ребенком подумать над вопросом Что значит быть православным? |
4 | Православная молитва | Экскурсия на аллею славы к стелам погибших солдат в В.О.В. и локальных войнах |
5 | Библия и Евангелие | П/Р. Найти в Евангелие притчу о талантах (от Матф.гл.25 стих 14) прочитать {если есть эта книга дома} |
6 | Проповедь Христа | П/Р. |
7 | Христос и Его Крест. | П/Р. Нарисовать крест (4,6 или 8 конечный) Рассмотреть картину И.Макарова «Нагорная проповедь» |
8 | Пасха | П/Р. Сделать различные поделки в честь праздника и организовать выставку. Проект/деят Сфотографировать сделать фотоотчет |
9 | Православное учение о человеке. | |
10 | Совесть и раскаяние. | П/Р. Найти в тесте покаянную молитву и оформить ее на альбомном листе. Вложить в творческую папку. |
11 | Заповеди. | П/Р. Написать сочинение (4-5) предложений на тему «Почему нельзя завидовать»? |
12 | Милосердие и сострадание. | П/Р. Написать в тетрадь по ОРКСЭ какие милосердные дела ты сделал в течение прошлого дня |
13 | Золотое правило этики | П/Р. Оформить в альбоме текст золотого правила |
14 | Храм. | Экскурсия в храм. П/Р. (сделать фото) |
15 | Икона. | П/Р. Сделать фотографию иконы своего покровителя (если такая имеется в семье) |
16 | Творческие работы учащихся | П/Р. Сделать любую поделку или рисунок, написать сочинение (5-6) предложений по пройденному материалу учебника. Вылепить из пластилина маленький храм. Проект/деят Подобрать материал о святом, которого знаешь. Экскурсия Возможны семейные поездки по святым местам. |
17 | Подведение итогов. | Провести викторину |
18 | Как христианство пришло на Русь. | П/Р. Прочитать текст, заранее подготовленный учителем и розданным домой. Поведать, что тебя удивило или поразило. |
19 | Подвиг. | Проект/деят Встреча с подъесаулом Голосовым В.В. для беседы о подвиге Тиховского на Ольгенском кардоне (оформить фотоотчет) |
20 | Заповеди блаженств. | П/Р. Изобразить лестницу заповедей блаженств |
21 | Зачем творить добро? | П/Р. После просмотра м/ф «Просто так» перечислить сколько раз добро изменяло настроение героев мультфильма |
22 | Чудо в жизни христианина. | П/Р. Дома вместе с родителями подумать какие чудеса, возможно. происходили с вами. |
23 | Православие о Божием суде. | П/Р. Постараться прочитать текст учебника с родителями заранее и ответить на вопрос: Как вера в Божий суд влияет на поступки христианина? |
24 | Таинство Причастия. | Экскурсия в воскресную школу для встречи с учителем воскресной школы |
25 | Монастырь. | П/Р. Изобразить вещи монаха: клобук, четки, пояс, мантию (можно что нибудь одно) |
26 | Отношение христианина к природе | Прогулка по школьному парку и сбор гербария |
27 | Христианская семья. | Встреча и беседа с матушкой Натальей Тарасовой, которая имеет 7 детей |
28 | Защита Отечества | Просмотр православного мульпликационного фильма о подвиге Ослябли и Пересвета. Ответить на вопросы: 1.Почему победили русские, а не татары, хотя их было больше? 2.Куда отходит душа убитого воина положившего жизнь за Родину? |
29 | Христианин в труде | П/Р. Посадить небольшое растение и рассказать зачем это нужно и кому. |
30 | Любовь и уважение к Отечеству | П/Р. Разучить песню о «Русском духе» |
31-34 | . Итоговая презентация творческих проектов учащихся | П/Р самостоятельная или с привлечением родителей разработка творческого проекта по любой пройденной теме. Защита. |
4.Тематическое планирование
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
Темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) |
Россия – наша Родина | 1 | Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры |
Культура и религия | 1 | |
Человек и Бог в православии. | 1 | Изучают основы духовной традиции православия |
Православная молитва | 1 | Дают определения основных понятий православной культуры |
Библия и Евангелие | 1 | |
Проповедь Христа | 1 | Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей |
Христос и Его Крест. | 1 | |
Пасха | 1 | |
Православное учение о человеке. | 1 | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры |
Совесть и раскаяние. | 1 | |
Заповеди. | 1 | |
Милосердие и сострадание. | 1 | |
Золотое правило этики | 1 | |
Храм. | 1 | Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры |
Икона. | 1 | |
Творческие работы учащихся | 1 | Излагают свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества |
Подведение итогов. | 1 | |
Как христианство пришло на Русь. | 1 | Знакомятся с развитием православной культуры в истории России |
Подвиг. | 1 | |
Заповеди блаженств. | 1 | Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.) |
Зачем творить добро? | 1 | |
Чудо в жизни христианина. | 1 | |
Православие о Божием суде. | 1 | |
Таинство Причастия. | 1 | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. |
Монастырь. | 1 | |
Отношение христианина к природе | 1 | Учатся приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их. |
Христианская семья. | 1 | |
Защита Отечества | 1 | |
Христианин в труде | 1 | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий |
Любовь и уважение к Отечеству | 1 | |
. Итоговая презентация творческих проектов учащихся | 4 | Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать свое мнение. Готовят сообщения по выбранным темам. |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения
учителей технологии, музыки, _________Л.И.Просветова
черчения, ИЗО,ОПК, ОРКСЭ СОШ№ 39 подпись Ф.И.О.
от ___30.08.2016года____ № 1 ___ 30.08.2016 года_______
_______Зяблицкая Э.С._ ______________
Подпись руководителя МО Ф.И.О.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по курсу ОРКСЭ
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули: Основы православной культуры; Основы исламской культуры; Основы буддийской культуры; Основы иудейской культуры; Основы мировых религиозных культур; Основы св...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/03/picture-154119-1375483540.jpg)
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (модуль Основы православной ультуры)...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/13/picture-416728-1394706956.jpg)
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур"
Программа курса составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 4-ых классах ОУ - 1 час в неделю, за год 34 часа.Используется учебник: «Основ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/06/picture-662518-1441525798.jpg)
рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "основы мировых религиозных культур"
рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "основы мировых религиозных культур" для учителей...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/06/picture-662518-1441525798.jpg)
рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "основы мировых религиозных культур"
рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "основы мировых религиозных культур" для учителей...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/03/picture-129199-1380787269.jpg)
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики")
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...