Выступление на МОТема: Естественно-математическое образование – новые ценности, приоритеты, технологии.
статья по теме

Чернятинская Галина Ивановна

  Тема: Естественно-математическое образование – новые ценности, приоритеты, технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon estestvenno-matematicheskoe_obrazovanie_-_pedtehnologii.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Естественно-математическое образование – новые ценности, приоритеты, технологии.

Не мыслям надобно учить, а учить мыслить.

Э.Кант

Перед каждым учителем стоит вопрос: каким образом следует построить образовательный процесс, чтобы выпускник мог легко ориентироваться в быстро меняющемся мире? На этот вопрос мы находим ответ в концептуальной идее модернизации процесса образования: обучать деятельности через формирование комплекса деятельностных компетенций при ориентации на потребности, возможности, способности и другие личностные качества учащихся, т.е. на максимальное развитие личности ребенка, его активности и творчества.

Современные дети – это уже не «чистый лист», на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя не учитывать. Учитель уже не является для наших детей единственным источником информации.

Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания, ее обилие не приводит к системности знаний. Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их выделять главное, находить связи и структурировать ее. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.

Возникает новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую для него информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний, т.е. речь идет о формировании у учащихся информационной компетенции.

В традиционном обучении мы имеем дело с пассивными учащимися, которых стараемся «напичкать» стандартным набором готовых знаний. Часто говорим: «Даю важные вещи, а им не интересно». Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Каким методом?

Чего наши воспитанники ждут от нас? Знаний для жизни. Необходимо так организовать обучение, чтобы выявлять имеющиеся у ученика знания, актуализировать их, а потом добавлять то, чего не хватает, обобщать и структурировать учебный материал. Мы должны учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике. Для этого мы должны предлагать задания на практическое использование школьных знаний. Ведь компетентность в чем-либо предполагает не только наличие необходимого знания, но и сформированность умения их использовать.

Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой. Как изменить отношения между учителем и учеником, привести их в соответствие? Какой метод позволяет это сделать?

Метод проектов, которому вчера много внимания уделялось на педагогическом совете.

Метод проектов позволяет создать на уроке исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный творческий познавательный интерес.

Покажу на примерах, как учащиеся вовлекаются в исследовательскую работу на уроках математики.

  1. Геометрия, 8 кл., тема «Площади многоугольников» (см. разработку).
  2. Алгебра, 8 кл., тема «График квадратичной функции». При выяснении взаимного расположения графиков функции вида , ,  часть класса получает задание построить графики функций , , , . Другие строят графики функций , , , . Затем кто-то из учеников демонстрирует, что у них получилось.

После этого учащиеся выдвигают гипотезу о том, что не надо каждый раз строить новую параболу, достаточно передвинуть ее вдоль одной из осей; проверяют эту гипотезу и доказывают.

Потом предлагаю (Проблему) построить график функции

                        

                        

  1. Геометрия, 9 класс, тема «Движения». Учащиеся выполняют практическую работу по параллельному переносу осевой и центральной симметрии. (На химии – симметрия кристаллов). Результатом этой деятельности может стать исследовательская работа «Природа симметрии и симметрия природы».

Сравнительные особенности традиционной и нетрадиционной педагогик.

Параметры сравнения

Традиционная педагогика

Инновационная педагогика

Цель

Формирование знаний, умений, навыков

Развитие личности: способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых, нестандартных проблем; создавать в ходе проектной деятельности новые продукты - проекты

Интегральная характеристика

«Школа памяти»

«Школа развития»

Преобладающий тип и характер взаимоотношений

Субъект-объектный

Субъект-субъектный

Девиз педагога

«Делай как я»

«Я вместе с тобой», «Не навреди»

Характер и стиль взаимодействия

Авторитарность, монологичность, закрытость

Демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность

Формы организации

Фронтальные, индивидуальные

Групповые, коллективные

Методы обучения

Иллюстративно-объяснительные, информационные

Проблемные: проблемное изложение; частично-поисковый, эвристический; исследовательский, рефлексивный

Ведущий принцип

«Продавливание»

«Выращивание»

Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником

Репродуктивный, воспроизводящий

Продуктивный, творческий, проблемный

«Формула обучения»

Знания – репродуктивная деятельность

Проблемная деятельность – рефлексия – знания

Способы усвоения

Заучивание, деятельность по алгоритму

Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия

Функции учителя

Носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно-дисциплинарных знаний

Организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся

Позиция ученика

Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту

Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности

Самым главным результатом использования проектной технологии является то, что она позволяет формировать ключевые компетенции выпускника:

- искать;

- думать;

- сотрудничать;

- адаптироваться.

Уверена, что стимулирование мотивации учащихся, включение их в творческую, познавательную, исследовательскую деятельность является очевидным фактором успешности в обучении, отраженной в моей концепции, сущность которой заложена в следующей модели:

        

Как действует данная модель, приглашаю посмотреть на уроке в 11 «А» классе в ноябре месяце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на кафедре естественно-математических наук по теме:Формирование социальной компетентности на уроках географии

Выступление на кафедре естественно-математических наук по теме"Формирование социальной компетентности на уроках географии"...

Выступление на кафедре естественно-математических наук по теме:"Организация предметной недели - на примере недели географии"

Выступление на кафедре естественно-математических наук по теме: "Организация предметной недели- на примере недели географии"...

Выступление на МО естественно-математического цикла "Санитарно-гигиенические требования в кабинете информатики и ВТ"

МО естественно-математического цикла 2 ноября 2015г.Санитарно-гигиенические требования в кабинете информатики и ВТВыступление Мотовиловой Н.И....

Выступление на ШМО естественно-математического цикла. Доклад на тему: « Пути формирования навыков и умений самостоятельной работы на уроках биологии».

Скажи мне, и я забуду,Покажи мне, и я запомнюДай мне действовать самому, и я научусь...Китайская мудрость...

Выступление на ШМО естественно-математического цикла. Доклад на тему: «Развитие познавательных интересов учащихся на уроках биологии».

*Влияние на познавательный интерес  учащегося осуществляет влияние и на успеваемость обучения и на всю личность школьника в целом.Равнодушный ученик нуждается в постоянном стимулировании  ег...