Конфликт между учителем и учеником
методическая разработка на тему

Скачкова Татьяна Геннадьевна

Доклад на педсовет по теме "Конфликты между участниками образовательных отношений". Он содержит в себе психологические аспекты конфликтных ситуаций между учащимся и педагогом. Доклад сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu_konflikt_mezhdu_uchitelem_i_uchenikomword.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

«КОНФЛИКТ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И УЧЕНИКОМ»

Само по себе слово конфликт ассоциируется с неприятностями.  Все участники образовательного процесса стремятся избегать попадания в разного рода конфликтные ситуации. Но что, если вы видите, что его уже не избежать? Как действовать, чтобы разрешить сложившуюся напряжённую ситуацию? Конечно ответ на этот вопрос во многом зависит от конкретного случая.  Надо понять в чём кроется причина конфликта, кто и как отстаивает свою точку зрения и к чему, в конечном итоге, это может привести оппонентов.

Причин конфликтов можно выделить порядка десяти. Вы их можете видеть на слайде. Но более конкретно хочется обратиться к следующей группе конфликтов между учеником и учителем:

Конфликты деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности . Т.е. конфликты связанные с какими либо замечаниями учителя относительно успеваемости учащегося, выполнения им домашнего задания либо вообще ведения тетради, дневника и т.д.

 Конфликты поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, вне школы, проявления личностных качеств…

 Многие дети, в силу особенностей характера, темперамента или возраста, порой довольно агрессивно реагируют на замечания в свой адрес. Реакция ребёнка зависит от

Темперамента

  • Характера
  • Уровня духовного развития
  • Уровня воспитанности и образованности
  • Волевого развития
  • Эмоционального состояния в момент конфликта
  • Состояния здоровья, самочувствия
  • Событий, предшествующих конфликту
  • Уровня развития самооценки
  • Особенностей семейного воспитания
  • Особенностей психического развития

Места и времени конфликта

 Ситуация может усугубляться, если замечание учитель делает при всём классе. «Что же тогда?»- возразят тут многие педагоги,- «если нам продолжать деликатничать, нерадивому ученику всё сойдёт с рук » Тут конечно будет не лишним обратиться к совету психолога. Несмотря на то, что каждый учитель знаком с возрастной психологией и педагогикой, в повседневной суете забываются простые приёмы, позволяющие сгладить углы и избежать конфликтных ситуаций. На слайде представлены «я-утверждения» и «ВЫ/ты- утверждения». Для профилактики конфликтов психологи рекомендуют чаще использовать «я-утверждения», которые позволяют выразить своё отношение к проблеме, а не переносить его на отдельную личность либо группу учащихся.

Конфликт между учителем и учащимся имеет ряд особенностей:

  • Именно учитель несёт ответственность за конструктивное разрешение ситуации
  • Социальный статус конфликтующих сторон определяет поведение
  • (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по разному);
  • Профессиональная позиция учителя обязывает взять на себя ответственность за исход конфликта
  • Стороны по-разному умеют справляться с эмоциями и чувствами
  • Конфликт в присутствии других учеников носит яркий воспитательный характер, нельзя забывать, что для большинства школьников учитель пример поведения. И от умения держаться в непростых ситуациях зависит воспитательный эффект.
  • Конфликты проще избегать, нежели искать выход из них

Причины конфликтов во многом зависят от возраста учащихся. Обратимся к слайду:

Вследствие своих психологических и возрастных особенностей, учащиеся выбирают одну из форм поведения. Бесспорно, лучший вариант, когда ребёнок готов к конструктивному диалогу, для отыскания выгодного исхода для обеих сторон конфликта. Хуже. Если ученик начинает фантазировать, уходя от ответственности за принимаемые решения. Уход от неприятной ситуации означает, что спустя какое-то время конфликт возникнет снова и возможно в ещё более острой форме. Защитное и регрессивное поведение совсем закрывают пути к диалогу.

Учитель мудрее и опытнее ученика и должен уметь справляться с эмоциями, подчинять их разуму. Приведу в пример установки, которых стоит придерживаться педагогу в общении с детьми:

  • называть ученика по имени;
  • в процессе общения не забывать об интонации;

проявлять искреннюю заинтересованность к              высказываниям воспитанника, даже если они       кажутся малозначительными;

  • уметь слушать и слышать ученика, стараться понять мотивы его действий и высказываний;

уметь психологически «встать на место ученика» для лучшего понимания истинных намерений и причин поступков/высказываний

  • уметь видеть хорошее в любом ученике;
  • оценивать успехи ученика не в сравнении с другими, а с точки зрения динамики его собственных достижений и уровня воспитанности по возможности использовать «Я-высказывания», избегать «Вы/Ты-высказываний», интуитивно отвергаемых воспитанниками;
  • анализируя ошибки или неудачи ребенка, стараться сохранять доброжелательный тон с выражением искренней готовности оказать ему помощь;

всем своим поведением, манерой общения, внешностью, эмоциональностью стараться показывать свое положительное отношение к каждому воспитаннику.

Итак, что же делать, если конфликт между учителем и учеником всё же произошёл? Вот, что по этому поводу думают дети (слайд); но, главное, по мнению психологов, не забывать о воспитывающем эффекте конфликтной ситуации. В мелкой ссоре, старайтесь быть выше мелочных разборок. Не говорите сразу с взвинченным возбуждённым человеком. Дайте ему возможность перевести дыхание, успокоиться, а потом попытайтесь выслушать и понять ребёнка. При этом старайтесь держаться невозмутимо, говорить ровным, спокойным голосом. Это тоже научит школьника решать проблемы спокойно.

 И в заключении, хочется сказать: Ключ к решению любого конфликта, состоит в том, чтобы взглянуть на конфликт, как на задачу, которая должна быть решена, не смотря на преграды, как-то: боязнь выбора, недостаток информации, неопределённость, малая коммуникабельность и т.д. Помните, главное в конфликте найти компромисс, а не выйти из него победителем. И наконец, старайтесь всегда быть справедливыми по отношению к ученику, жить в гармонии с собой и окружающими и тогда конфликты вам не страшны. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И УЧЕНИКОМ»

Презентация "«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ  МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И УЧЕНИКОМ» раскрывает основные причины конфликтов между участниками образовательного процесса,рассматривает способы их разрешения.Материал в...

СЦЕНАРИЙ КВНа МЕЖДУ УЧИТЕЛЯМИ И УЧЕНИКАМИ «СМЕХ, ДА И ТОЛЬКО…»или СМЕХ – ЛЕКАРСТВО ОТ ВСЕХ НЕДУГОВ 2015 год

Итак, мы начинаем КВН! Мы не зря именно так обозначили тему нашей сегодняшней встречи в клубе весёлых и находчивых. Школа в этом году выходит на программу развития, связанную со здоровым образом жизни...

Особенности конфликтов между учителями и учениками.( рекомендации психолога).

Данная статья  поднимает очень актуальный  вопрос в современной школе- Конфликт между учителем и учеником Освещены основные причины конфликтных ситуаций и способы их разрешения и профилактик...

Особенности конфликтов между учителями и учениками.

Особенности конфликтов между учителями и учениками.Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня ...

Причины конфликтов между учителями и родителями и пути их разрешения

Материал содержит информацию о причинах конфликтов с позиции учителя и родителей. В работе даны рекомендации учителям и  родителям, как избежать конфликтов....

Конфликт между учителем и родителями.Пути их решения.

Рекомендации по безконфликтному решению споров....

Семинар – практикум для классных руководителей « Пути и методы решения конфликтов между педагогами и учениками »

Семинар – практикум для классных руководителей« Пути и методы решения конфликтов между педагогами и учениками »...


 

Комментарии

Зайцева Татьяна Владимиривна

Хорошо, что вы выложили доклад, дома, в спокойной обстановке можно перечитать и обдумать. Спасибо за доклад, на педсовете он мне очень понравился!