Педагогический совет "Разработка и реализация СИПР"
методическая разработка на тему

Бабкина Ольга Александровна

Данный педагогический совет поможет педагогам понять структруту СИПР и смысл её реализации для детей с умеренной, тяжёлой умственной осталостью и ТМНР. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sipr_vystuplenie.docx29.87 КБ
Файл pedsovet_po_sipr.pptx563.75 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет

«Специальная индивидуальная программа развития и её реализация»

Звучит клип Д.Билана «Не молчи».

- Уважаемые педагоги, мы не объявляли тему педагогического совета, как вы думаете о чём пойдёт речь?

- Вспомните, пожалуйста,  что означает  аббревиатура  слова  АООП?

- Что такое СИПР? ( расшифровывают аббревиатуру)

- В чем принципиальная разница между АООП и СИПР?

- Если АООП может реализоваться сразу для нескольких обучающихся, то СИПР  подразумевает индивидуальную работу с учетом всех их индивидуальных возможностей  и особых образовательных потребностей.

 Зададим вопрос: «Зачем проектировать СИПР, если есть 2 вариант АООП ?»

- Максимальная индивидуализация достигается разработкой  СИПР.  

Дети, имеющие целый комплекс нарушений (умственная отсталость, ДЦП, синдром Дауна, аутизм и другие – это сложная категория обучающихся, для которой составление общей программы  не имеет смысла.

Например: Настя П. и Данил Н.  

У обоих детей стоит диагноз умеренная умственная отсталость, т.е. они должны обучаться по 2 варианту АООП.  Но у них разные  зоны ближайшего развития  и актуального развития, разные  образовательные потребности, разные  планируемые результаты , а следовательно будут разные и учебные планы. Поэтому, для каждого из них будут составлены СИПР, которую каждый будет осваивать по- своему.

Тема педсовета: «Разработка и реализация СИПР»

Задачи: познакомить педагогов со структурой СИПР, показать формирование жизненных компетенций у детей с умеренной, тяжёлой уо, ТМНР на уроках, показать реализацию СИПР во внеурочное время.

Рассмотрим более подробно структуру  СИПР.

  1. Общие сведения содержат персональные данные о ребенке и его родителях. II. Характеристика ребенка составляется на основе результата психолого-педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития. Характеристика включает описание бытовых условий семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка, а также заключение ПМПК.
  2. Индивидуальные сведения о ребёнке. (место жительства, родители, этап обучения, степень особых потребностей). Сбор сведений осуществляется классным руководителем.
  3. Психолого – педагогическая характеристика. Даётся  на начало  учебного года (из беседы с родителями, по наблюдению воспитателя, учителя и других специалистов в течение 2-х недель. Отслеживаются познавательные процессы, поведение, эмоциональные реакции, речь) – на основе этого делается вывод о приоритетных для ребёнка образовательных областях и коррекционно – развивающих областях.
  4. Индивидуальный учебный план отражает доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки для  обучающегося.
  5. Индивидуальные образовательные потребности обучающегося. Т.е. какие условия должны быть созданы для обучающегося для того, чтобы обеспечить ребёнку  комфортные условия для обучения и для достижения результатов. У каждого ребёнка, нуждающегося в СИПР, свои образовательные потребности –
  • потребность в максимально раннем выявлении и комплексной коррекции отклонений в развитии. Чем раньше будет выявлено отклонение и чем раньше начнётся комплексная коррекция этих отклонений, тем успешнее будет его развитие;
  • учёт потребности в расширении образовательного пространства. Например для Насти расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения, для Данила – обучение в школе, участие в мероприятиях.
  • потребность во введении специальных учебных предметов и коррекционных занятий, которых нет в учебном плане обучающихся по АООП вариант 1.
  • потребность в уходе и присмотре.
  1. Индивидуальный учебный план включает в себя выбранные конкретно для данного ребёнка учебные предметы, которые он может освоить и коррекционные занятия. Если ребёнок не способен освоить предметы, то в учебный план включаются только коррекционные занятия.

Задание группам: Группам даётся характеристика обучающегося с умеренной уо, ТМНР. На основе характеристик обучающихся группе необходимо составить перечень приоритетных образовательных областей и коррекционных курсов, обосновать.

Выступление групп.

  1. Расписание занятий.
  2. Условия реализации потребности в уходе и присмотре. В данном разделе прописываются в процессе чего будет осуществляться уход и присмотр и кто его будет осуществлять.
  3. Содержание учебных предметов. Ещё раз повторюсь, что выбираются только те предметы и коррекционные курсы, которые будут актуальны для образования обучающегося. Задачи возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на один учебный год. (возможен  вариант и на полгода)
  4. Формирование базовых учебных действий. Индивидуальный режим посещения образовательной организации может быть установлен ребенку решением психолого- медико-педагогического консилиума организации на период реализации соответствующих образовательных задач, включенных в программу формирования базовых учебных действий.

Последняя является важным компонентом СИПР и, согласно требованиям ФГОС, включает задачи:

1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

2. Формирование учебного поведения (направленность взгляда на говорящего с ребёнком, на предмет; умение выполнять простейшие инструкции (возьми, посмотри, покажи; использование по назначение предметы; умение выполнять действия по образцу)

3. Формирование умения выполнять задание.

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

БУД отслеживаются 1 раз в полугодие. Их содержание также зависит от конкретного ребёнка.

  1. Программа нравственного развития. Она направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития в единстве урочной и внеурочной, внешкольной деятельности школы и семьи. Вы скажете, какая программа нравственного развития? В основу программы нравственного развития обучающихся с умеренной, тяжёлой уо и ТМНР положены общечеловеческие ценности в контексте формирования у обучающегося нравственных чувств и поведения:

- осмысление ценности жизни: развитие способности радоваться новому дню, маме, событию.

- отношение к себе и другим, как самоценности: формирование доброжелательного отношения к другим, поддержание у ребёнка положительных эмоций и добрых чувств. Например: принимая гигиенические процедуры, можем вымыть его просто как стакан, без эмоций, а можем рассказать потешку, вызвать улыбку, похлопать в ладоши, сопроводить потешку действиями и тем самым решать образовательные задачи и задачи нравственного развития и достичь личностных результатов.

- укрепление веры и доверия. Через общение со взрослым, который своим , уважительным отношением и доброжелательным общением вызывает у ребёнка доверие и желание взаимодействовать.

- взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального общения (что такое хорошо и что такое плохо). Усвоение таких правил происходит в игре, учёбе, досуге. Для этого важны эталоны (подсказки). Таким эталоном для ребёнка являются люди, которые его окружают. Любому ребёнку, а с нарушением интеллекта особенно, трудно понять смысл и содержание нравственных категорий, поэтому их усвоение возможно только на основе примера взрослого.

Программа нравственного развития отслеживается через наблюдения за ребёнком в ходе игры, учёбы, досуга. Делаются записи наблюдений.

 

ХII. Программа внеурочной деятельности. Развитие личности происходит в ходе организации специальных внеурочных мероприятий, таких как игры, занятие в кружках, праздники.

Для ребёнка с умеренной, тяжёлой уо и ТМНР в программе внеурочной деятельности расписываются основные мероприятия, в которых он имеет возможность принять участие.  (таблица с. 16-17).

Задание группам:  по макету вписать в каких школьных мероприятиях  может принять участие и каково будет  его личное участие (согласно характеристике ребёнка)

ХIII. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося содержит мероприятия для повышения осведомлённости родителей об особенностях развития ребёнка, для обеспечения участия семьи в реализации СИПР, выработка единства требований к обучающемуся, для организации участия семьи во внеурочных мероприятиях. Должен быть перенос тех умений и навыков, которые формируются у ребёнка в школе, на то, в домашнюю жизнь ребёнка.

ХIV. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальные средства реабилитации, необходимых для реализации СИПР.

 

ХV.Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР на основе наблюдений.

 Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект».

Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год.

. В конце учебного года на основе анализа данных на каждого обучающегося составляется характеристика, делаются выводы и ставятся задачи для СИПР на следующий год. В целях информирования о результатах обучения детей их родителям (законным представителям) направляется информационное письмо, отражающее содержание предоставленной в течение учебного года психолого-педагогической помощи ребёнку, динамику развития и оценку сотрудничества учреждения и семьи по вопросам воспитания и обучения ребенка.

Перевод обучающегося в следующий класс  осуществляется по возрасту.

Кроме того, программа может иметь приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения ребёнком в домашних условиях.

Идеология ФГОС  обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью построена на двух взаимодополняющих составляющих: академические результаты обучающихся и их жизненные компетенции.

Все дети, имеющие особые образовательные потребности, обусловленные особенностями их развития, имеют возможность получить образование. Чем тяжелее нарушения развития учащегося, тем больше возрастает составляющая жизненных компетенций при проектировании СИПР.

При проектировании СИПР необходимо обратить внимание на перечень жизненных компетенций, которые должны быть сформированы у таких обучающихся. Например, компетенции, связанные с окружающим миром, начиная от бытовых навыков самообслуживания. Если обучающийся  изучает счет, то он его изучает не для решения примеров по математике, а для того, чтобы потом иметь возможность купить себе килограмм фруктов.

Задание группам:  составить 2 задания по любому предмету на выбор из своего перечня учебных предметов на формирование жизненных компетенций.

 

При условии достаточного пространства, возможно также объединение двух классов в одном помещении, при этом, вместе с увеличением числа обучающихся, увеличивается количество персонала (не менее 4-х взрослых на 10 обучающихся). При таком распределении обучающихся расширяются возможности моделирования образовательного процесса в условиях организации. Так, например, 10 обучающихся сдвоенного класса могут быть единовременно распределены следующим образом:

с 5-ю обучающихся третей группы проводит урок учитель класса и ему ассистирует воспитатель (или помощник);

с 2-мя обучающимися (второй группы) проводятся коррекционно- развивающие занятия (логопед и учитель адаптивной физкультуры);

с 2-мя обучающимся (первой группы) занимается второй учитель класса (коррекционный курс);

с 1-м обучающимся (первой группы) проводит занятие воспитатель (или помощник) по заданию, подготовленному специалистом.

В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок,   формулируются рекомендации  с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводятся итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки.

Итог:

В школах всё больше и больше таких детей, которым необходимо наше наибольшее внимание. Конечно в первую очередь, как и уже было сказано выше, дети смотрят на нас как педагогов и учатся у нас. Какое отношение наше будет к детям, имеющим умеренную, тяжёлую уо и ТМНР, такое отношение будут испытывать и остальные дети, которые окружают этого ребёнка Роль учителя в инклюзивном образовании велика. Необходимо воспользоваться формулой трех «П»: признание, понимание и принятие.

.Поэтому необходимо воспитывать в них доброту, понимание и дружелюбие к таким детям через свои поступки, через чтение рассказов, статей из журналов, показ мультфильмов. (мультфильм «Про Диму»)

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шаблон Педагогический совет - 2017

Слайд 2

АООП СИПР Адаптированная основная общеобразовательная программа Специальная индивидуальная программа развития Для основной массы класса, ориентированной на достижение примерно одного уровня ЗУН Для одного ребёнка с учётом его образовательных возможностей и потребностей

Слайд 3

Дети, имеющие более менее однородный характер нарушений (лёгкая умственная отсталость) обучаются по АООП, в которой обозначены примерные темы для изучения, примерные планируемые результаты и конспект урока, занятия мы составляем, ориентируясь на основную категорию обучающихся, дополняя его дифференцированными заданиями для обучающихся (по темпу выполнения, по уровню усвоения и т.д.). Дети, обучающиеся по 2 варианту АООП, имеющие целый комплекс нарушений при умеренной (или тяжёлой) умственной отсталости- это сложная категория обучающихся, для которой составление общей программы не имеет смысла. Например: Н. Попова, Д. Неуймин

Слайд 4

Используемые ресурсы : Настя П. Данил Н. Нет особенностей в архитектуре здания Безбарьерная архитектурная среда Охранительный режим Охранительный режим Не нуждается в присмотре и уходе Нуждается в присмотре и уходе Использование специальных учебников, пособий, дидактического материала, наглядности в соответствии с программой. Доступный дидактический материал. Использование специальных учебников, пособий, дидактического материала, наглядности в соответствии с программой. Крупный, яркий дидактический материал не имеющий мелких деталей. Использование мягкого карандаша для выполнения заданий. Тетради в крупную клетку. Помощь взрослого по типу «рука в руке» Специальные образовательные условия

Слайд 5

Структура СИПР 1 . Пояснительная записка (название документа, на основе чего разработана, для кого с какой целью, сроки освоения) 2. Общие сведения о ребёнке и его родителях . (на основе результата ПМПК ОУ). Описание бытовых условий семьи, отношение членов семьи к образованию ребёнка и заключение ПМПК. 3. Психолого – педагогическая характеристика на начало учебного года (по наблюдению воспитателя, учителя и других специалистов в течение 2-х недель) – на основе этого делается вывод о приоритетных для ребёнка образовательных областях и коррекционно – развивающих областях.

Слайд 6

4 . Индивидуальные образовательные потребности ребёнка (какие- то приспособления для обучения, программы компьютерные и др , технические средства, расширение образовательного пространства, специальные предметы и т.д.) 5. Условия реализации СИПР (какие технологии будем применять, методы, приёмы, как будем организовывать среду, нужен ли удод и присмотр и т.д.) 6. Индивидуальный учебный план на год (какие предметы, коррекционные занятия, количество часов в неделю, в год) - ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ 7 . Расписание занятий. 8. Специалисты, участвующие в реализации программы . 9. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов .

Слайд 7

10 . Программа формирования БУД. 11. Программа сотрудничества с семьёй. 12. Программа внеурочной деятельности и ДНР. ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ . 13 . Перечень необходимых технических сре дств, дидактических материалов, игр, средств реабилитации для реализации СИПР. 14. Средства мониторинга и оценки динамики обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Использование современных педагогических технологий при реализации проблемного подхода к обучению»

Поиски ответов гн только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е...

Педагогическая мастерская-это реализация возможностей творчества.

Педмастерская учителя немецкого языка- не урок ,это проживание.реализация своего творчества.В процессе мастерской создается необходимая среда взаимодействия ,рождается чувство общности ,коллегиальност...

Особенности образовательной деятельности обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) в рамках реализации СИПР.

Методики и методические  приемы,используемые в обучении детей с особыми образовательными потребностями....

Актуальные аспекты деятельности учителя-логопеда в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в условиях реализации СИПР

Вариант  2 АООП, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную  программу развития (СИПР), учитывает его специфические образовательные потребности. В...

Рабочая программа «окружающий природный мир» (в рамках реализации СИПР) для обучающихся 5 класса. Рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Уровень программы – адаптированный.Рабочая программа по учебному предмету Окружающий Мир Природы для обучающихся 5 класса составлена на основе АООП ГКОУ «Волжская школа-интернат», в ...

Актуальные аспекты деятельности учителя-логопеда в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в условиях реализации СИПР

Альтернативная коммуникация— это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям. Альтернативная коммуникация также носит название дополнительная, тотальная....

Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» в рамках реализации СИПР для обучающегося 5 класса

Программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» разработана в соответствии с учебным планом общего образования обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости на 2020-2021 учеб...