Организация коллектива в детском объединении
консультация на тему

ШАТАЛОВА ЕЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА

Рекомендации педагогам дополнительного образования при формировании нового детского коллектива

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

г. Выкса 2015 год ОРГАНИЗАЦИЯ МАЛЫХ ГРУПП В ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ Управление образования администрации городского округа город Выкса Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества П едагог дополнительного образования, Елена Валерьевна Шаталова

Слайд 2

Определение слова «коллектив» группа людей, объединенных общей трудовой деятельностью, общими интересами ( сл. Ефремовой); группа лиц объединенных общей работой, учебой, общими интересами; энциклопедический словарь: коллектив - (от лат. collectivus - собирательный) – относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи (сл. Ожегова); относительно компактная и стабильная группа людей, занятых решением конкретной задачи, спаянных общностью целей, организации деятельности, групповым сознанием, чувством коллективизма, товарищескими отношениями, дисциплиной, создающих условия своего существования и развития, управляющих ими. Основа возникновения коллектива общность коренных интересов. (Социологический справочник)

Слайд 3

Детский коллектив объединение детей, перед которыми стоят- общая цель и задачи; это коллектив в котором дети учатся совместно достигать эту цель в общей деятельности; это коллектив, который связан узами дружбы, где «один за всех и все за одного». Коллектив, где есть свои лидеры.

Слайд 4

Изучение малых детских групп и этапов их образования Россия, настоящее время - Л. И. Новикова, А.Т.Куракин, Я. Л. Коломинский, А. В. Петровский, Л.И.Уманский, Лутошкин и др. Английские психологи Б. Такмен, М. Йенсен М. Йенсен , (очень часто используеются в менеджменте), Г. Стенфорд и А. Роарк (школьный коллектив) и др. Россия, советское время – Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. Г. Ковалев, Е. С. Кузьмин, В. Н. Мясищев, Б. Д. Парыгин, Г. М. Андреева, А. И. Донцов, Р. С. Немов, А. В. Петровский, А.С. Макаренко и др.

Слайд 5

Модель развития группы (по Г. Стенфорду, А. Руарку) I СТАДИЯ Ориентация I I СТАДИЯ Разочарование III СТАДИЯ Согласие или разрешение I V СТАДИЯ Работа V СТАДИЯ Завершение

Слайд 6

VI-VII СТАДИИ (креативности и успеха)

Слайд 7

Мониторинг это…. систематический сбор и обработка информации, которая может быть использована для улучшения процесса принятия решения, а также, косвенно, для информирования общественности или прямо как инструмент обратной связи в целях осуществления проектов, оценки программ или выработки политики. Функции мониторинга: выявляет состояние критических или находящихся в состоянии изменения явлений образовательной среды, в отношении которых будет выработан курс действий на будущее; обеспечивая обратную связь, в отношении предыдущих удач и неудач определенной учебно-воспитательной деятельности; * устанавливает соответствия правилам и обязательствам.



Предварительный просмотр:

Организация коллектива в детском объединении

семинар   «Организация учебно-воспитательного процесса в детском объединении» 3 сентября 2015 г.

Составила педагог до  Шаталова Е.В.

          Начался учебный год и совсем скоро в наши объединения придут новые девчонки и мальчишки. Многие, совершенно правомерно, могут сказать – не новые, к нам придут знакомые нам дети второго, третьего года обучения,  уже близкие нам ребята. У нас уже готовый детский коллектив…. Однако, прежде чем продолжить разговор о наших воспитанниках, давайте вспомним определение этого слова - слова - коллектив.

          Разные словари толкуют это слово по разному:

  • по Ефремовой -  коллектив - группа  людей, объединенных общей трудовой деятельностью, общими интересами;
  • по Ожегову: коллектив - Группа лиц объединенных общей работой, учебой, общими интересами; энциклопедический словарь: коллектив - (от лат. collectivus - собирательный) - относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи;
  • по социологическому справочнику: коллектив от лат. collectivus собирательный) по словарю Ушакова: коллектив (от латин. collectivus - сборный). Группа людей, объединенных общими делами, общей работой.

      Давайте обобщим все написанное, но обобщим, принимая во внимание, что мы говорим о дополнительном образовании и о детском коллективе.

        Детский коллектив - это объединение детей, перед которыми стоят- общая цель и задачи; это коллектив в котором дети учатся  совместно достигать эту цель в общей деятельности; это коллектив, который связан узами дружбы, где «один за всех и все за одного». Коллектив, где есть свои лидеры.

          И вот на этой положительной и всем понятной ноте, развлеку вас рассказом из жизни всем известного детского центра «Лазурный». Смены с международным участием там не редкость. Вот про такую смену и вспомню рассказанную нам, участниками этой смены, историю.

           Каждый новый заезд - это формирование нового детского коллектива. Ежедневно, на планерке, там подводятся итоги прошедшего дня. Международная смена предусматривает участие в смене педагогов, страны участника смены, эти педагоги тоже участвуют в планерке. Представьте себе, планерка. Вожатые рассказывают о том, как прошел день в коллективе. Внимание одного из зарубежных педагогов приковано к рассказу одной из вожатых. Она заканчивает свой рассказ - он, с видом предсказателя,  резюмирует: «В этом коллективе назревает конфликт!». Через несколько дней в детском коллективе - ссора ... Молчание! Удивление!

Человеческая реакция на происшедшее - тот педагог прорицатель, видит будущее! Научная реакция - специалист!   Знает этапы формирования коллектива!

Что же это за этапы такие, которые позволяют видеть еще не случившееся?

Образование малых групп интересует все мировое сообщество. На эту тему проводились исследования у нас в России и зарубежом. Но, как это не прискорбно, именно американские педагоги-психологи отметили, что все идет по кругу: история стран и народов, история формирования коллективов. Английские психологи Г. Стенфорд и А. Роарк выделили следующие семь стадий развития группы. Руководствуясь исключительно этими знаниями американские педагоги смогли классифицировать степень развития группы, а значит и возможность конфликта. Надеюсь, интрига удалась и вас заинтересовало, что это за этапы. В данный момент, именно для нашего дополнительного образования, для начала нового года и работы с «новыми -старенькими» детьми - мы должны знать первые пять, важных для нас  этапов группообразоваия.

Модель развития группы. Первый этап - этап «Ожидания». Первая встреча людей, считающих, что знают друг друга. На первом месте - педагог, авторитет. Вот тут встает вопрос, после лагерей, замечательных людей, которые летом встречались ребенку, возникает вопрос «Авторитет ли?» Возможно, ребенок вернулся из чувства солидарности, порядочности и еще многого, что может его заставить вернуться. Над этим сразу, с первого дня стоит работать! Как? Мотив - двигатель всех желаний ребенка! Заново знакомимся друг с другом в прямом и переносном смысле. Преподносим себя, свою новую деятельность, увлекаем. - Увлекли? Ребенок полон идей и радужных ожиданий! Он зависит от нас (а это нормально, школьную ерархию еще никто не отменял, во всяком случае, если педагог - авторитет и любим детьми). Дети, спомощью педагога ищут свое место в коллективе: Маша-генератор идей, креатив брызжет из неё. Федя воплощает Машины идеи, своих у него нет- но зато «Как он это делает?!!!! Это золотые руки объединения»… и т.д. и т.п. Своё место дети ищут и физиологически, и психологически. Нашли - всё прекрасно… Педагог может радоваться и… готовится к конфликту….

Начинается второй этап «Разочарование»! Маша мечтала стать первой в  группе, но у неё есть идеи, а воплотить их она не может в жизнь. «Зато у Федьки грамот полно, а ведь это  именно она придумала, как сделать поделку, рисунок, трюк….» Маша дуется на педагога («он Федьке только помогает»), на Федю (авторство украл) и весь белый свет. Её ожидания не оправдались. Авторитеты сместились, появилось чувство своей некомпетентности. В первой фазе, я сама рассказала, как преодолеть её без потерь в коллективе. Попробуем эту фазу пройти вместе с наименьшими потерями. Итак: вы видите - фаза интенсивных предложений прошла, в группе есть недовольные (возможно только взгляды), скучающие, спорящие ставящие друг друга на место и др.

Что мы, педагоги будем делать?

(Обсуждение с педагогами, как мы выходим из 2 фазы с наименьшими потерями, при наблюдательности и быстрой реакции - без потерь.)

Решение:

  • Меняем деятельность.

Если Федя хорошо работает руками (ногами, головой, ракеткой и т.д.), он не так успешен в другом творчестве. Мы проводим занятия, где надо говорить, сочинять, фантазировать, проявлять лидерские качества.

  • Создаем ситуации успеха для неуспешных в основном виде деятельности детей.

Например, организуем конкурс на лучшую сказку, идею. Сейчас много интернет - конкурсов, где дети с разными возможностями могут принять участие и стать победителями, получить признание в виде грамоты или диплома. Вслушайтесь, как звучит «Грамота вручается Марье Ивановой, участнице Всероссийского конкурса…». Ребенок поучаствовал и всё! Но как это торжественно и значимо звучит. (Тут стоит отметить, что можно сработать и на опережение и заметив, что ребенок болтлив, но не результативен, поговорить с родителями и с ними определить, в каком конкурсе ребенок может наиболее себя выразить. (Портфолио - собирают в каждой семье).

  • Применяем  игры, тренинги,  технологии  связанные с личным участием.

Если мы сумели перевести назревающую конфликтную ситуацию в русло творчества, где в группе детей каждый занимается общей деятельностью, но развиваясь индивидуально, со своими, только данному ребенку характерными успехами, то будем считать, что  мы начинаем третий этап в жизни нашего маленького коллектива.

Этап «Согласия или разрешения». - замечательный этап. Все разногласия сглажены. Цели каждого ребенка пересмотрены и переосмыслены. Разница между прошлями ожиданиями и действительностью исчезает вместе с противоречиями.

Вот здесь мы можем давать детям задания на групповое взаимодействие, на скорость, на качество. Варьируем попеременный успех детей, варьируем лидерами в группе  ( в одной деятельности один лидер, в другой -лидером становится другой ребенок). Работа «стенка на стенку», пара на пару и т.д. Вот тут идеям педагога - нет конца. А дети поддержат и с удовольствием будут участвовать.

        На данном этапе важно достигнуть гармонии в образовательном и воспитательном процессах, создание атмосферы доверия, уважения, уверенности каждого ребенка в самом себе и окружающих, появляется чувство доверия.  Одновременно с этим, стоит заметить, что ответственность в группе тоже делится: придумывают одно - остальные с удовольствием их слушают и помогают, делают другие - а радуются все вместе.

Когда возникла такая радость от разделения труда и успехов каждого, мы подошли к новому этапу - четвертому, работа. Тот этап, где дети с удовольствием готовят совместную выставку. Где педагог ставит перед собой цель сделать коллектив единым целым, обособленным от понятия МЫ, в огромном смысле (например страна, выксунцы), где ребенок должен прийти к понятию «Мы лучше других, выставка у нас лучшая, работы у нас самые яркие, девочки у нас самые красивые…. И таких МЫ Лучше может быть много. Объединяет их - совместная  успешная, высококачественная деятельность, родной коллектив -команда, чувство силы и мощи этой команды, педагог - авторитет.  Как правило, для объединений дополнительного образования этот этап приходится на март-апрель месяц.

Пройдя этот этап, мы переходим на 5 этап - «Завершение».

Вспоминает яркие события:  подготовку работ, номеров, случаи из занятий, выступления.

На этом этапе огромную эмоциональную окраску стоит обратить на:

  • Признательность к участникам событий.
  • Гордость за достижения.

Немаловажным фактом является - как мы отметим детей?! Это могут быть открытки, сердечки, медали, грамоты - материальное и  моральное стимулирование. Каждый ребенок получает чувство удовлетворения за собственную деятельность, чувство близости к членам коллектива.

      Этап может сопровождаться резким подъемом  или спадом творчества. Чаще всего, с таким коллективом, если не затягивать, можно организовать выставки, представления, уроки дети-детям и т.д. Эти дети готовы к новым свершениям- они креативная команда и двигающая сила любого коллектива.

     Каждый коллектив обязательно проходит все пять этапов. Они не четко разграничены, иногда накладываются друг на друга, но:

  • В своей деятельности мы должны спланировать.
  • Наблюдать за детьми, отмечать личностные изменения в детям и заранее проводить работу по  коррекции группового взаимодействия.

Существуют еще два этапа - по Стефорду и Роарке - это когда моё Я перерастает в понимание моего МЫ. Когда ребенок на эмоциональном уровне не отделяет себя от коллектива. Тогда уровень развития коллектива очень высок (такие коллективы встречаются, но редко, как правило для решения одной определенной задачи, например «создание первого в мире лунохода», - здесь цели поставлены настолько высоко, а деятельность настолько интересная, что своё Я быстро перерастает в МЫ.

  Подводя итог, хочется отметить, что знание всех этапов образования малой группы, прекрасной наблюдательности и  высокой квалификации педагога будут бесполезны, если педагог не верит в то что делает и не верит в успех! Успехов всем!

Библиография:

  1. Огородова Т. В., Пошехонова Ю. В. Социальная психология образования: уч. Пособие.- Ярославль: ЯрГУ, 2014.- с.116.

Интернет-ресурсы:

  1. Коллектив, как объект и субъект воспитания - http://www.tinlib.ru/psihologija/teorija_i_metodika_vospitanija_konspekt_lekcii/p10.php
  2. СтудопедиЯ- http://studopedia.ru/4_96112_angliyskie-psihologi-g-stenford-i-a-roark-videlili-sleduyushchie-sem-stadiy-razvitiya-gruppi.html
  3. Современные образовательные технологии - http://pandia.ru/text/79/034/36282.php

Этапы и уровни развития детского коллектива

Коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется не сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет существенных признаков, которые характеризуют коллектив. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов. 
Этапы развития коллектива, где требование выступает основным параметром, определяющим его становление, впервые были обоснованы А. С. Макаренко. В развитии воспитательного коллектива он считал закономерным переход от категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива. 
На первом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся. По А. С. Макаренко, требование, высказанное в форме, не допускающей возражений ("негнущееся", категорическое), необходимо на первых порах в каждом коллективе. Следует отметить, что большинство воспитанников, особенно младших возрастных групп, практически сразу и безоговорочно принимают требования педагога. Показателями, по которым можно судить о том, что диффузная группа переросла в коллектив, являются мажорный стиль и тон в группе, качественный уровень всех видов предметной деятельности и выделение реально действующего актива. О наличии последнего, в свою очередь, можно судить по наличию инициативы со стороны учащихся и по общей стабильности в группе. 
На втором этапе развития коллектива основным проводником требований к личности должен быть актив. Педагогу в связи с этим необходимо отказаться от злоупотребления прямыми требованиями, направленными непосредственно к каждому воспитаннику. Здесь вступает в силу метод параллельного действия, поскольку педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на группу учащихся, которые его поддерживают. Однако сам актив должен получить реальные полномочия, и только с выполнением этого условия педагог вправе предъявить требования к активу, а через него и к отдельным воспитанникам. Таким образом, категорическое требование на этом этапе должно стать требованием коллектива. Если этого нет, то нет и коллектива в истинном смысле. 
Третий этап органично вырастает из второго, сливается с ним. "Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой", - писал А.С.Макаренко. Положение "когда требует коллектив" говорит о сложившейся в нем системе самоуправления. Это не только наличие органов коллектива, но и, главное, наделение их реальными полномочиями, переданными педагогами. Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении. 
В настоящее время сложился другой подход (Л. И. Новикова, А.Т.Куракин и др.) к определению стадий развития коллектива, в рамках которого признается, что не только требования, но и другие средства могут выступать сплачивающим детей средством. Л.И.Новикова выделяет 1) стадию сплочения коллектива, 2) стадию превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся и 3) стадию, когда важнейшей заботой коллектива становится корректировка социального опыта и развитие творческой индивидуальности каждого воспитанника. 
В последние десятилетия наметилась отчетливая тенденция называть коллективом группу людей высокого уровня развития, отличающуюся сплоченностью, интегративной деятельностью, коллективистической направленностью (Я. Л. Коломинский, А. В. Петровский, Л.И.Уманский). 
Самое существенное качество группы - уровень ее социально-психологической зрелости. Именно высокий уровень такой зрелости превращает группу в качественно новое социальное образование, новый социальный организм - в группу-коллектив. 
Для осознания возможностей детского коллектива в воспитании личности рассмотрим уровни развития группы как коллектива. Изучая детские коллективы, Л.И.Уманский выделил признаки социально-психологической зрелости группы, которые проявляются по-разному в зависимости от уровня ее развития. Он их объединил в три блока. 
Общественный блок с подструктурами социальной направленности, организованности и подготовленности, отражающими соответственно идеологическую, управленческую и деловую сферы групповой жизнедеятельности. 
Под направленностью группы понимается социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентации и групповых норм, т.е. идеологическая сфера группового сознания. Сущность организованности группы состоит в реальной и эффективной способности к самоуправлению - групповой самоуправляемости (А. С. Чернышев). 
Реально действующая группа всегда активна в отношении той или иной конкретной деятельности (общественно-политической, управленческой, трудовой, познавательной, спортивной, культурно-массовой, игровой и т.п.). Групповая деятельность требует от каждой личности и группы в целом соответствующих знаний, умений и навыков - опыта групповой подготовленности. 
Личностный блок с подструктурами интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникативности, отражающими единство трех сторон сознания входящих в группу личностей и соответствующих сфер жизнедеятельности группы. 
Интеллектуальная коммуникативность - это процесс межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка. Она реализуется путем обмена информацией, определения общих позиций, суждений, принятия групповых решений. 
Эмоциональная коммуникативность - это межличностные связи эмоционального характера, преобладающий эмоциональный настрой группы, ее эмоциональные потенциалы. Это та объективно существующая в группе атмосфера, которая характеризует эмоциональную сторону ее жизнедеятельности. Волевая коммуникативность понимается как способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее своеобразная стрессоустойчивость и надежность в экстремальных ситуациях. 
Блок общих характеристик (интегративность, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая акив-ность) жизнедеятельности группы. 
Общие характеристики групповой жизнедеятельности изучены в отечественной психологии достаточно полно. Их можно представить следующим образом: 
интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, а отсутствие интегрированности - это разобщенность, дезинтеграция (А. Н. Лутошкин, А. В. Петровский, В. В. Шпалинский и др.); 
микроклимат - определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность в ней (А. В. Лутошкин, А. А. Русалинов и др.); 
референтность - степень принятия членами группы группового эталона, их идентификация с эталоном групповых ценностей (Е.В.Щедрина); 
лидерство - степень ведущего активного влияния отдельных личностей на группу в целом в направлении осуществления групповых задач (Е. М. Зайцева); 
интрагрупповая активность - мера активизации группой составляющих ее личностей (Л.И.Уманский); 
интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие группы в более широкой общности, например класса на класс в школе (А.И.Кузнецов, В.С.Агеев). 
Все общие качества, характеризуя уровень развития группы как коллектива, тесно связаны друг с другом, каждое из них раскрывается через подструктуры двух первых блоков. 
Внутри каждого блока и между блоками существуют многообразные функциональные взаимосвязи и взаимозависимости. Эти связи обусловливаются их местом в целостной структуре сфер жизнедеятельности группы, соединением в ней общественного и личного. Л. И.Уманский экспериментальным путем установил, что детская или юношеская группа становится коллективом при устойчивом проявлении названных признаков в их наивысшей степени. 
Нижним уровнем формирования коллектива является группа-конгломерат, т.е. группа ранее непосредственно не знакомых детей, оказавшихся (или собранных) на одном пространстве и в одно время. Их взаимоотношения и взаимодействия поверхностны и ситуативны (например, группа ребят, только что приехавших в летний оздоровительный лагерь из разных мест и собранных вместе). Ни один из вышеназванных признаков на этом уровне не проявляется. Если группа получает свое название, то происходит ее номинализация (номинальная группа). В этом случае ей приписываются определенные извне цели, виды деятельности, условия взаимодействия с другими группами и т.д. При этом номинальная группа может остаться группой-конгломератом, если объединенные в нее личности не примут этих целей и условий, если не произойдет даже формального межличностного объединения, но такие случаи редки в школьной практике. 
Если же начальное объединение произошло, дети приняли статус первичного коллектива, цели каждой личности в группе проектируются заданием, группа поднимается на одну ступеньку - она становится группой-ассоциацией. На этом уровне начинается единая жизнедеятельность группы, появляются первые ростки ее коллективообразования, закладываются первые кирпичики формирования ее структуры как коллектива. Совместная жизнедеятельность в рамках официальной первичной группы дает ей возможность перейти к более высоким уровням организации, а главное, изменяет межличностные отношения и ведет при благоприятных условиях на следующую ступень - к кооперации.
Группа-кооперация отличается реальной и успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Ее межличностные отношения и ее внутригрупповое общение носят сугубо деловой характер, подчиненный достижению высокого результата в выполнении конкретной задачи в том или ином виде деятельности. Направленность и психологическая совместимость здесь вторичны и зависят от единства целей и взаимодействия. Это создает условия для перехода группы-кооперации на следующую ступень - автономизацию. 
Группа-автономия характеризуется высоким внутренним единством по всем подструктурам и общим качествам, кроме интергрупповой активности. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней ("Моя группа"). В ней происходит процесс обособления, эталонизации (монореферентности), внутренней слитности и спаянности, которые являются внутригрупповой основой для перехода к высшему уровню. 
Однако группа-автономия может уйти в сторону от коллектива - к корпорации. Это возможно в том случае, если произойдет гиперавтономизация, если обособление приведет к замкнутости, группа изолирует себя от других групп данной общности, замкнет свои цели внутри себя, если она начнет противопоставлять себя другим группам и осуществлять свои цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. В этом случае появляется корпоративная направленность как "групповой эгоизм" (Т. Н. Мальков-ская) и групповой индивидуализм, а сама группа превращается в группу-корпорацию - лжеколлектив. 
Напротив, если группа выходит на межгрупповое взаимообщение и взаимодействие, становится органичной частью более широкой общности, а через нее и общества в целом, то в такой группе наблюдается коллективистическая направленность и она становится группой-коллективом. 
Исследования показали, что названные уровни являются не только диагностическими срезами, но и этапами в процессе коллективообразования (А. Г. Кирпичник). Так, в летних оздоровительных детских лагерях можно увидеть, как большинство отрядов проходит путь от групп-конгломератов и номинальных групп через ассоциации (первые 4 - 6 дней 24-дневной смены) к кооперациям (примерно к середине смены), а затем к автономизации и временным коллективам (последняя треть смены). Следует отметить, что по разным причинам одни отряды проходят этот путь быстрее, их движение более поступательное, а положение на высших уровнях - устойчивое и надежное. Другие проходят его рывками, отступая от более высоких уровней к более низким, что называют "болезнями коллектива" (В.Г.Иванов, И.М.Чернышова), третьи поднимаются на более высокий уровень временно. 
Исследования дают основание считать предложенные уровни этапами развития контактных групп как коллективов. Каждый предыдущий этап готовит последующий, а преодоление противоречий между ними есть движущая сила развития конкретной группы в своеобразных внешних и внутренних условиях ее формирования. 
Детский коллектив - важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности. Его влияние на личность во многом зависит от того, в какой мере цели и задачи коллектива осознаны его членами и воспринимаются ими как свои личные. Органическое единство личного и социального рождается в коллективной общественно полезной деятельности и проявляется в коллективизме. 
Коллективизм - это чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества. Воспитание коллективизма в школьном коллективе достигается различными путями и средствами: организацией сотрудничества и взаимопомощи в учебе, труде, общественной работе; совместным участием школьников в культурно-массовых и спортивных мероприятиях; постановкой перед учащимися перспектив (целей деятельности) и совместным участием в их осуществлении; активизацией работы детских и юношеских общественных организаций. 
Таким образом, учебно-воспитательный коллектив - это организованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности. 

Библиография: Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

сайт www.p-lib.ru

Модель развития группы (по Стенфорду, Руарку)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация воспитательной работы в детском объединении "Бусинка"

Презентация для педагогических августовских чтений....

Социальная роль старшего вожатого в деятельности детского объединения или организации

В статье говорится о традициях развития детского общественного движения в России и роли взрослых в детских объединениях. Статья может  представлять интерес для старших вожатых, педагогов-организа...

Методические рекомендации по организации педагогического мониторинга в детском объединении

Данные методические рекомендации расскрывают понятие "педагогический мониторинг", описывают алгоритм  изучения эффективности процесса воспитания в детском объединении, а также пре...

Технология коллективного творческого воспитания в процессе формирования коллектива детского объединения «Комнатное цветоводство».

Коллектив - это средство всестороннего развития личности, главная сфера жизнедеятельности, среда обитания и среда общения детей. При любой коллективной деятельности детей и взрослых в процессе примене...

"Деятельность педагога по созданию и развитию детского коллектива в творческом объединении"

     Наиболее распространенной формой организации процесса развития творческой личности учащихся является творческое объединение. Творческое объединение помогает детям найти прил...

Работа педагога по формированию коллектива в детском театральном объединении

Педагогом детского театра накоплен некоторый опыт по формированию команды единомышленников, по созданию сплоченного коллектива в театральной студии. Кратко изложены формы работы, которые традиционно и...

Работа педагога по формированию коллектива в детском театральном объединении

В статье кратко изложены некоторые формы работы педагога дополнительного образования по формированию сплоченного коллектива, единой команды игроков в  театральном коллективе Дома детского творчес...