Открытый урок "Театр за роялем"
методическая разработка на тему

Точилова Татьяна Владимировна

Урок " Театр за роялем" демонстрирует методику преподавания на начальном этапе обучения в классе специального и общего фортепиано ДМШ. В данном материале рассматриваются способы формирования пианистических навыков при проведении урока в игровой форме. Уделяется большое внимание развитию творческого мышления и воображения учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_dlya_menya_2.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение  дополнительного    образования детей «Детская музыкальная школа им. В.В. Андреева»                                  г. Нефтеюганск

Открытый урок на тему: «Театр за роялем» с учащейся 1-ого класса Агатой Титаренко.  Провела : преподаватель фортепиано Точилова Т. В.                  

Цель урока: овладение навыками игры на фортепиано с использованием художественных образов и ассоциаций.

Задачи:

Обучающие:

- научить первоначальным приемам игры на фортепиано;

- научить выражать в звуках  свои ассоциации, применяя возможности инструмента (игра в разных регистрах, различными штрихами, разнообразной динамикой);

Развивающие:

- развитие музыкальных способностей (гармонического и мелодического слуха, ритма, памяти);

-развитие ассоциативно-образного мышления;

-развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;

Воспитательные:

-воспитание творческого отношения к музыкальной деятельности;

-воспитание устойчивого интереса к занятиям;

-формирование художественно - эстетического вкуса;

План урока:

1. Беседа с учеником о музыкальном инструменте – рояль. Выявление его выразительных возможностей. Регистры. Штрихи. Динамика.

2.Создание музыкального  образа к рассказу «Осенний лес». Освоение и закрепление пианистических приемов:

- игра штрихами non legato, legato, staccato.

-игра терциями и секундами. Трезвучие.

- освоение  движения вниз и вверх по звукам гаммы До - мажор.

- знакомство с техническими элементами хроматической гаммы.

-освоение приема подкладывания первого пальца.

3.Определение звукового образа по исполнению музыкального произведения преподавателем.

Оборудование: стул, рояль, декорации (деревья, листья, пеньки). Мягкие игрушки:  лиса, заяц, медведь, ежик, птичка расположены вблизи рояля. Проектор для показа слайдов. На слайдах изображены: лесные звери, лес, грибы , ягоды, персонажи бабушка и внучка.

Ход урока:

Добрый         день дорогие друзья. Сегодняшний наш урок называется «Сказка старого рояля». Помогать мне сегодня будет ученица 1 класса Агата Титаренко.

Агата! Сегодня мы с тобой послушаем сказку очень старого рояля.

Мы с тобой на уроке не просто будем слушать сказку, а еще будем участниками всего представления, то есть будем режиссерами, сценаристами, актерами. Кто это такие мы узнаем на уроке.

Наша сказка сегодня будет про осенний лес. Ты была в лесу?  Какие звери живут в лесу? (ученица называет зверей).Некоторые из них пришли к нам  из леса, чтобы тоже послушать сказку и принять участие в постановке нашего сказочного спектакля. Но прежде, чем мы займемся постановкой, давай побеседуем об инструменте, без которого невозможно озвучить спектакль. Я говорю о рояле. Много у него клавиш? Много! И белые, и черные! Агата, а давай на рояле изобразим голоса зверушек, которые пришли к тебе на спектакль. Медведь каким голосом разговаривает? (Низким). В какой части клавиатуры мы будем играть?  (В левой). Правильно, это называется нижний регистр. А каким голосом разговаривает лиса и ежик?   (Средним.)  Это средний регистр. А зайчик и птичка каким голосом говорят? Играть будем в верхнем регистре!  А теперь давай изобразим шаги этих зверей. Как медведь ходит? Медленно, тяжело ступает. Играем не связно, нон легато. Сверху опускаем палец на клавишу. Теперь изобразим лису. В каком регистре? В среднем! Как идет лиса? Плавно, очень мягко ступает. Как изобразим походку лисы? Если она идет  плавно ,переступает с одной лапки на другую очень мягко, то лучше играть связно, переступая с пальца на палец. Легато! А как прыгает заяц? Легко, отрывисто, коротко играем! Отталкиваясь от клавиши! Стаккато! В верхнем регистре!  Агата, а теперь давай изобразим на инструменте ветерок, который любит гулять в лесу. Иногда он очень легкий, его почти не видно и не слышно, а потом он становится сильнее и раскачивает ветви деревьев. Давай попробуем это изобразить при помощи силы звука. Ведь на рояле можно играть тихо и громко. Как бы ты могла изобразить слабый ,почти незаметный ветерок (ребенок пытается извлечь тихий звук).Такая сила звука называется пиано! Потом ветерку стало скучно и он стал усиливаться. Ветви деревьев стали качаться, листья зашумели. Как можно это изобразить? Постепенно звук усиливаем. Крещендо. Форте!  И вновь ветерок постепенно успокаивается. Играем все тише и тише, диминуэндо. И закончили играть тихо. Пиано.

Агата, мы с тобой познакомились с выразительными возможностями инструмента рояль. Теперь, мы можем приступить к постановке нашего спектакля «История осеннего леса». Агата, как называется человек, который занимается постановкой спектакля? (режиссер). А как называются люди, которые исполняют роли в  кино или в театре? (актеры). На сегодняшнем уроке я предлагаю тебе исполнение разных ролей поручить  очень необычным актерам – твоим пальчикам! Сценаристом  спектакля позволь быть мне, а   сценой театра у нас будет клавиатура фортепиано.  

Итак, давай  сначала украсим театральную сцену, расставим декорации. Из чего состоит лес, что растет в лесу? В лесу растут деревья. Деревья мы изобразим квинтами. А какого цвета листья на деревьях осенью? (желтые, красные).  Давай посмотрим их на картинке ( показ слайдов)! (спросить, на каком дереве растут те или иные листья). А давай теперь на музыкальном инструменте изобразим, как листья падают на землю! Молодец! А что можно найти в осеннем лесу на полянках или под деревьями? Правильно, ягоды и грибы! А давай грибы посмотрим на картинке? У грибочков крепкие ножки, значит, пальчики будем ставить на клавиши уверенно, крепко. Грибочки на музыкальном инструменте мы изобразим терциями. А ягодки изобразим секундами. А еще в нашем лесу есть ручеек. Как бы ты его изобразила на инструменте? (если ребенок затрудняется, то можно предложить ему элементы хроматической гаммы). Ну вот, декорации мы расставили, теперь надо раздать роли. Правой рукой 3- м пальчиком мы будем исполнять роль девочки Кати. А левой рукой, тоже третьим пальчиком – роль бабушки. Давай, подумаем как нашим актерам - пальцам изобразить движения девочки и ее бабушки на клавиатуре. (движения по ступенькам вверх и вниз). А если они заблудятся? Как они будут перекликаться? (ау! Показать разницу регистров)

Ну вот. Декорации расставлены, роли актеры запомнили, начинаем показ спектакля!

2.Однажды девочка Катя  вместе со своей бабушкой отправилась в лес за грибами и ягодами. Стояла осенняя пора и желтые листья медленно и плавно падали с веток на землю. Давай при помощи рук покажем, как листья падали на землю, но не просто покажем, а будем еще называть, с какого дерева упали листочки. (Плавным движением поочередно опускаем 3-й палец на клавиатуру: береза, осина, клен, рябина, тополь, калина).

 Катя и бабушка посмотрели вокруг, но грибов нигде не было. Тогда они решили пойти в противоположные  стороны, чтобы поискать грибы. Катя пошла в одну сторону, а бабушка в другую(движение вверх пр.р и вниз лев.р)

Вдруг Катя увидела на лесной полянке красивые крепкие грибочки и, обрадовавшись, стала собирать их в корзину(терции)  А потом, Катя увидела под сосной самый большой гриб – боровик. Агата, давай боровик покажем тремя звуками одновременно - сыграем трезвучие! А в это время на другой поляне бабушка тоже собирала грибы: подосиновики, подберезовики, маслята и боровики. (терции) Набрав грибов, бабушка и внучка решили собрать и ягоды. Катя собирала бруснику, а бабушка малину (секунды).Чтобы не заблудиться в лесу они окликали друг друга (ау- нижний регистр – верхний регистр). Наполнив корзины,  они пошли навстречу друг другу (движения вверх по ступеням гаммы До-мажор левой рукой и вниз правой рукой.) Бабушка и внучка встретились. Неожиданно с неба закапал дождик. Агата, изобрази дождик на рояле. Бабушка и Катя спрятались от дождика под высокую ель. И тут к ним стали подходить лесные зверюшки и просить ,чтобы бабушка и внучка разрешили им тоже спрятаться под деревом от дождика. Сначала подошел медведь, потом лиса, потом зайчик.(ученик показывает шаги зверей на инструменте).  Вскоре дождик закончился, и по земле побежали веселые, озорные ручейки!(показать ручеек). Катя с бабушкой  отправились домой. Постепенно деревьев становилось все меньше и меньше и Катя с бабушкой вышли из леса. Вечером они были дома, и Катя с удовольствием рассказала своим маме и папе о том, как они с бабушкой ходили в лес за грибами.

На этом наш спектакль закончился. Но в финале спектакля, когда закрывается  занавес,  должна прозвучать музыка, музыкальное произведение.  Мы с тобой сейчас сами его сочиним, как настоящие композиторы! Давай сделаем так: ты будешь левой рукой играть квинты, то есть звуки ,которыми мы изображали деревья, правой рукой сыграешь терции, которыми мы изображали грибочки, а я изображу звуками падающие листья и дождик. Чтобы мы с тобой сыграли все очень слажено, будем отсчитывать до четырех, то есть тянешь звуки и считаешь четыре ровных удара(играем песенку). Агата, ты молодец! Из тебя получился очень хороший режиссер. Твои пальчики – актеры были очень старательные. Лесным зверушкам, которые к нам пришли, очень понравился спектакль. И они приготовили тебе сюрприз. Только чтобы его получить, надо отгадать музыкальную загадку. Я тебе сейчас сыграю пьеску, а ты по характеру пьесы, должна угадать, кто из зверушек скрывает сюрприз.(Сюрприз спрятать под любой мягкой игрушкой)

Молодец! Ты справилась с заданием. Ну а теперь, зверушкам нашим пора возвращаться в лес, пожелаем им всего доброго и на этом закончим наш урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Рояль"

Презентация показывает возможности и  устройство самого величественного инструмента - рояля....

Музыкальная игра: "Два рояля"

Игра проводится в рамках месячника Военно- спортивной работы и   посвящена защитникам Отечества, для учащихся 4-6 классов. Учащиеся с удовольствием принимают в ней участие, т.к игра проверяет зна...

Конспект урока по теме: "Король инструментов -рояль". М.П, Мусорский "Старый замок"

Данный урок даёт возможность расширить знания  учащихся о музыкальных инструментах. Продолжить знакомство с фортепианной сюитой М.П. Мусоргского «Картинки с выставки»....

Интернет-ресурсы к образовательной программе "Нам не тесно за роялем и мы любим выступать". Фортепианный ансамбль

Электронно-образовательный ресурс создан для работы по образовательной программе художественно-эстетической направленности «Нам не тесно за роялем и мы любим выступать» (фортепиано и фортепианны...

Интернет-ресурс к образовательной программе "Нам не тесно за роялем и мы любим выступать". Начальное обучение.

Электронно-образовательный ресурс создан для работы по образовательной программе художественно-эстетической направленности «Нам не тесно за роялем и мы любим выступать» (фортепиано и фортепианны...

Музыкальные инструменты от арфы до рояля

В различных формах и видах деятельности, с помощью разнообразных методов, достичь осознанного восприятия произведений народной  и профессиональной музыки. Формирование и укрепление знаний о ...