Конспект урока по теме: "Король инструментов -рояль". М.П, Мусорский "Старый замок"
план-конспект занятия по музыке по теме

Томилина Елена Степановна

 

Данный урок даёт возможность расширить знания  учащихся о музыкальных инструментах. Продолжить знакомство с фортепианной сюитой М.П. Мусоргского «Картинки с выставки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_18_4_kl._2.docx24.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки в 4 классе по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. Автор урока: учитель музыки ГБОУ СОШ №797 Томилина Е.С.

Раздел «В концертном зале»

Тип урока: изучение нового материала

Класс: 4

Тема урока: «Король инструментов - рояль». «Старый замок» М.П. Мусоргского.

Цель урока: расширить знания  учащихся о музыкальных инструментах. Продолжить знакомство с фортепианной сюитой М.П. Мусоргского «Картинки с выставки».

Образовательная задача: познакомить учащихся с клавишным инструментом – рояль с его выразительными возможностями.

Обучающая задача: определять характер, настроение и средства музыкальной выразительности.

Воспитательная задача: воспитывать  интерес к музыкальному искусству, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки.

Методы обучения: беседа, частично – поисковый, метод соучастия.

Формы организации урока: устный опрос (индивидуальный и групповой)

Комплексно – методическое обеспечение: компьютер, компакт – диск, инструмент, фонохрестоматия.

И.К.Т.: Технология становления ассоциативно – образного мышления.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Вход детей под музыку.

  1. Актуализация знаний.

Сегодня мы будем говорить о замечательном инструменте. По способам извлечения звука музыкальные инструменты делятся на три больших семейства: струнные, духовые и ударные. Но есть музыкальные инструменты, которые как бы не укладываются в обычные рамки. Конечно, вы знаете этот инструмент. Его называют королём музыкальных инструментов и обращаются к нему: «Его величество рояль».

Мы познакомимся с историей создания инструмента и его развитием.

  1. Обьяснение нового материала.

       У.: Изобретение ФОРТЕПИАНО принято связывать и именем итальянца Бартоломео Кристофори. Но он не один причастен к его рождению. Когда идея носится в воздухе, её могут воплотить почти одновременно разные люди. Так получилось и здесь. Во Франции Жан Мариус, Германии Готлиб Шретер предложили свои конструкции нового инструмента. Звук в новом инструменте извлекался ударом по струнам деревянных молоточков с обитым упругим материалом головками. Теперь исполнитель мог играть тише или громче – piano или forte. Вот откуда взялось название инструмента – пианофорте, а позже – фортепиано. Название это сохранилось до наших дней, объединяя все струнные клавишные инструменты. Но мы их можем отнести и, к ударным, ведь звук извлекается ударом молоточка по струне.

         Конечно, первые фортепиано были мало похожи на наши современные инструменты. Они были не совершенны. Но шло время, новый инструмент улучшался, устройство его усложнялось, изменилось расположение струн.

        У фортепиано молоточек при нажатии клавиши ударяет по струнам одинаковой длины и толщины. Со временем мастера придумали педаль, которая сдвигает молоточки так, что они задевают не все струны, а одну или две. Это меняет тембр звука и его силу.        

          Как же играет инструмент? Когда музыкант нажимает клавишу, молоточек ударяет по струне. Одновременно от неё отскакивает войлочная подушечка – глушитель (демпфер). От удара струна начинает вибрировать и возникает звук. Звук прекращается, когда мы отпускаем клавишу, потому что глушитель прижимает струну и заглушает звук.

          Со временем у фортепиано появилась ещё одна педаль, расположенная справа. Она отводит глушитель ( демпфер) от струн. Можно нажать эту педаль, отпустить клавишу, а звук всё равно будет тянуться, пока не угаснет, потому что эта педаль держит глушители, не пуская их на место. Благодаря этому в фортепианной музыке появились новые возможности.

          В 19 веке фортепиано развивалось очень интенсивно. Сложились два вида фортепиано: горизонтальный – рояль (по-французски royal – королевский) с корпусом, похожим на крыло, и вертикальный – пианино  (по  - итальянски pianino – маленькое пианино). Рояль – это концертный инструмент. Пианино мы используем там, где нельзя поставить большой рояль и где можно обойтись меньшей силой звука.

           У фортепиано огромные, поистине безграничные возможности. Оно охватывает диапазоны всех музыкальных инструментов. У него огромный размах силы звука: от нежнейшего пианиссимо до мощного фортиссимо. Оно может звучать легко, как флейта, а может как целый оркестр.

            Поэтому многие великие музыканты отдали дань этому инструменту, создавая для него истинные жемчужины. Среди них были великие пианисты. Достаточно назвать Бетховена, Шопена, Шуберта, Рахманинова. Слушать это инструмент можно бесконечно.

       

Сейчас мы услышим звучание этого инструмента.

Русский композитор М.П. Мусоргский написал фортепианную сюиту и назвал «Картинки с выставки».  Это фортепианный цикл, он написал под впечатлением выставки рисунков  художника Виктора Гартмана в 1874 году.

Дать понятие сюита.

Сюита – буквально ряд, последовательность; в музыке – многочастное произведение, представляющее собой ряд, последование отдельных, самостоятельных номеров, объединённых общим замыслом.

 В сюите 10 пьес.

У.: Обратитесь мысленно к средневековью – временам замков, рыцарей и прекрасных дам, трубадуров и менестрелей (так тогда называли бродячих певцов – музыкантов).

У.: Знаете ли вы, кто такие трубадуры?

Д.: Поэты, певцы.

У.: Трубадур – средневековый поэт и певец, искусство трубадуров расцвело в Провансе, на юге Франции, в 11-12 вв. Среди трубадуров были представители высшей знати, участники Крестовых походов (герцог Гильом 9, барон Бертрам де Борн), люди простого происхождения, женщины. Монахи. Трубадуры были желанными участниками праздников, турниров, гостями одиноких замков. Они пели о любви. Весне, красоте и достоинствах женщин, о подвигах рыцарей. Часто трубадуру аккомпанировал на виоле или гитаре сопровождавший его менестрель (так тогда называли бродячих певцов – музыкантов). Сочинения трубадуров – первые в Европе произведения лирической поэзии на родном языке (не на латыни).

Композитор обращается к давно ушедшей эпохе, которая оставила в память о себе немногие уцелевшие памятники: древние замки, старые песни трубадуров, ещё хранящие отблеск былых чувств и стремлений… Однако эти чувства и стремления утратили для нас своё живое тепло; они теперь далёкая история, окутанная дымкой печали, сожаления об ушедшем времени, таком для нас притягательном и поэтичном.

          Слушание: «Старый замок» М.П. Мусоргский

У.: Старый замок это пришелец из глубины далёких веков или старый замок – это замок  сегодняшнего дня? –

Д.: Из глубины далёких веков.

У.: Он для нас является воплощением вечности или воплощением современности?  

Д.: Воплощением вечности.

У.: Старый замок одинокий и безразличный к суете сегодняшнего дня или мы слышим в музыке движение и устремлённость вперёд? –

Д.: Одинокий и безразличный.

    У.: Какими же средствами музыкальной выразительности композитор  рисует нам пришельца из глубины далёких веков?

 Мелодия –

Д.: Звучит скорбно, спокойно, печально, напевно, очень певуче.

У.: Темп 

Д.: Медленный.

У.: Лад – минор.

У.: Ритм 

Д.: Однообразное ритмическое сопровождение.

У.: Что идёт в развитии ритм или мелодия? –

Д.: Мелодия.

У.: А мы можем сказать, что это песня трубадура? –

Д.: Да.

У.: Тогда о чём поёт свою песню бродячий певец – трубадур? –

Д.: Вспоминает об ушедшем времени. Ему жаль это время, поэтому песня грустная.

У.: Какой образ несёт однообразный музыкальный ритм? –

Д.: Ощущение вечности, вневременности.

 У.: Что общего в музыке  «Старого замка» и в музыке «Ноктюрна» А.П. Бородина?

Д.: Музыка звучит как монолог, воспоминание, неоднократное повторение основной мелодии,

У.: Какой принцип развития в музыке: повтор, контраст, вариационность?

Д.: Повтор.

У.: Скажите, где вы встречались с трубадуром? –

Д.: В музыкальной фантазии Г. Гладкова «Бременские музыканты».

Можно спеть.

Повторное слушание «Старый замок» М.П. Мусоргского

Итог урока:

Такими средствами музыкальной выразительности нарисовал Мусоргский образ средневековой старины, воспоминание об ушедшем мире, над которым уже не властно время. Оказывается  музыке подвластно всё, и даже изображение вечности.

Эта музыка явилась к нам подобно призраку, как будто из другого мира.

У.: Вызывает ли эта музыка у нас у слушателей живое сожаление об ушедших временах с их рыцарями и прекрасными дамами, величественными замками и чудесными песнями? (ответы учащихся)

    Именно в сегодняшнем, тёплом эмоциональном переживании заключено главное доказательство  того, что искусство несёт в себе не механическую память, а именно душу времени, и прикосновение к этой душе, как к великой загадке, вновь и вновь вдохновляет поэтов и музыкантов, и они обращаются к вечным темам и  образам, «примеряя» их к современности.

           Вот почему и сейчас музыканты по всей России собирают исчезающие крупицы народной музыки, запечатлевшие в себе память ушедших веков, создают музыкальные коллективы, возрождающие исполнение забытых духовных песнопений, когда-то составляющих неотъемлемую часть жизни русского человека. Композиторы всё чаще обращаются к древним пластам культуры, вводя в свои композиции мелодии, звучавшие много веков назад.

  1. Закрепление полученных знаний.
  1. О каком инструменте говорили?
  2. Что такое сюита?
  3. Назовите цикл фортепианных пьес, куда вошла пьеса «Старый замок».
  4. О чём поёт свою песню трубадур?
  5. Как музыкальный язык пьесы раскрывает нам её образный строй.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Оркестр русских народных инструментов" 2 класс

Конспект урока "Оркестр русских народных инструментов" 2 класс...

Технологическая карта к уроку на тему: "КОРОЛЬ"

Технологическая карта к уроку на тему: "КОРОЛЬ"...

Конспект урока по теме: «Музыкальные инструменты». 2 класс.

Тема: «Музыкальные инструменты».  2  класс....

Конспект урока на тему: "Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент".

laquo;Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент»....