Гендерный подход на уроках литературы
статья на тему

Эрдынеева Светлана Намсараевна

В современной школе одним из важнейших принципов организации образовательного процесса является создание условий для индивидуального развития каждого учащегося. И перед  учителем – словесником стоит важнейшая задача - подобрать и максимально эффективно использовать дифференцированные средства воздействия, формы и методы преподавания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernyy_podhod_na_urokah_literatury.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

372.882

Эрдынеева Светлана Намсараевна,

 учитель русского языка и литературы

ГБОУ «Республиканская Мариинская школа-интернат»,

г. Улан-Удэ,  e-mail erdyneeva.sveta@yandex.ru

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ.

Мужчины с Марса, женщины с Венеры …

Джон Грэй.

В современной школе одним из важнейших принципов организации образовательного процесса является создание условий для индивидуального развития каждого учащегося. И перед  учителем – словесником стоит важнейшая задача - подобрать и максимально эффективно использовать дифференцированные средства воздействия, формы и методы преподавания.

Гендерный подход как составляющая индивидуализации процесса обучения имеет глубокие корни, уходящие в социальные отношения, являющиеся, по определению ООН, одной из основных проблем 21 века. Тенденции развития общества таковы, что при ослаблении традиционного разделения труда, изменении гендерных культурных стереотипов, снижении брачно-семейного статуса мужчины, активизации роли женщин в сфере образования: в семье, в детских садах, школах и вузах – на первый план выходит личность человека, самореализация независимо от половой принадлежности. Однако мы не можем игнорировать гендерную принадлежность обучающихся,  их биосоциокультурные особенности.

В настоящее время, по мнению Е. Н. Каменской, реализация гендерного подхода в образовании заключается не в закреплении жестких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений, воспитании человеческого в женщине и мужчине, взаимопонимания и осознания необходимой обоим полам взаимодополняемости [Каменская, 2006: 17], что является одним из условий успешной социализации, поэтому необходимо учитывать специфику воздействия на развитие мальчиков и девочек всех факторов образовательного процесса: содержания, методов и форм обучения, организации учебного пространства, стиля педагогического общения и др.

Гендерные особенности обучающихся [Метликина, 2013: 2], которые важно знать любому педагогу, можно привести в следующей таблице:

Юноши

Девушки

Психологический уровень:

  • правое полушарие более развито;
  • развитое восприятие зрительных образов, форм и структур предметов;
  • преимущественно кратковременная память;
  • абстрактное мышление;
  • легкая адаптация к окружающей среде;
  • тяжёлое восприятие стрессовых ситуаций;
  • объективная самооценка
  • левое полушарие более развито;
  • развитая регуляция речи и письма;
  • преимущественно долговременная память;
  • наглядно-образное мышление;
  • адаптация к среде - через переживания, эмоции;
  • быстрая реабилитация в стрессовых ситуациях;
  • субъективная самооценка

Физический уровень

  • большая масса тела и физическая сила;
  • менее развита точность и координация движений;
  • доминирует визуальный обзор пространственных образов по вертикали
  • меньшая масса тела, но большая грация, гибкость и подвижность;
  • более развита точность и координация движений;
  • визуальное восприятие информации происходит по горизонтали

Познавательный уровень

  • качественный подход к изучению учебного материала;
  • умение обобщать на рациональной основе;
  • высокая скорость концентрации внимания;
  • склонность к диалогу и дискуссии
  • количественный подход к изучению учебного материала;
  • стройность и четкость анализа;
  • склонность к алгоритму, выполнению действия по шаблону;
  • скорость внимания ниже, чем у юношей;
  • пристрастие к монологу

Поведенческий уровень

  • оптимистичны, открыты, доверчивы, прямолинейны, независимы;
  • показатель гуманных отношений в совместной деятельности выше;
  • низкая способность демонстрировать социально одобряемые формы поведения;
  • более четкое визуальное восприятие
  • послушны, приветливы, скрытны;
  • видение своего образа глазами окружающих, стремление к идеалу;
  • высокий уровень чувствительности и социальной ответственности;
  • восприимчивость к одобрению
  • более чёткое слуховое восприятие

 

Исходя из анализа перечисленных особенностей, при работе над будущим уроком следует учитывать следующее:

- мальчикам интереснее работать с нестандартно поданной, разнообразной информацией, причём плотность и скорость подачи материала может быть довольно высокой; работу на уроке с ними лучше всего строить   в режиме поисковой активности, делая  акцент на самостоятельность принимаемых решений, использовать групповые формы работы с элементами соревновательности и сменой лидера; юношам свойственен подход к формулированию правил через практические действия, поэтому выявление закономерностей, осмысление на уровне теории следует организовывать после практической работы с материалом; в течение урока необходимо уделять большее внимание развитию самоконтроля, а также  максимально конструктивно оценивать выполненную учащимися работу;

- девочки лучше воспринимают информацию, поданную эмоционально; при повторении пройденного материала будет эффективным использовать речевые средства, при изучении абстрактных понятий - предметные наглядные пособия; темп подачи учебного материала должен быть размеренным; необходимо стимулирование интереса к поисковой деятельности, нахождению собственных решений незнакомых, нетиповых заданий; групповую работу целесообразно строить на основе взаимопомощи; оценка должна быть эмоциональной и конструктивной, причём не только по результатам выполненной работы, но и во время  учебной деятельности.

Особый интерес при гендерном подходе к образовательному процессу вызывают уроки литературы, ведь произведения русской классики дают прекрасные образцы идеальной женственности и мужественности.

Любимые героини А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого и др. - собирательные образы, в них сосредоточены лучшие черты русской женщины: величественная простота, гордость, ум, верность, тепло души, способность сострадать, прощать, любить. Положительные мужские образы олицетворяют решительность, смелость, правдивость, доброту, умение признать свои ошибки, готовность защищать и помогать. Анализ произведений русской литературы позволяет прийти к выводу, что счастье приходит к тем парам, которые смогли понять и принять личностные, мировоззренческие и гендерные различия, сумели сделать их основой для взаимодополнения и духовного обогащения.

Производя анализ текста, также необходимо учитывать гендерные особенности мышления и восприятия, как и при организации любого этапа образовательной деятельности, причём даже вопросы, предлагаемые для анализа, должны быть дифференцированными, например:

Вопросы для девочек

Вопросы для мальчиков

Определите жанр произведения «…», аргументируйте свой ответ.

Произведение «…» принадлежит к ___ жанру. Докажите данное утверждение.

Что мы называем эпиграфом? Какова роль эпиграфа? Почему именно такой эпиграф выбирает автор к этому произведению?

Дайте определение эпиграфа. Как вы понимаете эпиграф: «…»?

С какой целью автор вводит эпизод «…»? Как автор передаёт душевное состояние главного/ой героя/героини? Какие художественные средства использует?

В этом эпизоде речь идёт о …. Прочтём эпизод еще раз. Какие образы  и детали помогают передать состояние главного/ой героя/героини?

Каким/ой вы представляете себе героя/героиню? Опишите его/её.

Герой совершает следующие действия. Какова цель этих действий? Почему ему это удалось/не удалось?

В каком состоянии был/а герой/героиня перед данным событием? Каковы были его/её чувства, мысли?

Что означают слова: «…»? Какую мысль хотел/а выразить герой/героиня этой фразой?

Работая над единой задачей, мальчики и девочки учатся смотреть на поставленную проблему с разных сторон, обогащают свой личный опыт познания опытом партнёра с несколько иным взглядом на мир и способами его анализа. Таким образом мы не только облегчаем учащимся процесс восприятия и анализа языкового или литературного материала, но и способствуем установлению атмосферы психологического комфорта, создаём условия для гендерной самоидентификации личности, решаем проблемы социализации

Литература:

  1. Баурова Ю. В. Разнополое обучение: гендерный подход // Директор школы - 2012. – №4.
  2. Евтушенко И. Н. Гендерный подход в образовании // Начальная школа: плюс до и после – 2011. – № 9.
  3. Каменская Е. Н. Гендерный подход в педагогике. – Ростов-на-Дону, 2006.
  4. Метликина Л. С. Гендерный подход на уроках русского языка: проблемы, поиски, результаты //  Дайджест журнала «Русский язык за рубежом» - 2013 - № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая деятельность. Статья "Нетрадиционный подход к уроку литературы"

В статье дается обобщение опыта работы на уроке литературы с использованием лингвокультурологического подхода., раскрываются формы и методы, даются рекомендации, виды домашнего задания ....

НОВЫЕ УСЛОВИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ (ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД) НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Одним из наиболее эффективных способов реализации индивидуализированного и природосообразного образования является дифференцированное обучение и воспитание мальчиков и девочек в раздельных классах.Цел...

Билингвальный подход на уроках литературы в современной школе

Использование билингвального подхода при преподавании литературы в гуманитарной школе является одним из условий для развития творческой составляющей, языковой и коммуникативной компетентностей личност...

Гендерный подход на уроках истории-презентация

Презентация- небольшой образец, как можно использовать гендерный подход на уроках истории...

Гендерный подход на уроках литературы

Гендерный поход в обучении. ...

РЕАЛИЗАЦИЯ АСПЕКТОВ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Перед педагогическим коллективом Пансиона стоит непростая задача – воспитать не только женщину, будущую мать, хранительницу очага, но и всесторонне развитую, творческую личность, способную реали...

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД НА УРОКЕ КАК УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА ДЛЯ КАЖДОЙ ВОСПИТАННИЦЫ

Одна из главных задач современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения обучающимся проявить свои таланты и творческий потенциал, необходимые для реализации личных...