Здоровьесберегающие технологии в работе учителя – логопеда
презентация к уроку на тему

Сафонова Ирина Эдуардовна
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя – логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_rabote_logopeda_2.zip926.86 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель – логопед МБДОУ

Детский сад № 1 «Алёнушка»

Сафонова И.Э.

Здоровьесберегающие технологии  в работе учителя – логопеда.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми.

        Исходя из этого, насущными проблемами современной коррекционной педагогики являются:    

  -  Сохранение физического и психического здоровья детей с нарушениями речи.                          

  -  Нормализация двигательной активности и профилактика гиподинамии.                

  -  Коррекция недостатков просодической, выразительной, эмоциональной стороны речи.                                                                        

  -  Успешная социализация детей с дефектами  речи.

Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья, способствующие предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний (Динамические паузы,  физминутки,  гимнастика пальчиковая,  дыхательная,  для глаз)

        2. Коррекционные технологии (сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, психогимнастика, фонетическая ритмика, цветотерапия)

3. Технологии обучения здоровому образу жизни (проблемно игровые методики, игротерапия, разные виды массажа и самомассажа.

В здоровьесберегающих технологиях используются группы приемов:

-         Защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения)

-        Компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая,  дыхательная гимнастика; массаж, самомассаж; психогимнастика)

-        Стимулирующие (приемы психотерапии, фитотерапии, цветотерапии, песочной терапии)

-        Информационно-обучающие.

Стимулирующие приемы здоровьесбережения: на фоне комплексной логопедической помощи эти приемы не требуют особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. К стимулирующим приёмам относятся:

-приемы психотерапии:

     Вся логопедическая работа пронизана психотерапевтической направленностью. Психотерапевтическое  воздействие ведется с учетом особенностей личности ребенка, обусловленных речевыми нарушениями. Основным средством психотерапевтического воздействия является слово. В процессе коррекционной работы провожу беседы, даю разъяснения, убеждаю, внушаю им  уверенность в собственные силы, желание и стремление работать над своей речью, возможность преодоления дефекта, что в конечном итоге положительно влияет на результат логопедического воздействия.  

-элементы песочной терапии:

В песочном мире ребенок чувствует себя защищенным, ему комфортно. Посредством песочной терапии происходит не только гармонизация психоэмоционального состояния, но и решаются непосредственно логопедические задачи: мощно развивается тактильно - кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, более гармонично и интенсивно развиваются речь, мышление, восприятие, память, совершенствуются коммуникативные навыки ребенка. Используя песочную терапию,  дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.

-элементы сказкотерапии

- облачение занятия сказочным сюжетом

- использование отрывков из сказок  

- введение в занятие сказочного героя  

- сочинение сказок.

    Во время коррекционной работы, использование элементов сказкотерапии способствует  обогащению словаря, автоматизации поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Во время работы над текстами сказок ребенок учится правильно придумывать, пересказывать, искать ответы на вопросы в тексте, что влияет на развитие связной речи. Драматизация сказки способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. Введение сказочного героя в логопедический процесс способствует развитию положительных черт характера.

   - элементы цветотерапии

Включение в логопедическую практику методику выбора цвета позволяет быстро и достаточно объективно выяснить эмоциональное состояние ребенка и преобладающие в данный момент поведенческие тенденции.

      Широко используются в логопедической работе рисунки, т.к. рисование  - один из главных способов познания и отражения окружающего мира. Рисование вызывает у детей интерес и радость, снимает психическое напряжение, вызванное недостатками в произношении, и позволяет быстрее и легче усвоить предлагаемый логопедом материал, преодолеть речевое нарушение.

-элементы музыкотерапии

     Целью  использования музыкотерапии на коррекционных занятиях, является снятие напряжения, тревожности; стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), сенсорных способностей, растормаживание речевой функции. Наиболее важным для детей – логопатов является развитие чувства ритма, темпа, мыслительных способностей и фантазии; вербальных и невербальных коммуникативных навыков, развитие общей тонкой и артикуляционной моторики посредством музыкально-ритмических упражнений.

Исправляя имеющиеся речевые нарушения для предупреждения  перегрузки детей с ослабленным здоровьем, разрабатываются  и внедряются щадящие режимы, которые предполагают создание таких условий учебной деятельности, которые раскроют  резервы организма, способствующие росту, развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего дня, недели.

В этом направлении широко  используются  компенсаторно-нейтрализующие приемы:

Развивающие кинезиологические упражнения, направлены на профилактику и коррекцию речевых и личностных нарушений с опорой на компенсаторные возможности ребенка. Они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики.

Правильная организация коррекционной деятельности сохраняет работоспособность, исключает переутомление детей (строю занятия с учетом работоспособности детей, использую средства наглядности, благоприятный эмоциональный настрой). Наиболее сложные задания преподношу после 7 минут занятия. Последние 5 минут занятия малопродуктивны, поэтому это время использую для снятия утомления с включением настольных игр, рисования, конструирования. На занятиях провожу здоровьесберегающие физминутки, которые позволяют размять свое тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести пользу своему организму

         Для занятий с использованием технологий здоровьесбережения  характерны следующие моменты:

- В организационный момент включаются релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика;                                                                                                                                                      -         В ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения;                                                                                                                                                         -        В каждом занятии ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи;                    

-        Динамические паузы и физминутки несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия, даются задания на словотворчество детей;                                                                    

-        Предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций;

Многолетний опыт работы убедительно доказывает, что стойкость результатов по преодолению речевого нарушения достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства с сетью интегративных связей, куда входят и педагоги,и родители.

        Педагоги и родители готовы активно участвовать в коррекционно-образовательном процессе своих детей, но этому мешает отсутствие у них необходимых логопедических знаний и умений. В этом направлении широко использую информационно-обучающие приемы, которые  способствует повышению логопедической грамотности, как педагогов, так и родителей.

Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, важно отметить, что речь идет не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья.

    Проводимая  работа показывает, что использование здоровьесберегающих технологий  на коррекционных логопедических   занятиях позволяет решить несколько задач:

  • Способствует повышению речевой активности;
    •         Развивает речевые умения и навыки;
    •        Снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;
    •        Активизирует познавательный интерес;
    •        Улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой.
  • Развивает мелкую, общую и артикуляционную  моторику.

                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с младшими школьниками с нарушениями зрения

Применение  работе здоровьесберегающих  технологий помогает организовать коррекционный  процесс с учетом  интересов ребенка и отклонений его развития, поддержать его активность, са...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя- логопеда ДОУ

Обобщение опыта по теме : "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя- логопеда ДОУ"....

«Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда»

  Сохранение устойчивой тенденции увеличения в детской популяции количества детей, имеющих нарушения речи различной этиологии и степени выраженности, осложнение речевых проблем требует пои...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда.

Одной из приоритетных задач образования становится сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора здоровьесберегающих технологий, ад...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

В данной статье представлен опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения

В данной работе приведена исчерпывающая информация о здоровьесберегающих техологиях, используемых учителем-логопедом в дошкольном образовательном учреждении....