Современные педагогические технологии на занятиях по декоративно-прикладному творчеству
методическая разработка по теме

Здоровец Наталия Николаевна

В помощь молодому педагогу при подготовке и разработке методических материалов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Современные педагогические технологии на занятиях по декоративно-прикладному творчеству: проектная деятельность

Педагог дополнительного образования:

Здоровец Наталия Николаевна

Железногорск 2016

Педагогика - наука социальная, она является в большой мере гарантом развития общества на перспективу, ибо то, что закладывается в качестве социально-экономических задач развития государства сегодня, будет завтра выполняться выпускниками школ.

Реформирование системы образования направлено на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения все новых задач.  

На сегодняшний день в образовательных учреждениях преобладают традиционные формы и методы обучения, которые в свою очередь не в полной мере раскрывают потенциал учащихся, не дают возможность полностью осознать, для чего ему необходимы те или иные умения и навыки. Учащиеся воспринимают новый материал, не находя ему применение в практической жизни.   Поиск решений данной  проблемы заставляет пересмотреть некоторые содержательные и методические аспекты преподавания.

Решающую роль в процессе обучения и развития имеет личная мотивация учащихся, которые должны быть заинтересованы в необходимости процесса обучения и самореализации.

Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащихся, стимулировать  природную любознательность, мотивировать  интерес к самостоятельному приобретению новых знаний?

Дополнительное образование детей – это система, создающая условия для развития личности на основе выявления индивидуальных способностей, потребностей, ценностных ориентаций и мотивов, а не просто механическая достройка базового образования. Поэтому в основе методологии дополнительного образования детей находится идея личностно ориентированной педагогики и социально-педагогической поддержки личности ребенка, то есть идея развития личности, ее самоопределения и самореализации.

Приобщение школьников к проектной деятельности является одной из современных форм обучения, позволяющей наиболее полно развивать интеллектуальные, исследовательские, творческие способности индивидуально у каждого учащегося. Проектная технология личностно ориентирована, и в ней осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Это приоритетная форма организации работы учащихся.

1.Актуальность изучаемой проблемы

Под проектом в образовательной области декоративно-прикладного искусства понимают самостоятельную, творческую, завершенную работу, выполненную под руководством преподавателя.

Метод проектов – это такой способ организации обучения, при котором реализуются интеллектуальные и физические возможности учащихся  по созданию новых изделий. Методу проектов отводится стержневое место, на его реализацию возлагают большие надежды. Предполагается, что эта гибкая модель организации учебного процесса будет воспитывать у детей и молодежи такие качества, которые позволят лучше адаптироваться к стремительно меняющимся социально-экономическим условиям. Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие воли, находчивости, целеустремленности.

Проектный метод имеет важную дидактическую особенность: вся деятельность школьника должна ориентироваться на формирование его мышления, в основе которого лежит личный опыт. Иначе говоря, ребенок сам, пробуя, ошибаясь и вновь вставая на правильный путь в поиске, пропускает через себя все, что, как он убежден, пригодится в дальнейшей жизни. Он сам разделяет ответственность (раннее лежавшую только на учителе) за собственное развитие и  уровень подготовки к самостоятельной деятельности в будущем.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям 21 века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.

Особенностью содержания метода проектов является его исследовательская сущность. Обучающегося постепенно подготавливают к тому, что бы любая социальная деятельность была подчинена достижению нескольких конкретных целей.

Метод проектов позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной, что стимулирует учащихся на самостоятельный поиск нужной информации, создаёт положительную мотивацию для самообразования.

В целом в работе над творческим проектом преподаватель:

- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

- сам является источником информации;

- координирует весь процесс;

- поощряет учеников;

- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы детей.

Учащиеся сами выбирают темы проектов, согласовывают их с учителем. Главным отличием выбора проектного изделия в учреждениях дополнительного образования состоит в том, что нет необходимости придерживаться определенной изученной программы как в школе.

Деятельность обучающихся в данном случае не может быть оценена неудовлетворительно, как обычная учебная, поскольку процесс работы построен с целью довести каждый проект до логического завершения. Преподаватель должен подводить обучающегося к тому, чтобы он мог многопланово оценивать собственную работу. Отдельно оценивается качество выполненного изделия и документация, разработанная или собранная в процессе организационно-подготовительного или технологического этапов; анализируются знания и умения, приобретенные при выполнении проекта. Особо должна быть проанализирована степень рациональности предложенной и исполнительной технологии. Такой прагматичный подход, становящийся привычным, вырабатывает у учащихся активную и адекватную жизненную позицию.

Необходимо отдавать себе отчет: при работе над проектами многие учащиеся должны будут выйти из привычной дидактической среды, где центральной фигурой был учитель с его пристольно-надзорной деятельностью от начала до конца. Здесь есть опасность попадания учащихся в тупиковые ситуации, движение в ошибочном направлении. Поэтому функции деятельности учителя декоративно-прикладного отделения получают несколько иное направление. Он выступает в роли неназойливого эксперта, конструктивно рассматривающего совместно с учеником сильные и слабые стороны того или иного варианта. По существу никто не снимает с учителя руководящую и направляющую роль, но самостоятельный подход самого ученика должен составлять основу работы.

Сегодня объективно существует противоречие между ростом требований к творческому проявлению человека и подготовленностью педагогов дополнительного образования к формированию творческих качеств личности. Это противоречие может быть разрешено, если преподаватели декоративно-прикладного искусства будут подготовлены к эффективному использованию проектно-творческого метода обучения учащихся.

Педагог дополнительного образования должен быть осведомлен о психологических барьерах, возникающих перед любым человеком, а перед ребенком – особенно, и уметь помогать детям в их преодолении.

 Педагог дополнительного образования должен обладать большим творческим потенциалом, нестандартностью мышления, эрудированностью в разных областях знаний, способностью к саморазвитию. Очень важно, чтобы он умел анализировать свою деятельность, динамику развития каждого ребенка и учитывать результаты анализа при построении педагогического процесса.

Из множества методов классификации проектной деятельности для отделений декоративно-прикладного направления можно выделить следующие типы проектов: творческие, исследовательские и  информационные.

Подробно рассмотрим творческие виды проектов.

2.Особенности организации работы над творческим проектом в декоративно-прикладном направлении.

Слово творчество происходит от слова «творить» и в общественном смысле означает изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальным или общественным.

Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

С точки зрения психологов, творчество проявляется при самостоятельном решении человеком новых для него задач. Деятельность учащихся может быть названа творческой, если ее результатом является продукт, обладающий не только объективной, но и субъективной новизной. Объективной новизной обладают продукты творчества, не известные ранее никому, а субъективной – известные ранее другим, но не известные учащемуся.

Ученые считают, что творчеству необходимо учить, если к творческой деятельности «не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудновосполнимый в последующие годы.

Основные требования, предъявляемые к проектному изделию на стадии его разработки, сводятся к следующему:

  • посильность – учитываются возможности ребенка (физические, интеллектуальные, материальные);
  • преемственность – содержание проектной деятельности обучающегося должно учитывать знания и умения освоенных ранее разделов;
  • технологичность – заключается в возможности максимально простого изготовления, с наименьшими затратами труда, т.е. выбор наиболее рациональной технологии;
  • экономичность – этот этап требует от ребят изготовление изделия с наименьшими затратами;
  • экологичность – состоит в том, что изготовление и эксплуатация изделий не повлекут за собой существенных изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека, животного и растительного мира;
  • безопасность – предусматривает как на стадии выполнения проекта, так и на стадии эксплуатации. Безопасность связана с системой мер по охране труда, производственной санитарией, гигиеной и т.д. В проекте должна, исключатся возможность травматизма и профессиональных заболеваний;
  • систематичность – содержание работы по выполнению проекта должно комплексно отражать изученный материал в течение года;
  • творческая направленность и занимательность – предполагает творческую деятельность и учёт интересов детей;
  • соответствие требованиям дизайна – проектируемое изделие должно быть внешне эстетически красивым, должно гармонично сочетаться все детали и цветовая гамма, а также быть практичным, функциональным;
  • общественно-личностная значимость – изготовленное изделие должно иметь определенную ценность, полезность для общества или конкретной личности.

Ребята постепенно учатся соблюдать эти правила и требования, проявляя при этом фантазию и творчество. Не лишней бывает и помощь родителей, особенно для детей начальных классов, когда ребенок ещё делится радостью находок с родителями. А потом увлечение ребенка может перерасти в увлечение мамы. Дети не скрывают, что им помогали мама или папа. Ведь совместный труд приносит ребёнку двойную радость.

Процесс творческой деятельности может быть представлен следующими стадиями: подготовка – замысел – поиск – реализация.

Рассмотрим отдельно каждый из этапов.

Организационный этап:

  • актуальность проблемы, определение темы проекта (опираясь на собственные знания, обучающиеся анализируют, исследуют потребности семьи, школы в определенных изделиях, желание участия в конкурсах);
  • дизайн – анализ изделий существующих прототипов, их достоинств и недостатков; 
  • постановка цели и задач проектной деятельности;
  • разработка идей, выбор наиболее оптимального варианта;
  • разработка плана  при помощи компьютерных программ (разработка рабочего эскиза с описанием, детальное исследование и оценка возможностей для создания изделия, выбор инструментов, материалов, оборудования, предварительные экономические расчеты себестоимости, конструирование, техническое моделирование, изготовление выкроек);
  • выбор технологии изготовления, новизна технологии (разработка рациональной технологии изготовления с учетом требований дизайна, уточнение и построение точных планов, определение критериев контроля);
  • историческая справка (использование дополнительной литературы);
  • проработка знаний технологии изготовления.

  Технологический этап:

  • составление технологической карты;
  • применение технологии при изготовлении изделия (организация рабочего места, раскладка, раскрой, технологическая обработка, текущий самоконтроль и корректировка деятельности);
  • самоконтроль качества работы;
  • окончательная отделка, оформление  работы.         

Заключительный этап:

  • эколого-экономические расчёты (проведение экологической экспертизы изделия, подсчет себестоимости, разработка рекламы, товарного знака изделия);
  • окончательная оценка проекта (самоанализ);        
  • оформление проектной документации;
  • презентация проекта.

В процессе проектирования учащиеся используют информационно-компьютерные технологии:

  • нахождение информации  в поисковых системах интернета;
  • графические построения выполняют при помощи графического редактора Paint; 
  • используя Word, выполняют оформление проектной документации;
  • при помощи Power Point создают слайдовые презентации своих проектов.

Сама защита творческого проекта требует от ребёнка постановки голоса, дикции, интонации, чистоты речи, умения пользоваться своими функциональными средствами (мимика, пантомимика, жесты, позы и т.д.)

При защите своего проекта учащиеся учатся убеждать своих одноклассников, преподавателей в значимости работы, показывают свою компетентность в специальных вопросах, касающихся проекта, старательность, добросовестность при выполнении задания, аргументированность предлагаемого решения, уровень творчества и оригинальность подходов.

В отличие от раннее существовавшей практики единоличного оценивания успехов только учителем, выполненный проект вначале оценивает сам автор, а затем избранное для этого жюри в составе учителя, учащихся или папы, мамы, других преподавателей учреждения.

И несколько слов о других типах проектов:

информационные проекты – призваны научить учащихся добывать, анализировать и исследовать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Учащиеся осваивают и используют различные методы получения информации (библиотечные фонды, средства массовой информации, базы данных, в том числе электронные), её обработки (анализ, обобщение, сопоставления с известными фактами, аргументированные выводы). А также и презентации (доклады, публикация, размещение в Интернете или локальных сетях). Такие проекты доступны детям старшего возраста.

исследовательские - проекты, выполнение которых  по характеру деятельности приближены к реальным научным исследованиям. Такие проекты выполняют дети постарше.
     интеллектуальные - здесь дается простор ребятам, которых интересует описание модернизированных, оригинальных новых технологий обработки материалов, дизайнерские разработки во всех видах декоративно-прикладного творчества.

3. Ожидаемые результаты и социальный эффект

Учитывая все вышесказанное, можно подъитожить, что в процессе системного обучения по программам с использованием проектного метода, у обучающихся формируются:

  • устойчивая внутренняя мотивация к развитию творческой самостоятельности и самообразованию (регулярные выставки, участие в научно – практических конференциях, конкурсах, фестивалях, мотивируют на выполнение работ высокого качества и активной жизненной позиции);
  • сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно, на длительный срок (использование современных технологических знаний по обработке материалов приводит их к пониманию и умению создавать изделия из подручного материала, при этом удовлетворяются экономически выгодные потребности учащихся);
  • самостоятельное применение  технологий декоративно – прикладного направления, умение их выбирать и объединять в одном изделии (приводит к развитию эстетического вкуса и логического мышления);
  • социальные компетентности, т.е. развивается социальный опыт учащихся;
  • осознание  важности и ответственности за  выполнение работы, необходимости доводить действия до конечного результата (участие в коллективных делах);
  •  технологическая грамотность обучающихся, формируются умения и навыки работы с компьютерными программами Excel, Power Point,  Word, что способствует грамотному оформлению и  ведению проектной  документации.

Вместе с тем, успешность проектной деятельности на занятиях полностью зависит от педагога, его умения планировать занятия с учетом имеющихся возможностей учреждения, умения организовать и стимулировать познавательную работу учащихся, его творческих возможностей и использования современных технологий.

Организация проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе на занятиях по декоративно-прикладному искусству позволяет раскрыть их творческий потенциал, помочь им реализовать свои замыслы и проверить возможности.

Источники информации:

  1. Инчикова, Т. А. Метод проектов как один из интерактивных методов обучения [Текст] / Т. В. Инчикова.  –  Дополнительное образование и воспитание, 2007. -№7.
  2. Матяш Н.В. Проектная деятельность школьников. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя /   под ред .И.А. Сасовой.-    М.:Вентана-Граф,2003
  3. Метод проектов в технологическом образовании школьников. 6 кл. Под ред. Сасовой  И.А.-М.: Дрофа,2003
  4. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  5. http://knigi-2004.narod.ru/knigi-rossii-2004/data/index_25243.htm«Педагогическое образован. и наука»
  6. http://charko.narod.ru/tekst/an4/1.html  Современные образовательные технологии
  7. http://www.1september.ru/ Электронное издание «1 сентября»
  8. http://school.edu.ru/ Российский общеобразовательный портал
  9. http://tehnologiya.ucoz.ru/index/0-4 непрерывная подготовка учителя технологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проектной деятельности. Интегрированный урок технологии и изобразительного искусства."Декоративно-прикладное творчество. Декупаж."

Формирование экологического сознания и экологической культуры через создание творческих работ, в которых используется вторичное сырье в рамках изучения раздела декоративно-прикладное творчество и худо...

Методические особенности организации исследовательской деятельности учащихся на уроках технологии и занятиях по декоративно-прикладному искусству

Восстановить историческую память народа, знать и понимать культуру своей Родины – вот такая задача поставлена перед современной системой образования.  С каждым годом всё большее число...

Современные педагогические технологии на занятиях вокалом

Использую современные образовательные технологии: личностно ориентированное обучение, метод модулирования художественно–творческого процесса, информационно-коммуникативные технологии, проблемное обуче...

Технологическая карта учебного занятия раздела «Декоративное искусство в современном мире» Тема: «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж» 5 класс

Учебник   «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс. Учебное занятие раздела «Декоративное искусство в современном мире». Тема: «Ты сам – мастер декоративно-пр...

Использование информационных технологий на занятиях по декоративно – прикладному творчеству

Мастер-класс по лепке с применением информационных технологий...

Использование современных педагогических технологий на занятиях в объединении «Спектр» для формирования навыков творческого самоопределения у обучающихся.

Декоративно-прикладное и изобразительное искусства являются одним из главных направлений развития творчества....

Современные педагогические технологии на занятиях по эстрадному вокалу

В своей работе я использую современные образовательные методы, подходы,  технологи, которые позволяют по-новому приобретать и развивать навыки эстрадного исполнительства, а так же улучшают резуль...