Современные педагогические технологии на занятиях по эстрадному вокалу
методическая разработка по музыке

В своей работе я использую современные образовательные методы, подходы,  технологи, которые позволяют по-новому приобретать и развивать навыки эстрадного исполнительства, а так же улучшают результативность деятельности учащихся, в образовательном процессе. Вашему вниманию представлена методическая разработка мастер-класса, в который входит комплекс методов работы:

1) мнемотехнический метод  как «Пиктограммы» - этот метод особенно хорош для людей, так называемого «зрительного» типа.  Метод пиктограмм  работает при запоминании текстов, в том числе и стихотворных.

2) BodyPercussion (ударное действие телом) музыкальное направление, в котором тело используется в качестве музыкального инструмента. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конкурс педагогических достижений Санкт-Петербурга в 2016-2017 учебном году

Методическая разработка

Мастер-класс «Современные педагогические технологии на занятиях по эстрадному вокалу».

Ход мастер-класса:

1.  Приветствие. Введение

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Элина Анатольевна. Направлением моей деятельности является вокально-хореографическое искусство.

В нашу сказку, придуманную вместе с детьми, верят все жители эстрадного вокально-хореографического коллектива  «Изумрудного города» и для каждого она  начинается по – своему. Дети, родители и педагоги - идут рука об руку в волшебный мир удивительных приключений. Путь не лёгок, встречаются  трудности и препятствия, но   мы их преодолеваем сообща, радуясь каждому дню, каждой минуте проведенной вместе. Впереди нас ждёт интересная, творческая жизнь!

1 часть. Теоретическая

Я всегда задаю себе  ряд вопросов, актуальных на сегодняшний день для меня как педагога дополнительного образования:

  1. Что  хочет современный ребенок? Заниматься любимым делом, достичь совершенства в избранном виде деятельности для одобрения или восхищения ближайшего окружения; стать в дальнейшем известным.
  2. Что хочет современный родитель для своего ребенка? Воспитать гармонично развитую, культурную, самодостаточную личность, вырастить патриота своей страны.
  3. Что актуально для меня как педагога? Разбудить душу ребёнка, сохраняя ее целостность и индивидуальность затронуть его чувства, научить видеть, слышать, воспринимать,   переживать и самим творить прекрасное - вот та цель, которую я ставлю перед собой на занятиях.

Для реализации цели я использую современные образовательные методы, подходы,  технологи, которые позволяют по-новому приобретать и развивать навыки эстрадного исполнительства, а так же улучшают результативность деятельности учащихся.  

К ним относятся:

  • Личностно-ориентированный подход (это система взаимосвязанных понятий, идей, способов действий  направленная на обеспечение и   поддержку процессов самопознания и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности)  
  • Здоровьесберегающие технологии (активные  дыхательные разминки, по системе дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой)
  • Упражнения для развития артикуляционного аппарата и вокальной техники для начинающих, по методике А.В.Корягиной
  • Технологии развивающего обучения, которое основывается на активно - деятельностном способе обучения (ориентирующее на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путём использования их потенциальных возможностей)
  • Педагогические мастерские по формированию семейных ценностей

Но остановлюсь я сегодня на комплексе, в который входят:

Такой мнемотехнический метод  как «Пиктограммы»- этот метод особенно хорош для людей так называемого «зрительного» типа. Пиктограмма - это рисуночное письмо, совокупность графических образов, которые человек придумывает сам с целью запоминания и последующего воспроизведения каких-либо слов и выражений.
Метод пиктограмм очень хорошо работает при запоминании текстов, в том числе и стихотворных.

BodyPercussion (ударное действие телом) музыкальное направление, в котором тело используетсяв качестве музыкального инструмента Хлопки, шлепки, притопы и щелчки пальцами – это элементарные звуко-двигательные выразительные средства. Они широко используются в методике музыкального воспитания по системе Карла Орфа и получили общее название «звучащих жестов».

Звучащие жесты идеальны для начального этапа ритмического обучения, так как эти «инструменты» всегда под рукой. Звучащими жестами можно сопровождать исполнение несложных мелодий и попевок, составлять из них ритмо-двигательные партитуры. Именно в звучащих жестах полезно прорабатывать различные ритмические фигуры прежде, чем переносить их исполнение на ударные инструменты.

В своей педагогической практике я сталкиваюсь с логопедическими проблемами у детей, которые не были решены в дошкольном возрасте, да еще и брекеты. Все это влияет  на дикцию  и артикуляцию, что очень важно при пении.

Отсюда следует, что правильная артикуляция, чёткая дикция  и быстрое заучивание текста песни, отрабатывается  эффективнее, если мы прибегаем к такому комплексу, который я хочу сейчас предложить. В данном случае, с помощью непрерывно-повторяющихся  ритмических  движений (BodyPercussion), что определяет ритмическую основу или «пульс» дети  проговаривают, по цепочке фразы из песни, в темпе оригинала (фонограммы минус), варьируя очерёдность фраз с опорой напиктограммы. Постепенно добавляя коммуникативную работу, общение в парах, эмоциональная подача текста друг другу. Что касается развития и тренировки долговременной памяти, то психологи давно доказали, что человек хорошо помнит только то, что он пережил эмоционально. Поэтому любая проигранная и спетая детьми  лексическая единица пережита ими, связанная  с личными эмоциями ребенка, стала лично-значимой – она запомнится.  

Помимо этого, необходимо учитывать, что важной особенностью развития памяти у детей младшего школьного возраста является более резкое, чем у взрослых разграничение каналов восприятия и запоминания информации. В классе всегда есть дети - кинестетики (восприятие, и запоминание  материала через двигательную активность), и именно они станут главным звеном в технике разучивания песни, остальные - повторяют, стараются сделать так же.

2 часть. Практическая

Сейчас, на примере песни  «Школьный рэп» композитора Ильи Челнокова и поэта Елены Челноковой, мы  отработаемправильную  артикуляция и  чёткая дикцию, используя приемы мнемотехники. Главной отличительной чертой музыкального материала (песни)   является быстроеначитывание текста на  ритмичную музыку. Хочу отметить, что современные детские композиторы создают такие песни, с оригинальной подачей музыкального материала, хорошей тематикой, актуальной для современного ребёнка. Конечно, эти песни, только небольшая часть  основного песенный репертуара коллектива, так, как мелодическая линия выполнена фрагментарно, но  в качестве решения педагогических задач, в данном случае развитии артикуляционного аппарата, помощи детям с установленной брекет-системой, а так же детям с  нестабильной  интонацией - это выход.

Уважаемые коллеги, попрошу вас найти себе пару рядом сидящий человек, ведь впоследствии мы с вами будем работать и в парах. Сядьте удобно, поставьте ноги на ширине плеч, слушайте ритмический рисунок, который я вам покажу, это будет наша с вами ритмическая основа, на которую будут накладываться слова.  Поочерёдно топните правой и левой ногой, затем  хлопок,  ритмический рисунок (2 восьмые, четвертная) Выбрав определённый темп, на протяжении всего разучивания мы его не меняем! Не прекращаем отстукивать ритм.

1этап:8 комбинаций (8 музыкальных тактов), только стучим. По цепочке проговариваем 1-ю фразу из песни, она соответствует 1-ой строчке в тексте. Я начинаю и по часовой стрелке:

-Зачем мы ходим в школу? (прикрепляю пиктограмму соответствующей тематике)

Следующая цепочка- 2-я фраза, 3-я фраза, 4-фраза.

2 этап: 8 комбинаций (8 музыкальных тактов), только стучим. Продолжаем объединяя 1-ую фразу и 2-ую фразу, при этом двигаемся по цепочке не прекращая делать движения и не сбиваться с ритма, не меняя темп.

Следующая цепочка объединяем 3-ю, 4-ю фразу.

 Варианты очерёдности  могут быть разными, можно работать в паре, т.е. 1-я строчка - первый человек, 2-я строчка второй, далее следующая пара, повторяет тоже самое. В результате проговариваем 1-ый куплет от начала до конца по очереди, а потом все вместе.

3 этап: Припев. Работаем в паре, обращаясь движением рук друг к другу, как бы спрашивая:

- А ты? А я?

- Скажи,  зачем ты ходишь в школу?

- А вы скажите мне друзья,

для вас, что значит школа?

(Во время перерыва на следующий этап указывать на неточности в произношении или в неправильности отбивания ритма).

4этап. Работа с микрофонами под фонограмму

- Уважаемые коллеги, попрошу вас встать.

Взяв в руки микрофон, поделать наклоны и повороты вправо и влево. Необходимо всегда контролировать положение руки с микрофоном.

А теперь под музыку (8тактов вступления) чувствуем пульсацию можно добавить не всю стопу, а пятки и хлопок. Но когда начинаем начитывать текст, уже включаем не только хорошую артикуляцию и чувство ритма, но и художественный момент, т.е. осмысление самого текста, интонационно показываем голосом ВОПРОС? ОТВЕТ.

Рассказываем, что же в школе происходит. В припеве, работаем в парах и между собой.

Самостоятельное исполнение участниками 1-го куплета

Спасибо. Молодцы! Очень хорошо.

Это только один вариант использования BodyPercussion и мнемотехнического приёма (пиктограмм), ведь пластические комбинации, зависят от выбранного музыкального материала. Где-то это щелчки, где-то шаги на месте, и т.д. Впоследствии на занятиях по хореографии свобода сочетания пения и пластики даёт возможность усложнять танцевальные композиции, а пение при этом не страдает, не сбивается дыхание, чёткая дикция, чистая интонация.

Пение  в движении, раскрепощает детей, снимая зажимы как мышечные, так и психологические. Возможен вариант добавления муляжей (микрофонов). Триединство деятельности слышу-пою-двигаюсь (использование трех сенсорных каналов: визуальный,аудиальный, кинестетический) ускоряет процесс усвоения материала. Таким образом, мы можем преодолеть решить ряд поставленных перед собой задач, расширять объем детской памяти без всякого насилия, самым естественным для этого возраста способом.

Хочу обратить внимание на то, что в этом году Новогодний огонёк в коллективе проводили в форме концертной программы с элементами театрализации, сказочных героев играли сами ребята, так вот основой к Новогодней сказке была эта песня, но в ней мы уже говорили о похищении Снегурочки Бабой Ягой и Кощеем Бессмертным. Стиль хип-хопа был выдержан и элементы костюма зимней темы тоже. Вот посмотрите рабочий вариант того, что у нас получилось. Внимание на экран!

Уважаемые коллеги, надеюсь вам было интересно, готова ответить на ваши вопросы.

Сегодня я приготовила всем участникам мастер-класса в подарок CD диск с фонограммой (+).( -) песни композитора Ильи Челнокова и поэта Елены Челноковой «Школьный рэп».


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по эстрадному вокалу "Путешествие в страну "Мелодия".

Удивительный музыкальный инструмент – человеческий голос. Каждый из нас наделен им. А как неповторимо звучат голоса детей, как они любят петь и выступать как дома для родителей, так и на праздниках. Э...

Современные педагогические технологии на занятиях вокалом

Использую современные образовательные технологии: личностно ориентированное обучение, метод модулирования художественно–творческого процесса, информационно-коммуникативные технологии, проблемное обуче...

Современные педагогические технологии на занятиях по декоративно-прикладному творчеству

В помощь молодому педагогу при подготовке и разработке методических материалов....

План-конспект занятия по эстрадному вокалу «Вокально-исполнительская работа в условиях инклюзивного образования»

Педагогическая поддержка обучения и развития творческих способностей детей через вокально-хоровую и музыкально-игровую деятельность в условиях  инклюзивного образования....

Использование современных педагогических технологий на занятиях в объединении «Спектр» для формирования навыков творческого самоопределения у обучающихся.

Декоративно-прикладное и изобразительное искусства являются одним из главных направлений развития творчества....

Занятие по эстрадному вокалу.

Занятие с использованием технологии индивидуального обучения....

Занятие по эстрадному вокалу.

Занятие в приминением технологии индивидуального обучения. Для старшего возраста....