Активизация познавательной деятельности на уроках физики
материал на тему

Как пробудить у учащихся тягу к знаниям? Как оживить процесс обучения? Как сделать учебную деятельность жизнерадостной, увлекательной и интересной. Поможет решить эти вопросы при обучении физики постановка   ученика в условия исследователя, на место учёного или первооткрывателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 При изучении естественно-научных дисциплин одним из важнейших методов познания и видов учебной деятельности являются наблюдения и эксперименты. Без эксперимента нет и не может быть рационального обучения физике. Словесное обучение неизбежно приводит к формализму и механическому заучиванию. Необходимо, чтобы учащийся выполнял опыт сам, видел прибор не только в руках учителя, но держал его в своих собственных, мог предложить свою версию конструкции того или иного прибора. Демонстрационный эксперимент относится к иллюстративным эмпирическим методам обучения. Его значение определяется той ролью, которую эксперимент играет в физике – науке как источнике знания. Учащиеся знакомятся с экспериментальным методом познания в физике, с ролью эксперимента в физических исследованиях (в итоге у них формируется научное мировоззрение). У обучающихся формируются умения наблюдать, выдвигать гипотезы, анализировать результаты, устанавливать зависимости между величинами, делать выводы. Демонстрационный эксперимент в основном является средством наглядности. Учащиеся пассивно следят за опытом, а важно сформировать у них экспериментальные умения и навыки. Поэтому проводится фронтальный эксперимент, физический лабораторный практикум. Для многих учащихся материал по физике, изложенный в книгах и учебниках, остается долгое время непонятным. И интерес к данному предмету из-за непонимания снижается, что ведет к непониманию предмета и снижению успеваемости.

Как пробудить у учащихся тягу к знаниям? Как оживить процесс обучения, как создать атмосферу радостной приподнятости, сопутствующей поиску и творчеству? Как сделать учебную деятельность жизнерадостной, увлекательной и интересной. Поможет решить эти вопросы при обучении физики постановка   ученика в условия исследователя, на место учёного или первооткрывателя.

Цель работы- разработать дидактическую систему, реализующую деятельностный  подход к обучению физике и формирующей интерес школьников к физике.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. проанализировать инструментальные  возможности домашнего эксперимента.
  2. разработать задания домашнего эксперимента для учащихся 7-8 классов, ориентированных на организацию аналитической и исследовательской деятельности школьников.
  3. внедрить разработанную систему в практику.

Для учащегося наблюдения и опыты, и организация исследовательской деятельности при изучении физики – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес  к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной и полезной и осознать, что  физика – это не страшно, физика – это интересно.

Именно эксперимент помогает ученику не только лучше понять теорию, но и активно включаться в работу на уроке, выдвигать свои теории для решения проблемы, решать  не только вместе с учителем поставленные задачи, но и даже самостоятельно. Эксперимент составляет важную сторону практики. С его помощью наука в состоянии не только объяснить явления материального мира, но и непосредственно овладеть ими. Поэтому эксперимент является одним из главных средств связи науки с жизнью.

Эксперимент является одновременно источником знаний, методом обучения и средством активизации познавательной деятельности учащегося. Он ставится для всего класса. Значительная часть учащихся, особенно мальчиков, имеет рано пробудившийся интерес к технике вообще. Поэтому появление на демонстрационном столе любых технических устройств в виде приборов демонстрационного эксперимента привлекает их внимание.

Для успешной исследовательской деятельности необходимо выработать у учащихся навыки работы своими руками и пробудить интерес к исследовательской работе.

              Важно, чтобы учащиеся научились:

  Ставить цель;

  Составлять план исследований;

  Подбирать необходимые приборы и материалы;

  Собирать необходимые установки;

  Проводить исследования и формулировать выводы

Психологи отмечают, что сложный зрительный материал запоминается лучше, чем его описание. Поэтому демонстрация опытов запечатлевается лучше, чем его рассказ учителя о физическом опыте.  

 При проведении демонстрационного опыта в классе время, отводимое на опыт, ограничивается продолжительностью урока, а на самом деле еще меньше. При этом основную деятельность выполняют учитель и, в лучшем случае, один - два ученика. Остальные только наблюдают за проведением опыта. Часто после урока, на котором проводилась демонстрация, к столу учителя подходит много детей, желающих покрутить ручку генератора, потрогать стакан с водой на ощупь, чтобы определить его температуру и так далее. Это всё показывает то, что многие дети сами хотят ставить опыты, им это интересно! Учителя всегда стараются вести обучение таким образом, чтобы детям было интересно. А тут и искать ничего не надо - дети сами дают подсказку о том, что они не прочь поэкспериментировать сами, посмотреть те явления, о которых рассказывал учитель в теории, на практике.

Что необходимо ребенку, чтобы провести опыт дома? В первую очередь, наверное, это достаточно подробное описание опыта, с указанием необходимых предметов, где в доступной для ребенка форме сказано, что надо делать, на что обратить внимание. В школьных учебниках физики на дом предлагается либо решать задачи, либо отвечать на поставленные в конце параграфа вопросы. Там редко можно встретить описание опыта, который рекомендуется школьникам для самостоятельного проведения дома. Следовательно, если учитель предлагает ученикам проделать что-либо дома, то он обязан дать им подробный инструктаж. Опыт не должен требовать от ученика каких-либо существенных материальных затрат, при проведении опыта должны использоваться предметы и вещества, которые есть практически в каждом доме: посуда, банки, бутылки, вода, соль и так далее. Выполняемый дома школьниками эксперимент должен быть простым по выполнению и оборудованию, но, в то же время, являться ценным в деле изучения и понимания физики в детском возрасте, быть интересным по содержанию.

Главные задачи домашнего эксперимента:

-формирование умения наблюдать физические явления в природе и в быту;

-формирование умения выполнять измерения с помощью измерительных средств, использующихся в быту;

-формирование интереса к эксперименту и к изучению физики;

-формирование самостоятельности и активности.

Домашние лабораторные работы могут быть классифицированы в зависимости от используемого при их выполнении оборудования:

-работы, в которых используются предметы домашнего обихода и подручные материалы (мерный стакан, рулетка, бытовые весы и т.п.);

-работы, в которых используются самодельные приборы (рычажные весы, электроскоп и др.);

-работы, выполняемые на приборах, выпускаемых промышленностью.

Домашний эксперимент можно задавать после прохождения темы в классе. Тогда ученики увидят собственными глазами и убедятся в справедливости изученного теоретически закона или явления. При этом полученные теоретически и проверенные на практике знания достаточно прочно отложатся в их сознании.

А можно и наоборот, задать задание на дом, а после выполнения провести объяснение явления. Таким образом, можно создать у учащихся проблемную ситуацию и перейти к проблемному обучению, которое непроизвольно рождает у учащихся познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает познавательную активность учащихся в ходе обучения, ведет к развитию творческого мышления учеников. В таком случае, даже если школьники не смогут объяснить увиденное дома на опыте явление сами, то они будут с интересом слушать рассказ преподавателя.

Некоторые исследования могут быть даны индивидуально отдельным учащимся.

Например, определить плотность воска, пробки, картофеля, какого-либо металла и выяснить, как ведёт себя тело из данного материала при погружении в воду, разобрать батарейку, вырастить кристалл. При этом хорошим стимулом и помощью в выполнении заданий станут индивидуальные и коллективные консультации учителя. Для того, чтобы представить место и значение домашних экспериментальных работ в общей системе домашних заданий представим все виды работ, которые ученик выполняет дома в определённом сочетании.

Работа с текстом учебника.

Выполнение заданий экспериментального характера.

Решение задач.

Чтение научно-популярной литературы.

Работа со справочной литературой.

Подготовка к фронтальной лабораторной работе в классе.

Выполнение чертежей, схем, рисунков, графиков.

Подготовка сообщений и докладов.

Между этими видами учебной работы существует определённая связь. Домашние экспериментальные работы учащихся связаны со всеми этими видами работ.

Примеры домашних экспериментов по физике:

Лабораторный практикум для 7-го класса

Л.р.№1 «Градуирование мензурки»

Цель: изготовить простейший измерительный прибор в домашних условиях.

Приборы: измерительная лента, баночка из под майонеза, шприц(2грамма), полоска бумаги, клей, ножницы.

Л.р. №2. «Измерение объёма тела неправильной формы»

Цель: научиться определять объём тела неправильной формы.

Приборы: детские кубики, карандаши, коробка, измерительная лента (масштабная линейка).

Порядок проведения:

Определяем цену деления.

  1. Измеряем длину, ширину, высоту.
  2. Вычисляем V=абс, для карандаша V=SH.

Л.р. №3. «Определение вместимости сосудов различной ёмкости»

Цель: определить вместимость флаконов, кастрюль, ваз.

Приборы: литровая банка, мензурка, измерительная лента.

Фиксирование информации.

Ёмкость

Вместимость, объём V,см3

1

кастрюля

 

2

флакон

 

3

ваза

 

Л.р. №4. «Определение скорости диффузии»

Цель работы: сравнить скорость протекания диффузии в жидкостях при разной температуре.

вещество

температура

Раствор марганцовокислого калия

рисунок

рисунок

чай

рисунок

рисунок

Л.р. №5. Определение скорости равномерного движения пузырька.

Цель работы: определить скорость равномерного движения пузырька воздуха в трубках разного сечения и в капельнице.

Приборы и материалы: трубки различного сечения, капельница.

Л.р. №6. Определение средней скорости неравномерного движения.

Приборы и материалы: жёлоб, шарик, цилиндр, секундомер.

Л.р. №7. Изготовление динамометра в домашних условиях.

Цель работы: изготовить динамометр, проградуировать его шкалу, определить вес различных тел.

Приборы и материалы: линейка, нитки, тонкая резинка, монеты по5р., картон.

Л.р. №8. Определение плотности твёрдого тела и выяснение условий плавания тел.

Приборы и материалы: пробка, воск, шампунь, металлический цилиндр, масло, вода.

Л.р.№9. Наблюдение превращения потенциальной энергии в кинетическую и обратно при колебаниях тела, подвешенного на нити.

Цель: пронаблюдать действие закона превращения и сохранения энергии.

Приборы и материалы: твёрдое тело, нить.

Порядок выполнения:

  1. Привяжите тело на нить.
  2. Поднимите нить с телом.
  3. Отклоните тело от положения равновесия и отпустите.
  4. Наблюдайте за колебаниями тела в течение некоторого времени, сделайте рисунок.

Положение шарика когда он имеет:

  1. наибольшую потенциальную энергию.
  2. наименьшую потенциальную энергию.
  3. наибольшую кинетическую энергию.
  4. наименьшую кинетическую энергию.

Анализ результатов:

проанализировать положение шарика, как происходит превращение энергии, почему колебания тела с течением времени затухают, на что расходуется энергия колеблющегося тела. Сделайте вывод: подтверждается ли на опыте справедливость закона превращения и сохранения энергии.

Л.р. №10. Определение механической мощности животных.

Приборы и материалы: рулетка, напольные весы, секундомер.

Собака, кошка, хомяк.

М

t1

t2

t3

h

А

N

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Завершать домашний эксперимент можно анкетой.

  1. Как вы относитесь к выполнению домашних опытов и наблюдений?
  2. Хотели бы вы какие-либо из опытов продемонстрировать в классе перед товарищами, дома своим сестрёнкам, братишкам, друзьям?
  3. Сложно ли самим придумать опыт или поставить заданный эксперимент?
  4. Что сделать сложнее: самим придумать опыт или поставить заданный эксперимент?
  5. Что для вас является более интересным: придумать идею эксперимента, спланировать ход опыта или провести его?
  6. Можно ли делать эксперимент, не продумав его идею и не спланировав ход эксперимента?
  7. Сколько примерно времени в неделю вы затрачиваете на проведение домашних опытов и наблюдений?
  8. Помогают ли домашние опыты и наблюдения понять материалы учебника, данную тему, явления, закон? Приведите примеры
  9. Побуждают ли домашние опыты и наблюдения к чтению дополнительной литературы по физике? Приведите примеры.
  10. Нужны ли подобные задания и для чего?
  11. Как к ним относятся ваши родители?

Лабораторные работы для 8-го класса

  1. Сравнение количества теплоты, отдаваемого при остывании воды и растительного масла.
  2. Наблюдение за нагреванием и кипением воды и построение графика температуры.
  3. Сравнение количества теплоты, затрачиваемого на нагревание воды и льда.
  4. Наблюдение процессов плавления и отвердевания.
  5. Определение мощности и работы тока в электрической лампе и других электрических приборах и расчёт потребляемой ими электроэнергии.
  6. Измерение КПД кипятильника.

 Трение.

1.  Возьмите длинную тяжелую книгу, перевяжите ее тонкой ниткой и прикрепите к нитке резиновую нить длиной 20 см. Положите книгу на стол и очень медленно начинайте тянуть за конец резиновой нити. Попытайтесь измерить длину растянувшейся резиновой нити в момент начала скольжения книги. Измерьте длину растянувшейся книги при равномерном движении книги. Положите под книгу две тонкие цилиндрические ручки (или два цилиндрических карандаша) и так же тяните за конец нити. Измерьте длину растянувшейся нити при равномерном движении книги на катках. Сравните три полученных результата и сделайте выводы. Примечание. Следующее задание является разновидностью предыдущего. Оно так же направлено на сравнение трения покоя, трения скольжения и трения качения.

2. Положите на книгу шестигранный карандаш параллельно ее корешку. Медленно поднимайте верхний край книги до тех пор, пока карандаш не начнет скользить вниз. Чуть уменьшите наклон книги и закрепите ее в таком положении, подложив под нее что-нибудь. Теперь карандаш, если его снова положить на книгу, съезжать не будет. Его удерживает на месте сила трения - сила трения покоя. Но стоит эту силу чуть ослабить - а для этого достаточно щелкнуть пальцем по книге, - и карандаш поползет вниз, пока не упадет на

стол. (Тот же опыт можно проделать, например, с пеналом, спичечным коробком, ластиком и т.п.). Подумайте, почему гвоздь легче вытащить из доски, если вращать его вокруг оси? Чтобы толстую книгу передвинуть по столу одним пальцем, надо приложить некоторое усилие. А если под книгу положить два круглых карандаша или ручки, которые будут в данном случае роликовыми подшипниками, книга легко передвинется от слабого толчка мизинцем. Проделайте опыты и сделайте сравнение силы трения покоя, силы трения скольжения и силы трения качения.

3.  На этом опыте можно наблюдать сразу два явления: инерцию, опыты с которой будут описаны дальше, и трение. Возьмите два яйца: одно сырое, а другое сваренное вкрутую. Закрутите оба яйца на большой тарелке. Вы видите, что вареное яйцо ведет себя иначе, чем сырое: оно вращается значительно быстрее. В вареном яйце белок и желток жестко связаны со своей скорлупой и между собой т.к. находятся в твердом состоянии. А когда мы раскручиваем сырое яйцо, то мы раскручиваем сначала лишь скорлупу, только потом, за счет трения, слой за слоем вращение передается белку и желтку. Таким образом, жидкие белок и желток своим трением между слоями тормозят вращение скорлупы. Примечание. Вместо сырого и вареного яиц можно закрутить две кастрюли,

в одной из которых вода, а в другой находится столько же по объему крупы.

Давление газов. Атмосферное давление.

1. Ополосните пластиковую бутылку горячей водой и плотно закройте крышкой. По мере остывания в ней воздуха до комнатной температуры, давление внутри падает, атмосферное давление сдавливает бутылку с боков. Почему?

2. Модель работы легких. Отрежьте дно у пластиковой бутылки. Натяните на горлышко воздушный шарик и протолкните его внутрь. Отрезанную часть бутылки затяните пленкой от другого воздушного шарика или от использованной резиновой перчатки и закрепите ее скотчем. При оттягивании пленки объем воздуха внутри бутылки увеличивается, давление уменьшается и становится меньше атмосферного, шарик надувается. При надавливании на нижнюю пленку объем воздуха в бутылке уменьшается, давление становится больше атмосферного, шарик сжимается.

3. Надуйте воздушный шарик. О каких свойствах газа и оболочки шарика свидетельствует его форма. Почему, направляя струю воздуха в определенном направлении, мы заставляем шарик раздуваться сразу по всем направлениям? Почему не все воздушные шарики принимают сферическую форму?

4. С помощью трубочки или соломинки и мыльного раствора получите мыльный пузырь. Объясните, почему мыльный пузырь, отделенный от трубочки, имеет шарообразную форму.

5. Сконструируйте картезианский водолаз, пользуясь пластиковой бутылкой или 3-х литровой банкой с пластиковой крышкой. Поплавок изготовьте из обычного прозрачного пузырька, например из-под пенициллина, заполнив его водой более чем на 1/3 объема. В пробке пузырька сделайте шилом отверстие и в него плотно вставьте трубочку длиной 10мм от стержня шариковой ручки. Можно взять пипетку и наполнить её водой так, чтобы она плавала вертикально, практически полностью погрузившись в воду. После наполнения бутылки (банки) водой опустите в нее поплавок. При нажатии на крышку банки или нажиме на бутылку поплавок опускается. Проследите за объемом воды в поплавке при его погружении и подъеме. Поплавок можно изготовить из колпачка от фломастера или от шариковой ручки. Чтобы колпачок плавал вертикально, вставьте в него несколько скрепок. Можно из фольги сделать "пропеллер" и надеть его на колпачок, тогда водолаз будет опускаться и подниматься, вращаясь.

6. Зажженную свечу или бумагу подержите внутри стакана, перевернутого вверх дном. Затем быстро поставьте стакан также вверх дном на поверхность надутого воздушного шарика. Опишите наблюдаемые явления.

Электрические явления

Домашняя лабораторная работа по теме "Параллельное соединение проводников"

Цель работы: проверить законы параллельного соединения

1/R=1/R1+1/R2 I=I1+I2

Приборы: счётчик электроэнергии, 2 электрические лампочки (можно настольные лампы), часы.

Порядок работы:

1.выключить в квартире все электрические приборы, счётчик не должен работать.

2.записать начальное показание счётчика n1.

3.включить 1 электрическую лампочку минут на 20-30, затем, выключив её, снять новое показание счётчика n2. Подсчитать совершённую работу А1=n2 – n1.

4.используя формулу для работы тока А=IUt, подсчитайте ток I1, протекающий через 1 лампочку, используя закон Ома, рассчитайте её сопротивление R1=U/I1.

5.опыт повторите со второй лампочкой (лампочки должны быть разные), рассчитайте I2 и R2.

6.включите обе лампочки одновременно на то же самое время, рассчитайте общую силу тока I и общее сопротивление R обеих лампочек.

7.проверьте выполнение следующих законов:

1/R=1/R1+1/R2 I=I1+I2

8.начертите схему параллельного соединения двух электрических лампочек, сделайте вывод.

Внимание!!! При проведении эксперимента все единицы измерения величин должны быть в системе единиц СИ. Время проведения каждого опыта должно быть одинаковое.

Заключение.

Таким образом, если учителя будут применять домашние экспериментальные задания в своей работе, то это положительно скажется на процессе обучения школьников физике и на их общем развитии, результатом обучения будет развитие разностороннего, оригинального, не скованного узкими рамками мышления. А — это путь к развитию высокой интеллектуальной активности обучаемых. Важную роль играют эмоциональные стимулы, усиливающие эффект применения домашних опытов и наблюдений и активизирующие познавательный интерес и мышление подростков. Учащиеся смогут не только по-настоящему понять многие процессы, происходящие вокруг него, но главное- применять полученные знания и опыт в своей жизни.

Список литературы.

  1. А.В. Усова. Избранное. — Челябинск: ЧГПУ, 2000.
  2. Л.А. Иванова. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. — Москва: Просвещение, 1983.
  3. Н.М. Зверева. Активизация мышления учащихся на уроках физики. — Москва: Просвещение, 1980.
  4. Методика преподавания физики в 7-8 классах средней школы. // Под ред. А. В. Усовой. — Москва: Просвещение, 1990.
  5. Ресурсы Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизации познавательной деятельности на уроке физики.

Внедрение компьютерных уроков в физике позволяет задействовать одновременно  физический опыт, рисунок, модель, эксперимент, исследования и т.п., что способствует развитию творческих способностей,...

Активизация познавательной деятельности на уроках химии и внеурочной деятельности.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках хими и внеурочной деятельности....

" Использование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии и внеурочной деятельности" Обобщение опыта.

Обобщен опыт многолетней работы учителем биологии в 5-9 классах по теме : " Исппользование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности  на уроках биологии и ...

Активизация познавательной деятельности на уроках физики

В материале рассмотрены приемы работы , способствующие активизациии и развитию познавательной деятельности учащихся на уроках физики...