Модель эффективного социально-педагогического сопровождения одарённых детей в образовательной организации.
учебно-методический материал на тему

Резникова Любовь Александровна

Глобальные изменения в социальной, экономической и производственной сферах обострили потребность общества в одаренных, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени. Удовлетворение этой потребности может быть достигнуто путем создания целостной системы работы с талантливыми учащимися.

Талантливые дети - это стратегический запас интеллектуальной силы, ее творческого потенциала. Поэтому проблему выявления и развития одаренной личности следует рассматривать именно как проблему будущего нашего государства. Одаренность - это своеобразное сочетание способностей человека, развивающихся в соответствующей деятельности и позволяющих достичь высоких результатов в одной или нескольких сферах. Работа с одаренными и способными учащимися: их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Работа по развитию одаренной личности будет успешной, если она будет иметь системный характер, при условии непрерывности решения стратегических задач, объединять усилия всех заинтересованных сторон: учреждения образования, семьи, научных организаций.

ФГОС второго поколения предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества, учёт индивидуальных особенностей учащихся, разнообразие их развития, обозначение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.

Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в  ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Большая Глушица. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модель эффективного социально-педагогического сопровождения одарённых детей в образовательной организации.

Если школьник с первого класса подготовлен к тому,

                                     что он должен учиться создавать, придумывать,

                                          находить оригинальные решения, то формирование

                                          личности будет проходить на основе обогащения её

     интеллектуального профиля…

Дж. Стернберг

Цель:  Создание  в рамках  социально-педагогической среды условий для развития  творческого потенциала учащихся, формирования устойчивых профессиональных ориентаций и актуальных компетенций.

Задачи:

  1. Выявить одаренных детей на основе итогов конкурсов, олимпиад, выставок и иных соревновательных мероприятий.
  2. Ознакомиться   с данными  психологических особенностей и методических приемов, эффективных при работе с одарёнными детьми.
  3. Сформировать банк  данных.
  4. Разработать и внедрить в практику индивидуальные и групповые программы, позволяющие более полно удовлетворять интересы обучающихся.

Актуальность:

Глобальные изменения в социальной, экономической и производственной сферах обострили потребность общества в одаренных, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени. Удовлетворение этой потребности может быть достигнуто путем создания целостной системы работы с талантливыми учащимися.

Талантливые дети - это стратегический запас интеллектуальной силы, ее творческого потенциала. Поэтому проблему выявления и развития одаренной личности следует рассматривать именно как проблему будущего нашего государства. Одаренность - это своеобразное сочетание способностей человека, развивающихся в соответствующей деятельности и позволяющих достичь высоких результатов в одной или нескольких сферах. Работа с одаренными и способными учащимися: их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Работа по развитию одаренной личности будет успешной, если она будет иметь системный характер, при условии непрерывности решения стратегических задач, объединять усилия всех заинтересованных сторон: учреждения образования, семьи, научных организаций.

ФГОС второго поколения предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества, учёт индивидуальных особенностей учащихся, разнообразие их развития, обозначение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.

Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в  ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Большая Глушица.

Своеобразие системы работы:

Своеобразие моей системы работы я вижу в том, что формируя творчески одарённую личность, способную свободно жить в современном мире, я опираюсь на урочную и внеурочную деятельность, кружковую работу, а также на многообразные  социальные структуры, без которых невозможна современная жизнь.

Формы работы:

  1. Уроки ( урок-практикум, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-игра, интегрированный урок)
  2.  Классные часы.
  3. Внеурочная деятельность.
  4. Кружковая работа.

Методы работы:

1.  Метод проектов.

2.  Проблемная ситуация

3.   Ситуация успеха.

4.  Диспут.

5.  Метод примера.

6. Создание презентации.

7.   Поисковая деятельность.

              Формы контроля:

  1. Контрольные, проверочные работы.
  2. Тестирование.
  3. Сочинения различной тематики.
  4. Результаты участия в конкурсах.

     Задача выявления и обучения одаренных детей  приоритетна в современном образовании. Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны. Обладая высокими способностями, они в скором времени во многом будут определять содержание и темпы социального и экономического прогресса, займут ключевые позиции в экономике, администрировании, науке, искусстве, идеологии, и это лучшее, на что мы можем надеяться.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей. Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей.

К сожалению, яркие детские таланты в общеобразовательной школе  встречаются не часто. Задача учителя - вовремя заметить одаренного ребенка. Однако сельский учитель не всегда имеет возможность обратиться за квалифицированной помощью психолого - педагогической службы. Приходится опираться на свой педагогический опыт, на научно - популярные публикации, на свои интеллектуальные возможности.

      Стратегической целью современной системы образования является создание наиболее благоприятных условий для формирования высокообразованной, конкурентоспособной творческой личности.

Для этого необходимо наращивать творческий и интеллектуальный потенциал страны, создавать необходимые условия для развития одаренных детей и молодежи.

В условиях общеобразовательной школы и при переходе на ФГОС появилась необходимость выдвижения требований индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания учащихся. В центре внимания педагога должна быть личность обучаемого, его склонности, интересы, творческие способности и т.п. Учет этих свойств – важнейшее условие формирования личности ребенка, развития его творческого мышления, задатков, талантов и интеллекта.

Для того, чтобы работа с одарёнными детьми проходила на  высоком уровне я разработала программы взаимодействия с одарёнными детьми. Это такие программы, как «Индивидуальная программа работы с одарёнными детьми по русскому языку и литературе» и Программа внеурочной деятельности «Литературное краеведение», которые оказывают мне огромную помощь в педагогической поддержке учащихся.

 Педагогическая поддержка – это основной элемент образования.
 Суть педагогической поддержки состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий.

Таким образом, в растущей личности поддерживается положительная  заданность, а также стремление к самостоятельности, самодвижению. Поддержать можно начинающее проявляться. Увидеть это можно, когда ребёнок уже сделал шаг: проявил талант, способность. В этом случае важно подкрепить то, что начинает проявляться.  Обычно я предлагаю таким учащимся выполнить какую-либо творческую работу: выпустить молнию о работе классного коллектива и поместить её в классный уголок, написать заметку в школьную газету «По секрету всему свету»,  принять участие в дистанционной олимпиаде. Увлечённые ребята обязательно откликнутся на мои предложения. Стараюсь выявить одарённых учащихся во всех классах, с которыми я работаю. Хочу представить учащихся, победителей и лауреатов дистанционной олимпиады «Познание и творчество»: Светкина Анастасия, Чванова Елена, Молочинская Вероника, Никитченко Арина, Бычинина Елена. Задания этого Всероссийского конкурса, на мой взгляд, являются сложными. Поначалу ученики были только участниками, но со временем стали обладателями дипломов лауреатов и победителей. Многие из них неоднократно принимали участие в программе «Познание и творчество».

Сравнительно недавно стали предлагать олимпиады проекта «Инфоурок». Учащиеся с удовольствием откликнулись на моё предложение. Из 10 человек, участвующих в данной олимпиаде, 5 человек стали обладателями дипломов 1, 2 и 3 степени. Впоследствии поступило предложение принять участие в финальном туре олимпиады учащимся, одержавшим победу в первом туре. Здесь интересно было ребятам самостоятельно через он-лайн вносить ответы на вопросы олимпиады. Каждый должен был войти на сайт самостоятельно под своим кодом и паролем и выполнить работу. Таким образом, учащиеся ещё получают навык работы в сети Интернет. По итогам олимпиады Филатов Коля занял 1 место.

Светкина Настя – победитель Всероссийской олимпиады по творчеству А.С. Пушкина.

Я считаю, что участие в таких олимпиадах, творческих конкурсах  является хорошей подготовкой к предметной Всероссийской олимпиаде, которая проходит ежегодно. Представляю вам призёров территориальной олимпиады по литературе и русскому языку: Советников Виктор, Лавров Дмитрий, Клемёнова Анна, Телегенева Диана. На школьном этапе олимпиады эти учащиеся заняли призовые места. Советников Виктор принимал участие в областном уровне предметной олимпиады по литературе.

Большое внимание в настоящее время уделяется творческим сочинениям учащихся. В школьную программу 5-6-7 классов включен большой раздел по работе с текстом. Школьники учатся писать сочинения различной тематики и направленности. Это и сочинения по личным впечатлениям, сочинения по картине, сочинение-репортаж, сочинение-письмо, сочинение-сказка и другие.

Учащиеся с удовольствием сочиняют сказки, ведут репортаж с футбольного матча, пишут письма своим друзьям или родственникам. Результатом такой подготовки на уроках русского языка являются победы школьников в различных конкурсах сочинений.

Пищулина Ирина и Корнаухова Яна – победители Всероссийского конкурса сочинений-эссе «Война глазами детей,  Кистанова Мария и Бычинина Елена одержали победу в школьном этапе Всероссийского конкурса сочинений  2015 года.

Большое внимание на уроках литературы уделяю выразительному чтению учащихся. Часто инсценируем отрывки из произведений (диалоги), чтение по ролям, особенно удачны выступления учащихся с инсценированными баснями; по творчеству поэтов готовим уроки-концерты, где каждая группа учащихся готовит свою программу. В группе назначаются ответственные, которые отвечают за всю подготовку  своей команды. Готовится презентация к стихам поэтов, выразительное чтение стихов наизусть, на фоне музыки идёт показ картин природы, которые изобразил поэт в своих стихах. Ребята готовят рассказ об истории создания стихотворения, находят и определяют выразительные средства, которые использует поэт. Такие уроки у ребят вызывают творческое вдохновение, каждый старается выполнить своё задание, чтобы не подвести группу. В результате каждый на уроке получает оценку.

Такая работа на уроках литературы способствует успешному выступлению в конкурсах чтецов. Ежегодно мои учащиеся занимают призовые места в различных конкурсах. Романцов Николай – многократный победитель конкурса «Живая классика» на региональном уровне.

В старших классах идёт усиленная подготовка к экзаменам. Огромное внимание уделяю подготовке к написанию сочинения. Работа ведётся в рамках элективного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной трудности». Работа эта необходима для успешной сдачи экзамена. Творческие учащиеся благодаря такой подготовке одерживают победу в различных конкурсах сочинений.

Курс «Литературное краеведение» я веду несколько лет. Учащиеся с удовольствием знакомятся с творчеством поэтов-земляков. Стихи Сагидаш Зулкарнаевой и В.В. Лисицыной нам удалось услышать из первых уст, т. к. мы были приглашены в литературную гостиную, которую  организовали работники   межпоселенческой  библиотеки. Также здесь мы познакомились с Самарским писателем Александром Витальевичем Громовым. Творчество поэтов родного края  заинтересовало ребят, и учащиеся Струева Татьяна и Пищулина Ирина решили подробнее исследовать их творчество. Девочки достойно защитили свои работы. Обе работы на всех уровнях были признаны победителями.

     Сотрудничество со многими социальными структурами села  оказывает благотворное влияние на развитие творческой одарённости учащихся.

     Посещение историко-краеведческого музея открыло нам  имена и фамилии  наших земляков – Героев и участников Великой Отечественной войны, чьи судьбы  заинтересовали ребят. На классные часы мы приглашали ветеранов Великой Отечественной войны. Неоднократно встречались с Ниной  Яковлевной Жильцовой – председателем Совета Ветеранов – в школе, в музее, в межпоселенческой библиотеке. Она  познакомила учащихся с книгами участника Великой Отечественной войны, основателя краеведческого музея  Петра Яковлевича  Русяева, рассказала о своём тяжёлом военном детстве, о письмах с фронта, которые были очень редкими и оттого желанными. Эта встреча подтолкнула на подробное изучение материалов о земляках – участниках Великой Отечественной  войны. Так появился проект - устный журнал «Письмо из окопа». Мазницыной Еленой была написана научная работа об учителях и учениках, погибших на фронтах войны. Работа заняла призовые места на всех уровнях, а в межрегиональном конкурсе «Колокола Памяти» в Кинель-Черкассах работа стала победителем.

А в год Учителя в России учащиеся предложили заложить парк Памяти в честь учителей и учеников Большеглушицкой средней  школы, погибших в годы Великой Отечественной войны. Участие в работе над проектом положительно повлияло на становление характера учащихся. Происходило взросление ребят. Появился интерес к книгам и кинофильмам о войне.

  Большое значение имеет и сотрудничество с реабилитационным центром для детей и подростков с ограниченными возможностями. Это общение положительно воздействует на души детей.

     В реабилитационном центре мы проводили акции:  «Читаем детям о войне», «Так просто делать добро»,  «Мы - за здоровый образ жизни»,  «Покормите птиц зимой», «Великой Победе посвящается», проводили весёлые старты, к Новогодним праздникам ежегодно готовим театральные сказочные постановки: «По следам Бременских музыкантов», «Как Иван Снегурочку искал» и другие.   В результате такой работы между учащимися и воспитанниками реабилитационного центра завязалась дружба. Успешно ребята разработали и защитили социальный проект о совместной работе воспитанников РЦ и учащихся школы «Все вместе мы – дружная семья». Данный проект был высоко оценён. На Всероссийском конкурсе социальных проектов он занял призовое первое место. Ребята реабилитационного центра с радостью встречают нас, делятся впечатлениями о результатах своей работы, обсуждают  планы на будущее.

Таким образом, комплексная работа с одарёнными детьми даёт свои замечательные результаты. Только совместными усилиями можно вырастить бесценное национальное достояние нашей страны. Мне кажется,  если учитель поможет каждому одарённому учащемуся ставить перед собой задачи, решение которых обеспечит максимум дальнейшего развития, которые будут отвечать его интересам,  помогут овладеть методами, исследовательскими навыками для решения этих задач, то успешно осуществится развитие способностей к самовыражению одарённых обучающихся.

Одарённость существует лишь в постоянном движении: или развивается, или угасает. Ясно, что не каждый  станет великим, но каждый имеет возможность развиваться. Задача учителя – увидеть таких детей и помочь им реализоваться, и самая большая награда для учителя – успехи и достижения учеников, их реализация в жизни.

Список используемой литературы:

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2004.
  2. Дик Н.Ф., Дик Т.И. Настольная книга классного руководителя 8-11 классов. Воспитание в условиях профильного обучения. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  3. Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
  4. Панютина Н.И. и др. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми. – Волгоград: Учитель. – 2007.
  5. Лосева А.А  Психологическая диагностика одаренности. – М., 2004.
  6. Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. – Екатеринбург, 2004.

                        Интернет-ресурсы:

  1. http://www.sakhitti.ru/ Федеральная целевая программа «Одаренные дети». Рабочая концепция одаренности.
  2. http://www.mgppu.ru/ Юркевич В.С. Одаренность – дар или наказание? Или основные проблемы одаренных детей.
  3. http://deti.llr.ru/ Энциклопедия «Одаренные дети – будущее России».
  4. http://www.globalkid.ru/ Общероссийское Общественное движение «Одаренные дети - будущее России».