"Использование современных образовательных технологий на уроках географии"
материал на тему

Петров Константин Григорьевич

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx20.81 КБ
Файл pedsovet.pptx1.54 МБ

Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий

на уроках географии

(выступление на педагогическом совете)

Одним из направлений модернизации системы  географического образования  является внедрение компьютерных технологий  и мультимедиа.

Работа с интерактивными картами.

Современный урок географии немыслим без работы с географической картой. Главная функция интерактивной карты – отражение сведений о размещении географических объектов на земной поверхности. Интерактивная карта способствует развитию познавательных способностей, воображения, памяти, наблюдательности, развивает пространственное географическое мышление.

В школьном кабинете географии имеются интерактивные карты по практически всем учебным курсам, что позволяет их использовать на каждом уроке. Какие преимущества даёт интерактивная карта? Познакомимся с некоторыми из них.

Работа со слоями карты. Наиболее полезной функцией электронных карт является возможность комбинирования их слоев. Это очень эффективно при установлении причинно-следственных связей и закономерностей. Например, чтобы выявить важнейшую географическую закономерность о размещении крупных форм рельефа, раньше я использовала две карты: "Строение земной коры" и физическую карту мира, вывешивала их рядом и предлагала учащимся применить прием наложения двух карт друг на друга

Возможность приближения отдельных участков карты для более подробного их изучения. Это позволяет акцентировать внимание учащихся на тех районах, которые необходимо детально изучить. Возможность рисовать на карте и наносить на нее надписи.

Возможность наноситьна карту надписи позволяет организовать проверку географической номенклатуры, а также предлагать учащимся задания по классификации или группировке объектов (например, расположить горы по высоте, реки по длине, моря по глубине и т.д.).

Школьная геоинформационная система – это учебно-методический комплекс, включающий программную оболочку с инструментарием для работы с геопространственными данными, комплекты цифровых географических и историко-географических карт, набор космических снимков и комплект методических рекомендаций по использованию в общеобразовательной школе.

Программная оболочка имеет средства создания и редактирования цифровых векторных и растровых карт, выполнения измерений и расчетов расстояний и площадей, построения 3D-моделей, обработки данных дистанционного зондирования, в частности цифровых космических снимков, а также инструментальные средства для работы с базами данных.

Инструментарий оболочки позволяет читать цифровую карту, получая больше информации о природных, техногенных, социальных объектах по сравнению с обычными бумажными картами и атласами. Возможно наложение разных тематических карт и создание собственной цифровой карты, в том числе с использованием GPS-приемника. Развитые средства редактирования векторных и растровых карт позволяют наносить разнообразную прикладную географическую информацию на карту, используя как стандартные условные знаки, так и созданные пользователем. Объем одной векторной карты может занимать несколько Тб. Одна растровая или матричная карта может занимать до 8 Гб. Средствами оболочки возможен пространственный анализ статистических данных путем создания, в частности, разнообразных картограмм и картодиаграмм.

Цифровые географические карты мира и России помимо общегеографической справочной информации содержат пространственно распределенные сведения о рельефе и внутреннем строении недр, климате, внутренних водах, растительности и животном мире, почвах, населении и его хозяйственной деятельности.

Школьная ГИС обеспечивает освоение учебного содержания школьных курсов географии и истории Отечества, используя такие виды деятельности учащихся и учителя, как интерактивный анализ и заполнение карт, создание собственных карт и планов местности, работа с различными видами контурных карт, создание собственных индивидуальных описаний географических объектов и исторических событий на основе анализа имеющихся на картах информационных объектов.

Школьная ГИС предназначена для использования на уроках географии и истории в общеобразовательной школе как в демонстрационном режиме при изучении нового материала или повторении и обобщении пройденного, так и в режиме выполнения практических работ учащимися в компьютерном классе.

Школьная ГИС позволяет более эффективно формировать у учащихся следующие компетенции:

1) умение читать географическую карту - одно из базовых в школьной географии. Следовательно, первое, что должен освоить ученик с помощью школьной ГИС, - это умение читать географическую информацию по цифровым географическим картам. Чтение бумажной карты, по сути, ограничивается сопоставлением и анализом размещения объектов, нанесенных в условных знаках, отображенных в легенде. Цифровая же карта несет в себе больше информации о представленных в условных знаках объектах. Эта информация содержится в атрибутах или семантике объектов, нанесенных на карту. Для получения дополнительной информации об объекте достаточно подвести к нему курсор и щелкнуть на нем левой кнопкой мыши. Эти характеристики могут быть как качественными (название, краткое описание свойств), так и количественными (числовые параметры, число жителей и так далее);

2) в процессе чтения карт нередко появляется необходимость найти тот или иной объект. При работе с обычными картами и атласами на это может уйти достаточно много времени. В школьной ГИС предусмотрена целая серия инструментов для выполнения быстрого поиска объектов по заданным параметрам, в первую очередь по названию. За исключением проверки знаний геономенклатуры, данный инструментарий экономит много времени при работе с картами;

3) цифровые карты представляют собой «слоеный пирог» - совокупность слоев. Средствами ГИС можно управлять отображением этих слоев. Более того, карты разного содержания можно совмещать, накладывая их друг на друга. То же относится и к цифровым космическим снимкам, которые можно совмещать с картами на ту же территорию, что и снимки. Это очень важно как для ученика, так и для учителя. Учитель должен уметь управлять слоями и совмещать карты разного содержания, чтобы поддерживать соответствующими демонстрациями объяснение взаимосвязей между географическими объектами, явлениями и процессами. Ученику необходимо владеть этим приемом для самостоятельного поиска взаимосвязей между географическими объектами, явлениями и процессами;

11) описание взаимосвязей между географическими объектами и явлениями с использованием разных источников информации, так же как и составление характеристик и описаний географических объектов и явлений, - важнейшее умение, формируемое у школьника в процессе обучения географии. Благодаря наличию в ней цифровых карт, космических снимков и инструментов работы с ними школьная ГИС обеспечивает обширное информационное поле и для такой учебной деятельности.

4) умения проводить измерения и расчеты по картам очень важны. Перегружая учеников фактическим материалом, учителя очень часто уделяют недостаточно внимания практическим заданиям на измерения и расчеты по картам. Частично это объясняется трудоемкостью выполнения измерений по обычным картам, что приводит к неэффективному расходованию учебного времени. Школьная ГИС дает в руки ученика быстродействующие измерительные инструменты, которые освобождают его от рутины измерений и вычислений. Они позволяют сосредоточить внимание на географической сущности результатов. Так, например, при знакомстве с географическим положением России школьник может сам оценить протяженность территории нашей страны;

9) анализ статистических данных, привязанных к объектам цифровых карт, позволяет с помощью школьной ГИС реально ознакомить школьников со статистическим методом исследования - одним из основных в географии, особенно в ее социально-экономическом направлении;

5) основой основ школьного географического образования можно назвать умение определять по картам географические координаты объектов. Инструментарий школьной ГИС в сочетании с картографическими ресурсами дает возможность сформировать и отработать этот навык у школьников.

7) школьная ГИС позволяет учителю и ученику построить собственную цифровую карту на базе уже существующих карт, входящих в комплект. Встроенный редактор карт позволяет на базе существующих цифровых карт создать собственную карту, включая контурную. Более того, возможно также редактирование и создание собственных условных знаков, что делает процесс создания достаточно увлекательным.

6) построение трехмерной модели местности - особая дидактически ценная функция школьной ГИС. Ее использование способствует развитию пространственного мышления учащихся, позволяет показать информацию, размещенную на плоскости, в объемном трехмерном виде (что при работе с традиционными бумажными картами просто невозможно), а при наложении на созданную трехмерную модель тематических карт/слоев появляются дополнительные возможности анализа взаимосвязей между географическими объектами и явлениями.

8) создание плана местности по результатам полевой съемки местности с использованием GPS-приемника - дидактически ценная возможность школьной ГИС, расширяющая область ее использования в рамках полевого географического практикума. Например, есть план местности, построенный школьниками в ходе полевой съемки с использованием GPS-приемника. Созданный план наложен на более мелкомасштабную карту. После наложения учащиеся сразу видят, что участок русла реки на карте отображен более обобщенно по сравнению с тем, что они получили сами. Более того, на плане они обозначили черными квадратиками пункты мониторинга за состоянием различных компонентов ландшафта - почвами, растительностью, воздухом и так далее;

10) составление характеристик и описаний географических объектов и явлений с привлечением разных источников информации - это важнейшее умение, которое формируется у школьника в процессе обучения географии. Школьная ГИС предлагает обширное информационное поле для такой учебной деятельности благодаря включенным в нее цифровым картам и космическим снимкам.

Для успешного выполнения подобных заданий ученик должен овладеть следующими приемами работы со школьной ГИС:

чтение цифровых карт,

поиск объектов на цифровых картах,

проведение измерений по цифровым картам,

построение гипсометрических профилей и трехмерной модели местности;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование современных образовательных технологий на уроках географии Петров К.Г. учитель географии МБОУ СШ №1 Смоленск, 2015

Слайд 2

Элементы ИКТ в учебном процессе электронные учебники и пособия интерактивные доски электронные энциклопедии и справочники тренажеры и программы тестирования образовательные ресурсы Интернета DVD и CD диски с иллюстрациями видео и аудиотехника интерактивные карты и атласы, геоинформационные программы интерактивные конференции и конкурсы научно-исследовательские работы и проекты дистанционное обучение

Слайд 3

Интерактивные карты

Слайд 4

Школьная геоинформационная система учебно-методический комплекс, включающий программную оболочку с инструментарием для работы с пространственными данными, комплекты цифровых географических и историко-географических карт, набор космических снимков и комплект методических рекомендаций по использованию в общеобразовательной школе.

Слайд 5

Основные приемы работы со школьной ГИС 1. Чтение географической карты

Слайд 6

2. Наложение карт и поиск взаимосвязей между объектами и явлениями Основные приемы работы со школьной ГИС

Слайд 7

3. Измерение больших расстояний и площадей Основные приемы работы со школьной ГИС

Слайд 8

4. Анализ статистических данных Основные приемы работы со школьной ГИС

Слайд 9

5. Определение географических координат Основные приемы работы со школьной ГИС

Слайд 10

6. Создание географической карты Основные приемы работы со школьной ГИС

Слайд 11

7. Построение картограмм и трехмерных моделей Основные приемы работы со школьной ГИС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Формирование коммуникативной компетентности учащихся через использование современных образовательных технологий на уроках географии"

изучить и апробировать в практике преподавания географии современных образовательных технологий формирующих коммуникативную омпетентность. уметь строить коммуникацию с другими людьми - вести диалоги в...

Презентация проекта "Формирование коммуникативной компетентности учащихся через использование современных образовательных технологий на уроках географии"

изучить и апробировать в практике преподавания географии современных образовательных технологий формирующих коммуникативную омпетентность. уметь строить коммуникацию с другими людьми - вести диалоги в...

Доклад на тему: «Использование современных образовательных технологий на уроках географии».

Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и...

Выступление на РМО учителей географии Статья Использование современных образовательных технологий на уроках географии

Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и...

Использование современных образовательных технологий на уроках географии

            Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесс...

Использование современных образовательных технологий на уроках географии

Использование современных образовательных технологий на уроках географии...

Использование современных образовательных технологий на уроках географии

Использование современных образовательных технологий на уроках географии...