Идеи А.С.Макаренко в организации внеурочной деятельности современных учащихся
статья на тему

Идеи А.С. Макаренко не потеряли свою актуальность и является чрезвычайно ценным для современной теории и практики воспитания. Использование близкой, средней и дальней перспектив жизнедеятельности учащихся имеет важное воспитательное значение. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Идеи А.С. Макаренко в организации внеурочной деятельности

современных учащихся

Как можно больше требования к личности,

как можно больше уважения к ней.

                                                 А.С.Макаренко

Общепризнанным в нашей стране и многих странах мира является то, что педагогическая система воспитания А.С.Макаренко принадлежит к разряду уникальных. Чрезвычайно ценным для теории и практики воспитания является то, что А.С.Макаренко теоретически и методически обосновал целую систему методов  воспитательного процесса и проверил ее непосредственно на практике.

Сегодня цель образования заключается в том, чтобы подготовить конкурентоспособную личность, востребованную на рынке труда. И опыт Макаренко как нельзя лучше является актуальным и в наше время. В Сунтарском политехническом лицее-интернате  организуется целенаправленная учебная и внеучебная деятельность учащихся, которая способствует профориентационному самоопределению. Для этого в лицее создана необходимая материально-техническая база – образовательный технопарк  «Ай-Сатаа», в структуре которого есть такие подразделения, как-то: учебный корпус технопарка, учебно-производственная мастерская «Сатабыл», кузница «Уус кыhата», два производственных цеха (столярный, кузнечный).

Такая материально-техническая база позволяет проводить дополнительное образование лицеистов во внеурочное время по интересам детей. Они  имеют возможность применять свои теоретические знания на практике, приобрести опыт проектной деятельности, творить. Развитие творческих способностей, интеллекта, духовного мира способствует успешной социальной адаптации в будущем. Свобода выбора полезного занятия во внеурочное время помогает детям продуктивно организовывать свое свободное время.

Многолетний опыт ведения спецкурса «Художественная обработка бересты»  показал, что на занятиях лучше придерживаться  демократического стиля отношений, основанных на уважении к личности учащегося, на внимании к его точке зрения, на взаимном доверии. Такое отношение позволяет детям мыслить творчески, быть уверенными в своих способностях, иметь адекватную самооценку, проявлять большую инициативу, личную независимость суждений и действий, быть успешным и социально адаптируемым.

Идеи, опыт А.С.Макаренко и практическая деятельность современных учителей позволяют утверждать, что использование близкой, средней и дальней перспектив в жизнедеятельности учащихся имеет чрезвычайно важное воспитательное значение. Заслуживает внимания меткое замечание великого педагога, что неудачи многих детских учреждений, школ состоят в том, что в их деятельности не были определены четкие, понятные перспективы.

       Близкая перспектива рассчитана на небольшой промежуток времени. Педагоги дополнительного образования призваны  организовывать такую близкую перспективу, чтобы ожидаемый завтрашний день был наполнен  успехом, радостью, жизненным удовольствием во всех сферах деятельности. Технология обработки бересты, создание изделий требуют от детей кропотливого труда. Задача мастера - активизировать в определенный момент внимание воспитанников на нужном  объекте труда, пробуждая у детей осознанный интерес. Важно создать атмосферу, где учащиеся чувствуют  себя исследователями,  творцами. Это чувство рождает и укрепляет интерес к труду и творчеству. Другой прием: чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе над одним и тем же материалом, мы (мастер-педагог и воспитанник) ищем возможности сочетания различных материалов и техник в одном изделии. Особенностью наших занятий является интеграция с другими видами художественно-декоративного искусства, например -  росписи по технике «коллаж» на бересте, склеивание бересты на керамических и деревянных изделиях, склеивание на бересте натуральных, ограненных камней и т.д. Таким образом, мой воспитанник посещает не одну, а сразу два, а то и  три спецкурса. Такие занятия снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения, резко повышают познавательный интерес к другим спецкурсам декоративно-прикладного искусства, служат развитию у учащихся воображения, внимания, мышления и памяти. Способствуют  «высвобождению» творческих возможностей учащихся, повышению профессиональных умений. Немаловажное значение имеет и то, что каждый учащийся должен быть уверен, что его мнение будет услышано и даже маленькие творческие победы не останутся незамеченными. Рекомендую подводить итоги за каждое занятие, отмечать результативность и значимость труда, поставить четкую  цель и задачи следующего занятия. Тогда учащиеся увидят то, что успели сделать за одно занятие, и  это явится стимулом для дальнейшей плодотворной, четко организованной работы.

      Средняя перспектива заключается в проектировании коллективных дел, несколько отстоящих по времени от реального времени. Рекомендую отмечать результативность и значимость труда разными мероприятиями, подводить итоги. Например, ежегодно обучающиеся  в День Матери проводят мастер-классы для желающих (выдается сертификат о распространении опыта), проводится Фестиваль  творчества – итоговый праздник за год, где в празднично-соревновательной форме проводятся творческие отчеты, выполнение творческих заданий, выставки как группового, так и индивидуального характера, выдается сертификат об успешном окончании курса. Участие во всевозможных НПК, олимпиадах по технологии, выставках и конкурсах и результаты участия в них подстегивают детей упорно заниматься на спецкурсах прикладным творчеством.

Далекая перспектива  связана с будущим (как личным, так и общественным),ее наличие характерно для взрослого человека. Я думаю, близкая и средняя перспективы должны  органично сочетаться с далекой перспективой: выбор будущей профессии, выработка в процессе планирования и реализации перспектив, необходимых для будущей жизни умений и навыков. У современного подростка преобладают мотивы, направленные на самовыражение, самооценке труде, на стремление участвовать в нем для собственного развития и совершенствования. Чем старше подросток, тем резче проявляется стремление к выражению собственной индивидуальности. Доминирует при этом желание удовлетворить в труде свой познавательный интерес и при этом сделать «по-своему», «не похоже на других», использовать и показывать свои знания, эрудицию, научиться чему-то новому. Девушки охотно берутся за создание  дизайна аксессуаров, моделирование бижутерии, предметов быта. Мотивацией в данном случае будет то, что учащиеся могут самостоятельно принять решение, самовыразиться, реализовать свои желания в создаваемом продукте, почувствовать личную ответственность и удовлетворение за результат, приобретаются ценные практические умения и навыки.

Как видим, практика работы в современной школе подтверждает жизнеспособность, более того, необходимость использования на практике педагогических идей А.С.Макаренко.

   

Попова Анна Афанасьевна,

педагог дополнительного образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа как центр организации внеурочной деятельности учащихся в современных условиях.

Доклад подготовлен к семинару на тему:"Школа как центр организации внеурочной деятельности учащихся в современных условиях"....

Организация внеурочной деятельности современных школьников (2017г.)

Цель исследования — определить место внеклассной работы в процессе социализации подростков....

Программа организации внеурочной деятельности для учащихся 5 класса. «Хореография»

Занятия хореографией оказывают положительное влияние на организм детей: профилактика заболеваний сердечно – сосудистой системы; улучшение осанки, силы, гибкости, выносливости, приобретение жизненно не...

Организация внеурочной деятельности современных школьников по информатике

C 2010 года в системе образования Российской Федерации внедряется Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС), который призван решать задачи образования в современном...

Выступление по теме "Формы организации внеурочной деятельности - проектная деятельность учителя и учащихся"

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школь...

Организация внеурочной деятельности современных школьников.

Несколько принципов построения внеурочной деятельности современных школьников....

Проектная деятельность как ведущий фактор организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС.

    Аннотация к статье «Проектная деятельность как ведущий фактор организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»....