Доклад "Игра как средство воспитания детей с ОВЗ"
материал на тему

Минаева Елена Сергеевна

Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных  средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.

           

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_mo.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

«Игра как средство воспитания, детей с ОВЗ»

        Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных  средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.

        Игра решает следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные и образовательные задачи:

Развитие познавательной деятельности ребёнка с ОВЗ;

● Развитие эмоционально- волевой сферы;

● Обогащение представлений об окружающем мире;

● Формирование коммуникативных навыков;

● Формирование культурного поведения;

● Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.

        Цель – создание условий для успешной адаптации ребёнка с ОВЗ в макромире, для коррекции и развития личности.

        Для решения поставленных целей и задач во внеурочное время использую следующие игры:

а) – дидактические;

б) – сюжетные;

в) – ролевые;

г) – театрализованные;

д) – подвижные;

е) – конструктивные.

        Каждый вид игры выполняет определённые функции.

        1. Дидактические игры – одно из средств познавательной деятельности ребенка с нарушением интеллекта. Дидактические игры развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, повышают эффективность обучения.      

        2.  В сюжетно-ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. В ходе игры ученик познаёт мир и усваивает общественный опыт. Воспитывается стремление к учению, умение и желание трудиться, а также моральные качества, обогащается речевой запас.

        3. Театрализованные игры – это разновидность сюжетно-ролевых игр, однако они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, рассказа.

        4. Подвижные игры служат средством коррекции моторных нарушений, т.к. большинство таких детей имеют двигательные нарушения.

        5. Для детей с нарушением интеллекта конструктивные игры служат средством развития восприятия формы, объёма, размеров различных предметов. В ходе конструктивных игр ребят развивается пространственная ориентация, а также мелкая моторика.

        Игра – понятие многогранное. Игра сейчас встаёт в строй самых насущных потребностей человека. Без неё невозможно нормальное развитие мозга и тела. Понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал – это понять природу счастливого детства. Детские игры воспитывают и развивают в ребёнке всё, что составляет богатство человеческой личности.

        Игра – главная сфера общения детей; в ней расширяются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнёрства, дружбы, товарищества. В игре познаётся и приобретается социальный опыт, взаимоотношения людей. Игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению, являясь отражённой моделью поведения, проявления и развития сложных самоорганизующих систем, и практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребёнка, сферой неповторимой человеческой активности.

        Поскольку детская игра – явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь, её функции разнообразны.

        Наиболее важные функции игры:

        1 – Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определённого материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственно-эстетического воспитания детей.

        2 – Развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что в нем заложено и проявлено.

        3 – Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей. Позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.

        4 – Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.

        5 – Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком.

        6 – Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей.

        7 – Релаксационная функция  заключается в восстановлении физических и духовных сил ребёнка.

        Имея такое разнообразие функций, игра заслуживает того, чтобы её включали во внеучебный процесс.

        Особенно актуальна она в школах VIII вида с ограниченными возможностями здоровья т.к. коррекционная школа VIII вида осуществляет обучение и воспитание детей, которые в силу нарушения познавательной деятельности не могут обучаться в массовой школе. Характеризуя детей с нарушениями развития, можно отметить их инертность, рассеянность, отсутствие  интереса к мыслительной деятельности.

        Для успешного воспитания этих детей необходимо пробудить их интерес  к занятиям, мобилизовать их внимание и переключение с одного вида  деятельности на другой, активизировать их  деятельность через игры (познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные, конструктивные и др.). Несмотря на такое разнообразие игр, практически любая игра носит познавательный характер.

        Имея опыт работы в специальной (коррекционной) школе, хочу поделиться методикой проведения  внеклассных мероприятий с использованием различных игр.

        Начиная игру, например, «Осенние перестрелки» нужно постараться сконцентрировать внимание собравшихся с помощью интересных приёмов:

        ☻ - представление гостей, церемониала знакомства;

        ☻ - звуковых, световых, технических эффектов;

        ☻ - музыкальной увертюры, общей песни и т. д.

          Чтобы привлечь внимание учащихся (на организационном этапе), можно использовать следующие приёмы:

        ♥ - красочное объявление;

        ♥ - афишу;

        ♥ - плакаты;

        ♥ - рекламы, нестандартные по форме, с интригующим текстом;

        ♥ - пригласительный билет;

        ♥ - приглашение-письмо, открытку, визитку;

        Организуя основную часть мероприятия пытаюсь объединить слово, образ, показ, творческую деятельность, конкурсность. Не следует забывать и о занимательности. Она может быть рассыпана по композиции (т.е. основной части), может быть собрана в один блок.

        Сюда относятся: общие песни, коллективные игры, конкурсы, забавы и аттракционы, танцы, концертные номера, сюрпризы, выступления гостей и т.д..

           Завершающая часть должна быть чёткой, яркой, краткой. Здесь уместны награждения, раскрытие секретов, коллективная оценка, принятие решения, ритуал, общая песня и т.п. В конце игры обязательно подведение итогов и анализ игры.

        Какие бы формы игры не были избраны, они должны отвечать следующим требованиям:

        1) Игра должна содействовать сплочению коллектива.

        2) Иметь познавательное значение.

        3) Активизировать общественную деятельность учащихся.

        4) Обеспечивать мыслительную активность участников игры.

        5) Создавать условия для детского творчества.

        При проведении игры необходимо помнить, что игра должна исключить даже малейшую возможность риска, угрожающую здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из неё трудные правила (если это подвижные игры), выполнить которые нелегко.

        Некоторые игры требуют наличия инвентаря, различных предметов и атрибутов. Необходимо следить за их пригодностью. Вещи и предметы, используемые в игре, должны быть безопасны, удобны для детей и гигиеничны.

        Игра не должна быть слишком азартной, унижать достоинство играющих. Ребята должны понимать смысл и содержание игры, её правила, усвоить идею каждой игровой роли.

           Кроме того, игра по своему содержанию должна быть педагогична, её выбор зависит также и от возраста играющих, их физического развития и кругозора.

        Конец игры должен быть результативным – победа, поражение или ничья. Он должен быть ярким, эмоциональным, содержательным.

        Нарушение, невыполнение правил учитываются системой штрафных очков, баллов или оценкой.

        Игра требует столь же внимательного отношения к себе, как и другие средства воздействия на ребят с отклонениями развития.

        Организуя познавательную игру, не стоит забывать и о зрителях (болельщиках).

        

        Таким образом, какая бы не проводилась игра, мы должны помнить – педагог всегда должен стремиться зажечь искорку интереса к той или иной области знаний.

        Только такая искра может вызвать цепную реакцию увлечённости, пытливости, поиска, создать ту атмосферу, в которой наиболее ярко и интересно пройдет игра.

        Всегда помнить, что игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир.

        Итак, важную роль в обучении, воспитании и развитии личности имеет игровая деятельность, которая в жизни ребёнка продолжает занимать первостепенное место с первого класса.

           

          Используемые источники:

1. А.П. Усова под ред. А.В. Запорожца «Роль игры в воспитании детей».

2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2001.

3.http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/08/22/igra-kak-sredstvo-vospitaniya

4. https://infourok.ru/igra-vazhnoe-sredstvo-vospitaniya-1137758.html

5.http://aneks.spb.ru/metodicheskie-razrabotki-i-posobiia/igra-kak-sredstvo-obucheniia-vospitaniia-i-razvitiia-shkolnikov.html

                                                        

                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ...

« Хореографическое искусство как средство воспитание детей».

Стремление к прекрасному не всегда даже осознанно живёт в каждом из нас. Безвозвратно ушло время, породившее античную мифологию, и все же она остаётся в художественном сознании человечества. А искусст...

Экскурсионная деятельность, как средство воспитания детей подросткового возраста.

Экскурсоведение в России на сегодня очень востребовано. Дополнительное образование благотворная почва для того, чтобы вобрать, переработать и реализовать все возможные сочетания новых технологий ...