Материалы для родителей БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
статья по теме

АЛТАБАСОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

1.1.БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

    Бальный танец – танец, который служит для массового развлечения и исполняется парой или большим количеством участников на танцевальных вечерах (балах). Бальный танец часто называют также бытовым танцем. Процесс разделения первобытного, фольклорного танца на бытовой  и сценический  шел одновременно с расслоением общества и его социальным расслоением на классы. Народные истоки бального танца обеспечили его жизнеспособность и высокое распространение.

     Бальный танец как историческое явление уходит своими корнями в бытовые формы народного танца. На определённом этапе расслоения общества на классы появились салонные, или бальные танцы. В основу их легли бытовые народные танцы, которые видоизменялись под влиянием норм этикета и уклада жизни привилегированных слоёв общества.

   Бальный танец возник в Италии в XV в., затем распространился во Франции.  Права гражданства европейские бальные танцы получили в России только в начале XVIII века. Их быстрое усвоение и своеобразное исполнение способствовали формированию русской хореографической школы. Ведь именно успехи в русском бальном танце привели к созданию первых балетов в России.  Учрежденные Петром первым ассамблеи были первыми русскими балами, где стали исполняться иноземные танцы. Но следует отметить, что в эти чужие танцы русские вносили присущие им национальные черты, чем, по свидетельству современников, придавали им особое очарование

   Обучение танцам шло успешно, и скоро русские своей грацией и светским обхождением стали удивлять иностранцев. Преподавание бальных танцев в России велось преимущественно артистами балета, что позволило не только научить своих учеников  модному танцу, но и привить высокую исполнительскую культуру.

    В XX веке совершенствуется стиль исполнения традиционного танцевального репертуара; новые бальные танцы создавались на основе многонационального музыкального и хореографического искусства разных народов, окончательно формируется школа бального танца и утверждаются педагогические принципы русских учителей. Процесс создания современных бальных  танцев основан на национальных традициях с использованием современных музыкальных ритмов.

    Бальный танец занимает прочное место в программе воспитания детей. Это связано с многогранностью бального танца, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, этического и художественно-эстетического развития и образования. В процессе обучения все эти средства взаимосвязаны, взаимообусловлены. Плавные, ритмичные и энергичные движения под мелодичную, красивую и зажигательную музыку доставляют эстетическое наслаждение детям, которые в силу своих возрастных наклонностей особенно стремятся к движениям, к ритмике.

 Воспитание детей – целенаправленная деятельность, призванная сформировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.

Цели воспитания –  ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий.

  Хореографическое искусство показало себя на практике как перспективная форма эстетического и  физического  воспитания детей.

  Эстетическое воспитание детей, построенное на интегрировано–гуманитарной основе, позволяет формировать духовно-нравственную культуру личности в процессе познавательной деятельности, поскольку эстетическая культура – это часть общей культуры личности, выражающая её способность воспринимать и преобразовывать действительность по законам и нормам красоты, совершенства и гармонии. В.Г. Белинский писал: «Чувство изящного – есть условие человеческого достоинства... Без него, без этого чувства нет гения, нет ума, остается один пошлый «здравый смысл», необходимый для домашнего обихода жизни, для мелких расчётов эгоизма... Эстетическое чувство есть основа доброты, основа нравственности»

   Эстетическое воспитание будит и развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Человек, чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты. Эстетическое воспитание неразрывно связано с воспитанием духовно-нравственным, умственным, трудовым и физическим. 

  Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей, преподаватели хореографии имеют возможность проводить большую воспитательную работу.   Занятия бальными танцами содействуют эстетическому воспитанию детей, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры, поэтому можно утверждать, что хореографическое искусство имеет богатую возможность широкого осуществления воспитательных задач

  Танец  развивают эмоциональную сферу ребенка. Если научные предметы сообщают ему знания о мире, то танцевальное искусство вызывает эмоциональный отклик, связанный с преображенными в танце явлениями объективного мира. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.

    Физическое воспитание – одна из сторон воспитания; организованный педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, обучение различным движениям и совершенствование физических качеств, разностороннее развития физических способностей, формирование и совершенствование жизненно важных для человека двигательных навыков и умений, а также овладение соответствующими знаниями. Физическое воспитание в единстве с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием обеспечивает всестороннее развитие личности. Причем эти стороны общего процесса воспитания в значительной мере проявляются и в самом организованном соответствующим образом процессе физического воспитания. Цель физического воспитания достигается в решении взаимосвязанных оздоровительных, развивающих, образовательных и воспитательных задач

 Занятия ритмикой и бальным танцем положительно сказываются на физическом развитии детей: соразмерно развивается фигура. Устраняется ряд физических недостатков, вырабатывается правильная и красивая осанка, внешнему облику придается соразмерность и элегантность. К сожалению, дети «…не умеют пользоваться данным им природой физическим аппаратом. Мало того: они не умеют даже содержать его в порядке, не умеют развивать его. Дряблые мышцы, искривленный костяк, неуправляемое дыхание  – обычные явления в нашей жизни…».

Большое внимание, уделяемое на занятиях осанке, общей собранности, точности и четкости движений, заставляют детей следить за правильной постановкой корпуса и головы, прямо и подтянуто держаться. Заметно улучшается координация движений. Дети начинают более ловко, красиво, четко двигаться не только во время занятий, но и в быту. Систематические занятия и участие в различных конкурсах  делают детей более крепким и выносливыми. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая  проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, развитию креативности, эмоциональности, предотвращает появление различных психологических комплексов, воспитывают настойчивость, силу воли, коллективизм и художественный вкус.

     Занятия бальным танцем органически связаны с усвоением норм этики, немыслимы без выработки высокой культуры общения между людьми. Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, простота, скромность, внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость – вот те черты, которые воспитываются у учащихся в процессе занятий танцем и становятся неотъемлемыми в повседневной жизни. Танцевальное искусство, дает выход энергии детей, наполняет бодростью, удовлетворяет потребность в празднике, в зрелище, в игре. Бальный танец выступает также средством массового общения людей. Даёт возможность содержательно провести время, познакомиться, подружиться со сверстниками. Чтобы добиться хороших результатов в обучении и воспитании, педагог использует приёмы, которые делают занятия интересным, концентрируют внимание учащихся.

   Трудно определить те сдвиги в общем развитии детей, которые происходят именно в результате танцевальных занятий. Дети испытывают много разнообразных влияний и воздействий и в школе, и в процессе внешкольной работы, и в семье. Становлением своей личности, формированием характера они обязаны всему комплексу сил, воздействующих на их сознание и организм. Несомненно, однако, что занятия танцами положительно сказываются на эстетическом, моральном и физическом развитии школьников. Все эти благоприятные сдвиги возможны лишь при условии достаточно длительных и систематических занятий.

       Таким образом,  кружки бального танца ставят перед собой задачу: познакомить учащихся с репертуаром, соответствующим их возрасту, дать им первоначальную танцевальную подготовку, развить их физически, оказать на них определенное воспитательное воздействие. У деток, занимающихся бальными танцами, развиваются не только творческие способности и артистизм, но и ловкость и выносливость. Бальные танцы помогают физическому развитию ребенка – тренируют и укрепляют самые разные группы мышц, укрепляют сердечно – сосудистую и дыхательную системы детского организма. Ребенок учится в совершенстве владеть своим телом, использовать его для передачи своих чувств и эмоций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Танец как средство воспитания, применение танцевальных элементов на уроках, в качестве разновидности приема здоровьесберегающих технологий".

       Тема: «Танец как средство воспитания, применение танцевальных элементов на уроках, в качестве разновидности приема здоровьесберегающих технологий»....

Доклад "Игра как средство воспитания детей с ОВЗ"

Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных  средств их воспитани...

« Хореографическое искусство как средство воспитание детей».

Стремление к прекрасному не всегда даже осознанно живёт в каждом из нас. Безвозвратно ушло время, породившее античную мифологию, и все же она остаётся в художественном сознании человечества. А искусст...

Экскурсионная деятельность, как средство воспитания детей подросткового возраста.

Экскурсоведение в России на сегодня очень востребовано. Дополнительное образование благотворная почва для того, чтобы вобрать, переработать и реализовать все возможные сочетания новых технологий ...

«КОММУНИКАТИВНЫЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Одним из важных направлений развития детей дошкольного возраста является развитие их общения со сверстниками и взрослыми. Ведь именно в дошкольный период мир ребёнка уже не ограничивается семьё...