"Танец как средство воспитания, применение танцевальных элементов на уроках, в качестве разновидности приема здоровьесберегающих технологий".
учебно-методический материал на тему

Камышанская Ирина Евгеньевна

         Тема: «Танец как средство воспитания, применение танцевальных элементов на уроках, в качестве разновидности приема здоровьесберегающих технологий».

 

        Автор: Камышанская Ирина Евгеньевна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Дом пионеров и школьников» Романовского района, Саратовской  области.

              Танец играет немаловажную роль в воспитании детей и подростков. Это связано с многогранностью танца, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, этического и художественно-эстетического развития и образования.

              Первоклассники обычно приходят на первое занятие танцевального коллектива полные интереса и ожидания. Многие из них уже не раз встречались с музыкой – все они, конечно, охотно прыгали, скакали, бегали, как это свойственно детям. Но далеко не все из них учились соединять музыку с движением.

              И на первом уроке руководитель стремится добиться внимания к каждому своему слову и серьезного отношения к основным правилам работы и поведения: не шуметь, не разговаривать во время звучания музыки, не отвлекаться, двигаться бесшумно – «не мешать музыке» (приходить на занятия следует в легкой, свободной, опрятной одежде, в тапочках).

                Вначале многие дети не обращают внимания на музыку, ее характер, не умеют подчиняться ее темпу и ритму.

               Музыка создает эмоциональную основу, определяет характер танца, его развитие. Связь музыки и жеста, музыки и движения органична для природы человека. Восприятие музыки в танце активно, оно вызывает действие, действие танцевальное. Умение слушать и понимать язык музыки, легко и непринужденно двигаться в ритме определенной музыки, получать удовольствие от ее красоты – всему этому учит танец.

                Освоение танцев связано с определенной тренировкой тела. Поэтому обучение предполагает специальные тренировочные задания, построенные на основных положениях и элементах танца. Эти тренировочные занятия и собственно исполнение танца дают значительную спортивно-физическую нагрузку.

                Систематические занятия танцем соразмерно развивают фигуру, способствуют устранению ряда физических недостатков, вырабатывают правильную и красивую осанку, придают внешнему облику человека собранность, а потому грациозность движению.

                Танец оказывает также большое влияние на формирование внутренней культуры человека. Занятия танцем органически связаны с усвоением норм этики, немыслимы без выработки высокой культуры общения между людьми. Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, простота, скромность, внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость – вот те черты, которые воспитываются у учащихся в процессе занятий танцем и становятся неотъемлемыми в повседневной жизни. Так занятия танцем помогает воспитывать характер человека. 

               Поскольку учебный процесс протекает в коллективе и носит коллективный характер, занятия танцем развивает чувство ответственности перед товарищами, умение считаться с их интересами.                                                                                                                                      

              Танец – одно из средств эстетического воспитания и воспитания творческого начала в человеке. Как и всякое искусство, танец способен приносить глубокое эстетическое удовлетворение. Человек, который хорошо танцует, испытывает неповторимые ощущения от свободы и легкости своих движений, от умения владеть своим телом, его радуют точность, красота, пластичность, с которыми он исполняет сложные танцевальные па.

           Активным, творческим, пробуждающим в человеке художественное начало является сам процесс обучения танцу. Осваивая танцевальную лексику, человек не просто пассивно воспринимает красивое, он преодолевает определенные трудности, проделывает немалую работу для того, чтобы эта красота стала ему доступна. Познав красоту в процессе творчества, человек глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях: и в искусстве, и в жизни. Его художественный вкус становится более тонким, эстетические оценки явлений жизни и искусства – более зрелыми.

           Танец является эффективным средством организации досуга детей и подростков, культурной формой отдыха. Танцевальное искусство, давая выход энергии подростков, наполняет ее бодростью, удовлетворяет потребность человека в празднике, в зрелище, в игре. Танец выступает также как средство массового общения людей, дает возможность содержательно провести время, познакомиться, подружиться.

            Сегодня большое внимание в образовательном процессе  уделяется здоровьесберегающим технологиям, применяемым на уроках, занятиях.

            Физкультурно-оздоровительный – так можно назвать один из видов         здоровьесберегающих технологий. Он включает в себя:

·        развитие физических качеств, двигательной активности;

·        дыхательную гимнастику;

·        становление физической культуры;

·        профилактику плоскостопия и формирование правильной осанки;

·        воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.

    Основными принципами, которыми должен руководствоваться педагог при использовании данной технологии – это:

·        не навреди;

·        доступности и индивидуальности;

·        сознательности и активности;

·        всестороннего и гармонического развития личности;

·        системного чередования нагрузок и отдыха.

              Я хочу предложить вашему вниманию танцевальные паузы, которые можно применять и во время урока, в качестве смены деятельности ребенка, и во внеурочное время.

            Танцевальная зарядка (исполняется под песню «Танцуя сидя»)

                    Дети стоят прямо руки на поясе.

                              Движение 1

 На счет 1 правая нога выставляется вперед на носок,

 на счет «и» ставиться на место.

 На счет 2 левая нога выставляется вперед на носок,

 на счет «и» ставиться на место.

                     Движение повторяется два раза.

                              Движение 2

 На счет 1 боковой шаг вправо,

  на счет «и» приставляем левую ногу.

 На счет 2 еще один боковой шаг вправо,

  на счет «и» приставляем левую ногу.

                    Движения повторяются влево с левой ноги на счет 3-«и», 4-«и».

                              Движение 3

 На счет 1 движение «Пружинка» с правой ноги,

  на счет «и» руки на пояс.

 На счет 2 движение «Пружинка» с левой ноги.

                     Движение повторяется два раза.

                              Движение 2

                         (описано выше).

                              Движение 4

 На счет 1-«и» руки в сторону,

  на счет 2 –«и» руки на пояс.

                      Движение повторяется два раза.

                              Движение 5

  На счет 1 -«и» наклон корпуса вправо,

  на счет 2 –«и» наклон корпуса влево.

                        Движение повторяется два раза.

                               Движение 6.

  На счет 1 –«и» поворот корпуса вправо с раскрытыми в сторону руками,

  на счет 2 –«и» возвращаемся в исходное положение руки на поясе.

   На счет 3 –«и» поворот корпуса влево с раскрытыми в сторону руками,

  на счет 4 –«и» возвращаемся в исходное положение руки на поясе.

                                Движение 7

  На счет 1 шаг вправо руки вверх,

  на счет «и» приставляем ногу руки на пояс.

  На счет 2 еще один шаг вправо руки вверх,

  на счет «и» приставляем ногу руки на пояс.

            Движение повторяется влево с левой ноги на счет 3 –«и», 4 –«и».

 

                                 Движение 8

  На счет 1 присели руки на поясе,

  на счет «и» встали, руки вверх одновременно, говоря слова песни.

                 Движение повторяется несколько раз.

 

      Для того, чтобы возбужденный ребенок расслабился и отдохнул я применяю танцевальную паузу:

                    «Распускание цветка» (исполняется под медленную музыку).

        Дети становятся в круг. Каждый из них цветок. Руки подняты над головой в виде бутона.

       Звучит музыка.

       Педагог говорит: « Наступает утро. Просыпается солнышко. Цветы начинают распускаться». Дети очень медленно опускают поднятые руки и останавливаются на уровне лица.

     Педагог: « Цветы раскрылись». Дети раскрывают ладошки и открываются их лица.

     Педагог: «Какие красивые цветы! Улыбнитесь! Посмотрите направо, налево».

Дети выполняют задание.

      Педагог: «Потянулись цветочки к солнышку и превратились в большой цветок».

Дети поднимают руки и соединяют их на верху друг с другом, образуя большой цветок.

      Педагог: « Но вот налетел ветер и наш цветочек закачался».

 Дети ставят правую ногу вправо и начинают медленно качаться, сначала вправо, затем влево.

      Педагог: «Ветер поднялся такой сильный, что все лепестки нашего цветка оторвались и закружились». Каждый ребенок с поднятыми руками кружится на месте.

       Педагог: «Незаметно наступил вечер. Наши цветочки снова закрылись в бутоны и уснули». Дети складывают руки в виде бутона, приседают и закрывают глаза.

 

       Дети устали, засиделись, так потанцуйте вместе с ними польку

      «Давай дружить!» (исполняется под любую подвижную музыку).

         Дети становятся в круг в пары лицом друг к другу. Руки на поясе.

                                        Движение 1

 На счет 1-«и»-2-«и»  одновременно исполняют «перетоп» с правой ноги,

  на счет 3-«и» -4-«и» одновременно исполняют хлопки.

                                   Повторяется 3 раза.

                                        Движение 2

  На счет 1-«и»-2-«и» боковой галоп с правой ноги исполняют дети, которые стоят во внешнем кругу, подходят к соседу справа и кивают головой. Дети, которые стоят во внутреннем кругу кружатся на месте.

    Движения повторяются до тех пор, пока дети не встанут в исходное положение.

 

   Очень надеюсь, что вам пригодятся мои танцевальные паузы.

 

  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

Коррекционная работа на логопедических занятиях направлена не только на предупреждение и устранение речевых недостатков, но и на развитие психических процессов, что способствует подготовке детей к усв...

Материалы для родителей БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ...

Приемы здоровьесберегающих технологий с детьми с ОВЗ

Использование приемов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях Коррекционная работа на логопедических занятиях направлена не только на предупреждение и устранение речевых недоста...

Cтатья "Новые педагогические технологии и применение их элементов на уроках географии"

В современное время традиционная школа направлена на совершенствование информационно-рецептурной системы обучения . Главное сейчас — вооружая знаниями, воспитывать интеллектуально развитую личность, с...

Реализация приемов здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.

Проблема сохранения и укрепления здоровья, а главное формирование особого отношения к здоровью как к самостоятельной ценности в современной ситуации имеет огромное  значение.  Это должен осо...

Изучение и использование приемов здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Презентация мастер-класса семинара на региональном конкурсе профессионального мастерства "Лидер в образовании"...