Папка-раскладка по самообразованию.Социально-профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями школы-интерната №9
учебно-методический материал на тему

Минаева Елена Сергеевна

Определение содержания и видов социально-профилактической работы с подростками по предупреждению  правонарушений среди несовершеннолетних в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл papka-raskladkamo.docx40.73 КБ

Предварительный просмотр:

Папка-раскладка по самообразованию

Тема: Социально-профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями школы-интерната №9

Цель данной темы: определить содержание и виды социально-профилактической работы с подростками по предупреждению  правонарушений среди несовершеннолетних в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.

Задачи: 

1) определить понятие и типы отклонения от нормы социального поведения несовершеннолетних;

2) раскрыть социальные причины несовершеннолетних правонарушителей;

3) исследовать социальную профилактику несовершеннолетних в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате №9.

Использовались следующие методы: анализ государственных документов об образовании и об уровне делинквентности подростков РФ, учебных планов, программ и учебников; анализ психологической, медицинской, педагогической литературы; систематизация и обобщение научных данных; беседа (с педагогами, психологом, учащимися); обобщение личного педагогического опыта автора на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната № 9.

Девиантное поведение. Факторы, влияющие на отклонения от нормы социального поведения несовершеннолетних

Делинквентность детей относится к числу важнейших показателей, характеризующих экономическое, социальное и нравственное благополучие общества.

Ситуация обусловлена тяжелым социально-экономическим положением  россиян: безработицей и миграцией, ростом числа социально-неблагополучных семей, кризисом духовных ценностей, падением нравственного уровня населения. Определенная доля вины за повышение уровня делинквентности детей обоснованно возлагается на образовательные учреждения.

 К числу факторов, влияющих на повышение преступности школьников, российские ученые относят перегрузку детей учебными занятиями, недостаточный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в обучении и воспитании, гиподинамию и др.

В современных условиях развития школы становится очевидным, что успешное решение проблемы снижения уровня делинквентности учащихся во многом зависит от совместных усилий психологов и педагогов.

 Особую актуальность представляет проблема увеличения роста  противоправного поведения несовершеннолетних.

Отклоняющееся, от установленных норм и стандартов, поведение несовершеннолетних в обществе принято называть девиантным. Его можно определить как отдельные поступки, входящие в противоречие с принятыми в обществе юридическими, моральными, социальными, этическими нормами. Разновидности аморального поведения – алкоголизм, наркомания, токсикомания.

Это происходит в условиях социального расслоения общества, падения жизненного уровня значительной части населения, неблагоприятного развития семейно-брачных отношений, роста различных проявлений жестокого обращения с несовершеннолетними.

В связи с ростом девиантных отклонений в поведении учащихся в комплекс решаемых школой задач входит такой вопрос, как профилактика девиантного поведения школьников.

Личностные качества несовершеннолетних

Личностные свойства несовершеннолетних имеют возрастные особенности: недостаточный жизненный опыт, незавершенность формирования ценностной ориентации, повышенная внушаемость, стремление показать себя взрослым, продемонстрировать независимость и т. п. Однако, это не всегда играет решающую роль в мотивации преступления.

Большинство несовершеннолетних правонарушителей росли в семьях с ограниченными возможностями воспитания детей, либо в семьях, где непосредственно оказывалось отрицательное влияние. Около 20% несовершеннолетних преступников воспитывались в семьях с очень низким жизненным уровнем.

Особенности потребностей и интересов несовершеннолетних правонарушителей: ограниченность использования источников культурной информации, использование кино, видео, телевидения, радио преимущественно как средства заполнения свободного времени, а не как источника культурно значимой информации, предпочтительное отношение к «своим» каналам информации, получаемой в микрогруппе, в среде, где преимущественно проводится свободное время, ограниченность круга интересов, предпочтение пассивно - потребительского досуга и негативных его форм,  утрата интереса к учебе, неприятие требований образовательного учреждения, потеря ответственности, равнодушие к проблемам, находящимся в центре внимания общества, неучастие в общественной жизни либо примыкание к экстремистским ее проявлениям.

В сфере досуга для большинства несовершеннолетних правонарушителей типично беспорядочное и бесцельное времяпрепровождение, праздное «шатание» по улицам, участие в попойках. У большинства лиц данной категории побуждения, интересы, желания сводятся к потребительству, обладанию имеющимися у других престижными вещами, постоянным развлечениям, возможности не отказывать себе в любых

В силу таких позиций формируются эгоистические привычки, создаются ситуации, способствующие правонарушениям, в том числе в связи с групповым потреблением алкоголя, наркотиков и других одурманивающих средств, азартными играми, пребыванием в среде «фанатов», в экстремистской среде и т.д.

Законодательные запреты рассматриваются как формальные; социальная роль закона игнорируется.

Для несовершеннолетних, имеющих противоправное поведение, характерны завышенные самооценки, низкий уровень ответственности за свои поступки, отсутствие чувства стыда, дефицит совести, равнодушие к другим людям, их проблемам и заботам. Типичными чертами для многих подростков-правонарушителей является сниженный самоконтроль, эмоциональная неуравновешенность, упрямство, импульсивность, злобность, мстительность, агрессивность.

Причины правонарушений несовершеннолетних

Противоправные поступки несовершеннолетних обусловлены особенностями их личности, уровнем социального, психофизиологического и нравственного развития.

Среди причин социального характера одной из самых распространенных является влияние социального окружения, в котором живет и развивается ребенок. Развиваясь в социально неблагополучной среде, подросток усваивает ее нормы и ценности. Причиной может стать и социально благополучная, но низкая по уровню материального обеспечения среда. Причиной может быть и социально - и материально-благополучная среда. Большое влияние оказывает нравственная атмосфера в семье (проблемы алкоголизма и наркомании), а также переходный возраст ребенка. Также к ряду причин правонарушений можно отнести: повышенную внушаемость, несформированность ценностной ориентации, стремление показать себя взрослым, восприимчивость к негативному влиянию со стороны (школа, семья, улица), проблемы с родителями, эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, желание самоутвердиться.  

Обобщая изложенное, необходимо подчеркнуть следующее. Семейное неблагополучие выступает главным фактором, формирования такого типа личности, которая будет проявлять свои отрицательные качества, привычки не только в подростковом, но и в молодежном возрасте.

Социально-профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями

Основное содержание работы педагогов с несовершеннолетними правонарушителями – это создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в отношениях с несовершеннолетними. Приступая к работе с несовершеннолетними, нельзя проявлять прямолинейность. Педагоги  только в том случае добиваются успеха, если вовлекают всех несовершеннолетних в общую деятельность. Педагог обязан постоянно поддерживать доверительные отношения с несовершеннолетними, основным механизмом взаимодействия становится умение устанавливать контакт и способность принимать подростка таки, каков он есть.

Начало профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями подразумевает изучение причин деформации личности и их истоков; затем педагог сосредоточивает свои усилия на том, чтобы воспрепятствовать перерастанию многочисленных последствий дезадаптации в социально – психологические патологии.

С самого начала нужно учитывать особенности подросткового возраста. Трудный подросток, даже на словах готов «исправиться», не всегда испытывает внутреннюю потребность сделать это. Педагог может пробудить инициативу подростка, направленную на изменения в самом себе. На этом этапе педагог совместно с социальным педагогом, психологом и др. помогает обрести конкретные навыки этой деятельности, расширить ее возможности.

Хорошо, если после этого подросток начинает заниматься реальным делом, например, становится членом какой-то бригады, посильно трудится в мастерской с пользой для себя, своей семьи и т.д. – при этом меняется его самосознание, отношение к себе и другим, проявляются положительные эмоции и чувства, в том числе ответственность, удовлетворенность, самоопределение, идентификация себя с обществом, частью которого ему предстоит стать. Словом, возникает иная, качественно новая позиция, способствующая развитию, а не деградации, ориентирована не на узко личностные, а общественные, общечеловеческие ценности. Здесь важно лишь одно: не опоздать, воспрепятствовать окончательной деградации, не упустить момент, пока асоциальная сторона его жизни целиком и полностью не превратила бы в его суть, образ жизни и мыслей, не стала бы отвечать его возрастным и индивидуальным потребностям.

Чтобы эффективно управлять данным процессом, необходимо грамотно выбирать профилактические методы, которые обеспечивают выработку нравственного сознания; формирование навыков и привычек позитивного поведения; воспитание волевых усилий, позволяющих противостоять антиобщественным влияниям; социальное оздоровление микросреды.

Таким образом, одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышения эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления, и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.

Краткая психолого-педагогическая характеристика учащихся 7б класса

В 7б классе обучается 7 уч-ся, из них 2 девушки и 5 юношей. Возрастной состав: 16 лет-1, 15-5, 14-1.

6 уч-ся из многодетной, малообеспеченной семьи, в основном с отрицательным средовым фактором. Все уч-ся являются инвалидами детства. В условиях стационара ОПНД выставлены диагнозы: F-70.02-3 чел., F-70.12-2 чел., F-07.87-1 чел., F-70.97-1 чел.

В силу своего заболевания у уч-ся низкий уровень познавательных способностей: малый объем оперативной и механической памяти, неустойчивое внимание, неразвитое мышление, ослабленная волевая регуляция, нарушения в эмоционально-волевой сфере: тревожность – семейная, школьная, самооценочная.

Работоспособность средняя, но все уч-ся успешно усваивают программу коррекционной школы VIII вида.

Общественное лицо класса удовлетворительное, у детей проявляется интерес к общественным делам, выполнению общественных поручений.

На базе 7б класса создана агитбригада «Огонек», которая регулярно выступает на общешкольных мероприятиях.

Изучение состояния эмоционально-психологических отношений в детской общности и положения в них каждого ребенка (социометрия) выявило наличие в классе лидера  Сергея, который умеет организовать уч-ся для выполнения коллективных дел, 5 человек имеют статус «принятые» и 1 человек ( Александр) – «непринятый». 7б класс находится на стадии «Мягкая глина».

Общественное мнение в классе не всегда адекватно, имеются расхождения между тем, что говорят, и тем, что делают. Не всегда классный коллектив используется для воспитательного воздействия на отдельных уч-ся. В группе «риска» по разным параметрам находятся 4 ученика (Ст. С., Пр. И., См. С., Ю. С.).

Педтройкой 7б класса разработаны мероприятия по дальнейшему сплочению классного коллектива.

Содержание социально-профилактической работы по предупреждению правонарушений среди подростков на группе 7б класса

Для профилактики правонарушений среди детей моей группы была проведена следующая работа:

  • принимали участие в озеленении школьного двора;
  • активно участвовали во всех общешкольных мероприятиях: смотрах, конкурсах, викторинах и т.п.;
  • трудовые десанты;
  • проводили индивидуальные и групповые беседы по профилактике правонарушений (воспитатели, учителя, социальный педагог, инспектора ПДН и ГИБДД);
  • принимали участие в неделях правовых знаний, которые регулярно проводятся в нашей школе;
  • посещали различные кружки (спортивная секция – 5 чел., «Ажур» - 2 чел., «Юный художник» - 2 чел., «ОБЖ. Школа в безопасности» - 7 чел.)

Таким образом, все дети группы заняты в кружковой работе.

Кроме того, на базе нашей группы организованна агитбригада «Огонек». Я являюсь ее организатором и руководителем. Ребята занимаются изучением правил пожарной безопасности и проводят профилактическую работу с остальными учащимися нашей школы.

Данная работа приводит к положительным результатам. Дети нашей группы злостно не нарушают дисциплину, не конфликтуют внутри группы, дружны, приходят друг другу на помощь. Знают правила поведения при пожаре, соблюдают нормы и правила поведения в обществе.

Конечно, социальная среда, в которую дети попадают по приезду домой и особенности детей с заболеваниями F-70.02, F-70.12, F-07.87, F-70.97 не с лучшей стороны влияют на поведение и поступки несовершеннолетних. Однако, хорошо спланированная и систематизированная работа по профилактике правонарушений позволяет сгладить некоторые негативные качества личности, повысить ценностные ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья, снизить уровень правонарушений среди учащихся школы-интерната №9.

Социальный паспорт 7б класса за 2010-2011 и 2011-2012 уч. года

На учете в ОВД Ив. района из 7б класса в 2010 – 2011 уч. году состояло 2 человека. Оба ребенка поставлены на учет по ходатайству школы. На внутришкольном учете состоит 4 человека. В 2011-2012 уч. году оба ребенка сняты с учета в РОВД, затем 1 человек вновь поставлен на учет за правонарушение совершенное в летний период.

В дальнейшем планируется продолжать начатую работу по профилактике правонарушений среди учащихся подросткового возраста.

Список использованной литературы

1 Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: учеб. пособие / М.И. Рожков. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 240 с.

2 Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло // Социс. / 1998. № 9. С. 14 – 15.

3 Современный подросток: метод. рекомендации / А. И. Жигур. - Благовещенск: Издательство Благ. пед. ин-та, 1989. – 84 с.

        4 Азаров Ю. П. Семейная педагогика / Ю. П. Азаров. - М.: Либерия, 1989. -37 с.

5 Алемаскин М. А. Воспитательная работа с подростками / М.А. Алемаскин. - М.: НОРМА, 1999.- 92с.

6 Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили - М.: ВЛАДОМ, 1996. - 71 с.

7 Андреева Г. М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: ВЛАДОС, 1996. – 89 с.

8 Бестужев-Лада И. В. Факторы риска/ И.В. Бестужев-Лада. - М.: ВЛАДОС, 1989. – 56 с.

9 Ветров Н. М. Профилактика правонарушений среди молодежи / Н.М. Ветров. - М.: Дрофа, 1986. – 110 с.

10 Овчарова Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. – М.: НОРМА, 2003. – 443 с.

11 Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением / С.А. Беличева. – М.: Дрофа, 1999. 246 с.

12 Столяренко А.М. Социальная психология / А.М. Столяренко. – М.: НОРМА, 2001. – 346 с.

13 Социальная работа по профилактике и предупреждению насилия, агрессии в молодежной среде / К. Воль, Т. Сушемов. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 134 с.

14 Устав Государственного учреждения Амурской области «Государственная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 9»: Нормативно – правовой акт. – 2006. – 14 с.

15 Федеральный закон об утверждении Федеральной программы развития образования  // Вестник образования – 2000. - №6. – С.- 87.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по работе с несовершеннолетними правонарушителями

Данный материал разработан для обмена опытом с социальными педагогами  по работе с несовершеннолетними правонарушителями...

Обобщение опыта по теме: Социально-профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями школы-интерната №9

Определение содержания и видов социально-профилактической работы с подростками по предупреждению  правонарушений в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида....

План работы по самообразованию . Воспитателя школы –интерната 8 вида. Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,воспитанников с ОВЗ в условиях школы-интерната»

План работы по самообразованию .            Воспитателя школы –интерната 8 вида.   Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,в...

Доклад: «Общая характеристика социально - профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями»

Общая характеристика социально - профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями. Одной из форм антисоциального поведения, которое направлено против интересов общества ...

Специфика социально – профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями

В данной статье представлена специфика  профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями....

Статья на тему «Зарубежный опыт ведения профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями».

Статистика правонарушений, законодательная база и информация о ведении профилактической работы с подростками за рубежом....

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ «АСКИЗСКИЙ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ» ИМ. Н.И. ЧЕБОДАЕВА

Статья посвящена проблеме работы пришкольного интерната с родителями. В статье рассмотрены формы работы и особенности работы с родителями в школе-интернате «Аскизский лицей-интернат» им. М...