Статья на тему «Зарубежный опыт ведения профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями».
статья по обществознанию

Гончаренко Ирина Николаевна

Статистика правонарушений, законодательная база и информация о ведении профилактической работы с подростками за рубежом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx31.03 КБ

Предварительный просмотр:

Гончаренко И.Н.,

социальный педагог,

ГБОУ № 600,

Санкт-Петербург,

2019г.

Статья на тему:

«Зарубежный опыт ведения профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями»

       В юриспруденции Древнего мира и Средневековой эпохи не существовало правового понятия детства как особо защищаемого периода жизни человека. Юристов древности и средневековья несовершеннолетние правонарушители как самостоятельная демографическая группа не интересовали. Несовершеннолетние, совершившие противоправные проступки, в своем правовом положении приравнивались к взрослым преступникам.                                                                                                                                                          

       С переходом большинства стран к построению буржуазного общества и развитием экономики, появляется целый класс профессиональных несовершеннолетних преступников. Невиданный рост преступности в подростковой среде привлекает к себе внимание юридической общественности, результатом которого является развитие и совершенствование правовых идей, позволяющих выявить причины, и социальные корни детской и подростковой преступности, способствующих применению методов профилактики правонарушений несовершеннолетних, борьбы с беспризорностью и безнадзорностью.                                                                                            

       К середине XIX века зарождаются различные правовые школы, исследующие личность подростка. Несмотря на разнообразие криминологических течений и обществ, они исполнили главную свою миссию в истории права, позволив взглянуть на правонарушение, причины его возникновения и личность несовершеннолетнего правонарушителя под различными углами зрения, что способствовало расширению криминологических познаний, внесению прогрессивных, гуманных норм в законодательные акты и созданию правового института защиты детства.                                                               История развития зарубежной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних начинается с 1846 г., когда в Массачусетсе открылся первый реформаторий для малолетних правонарушителей, а в Англии в 1854 г. был принят Закон об исправительных школах для несовершеннолетних преступников. Исследование богатого, разнообразного опыта формирования и совершенствования системы профилактики правонарушений несовершеннолетних дает возможность выявить наиболее эффективные предупредительные меры, применяемые в зарубежных странах. Это позволяет использовать и апробировать их для совершенствования отечественной системы профилактики преступлений несовершеннолетних.                  Меры, применяемые к несовершеннолетним в зарубежных странах для предупреждения противоправного поведения, подразделяются на уголовно-правовые (наказания за преступление) и профилактические. В целях более тщательного подхода к рассмотрению дел о правонарушениях несовершеннолетних, учету возрастной специфики при выборе профилактических мер и назначению наказания во многих странах с конца XIX в. действуют отдельные системы правосудия: по уголовным делам и делам несовершеннолетних (ювенальная юстиция). Цель суда по делам несовершеннолетних — решить, каким образом можно помочь ребенку или перевоспитать его.                                                                                                    

     Первый суд по делам несовершеннолетних был создан в Австралии в 1890 г., затем - в Канаде в 1894году и в США - в 1899 г. В конце XIX — начале XX в. национальные суды для несовершеннолетних были образованы в Ирландии (1904 г. — специальная сессия общего суда), в Египте (Закон от 14 февраля 1904 г. о создании суда для несовершеннолетних в г. Александрии; Закон от 6 апреля об учреждении такого суда в Каире), в Англии (1905 г. — первый суд по делам несовершеннолетних), в Нидерландах (Законы от 6 и 12 февраля 1901 г., в соответствии с которыми созданы временные суды для несовершеннолетних, действовавшие по упрощенной судебной процедуре), в Германии в 1907 — 1908 гг. (соединение функций опекунских судов и судей по уголовным делам о несовершеннолетних в судах Кельна, Франкфурта-на-Майне, Бреслау и др.), во Франции (Закон от 22 июля 1912 г., вступивший в силу 4 марта 1914 г., создал автономную судебную систему судов для несовершеннолетних), в Бельгии (Закон Картон-де-Виарта от 15 мая 1912 г.), в Австрии в 1908 г. (созданы опекунские суды для несовершеннолетних), в Испании в 1918 г. (учреждены опекунские суды), в Италии (Закон от 11 мая 1908 г. о специализированных судах по делам несовершеннолетних), в Португалии в 1911 г. (созданы трибуналы по делам несовершеннолетних, соединенные с опекунскими судами: первый — в Лиссабоне в 1911 г., второй — в Порто в 1912 г.),  в России в 1910 г. (образована автономная судебная система по делам несовершеннолетних), в Венгрии в 1908 г. (автономная судебная система), в Румынии (Трансильвании) в 1913 г. (аналогичная судебная система), в Польше в 1919 г. (автономная судебная система), в Швейцарии в 1911 — 1913 гг., в Японии (Закон от 1 января 1923 г., учредивший автономную систему по делам несовершеннолетних; одновременно общие суды могли рассматривать дела несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет), в Греции (циркуляр министра юстиции от 24 декабря 1924 г. установил специализацию судей по делам несовершеннолетних и специфику судебной процедуры по этим делам; автономная судебная система по делам несовершеннолетних создана Законом 1939 г.).                                                                                      

       Рассмотрение вопроса о профилактике преступлений несовершеннолетних в контексте ювенальной юстиции обусловлено тем, что понятие ювенальной юстиции «нельзя отождествлять только с ювенальными судами, но необходимо рассматривать как систему, включающую следующие элементы:

а) особый круг лиц, на которых распространяется действие данной системы (несовершеннолетние);

б) специальные меры уголовно-правового воздействия на них;

в) особые процедурные нормы, регламентирующие процесс расследования и судебного разбирательства уголовных дел в отношении несовершеннолетних;

г) специализированные органы судебной власти и учреждения, предназначенные для рассмотрения уголовных дел данной категории;

 д) органы и учреждения, предназначенные для исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних».                                                                                Система ювенального правосудия обязательно включает в себя профилактику преступлений несовершеннолетних, поскольку ювенальные суды в большинстве стран рассматривают не только криминальные дела, но и решает вопросы о предупреждении противоправного поведения несовершеннолетних «группы риска».                                                                                          

       Во многих зарубежных странах виды и сроки наказаний и профилактических мер, которые могут быть применены к несовершеннолетним, варьируются в зависимости от их возраста. Уголовное законодательство большинства зарубежных стран устанавливает более низкий возраст ответственности, чем в России. Так, Уголовный кодекс Швейцарии 1937 г. предусматривал, что «к ребенку, который не достиг семилетнего возраста, настоящий закон не применяется», специальным постановлением в 2002 г. возраст правовой ответственности был увеличен до 10 лет. В Англии до принятия Закона о детях и подростках в 1933 году по общему праву малолетним, не подлежащим уголовной ответственности, признавался ребенок, не достигший семи лет. Этим Законом возраст наступления уголовной ответственности был повышен до восьми лет, а затем Законом о детях и подростках  (1969 г.) — до 10 лет. Минимальный возраст -  семь лет,  установлен в Австралии, Иордании, Ирландии, Пакистане, а также по общему праву США (при этом дополнительно каждый штат устанавливает возраст привлечения к уголовной ответственности самостоятельно).

      Французское уголовное законодательство устанавливает  наказания несовершеннолетним старше тринадцати лет. Уголовный кодекс ФРГ предусматривает возможность привлечения к уголовной ответственности детей, достигших возраста 14 лет. Аналогичный возрастной порог привлечения к уголовной ответственности установлен и в Румынии.              Что касается собственно профилактических мер, наложение которых не требует проведения судебных процедур, в Англии Законом 1998 г. органам полиции предоставлены новые полномочия в области пресечения преступных проявлений со стороны детей и подростков. Например, констебль имеет право в случае совершения незначительного преступления лицом моложе 17 лет сделать ему выговор или предупреждение взамен возбуждения уголовного преследования. Эта мера может применяться к детям или подросткам, не имевшим ранее судимости, выговора или предупреждения, которые объявляются правонарушителю в полицейском участке в присутствии родителей или уполномоченных лиц и должны быть доведены до сведения правонарушителя доступным, понятным несовершеннолетнему языком, после чего констебль направляет правонарушителя в специальную молодежную группу для участия в реабилитационной программе.                                                                                    

         В уголовном праве США нет единой, четко выраженной градации несовершеннолетних по возрасту, позволяющей применять к различным возрастным группам различные воспитательные меры и наказания. По общему праву лицо, не достигшее семилетнего возраста, не несет уголовной ответственности за свое поведение. Лицо, достигшее 14-летнего возраста, является уголовно ответственным за совершенное им деяние в полном объеме. Вопрос о возрасте уголовной ответственности регулируется законодательством штатов.                                                                                                                              

       И в США, и в Великобритании предпринимаются попытки свести к минимуму юридическое вмешательство посредством использования таких мер, как постановка на учет малолетних правонарушителей в полиции или направление их на перевоспитание по общественным программам без судебного разбирательства и вынесения приговора. Такое направление развития наиболее развито в Шотландии. Законом о социальной деятельности в 1968 году суды для несовершеннолетних были заменены системой менее формального разбирательства, так называемой системой слушания по делам детей, исключая тяжкие преступления. Ее цель -  вовлечение несовершеннолетнего и его семьи в процесс достижения согласованного решения, которое обеспечило бы соблюдение в первую очередь интересов ребенка. Это дает возможность составу непрофессионалов в области юриспруденции, но профессионалов в области детства решить, как поступить, чтобы в наибольшей мере соблюсти интересы ребенка: оправдать его, определить под надзор социальных служб или поместить в специальное учреждение. В результате рассмотрения дела может быть назначено два вида воздействия: домашний надзор и внедомашний надзор, при этом вопрос выбора вида надзора решается комиссией в составе трех представителей местного сообщества, имеющих соответствующее образование, в присутствии самого несовершеннолетнего, его родителей (опекунов) и социального работника, а в случае необходимости — педагога либо иного специалиста.                                                                                                  

        Исследуя германское законодательство, необходимо отметить, что возрастное начало уголовной ответственности содержится в Законе об отправлении правосудия по делам несовершеннолетних от 4 августа 1953 г. в редакции от 11 декабря 1974 г. Уголовный кодекс ФРГ указывает на то, что невменяемым является тот, кто при совершении деяния еще не достиг 14 лет.                                                                  К осужденному несовершеннолетнему применяются следующие санкции: воспитательные меры, исправительные меры и наказания для несовершеннолетних.                                                                                

       Воспитательные меры назначаются по факту правонарушения и заключаются в принудительном воспитательном воздействии на несовершеннолетнего путем указаний (предписаний, запретов, касающихся времяпрепровождения правонарушителя). Кроме того, подростку оказывается помощь в освоении социальных норм. Установленные ограничения и меры носят превентивный характер, направлены на поддержку и коррекцию поведения молодого человека и подвергаются контролю за соблюдением.                                                                                    

       К исправительным мерам относятся предупреждение, возложение обязанностей и назначение ареста. Путем предупреждения «следует отчетливо показать молодому человеку неправомочность его поступка», указать на тяжесть предъявленного обвинения и последствия для потерпевшего и общества в целом, предостерегают его от дальнейших проступков. Возложение обязанностей подразумевает возмещение ущерба. Судья может постановить, чтобы несовершеннолетний:

— в меру сил возместил нанесенный ущерб;

 — извинился перед потерпевшим;

 — отработал определенные часы;

 — внес установленную сумму денег на счет благотворительного учреждения.                                                                                                                                            

      Аресту несовершеннолетние подвергаются не чаще двух раз в неделю, на краткое время (от двух до четырех дней) или более длительное (от одной до четырех недель) и по возможности на время досуга, чтобы отбывание не приходилось на время обучения или работы правонарушителя.   В качестве наказания может назначаться лишение свободы и помещение подростка в исправительный дом для несовершеннолетних. Минимальный срок наказания составляет шесть месяцев, максимальный — пять лет. Только в случае совершения преступления, за которое по общему уголовному праву может быть назначен срок лишения свободы свыше 10 лет, для несовершеннолетних этот срок может составить 10 лет.                                                              

      В научной литературе отмечается, что при применении любого вида санкций первостепенное значение имеет вопрос их воспитательного воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя. Уголовным законодательством Германии в качестве основополагающего устанавливается принцип преимущественного воспитательного характера санкций, которые направлены на предотвращение дальнейшего негативного поведения несовершеннолетнего. К подросткам применяются санкции с учетом всех обстоятельств дела, а также личности преступника, чтобы обеспечить наилучший результат перевоспитания.                                                                                 В основе французского Ордонанса лежит презумпция уголовной не ответственности лиц, не достигших 18 лет, которая, однако, не является неоспоримой: в некоторых случаях они могут быть признаны виновными в совершении преступного деяния и осуждены. В случае привлечения к ответственности действуют нормы специального института уголовной ответственности несовершеннолетних.                                                                                              

       Во Франции, как и в большинстве других зарубежных стран, предпринимаются попытки, направленные на поиск способов избежать судебного разбирательства и вынесения приговора в отношении несовершеннолетнего. Несовершеннолетнего знакомят с текстом закона, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, объясняют противоправность деяния и рассказывают о возможной мере наказания. Особое внимание уделяется разъяснению родителям их обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего и последствий их ненадлежащего исполнения.

       Уголовное законодательство Швейцарии предусматривает деление несовершеннолетних на следующие возрастные группы:

 — дети в возрасте до 10 лет, не подлежащие уголовной ответственности;

 — дети в возрасте от 10 до 15 лет, к которым могут применяться воспитательные меры: коррекция поведения, помещение в подходящую семью или воспитательное учреждение, особое наблюдение либо дисциплинарное наказание в виде выговора, школьный арест или возложение обязанности выполнить определенную работу;

— подростки от 15 до 18 лет, к которым могут быть применены аналогичные воспитательные меры, а также штраф либо заключение на срок от одного дня до одного года.                                                                                                                                      

       Что касается совершеннолетних в возрасте от 18 до 25 лет, в отношении их применяются общие положения Уголовного кодекса Швейцарии, однако есть особенности: условное освобождение и возможность вместо наказания направить лицо в воспитательно-трудовое учреждение. Все меры, применяемые к несовершеннолетним в Швейцарии, можно подразделить на воспитательные и носящие характер наказания.                                        

        Воспитательное воздействие осуществляется общественными, социальными работниками, приемной семьей либо специализированным учреждением и представляют собой наблюдение, необходимую медицинскую помощь, клиническое лечение либо помещение в специализированное учреждение. Под особое наблюдение подпадают лица, страдающие душевной болезнью, слабоумием, эпилепсией, имеющие физические недостатки (слепые, глухие, немые), а также отстающие в психическом развитии.                                                                                                          

       В ряде стран есть семейные суды, которые занимаются всем комплексом вопросов, связанных с семьей и детьми. Например, в Польше такие суды действуют с 1982 г. и рассматривают дела в отношении несовершеннолетних, совершивших преступления, и в отношении подростков, находящихся под влиянием криминогенной среды и способных на преступление. Во Франции уже в ситуации, когда ребенок находится в опасности (испытывает негативное воздействие в семье, бродяжничает либо демонстрирует асоциальное поведение), могут быть привлечены специальные органы, в том                                                    

детьми, деятельность которых заключается в ранней профилактике преступности. Борьба с преступностью несовершеннолетних в Японии регламентируется рядом нормативных актов, прежде всего Законом о несовершеннолетних (1948 г.) и Законом о благосостоянии детей (1947 г.), провозглашающих приоритет воспитательно-исправительных мер не уголовного характера, принцип исключительной юрисдикции семейного суда.                                                                                                                                          

         Что касается Швейцарии, то здесь вмешательство ювенального суда связано только с нарушением закона. Все специализированные учреждения для несовершеннолетних являются частными. Ни на уровне федерации, ни на уровне кантонов (муниципалитета) подобных учреждений нет, однако частные учреждения получают финансовую помощь, как от кантонов, так и от федерации. Координацией работы с несовершеннолетними занимаются специальные бюро, созданные в каждом кантоне, которые имеют в своем штате социальных работников. Эти кантональные органы ответственны за исполнение решений ювенальных судов.                                                                                                                                

        В Европе в целом наметился так называемый универсальный подход к решению социальных проблем, опирающийся в социальной работе на три классических метода: индивидуальный, групповой и собственно общинный. Наиболее показателен в реализации этого подхода опыт Голландии. Работа с подростками, входящими в «группу риска», составляет обязательный компонент общей социальной работы. Традиционно она осуществляется в общине, по месту жительства и учебы несовершеннолетнего. Предупреждение преступности несовершеннолетних имеет цель помочь подросткам понять трудности и противоречия жизни, с которыми они должны уметь справляться, осознав ограниченность и нелепость аморального, асоциального и противоправного поведения. Это обусловливает приоритет воспитательных методов воздействия над исправительными, и необходимость непосредственно в среде обитания создать условия, способные служить своеобразным заслоном от всякого рода дефектов в развитии личности и предупреждать отклонения в поведении, провоцируемые на опасных возрастных этапах. Согласно рассматриваемой теории любые осложнения должны выявляться и устраняться не только вовремя, но и с опережением, с учетом возраста и ведущего типа социальной деятельности несовершеннолетнего. В качестве усиленной заботы о трудных подростках, по мнению голландских специалистов по социальной реабилитации, можно использовать следующее:                                                                            1) отвлечение от противоправного поведения создания и развития опорных профилактических служб для удовлетворения нужд большинства трудных подростков, с тем чтобы предотвратить попадание их под опеку официальных, а главное, правоохранительных органов. Такие службы должны создавать кафе для молодежи, клубы по интересам, подыскивать небольшие помещения для развлечений. В жилых домах (либо в школах) тех кварталов города, где отсутствуют комфортабельные условия для досуга подростков, устраивают своеобразные «этажи отдыха» — оборудованные подвалы или мансарды, где есть все необходимое для спортивных занятий, недорогие музыкальные установки, видеотехника;                                                                  2) диагностика социальной среды. Она поможет глубже понять подростка, оценить его семью и окружение, вовремя вмешаться в жизнь подростка, дабы избежать учреждений по реабилитации, в том числе приютов. Таким образом, важнейшей стороной формирования разных подходов к трудным подросткам является распознавание и оценка нужд, которые можно удовлетворить на уровне общины;                                                                                                    3) общественная помощь и наставничество, используемые для разрешения наиболее серьезных для подростков проблем;                                                         4) работа посреднических служб, выражающаяся в оказании поддержки подросткам, особо чувствительным к конфликтам в семье, школе, на улице. Данный вид помощи позволяет подростку овладеть разными видами деятельности в самой непринужденной обстановке;                                                                                      5) обеспечение подобающего места жительства, способного заменить семью. Каждый городской округ имеет пристанище на несколько ночей для тех, кто испытывает временные неприятности.                                                      

        Относительно новой формой временного содержания подростков вне семьи стали в Голландии приемные родители. Их подыскивают социальные помощники или общинный совет заботы, состоящий из жителей данной территории. Это могут быть незнакомые подростку люди, а также члены семей его товарищей, их родители, которые в случае согласия получают за содержание ребенка соответствующую плату.                                                     Еще одной альтернативной формой стали дома заместительства семьи, получившие в Голландии широкое распространение. Дома заместительства семьи существуют как на государственном финансировании, так и на частных и общественных началах. Определение подростка в такие учреждения осуществляется исключительно в добровольном порядке.                  

         На основании выше изложенного следует отметить ряд особенностей зарубежного опыта предупреждения и профилактики преступлений несовершеннолетних:                                                                                                                                          1) в большинстве зарубежных стран функционируют ювенальные суды, которые имеют тщательный подход к рассмотрению дел о преступлениях несовершеннолетних с учетом возраста при выборе профилактических мер и решении вопроса о назначении наказания;                                                                                     2) во многих зарубежных странах установлен более низкий возраст уголовной ответственности, чем в российском уголовном законодательстве, в связи с тем,  что общественно опасные деяния, последствиями которых выступают смерть либо тяжкий вред здоровью, совершаются лицами, не достигшими 14-летнего возраста;                                                                                                                         3) законодательство зарубежных стран выделяет несколько возрастных групп несовершеннолетних, к каждой из которых могут быть применены определенные воспитательные меры и меры наказания;                                                            4) установлен приоритет воспитательных мер над наказанием, поскольку основной целью осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних является их воспитание и предупреждение дальнейшего противоправного поведения;                                                                                                              5) широкие полномочия в области применения воспитательных мер к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой тяжести, отдаются несудебным органам — прокуратуре, полиции и т. д.                                    6) при изучении причин возникновения преступного поведения несовершеннолетнего судом особое внимание уделяется родителям (опекунам). В большинстве стран судебное разбирательство осуществляется с обязательным участием родителей (опекунов), которым разъясняют противоправность поведения несовершеннолетнего, его последствия, ответственность родителей и опекунов за нарушение обязанности обеспечить хорошее поведение несовершеннолетнего ребенка.

Литература:

1. Ведерникова О. Н. Современные тенденции развития ювенальной юстиции за рубежом // Российская юстиция. 2005.

2. Исмаилов Б. И. Правовые основы системы ювенальной юстиции.

3. Трунов И. Л., Айвар Л. К. Вопросы уголовного права и уголовной политики в отношении несовершеннолетних // Журнал российского права. 2005. N 10. С. 27.

4. Л. М. Карнозова Актуальные вопросы ювенальной юстиции /  М., 2006 — 2007. С. 324.

5. Савина Н. Н. Взгляд на проблему. О профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних // Законы России: опыт, анализ, практика. 2006. N 11. С. 64.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по работе с несовершеннолетними правонарушителями

Данный материал разработан для обмена опытом с социальными педагогами  по работе с несовершеннолетними правонарушителями...

Обобщение опыта по теме: Социально-профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями школы-интерната №9

Определение содержания и видов социально-профилактической работы с подростками по предупреждению  правонарушений в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида....

Центр диагностики и консультирования как ресурс успешной профилактический работы с несовершеннолетними: опыт работы.

В статье приведен опыт  профилактической работы МБОУ "ЦДК Локус" с несоврешеннолетними и родителями...

Папка-раскладка по самообразованию.Социально-профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями школы-интерната №9

Определение содержания и видов социально-профилактической работы с подростками по предупреждению  правонарушений среди несовершеннолетних в специальной (коррекционной) общеобразова...

Доклад: «Общая характеристика социально - профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями»

Общая характеристика социально - профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями. Одной из форм антисоциального поведения, которое направлено против интересов общества ...

Специфика социально – профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями

В данной статье представлена специфика  профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями....