Логоритмические игры и упражнения дома
статья на тему

Аврамова Светлана Петровна

Логоритмика – это один из качественных методов логопедической работы по развития речи ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmicheskie_igry_i_uprazhneniya_doma.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Логоритмические игры и упражнения дома

Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

Основой логоритмики являются речь, музыка и движение.

Логоритмика – это один из качественных методов логопедической работы по развития речи ребенка.

Чередование различных средств логоритмики требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности. В результате сочетания слова, музыки и движения дети становятся более раскрепощенными, эмоциональными.

Все выше перечисленное совершенствует умственные процессы ребенка.

Музыка, движение и слово в логоритмике сочетаются различным образом. Но какова бы ни была доля музыки и слова, музыки и движения и т.д., в упражнениях в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу ребѐнка, его деятельность, положительно влияют на личность. Важно то, что бы у ребенка эти процессы нормализовались неосознанно, естественно.

Стихотворения (речевые упражнения) необходимо проговаривать так, чтобы ребенок мог соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Здесь важна правильная последовательность: сначала дети выполняют действие «по показу», затем самостоятельно, в нужном ритме, одновременно проговаривая или пропевая в том же ритме слова.

 «Муравьиная зарядка»

Муравьи проснулись рано (потирают глаза, сидя на корточках),

Потянулись (встают, потягиваются).

Встали прямо ( опускают руки вниз)

Прыг да скок, прыг да скок, (прыжки на двух ногах)

Новый начался денек!

Вместе весело живем –

Хорошо быть муравьем! (шагают на месте)

 «Дождик: кап!»

Птица: кар, кар, кар! (крылья)

Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши)

Дождик: Кап, кап, кап (хлопки по коленям)

Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! ( топают ногами попеременно)

Дети: ха-ха-ха! (вытягивают руки вперед ладонями вверх)

Мама: Ах, ах, ах! (качают головой, держась за нее руками)

Дождик: кап, кап, кап! (хлопки по коленям)

Туча: бах, бах, бах! (топают ногами)

«Шарик»

Надувают шарик быстро, (пальцы обеих рук собраны в одну щепотку, постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга)

Он становится большой (медленно развести руки в стороны)

Вдруг шар лопнул, (хлопок в ладоши)

Воздух вышел, (подуть на ладони)

Стал он тонкий и худой (снова собрать пальцы в щепотку)

«Хвостатый-хитроватый»

- Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопки в ладоши)

Это ты в ветвях повис? (потряхивают кистями рук)

-Тс-с-с! (приложить пальчик к губам)

- Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопки в ладорши)

Это ты в траве шуршишь?

- ш-ш-ш-ш! (приложить пальчик к губам)

- Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопать в ладоши)

Не боюсь твоих «шу-шу» (погрозить пальчиком)

- У- ку- шу! (сделать «зубы» из кистей рук, соединять и размыкать кончики пальцев).

«Козлики»

Вот мостик горбатый (ладонь на ладонь)

Вот козлик рогатый. (указательный палец и мизинец выставить вперед)

На мостике встретил он серого брата (указательный палец и мизинец левой руки выставить вперед)

Упрямцу с упрямцем опасно встречаться,

И козлики наши стали бодаться. (указательные пальцы и мизинцы «встречаются» и «расходятся» 8 раз.)

Бодались, бодались, сражались, сражались (пальчики «встречаются» крест - накрест)

И в речке глубокой вдвоем оказались (пальчики «ныряют» вниз, на колени).

 «Пальчик-непоседа» 

Мой пальчик – непоседа, Быстрее шевелись! (поочередно трогать каждый пальчик)

А если вдруг устанешь, скорей сюда садись! (дотянуться каким-либо пальчиком до носика, ушка, животика, ножки …)

«Дождик»

 Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на двух ногах)

Вышел дождик погулять! (марш)

Шел неспешно по привычке.

А куда ему спешить (развести руки в стороны и пожать плечами)

Вдруг читает на табличке: (пальцем правой руки вести слева направо с движением головы)

«По газону не ходить!» (отрицание – головой)

Дождь вздохнул тихонько: «Ох!» (глубокий вдох и междометие - на выдохе)

И ушел. Газон засох. (присесть)

«Правая и левая»

Эта ручка – правая!

Эта ручка – левая! (вытягивать руки поочередно вперед ладонями вверх)

Я на мячик нажимаю, я зарядку делаю! (сжимать – разжимать кулачки)

Будет сильной правая!

Будет сильной левая! (Вытягивать вперед кулачки правой и левой руки поочередно)

Будут ручки у меня ловкие! Умелые! («мотаем клубочки»)

«Игровой самомассаж» 

Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу (захватить каждый пальчик у основания и выкручивающим движением дойти до ногтевой фаланги)

Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну

Затем руки я помою, («моют»)

Пальчик в пальчик я вложу («замок»)

На замочек их закрою и тепло поберегу…

Выпущу я пальчики, пусть бегут как зайчики! (пальцы расцепить и перебирать ими)

Упражнения на развитие музыкального ритма и темпа 

1. Передача мяча на каждую сильную долю такта. Музыка «Итальянская полька» С.Рахманинов.

2. Ходьба под музыку, если темп ускоряется, ребенок/дети идут быстрее или бегут, и наоборот.

3. Взрослый прохлопывает ритм, а ребенок/дети должны его повторить.

4. Чтобы долго дом стоял, (дети сидят на полу скрестив ноги).

Чтобы прочным был он,

Надо аккуратно

Надо аккуратно

Забить гвозди в доски.

Справа тук! (Ударяют справа от себя)

Слева тук! (Ударяют слева от себя)

Вперед тук, тук, тук! (Обоими кулаками стучат перед собой).

5. Ребенок сам отстукивает любой ритм, а другие дети/взрослые его повторяют.

Игры-упражнения на развитие восприятия мелодики

"Дирижеры"

Цель. Формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух. Материал. "Дирижерские" палочки (по количеству детей).

Описание. Взрослый произносит серии звуков, слогов и фразы с понижением основного тона. Дети при повторном их воспроизведении педагогом дирижируют палочкой, изображая движение мелодики вниз.

"Лесенка"

Цель. Учить дифференцировать на слух два вида мелодики: с понижением и повышением основного тона голоса.

Материал. Силуэтные изображения лесенок с двумя ступеньками, фишки - по количеству детей.

Описание. Взрослый произносит фразы, а дети переставляют фишку или оставляют на той же ступеньке (в зависимости от повышения или понижения мелодики).

 Игры-упражнения на развитие восприятия речевого темпа

"Карусели"

Цель. Учить соотносить темп речи и движений с темпом музыки. Материал. Длинный шнур, концы которого связаны так, что получился круг; фонограмма "Лошадки" (муз. М. Раухвергера). Описание. Дети, держась одной рукой за шнур, начинают движение по кругу в соответствии с текстом стихотворения:

Еле, еле, еле, еле

(в медленном темпе)

Завертелись карусели

(в умеренном темпе),

А потом кругом, кругом

(в быстром темпе),

Все бегом, бегом, бегом

(бег).

"Курочка и цыплята"

Цель. Учить соотносить темп движений и темп речи.

Описание. Дети сидят на стульях полукругом. Слушая отрывок скороговорки, произносимой взрослым в медленном темпе, кистью одной руки, собранной в щепоть, медленно дотрагиваются до раскрытой ладони другой руки - "курочка клюет зернышки"; при слушании отрывка в быстром темпе совершают те же движения быстро - "цыплята клюют зернышки".

Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать, (медленный темп) А за ней ребята - Желтые цыплята (быстрый темп). 

 

"Осенние листочки"

Цель. Формировать представление о темпе ("быстро", "умеренно", "медленно").

Материал. Красные ("медленно"), желтые ("умеренно") и зеленые ("быстро") кружки.

Описание. Детям, сидящим за столом или на ковре, предлагается выложить перед собой кружки-символы в той последовательности, в какой педагог меняет темп речи, читая стихотворение.

Листопад, листопад,

Листья желтые летят. Желтый клен, желтый бук, Желтый в небе солнца круг. Желтый двор, желтый дом. Вся земля желта кругом. Желтизна, желтизна, Значит, осень - не весна. Игра повторяется несколько раз. При повторном чтении темп произнесения каждой строчки меняется.

Игры-упражнения на развитие восприятия ритма

"Язычки-дразнилки"

Цель. Учить детей различать и посредством движений выделять акцентированные доли на фоне звучания равной силы (работа над неожиданным акцентом). Материал. Игрушки свистки, дудочки или бубны - индивидуально на каждого ребенка.

Описание. Взрослый произносит с равной силой голоса слоги, произвольно делая акцент, например: Та-та-та-та-та-Та-та-та-Та-та-та-та-та-Та-та-Та... Дети, выделив акцентированный слог, должны один раз подуть в свисток, дудочку или ударить в бубен.

Игры-упражнения на развитие восприятия тембра

"Кто боится прививки?"

Цель. Учить определять по тембру голоса эмоциональную окраску фразы.

Материал. Предметные картинки с изображением людей и животных.

Описание. Предметные картинки выкладывают перед детьми. Взрослый произносит фразу: "Я прививок не боюсь, если надо - уколюсь" с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.) от лица каждого изображенного персонажа. Дети по голосу взрослого определяют, какие чувства испытывает персонаж, и отвечают на вопрос "Кто боится прививки?"

 

Как играть в речевые игры и с чего начинать? Принцип речевой игры прост: о чем говорю, то и показываю. Начните с того, что после прочтения детям выбранного стихотворения поговорите о его содержании, попросите их самим рассказать, что они поняли; прослушав стихи, уточните их ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Далее на каждую строку (или две строки) вместе с детьми придумайте удобный и соответствующий тексту стиха жест. Причем желательно, если один жест будет как бы вытекать из другого. Для удобства дальнейшей работы с речевыми играми придумайте жестам название, например: «домик», «дерево», «окошко», «глаза совы», «кошачьи лапки».

Еще кое-что об играх. Часто в речевых играх используется прием звукоподражания. Если в тексте речь идет о бабушке - текст произносится по-старушечьи, шепеляво; о мяснике - грубоватым голосом; о мышонке - тоненько, высоким голоском; о бычке - низким, протяжным. Элементы звукоподражания, как дополнительный элемент, вносят в игру оживление и веселье. Согласитесь, это так приятно обучаться, веселясь, играя вместе со взрослыми!

А теперь пришло время познакомить вас с предложенными речевыми играми. Поэтому скорей зовите ребят, усаживайтесь поудобнее и… читайте, придумывайте и играйте вместе с нами!

«Аты-баты, шли солдаты»  (модель И. Бодраченко по народной потешке)

Аты-баты, Дети маршируют.

Шли солдаты. Прикладывают правую руку к голове - «отдают честь».

Аты-баты, Маршируют.

На базар. Указывают левой рукой в сторону базара - «вон там базар».

Аты-баты, Маршируют.

Что купили? Разводят руки в стороны - вопросительная интонация - «спросить ручками».

Аты-баты, Маршируют.

Самовар. Расставляют ноги, слегка приседают, руки упирают в бедра, локти в стороны - «я самовар».

Аты-баты, Маршируют.

Сколько стоит? Правую руку ставят на пояс, левую выставляют вперед - вопросительная интонация.

Аты-баты, Маршируют.

Сто рублей! Поднимают руки, пальцы растопыривают - «много денег».

Аты-баты, Маршируют.

Заходите, Слегка повернувшись назад, выставляют руки перед собой - пригласительный жест,ласковая интонация.

Выпьем чаю Раскрытую ладонь левой руки держат перед собой - «блюдце».

Поскорей! Соединяют большой и указательный пальцы правой руки - над «блюдцем» держат «чашечку».

Считалка «Мы сидели на печи» (слова и модель И. Бодраченко)

Мы сидели на печи, Слегка расставляют ноги и сгибают их в коленях, опираются руками в бедра - «сидят на печке».

Ели булки, Выставляют правую руку в сторону - «держат на ладони булку».

Калачи. Выставляют левую руку в сторону - «держат на ладони калач».

Бабка Ежка прилетела, Расставляют слегка ноги, пружинят - «сидят на помеле», слегка сжимают правую руку в кулак перед собой - «держат помело»,левой кистью руки выполняют круговые движения в воздухе -«ветерок от полета».

Все бараночки поела, Соединяют большие и указательные пальцы рук в колечки - «бараночки», говорят с обидой в голосе - «забрали наши бараночки».

Нам остался лишь батон, Вытягивают руки перед собой - «держат длинный батон», говорят с сожалением в голосе. Кто не съел, Кладут обе руки на живот.

 Тот вышел вон! Выставляют в сторону левую руку, указательным пальцем указывают на «выход».

Речевая игра «Как у бабушки Наташи» (слова народные)

Дети держат за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорят шепеляво, по-старушечьи.

Ели вкусную мы кашу. Соединяют ладони перед собой - делают «тарелку», показывая ее всем, стоящим справа и слева.

Каша пшенная с дымком, Над раскрытой ладонью левой руки - «тарелка»; указательным пальцем правой руки рисуют воображаемый дымок, идущий от горячей каши и поднимающийся вверх, поэтому текст произносят нараспев, «глиссандируя».

Каша пшенная с дымком, Повторяют те же движения, но с правой рукой - «тарелка», с левой - «дымок».

С хлебом, Выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону,

внутреннюю сторону ладони вниз - «ломоть хлеба».

С маслом, Левую ладонь кладут на правую сверху - «слой масла».

С молоком. Соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы рук - «кружка».

Взяли мы большие ложки, Сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх и разводят в стороны - две «ложки».

Съели все до самой крошки! Попеременно то правой, то левой «ложкой» едят «кашу», поднося «ложки» ко рту.

Вот какая каша Снова делают «тарелку» и пока- зывают ее всем, стоящим справа и слева.

У бабушки Наташи! Снова берутся за воображаемые концы платочка, говорят по-старушечьи.

Материал подготовила:

Музыкальный руководитель I квалификационной категории

Аврамова Светлана Петровна