ФГОС нового поколения
статья на тему

Барыкова Анна Владимировна

        Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много зависит от желания и характера учителя, от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки. Ну а кто из нас не таков? Мы все такие!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_fgos_novogo_pokoleniya._2016.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

Время течёт, как река с перекатами,

Всё вокруг изменяя теченьем своим

Переменчива жизнь, словно грома раскаты

А мы с вами в любую погоду творим!

Мы творим, но не просто рисуем, иль пишем,

Нам возможность дана, чтобы судьбы творить,

Тех, кто в будущем сделают лучше  жизнь нашу.

И в «новое» двери смогут открыть.

Даём мы знания не ради знаний, а для жизни,

Детей мы учим размышлять и созидать,

Чтобы гордиться было кем отчизне,

Чтоб поколенье новое создать.

Уже четвёртый год, как на территории нашей страны  согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 во все Российские школы введён Федеральный Государственный стандарт нового поколения.

За это время каждый из нас переосмыслил свою педагогическую деятельность, прошёл множество курсов и прочёл массу методичек. То, что сначала давалось с трудом – это не содержание нового стандарта, а внутреннее его принятие. Умение переломить всё устоявшееся и на базе «старой школы» построить новую, актуальную. Переломили и построили, ведь мы Российские учителя, не только учим, но и учимся, чтобы идти в ногу со временем.

Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации.

«Делай как я – и все будет правильно» - неэффективность данной формулы доказана временем. Обществу нужна современная молодежь, умеющая выделять проблемы, задавать и самостоятельно находить ответ на поставленные вопросы, делать выводы, принимать решения. Нужны инициативные люди! И системно - деятельностный подход в обучении призван помочь в воспитании именно человека деятельного: не только умеющего что-либо делать, но понимающего, что он делает, для чего и как.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается системой дидактических принципов, подробно описанных в различных источниках.

Все они применимы на уроке русского языка, однако, по моему мнению, ключевыми все же являются принципы деятельности и творчества. Таким образом, уместно говорить о творческой деятельности на уроке, в результате которой ученик не только открывает новое для себя знание, но и творчески реализует его.

Если признаться честно, 5-е классы – мои самые любимые. Если вас вдруг интересует почему, то я отвечу – лишь потому, что работать с ними веселее и интереснее в силу их возраста. Они только переходят на новую ступень обучения. У них появляется возможность и желание показать себя с новой стороны, стать лучше, активней. И при этих обстоятельствах, мы, учителя, получаем обширное поле деятельности, чтобы помочь детям осуществить их стремления. Ну а что нам лучше всего поможет настроить 10-летних детей на получение знаний, конечно – творчество.

«На смену пасмурному утру пришёл ясный день, и облаков на небе не будет до самого вечера. В городе Русский язык всё освещено детскими улыбками, дует небольшой теплый бриз под названием «желаю узнать новое». На этом прогноз погоды окончен, впереди вас ждёт интервью с гостями города, новостная лента и заключительный сюжет о мнении гостей о городе и его жителях» - такими словами я начала в этом году урок русского языка в 5-м классе. Идея пришла мне спонтанно, и мне захотелось проверить, будет ли она удачной. Захотелось сразу настроить детей не необычные формы работы, чтобы было весело, но не шумно, интересно и познавательно.

Получилось просто замечательно! Дети не только включились в игру, но и придумали свои проекты. Теперь они самостоятельно снимают новостные ролики об улицах и событиях города «Русский язык».

Уроки ролевой игры очень актуальны в наше время, когда необходимо подготовить ученика к непростой современной жизни. Ребенок может представить себя кем угодно: продавцом, кулинаром, учителем, гидом и т.д. Можно обобщить все изученное о существительном на “Заседании ученого совета”, изобразив председателя, содокладчика, рецензента, а можно побывать на суде, выяснив “Справедливо ли называют глагол непоседой?”. А после этого отправиться в музей Синтаксиса.

Игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия – это те направления терапевтической дидактики, которые я стараюсь использовать практически на каждом уроке в 5 классе. Формы работы, присущие для этих направлений, можно использовать на различных этапах современного урока.

 Игротерапия – освоение личности в новой ситуации, приобретение дополнительных навыков общения, получение знаний через игровую деятельность. Это не обязательно должен быть целый урок, это может быть фрагмент или этап. Например, всем известна такая игра, как «Крокодил», где необходимо объяснять различные слова и фразеологизмы. Так вот эту игру очень удобно использовать на этапе постановки целей и задач урока и она с легкостью подведёт нас к актуализации знаний. При изучении темы «Язык, как средство общения» слова объясняются по разному: жестами, при помощи изображения и словами. Это подводит детей к мысли о том, что общаться можно разными способами, но самым эффективным является язык. Также в эту игру можно сыграть на вступительных уроках к разделам: лексика и фразеология.

На самом деле можно задействовать практически любую игру: лото, фанты, «сто к одному», «ходилки» с фишками,  «своя игра», «море волнуется раз» и, даже, «вышибалы», но, конечно адаптированные к уроку русского языка и возможностям кабинета. Всё зависит от вашей фантазии. Дети любят играть, при этом они расслабляются и не ограничивают свои знания страхами о неудачном ответе.

Также удобно при помощи игры совмещать этап проверки первичных знаний с физ. минуткой.

        Каждый человек с рождения и до самой старости окружён сказками, былинами, мифами, баснями, притчами. Порой мы сами не замечаем, как глубоко сказка проникает в нашу повседневную жизнь, и какое влияние оказывает на неё. Поэтому использование сказкотерапии на уроках русского языка очень актуально. Лингвистические сказки – можно использовать как при постановке целей и задач, так и на этапах актуализации и проверки знаний. При этом сказку можно не только написать или прочитать, но и сделать постановку.

        Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

        Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования. Если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он сам сможет стать “архитектором и строителем” образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы.

        Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много зависит от желания и характера учителя, от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки. Ну а кто из нас не таков? Мы все такие!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ БАЗЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ТЕКУЩЕЙ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ОПОП СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ. (материал для выступления на педагогических чтениях)

В представленном материале описаны ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ  ТЕКУЩЕЙ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ОПОП СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИ...

СОЗДАНИЕ БАЗЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ТЕКУЩЕЙ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ОПОП СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ. (презентация)

В ДАННОМ МАТЕРИАЛЕ ОПИСАНЫ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВ ДЛЯ  ТЕКУЩЕЙ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ОПОП СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ....

Реализация основной образовательной программы начального общего образования ФГОС нового поколения

Статья содержит особенности разработки  и релизации основной образовательной программы НОО...

Пояснительная записка к образовательной программе ОУ при введении ФГОС нового поколения

Особенности организации образовательного процесса в ОУ при введении ФГОС нового поколения ...

Роль Портфолио в системе оценки результатов освоения ООП НОО в условиях введения ФГОС нового поколения

Статья содержит описание опыта работы МКОУ "Гимназия имени Горького А.М."  с Портфолио учащихся как одной из составляющих накопительной  оценки достижения планируемых результов обучающимися ...

"Достижение нового качества обучения на уроках истории и обществознания в условиях перехода к ФГОС нового поколения в основной школе"

ФГОС нового поколенния основны изменении образовательной парадигмы в основе которой лежит -компетентностный подход....

«Использование современных технологий на уроках иностранного языка в новой школе в условиях введения ФГОС нового поколения»

Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые об...