Концепты "Война"и "Рождество" (примерные задания)
опыты и эксперименты (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Калашникова Татьяна Игоревна

В материалах прелставлен опыт работы по концептуальному анализу текста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_chteniya_noyabr_2017.rar1.65 МБ

Предварительный просмотр:

Работа с текстом на уроках русского языка и литературы  как учебное задание, формирующее УУД

Задача современной системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться.

Универсальные учебные действия (УУД) – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. 

Сегодня я бы хотела рассказать вам о таком анализе текста как концептуальный.

Слово «Концепт» является калькой с латинского conceptus - «понятие», но первое шире!!!

Изучение такого понятия началось в рамках формирования когнитивной лингвистики в 80-х годах 20 века. Когнитивная наука получила развитие как в России, так и за рубежом (США, Германия, Голландия и др.).

В основе множество наук: психология, теория искусств, нейролингвистика, культурология, сравнительно-историческое языкознание и др.

Концепт - смысловая концентрация (по Д.Лихачеву).

  1. «расширяет значение, оставляя возможности для сотворчества, домысливания, «дофантазирования» и для эмоциональной ауры слова».
  2. «является результатом столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом человека».

Интерпретируя литературное произведение, ученики постигают концепты, то есть некие художественные смыслы. Этот подход помогает школьникам в постижении законов искусства слова. 

У любого концепта есть НПК (номинативное поле концепта), которое состоит из ряда языковых средств, его выражающих, и текстов, в которых оно реализуется:

1. Прямые номинации (имя концепта или его синонимы).

2. Переносные значения (производные номинации).

3. Однокоренные слова (единицы разных частей речи, связанные словообразовательными связями с именем концепта).

4. Симиляры – близкие по значению слова, но не являющиеся синонимами (газета - журнал).

5. Индивидуально-авторские номинации (например, имена героев).

6. Фразеологизмы, включающие имя концепта (Белая ворона).

7. Метафорические номинации (например, к концепту «душа» - душа поет, душа плачет).

8. Устойчивые сравнения (тупой, как пробка – к концепту «глупый»).

9. Свободные словосочетания.

10 . Ассоциативный русский словарь.

11. Словарные статьи в энциклопедических справочниках.

12. Тематическое тексты (научные и научно-популярные справочники).

13. Публицистические и художественные тексты.

14. Прецедентные тексты.

Цель концептуального анализа – построение и описание концептуального поля (ядро, приядерная зона, ближняя периферия и дальняя периферия).

Концепт «ВОЙНА»

  1. Определите, чем является война в сознании русского человека.

Пословица

Война – это …

Котору сторону воюет, в той и горюет.

Одиночество и страх

Война питается деньгами, а увеселяется кровью.

Единство

В поле -  ни отца, ни матери: заступиться некому.

Кровь

В поле – две воли: кому Бог поможет.

Противопоставление смелости и трусости

Народ и армия одна семья.

Судьба

Воин воюет, а жена дома горюет (а детки горюют).

Горе

Бояться смерти - так и победителем не быть.

Справедливость

В поле - две воли: чья сильнее.

Противостояние

Пуля дура, а виноватого найдет.

Память о героизме

Пуля чинов не разбирает.

Война кровь любит (кровь пьет).

Ни моря без воды, ни войны без крови.

Пуля дура: где ударит – дыра.

Где смелость, там победа.

Герой не многих знает, а имя его вся страна повторяет.

Воин врагов побивает, а трус корысть подбирает.

  1. Как вы понимаете смысл высказывания?

«Легче завоевывать, чем управлять. С помощью соответствующего рычага можно одним пальцем поколебать мир; но чтобы поддерживать его, необходимы плечи Геракла» (Ж. Руссо)

  1. Объясните смысл высказывания. О каком «языке» идет речь?

«Война - способ развязывания зубами политического узла, который не поддается языку» (Амброз Бирс)

  1. Соотнесите группы слов, сочетающиеся с лексемой «война» и названия этих групп:

Группы слов

Названия групп

развязывать, подготавливаться, участвовать, провоцировать, призывать

признаки

война между французами, с немцами, против Наполеона

атрибуты

короткая, длительная, затяжная

действия

беспощадная, кровопролитная, жестокая, разрушительная, опустошительная

объекты

война за независимость, за освобождение

временная протяженность

Оружие, пули, шевроны

субъекты

  1. Придумайте предложения со словами-эпитетами к слову «Война».

  1. Определите, в какой статье есть такие толкования слова «Война», которых нет в других. Назовите их. Согласны ли вы с данными представлениями о войне? Определите, какие отношения возникают между этими трактовками?

В «Толковом словаре русского языка» (ТС) С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой приводится 2 значения лексемы война.

Война – «1. Вооруженная борьба между государствами или народами, между классами внутри государства. Находиться в состоянии войны с кем-н. Объявить войну. Вести войну. Пойти на войну. Вернуться с войны. Погиб на войне. Не пришел с войны кто-н. Победоносная в. Региональные войны. В. за независимость. Гражданская в. (вооруженная борьба внутри государства). 2. перен. Борьба, враждебные отношения с кем-чем-н. Объявить войну бездельникам. * Холодная война - политика, заключающаяся в нагнетании напряженности, враждебности в отношениях между странами. Конец холодной войны. Война нервов - об обоюдном нервном напряжении кого-н. На войне как на войне (книжн.) - 1) война, а также вообще любая борьба есть война со всеми ее тяготами, последствиями; 2) в трудных условиях, обстоятельствах надо уметь к ним приспосабливаться» [Ожегов, Шведова 1999: 93-94 ].

В «Толковом словаре русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова также представлено 2 определения «войны».

Война – «1) Вооруженная борьба между государствами или общественными классами; противоп. мир. Вести войну. Возгорелась война. Объявить войну. Франко-прусская война. Гражданская война. Позиционная война. Находиться в состоянии войны с кем-н. Партизанская война. 2) перен. Состояние вражды, борьбы между отдельными лицами или группировками. Литературная война. Разгорелась война между заинтересованными ведомствами» [Ушаков  2000: 347].

        «Большой толковый словарь русского языка» С. А. Кузнецова предлагает нам 3 определения «войны».

Война – 1)  Вооруженная борьба между государствами, народами, племенами и т.п. или общественными классами внутри государства. В. против иноземных захватчиков. В. За независимость государства. 2) с.опр. Борьба за достижение своих целей, ведущаяся средствами экономического, политического и т.п. воздействия на кого-, что-либо. Экономическая, валютная, таможенная в. Идеологическая, психологическая в. 3) Разг. Проявление неприязненного отношения к чему-л.; действия, направленные на искоренение чего-л. Объявит в. бюрократам. Вести в. с цензурой || О неприязненных отношениях, постоянных ссорах с кем-л. В. между соседями. С утра до вечера у них в доме в. [Кузнецов 2000: 145]

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля «Война (война, воевать, от бить, бойня, боевать, как вероятно и боярин, и воевода или боевода) - раздор и ратный бой между государствами, международная брань» [Даль 1978: 230-231].

В «Новой философской энциклопедии» (НФЭ) под ред. В. С. Степина понятие война трактуется как «1) состояние вражды, борьбы с кем-либо; по словам Дж. Локка, тот, кто пытается полностью подчинить другого человека своей власти, тем самым вовлекает себя в состояние борьбы с ним; 2) организованная вооруженная борьба между государствами, нациями, социальными группами, осуществляемая специальным социальным институтом (армией) с привлечением экономических, политических, идеологических, дипломатических средств. В истории общественной мысли отмечено противостояние двух представлений о войне как о социальном зле и как необходимой для общества функции. По мнению И. Канта, естественное состояние общества есть состояние не мира, но войны (в смысле не только беспрерывных враждебных действий, но и в смысле постоянной их угрозы). Война оказывает противоречивое влияние на жизнь общества, ведет к становлению новых социальных институтов. На войне (при том, что это самое дикое явление в обществе) упрочиваются узы человеческой солидарности. Война – это катастрофа глобального масштаба» [НФЭ 2010: 425-426].

В «Словаре синонимов и сходных по смыслу выражений» под ред. С. Абрамова представлены следующие синонимы, а также словосочетания с лексемой война:

Война, борьба, борение; столкновение; поход, кампания, нашествие, блокада, бомбардировка. Война: внутренняя, внешняя, газетная, кровопролитная, междоусобная, морская, сухопутная, наступательная, оборонительная, партизанская, таможенная. Вспыхнула война. Постоянная война его с взяточниками не знает перемирий. Прекращение дружественных отношений между государствами [http://synonym.slovaronline.com/].

В «Словаре антонимов русского языка» Л. А. Введенской лексема война имеет антоним мир в значении «отсутствие войны»:

Война -  Организованная вооруженная борьба между племенами, государствами или общественными классами.

Мир - Отсутствие войны, вооруженных действий между племенами, государствами или общественными классами [Введенская 2003: 91].

В «Русском ассоциативном словаре» под ред. Ю. Н. Караулова [РАС], который авторы считают уникальным источником реконструкции коллективного сознания носителей языка, выделяются следующие группы словоформ, являющихся реакциями на слово-стимул война: мир 92, миров 51, и мир 41, смерть 28, Отечественная 18, страшная 17, ужас 14, мировая 13, жестокая 12, горе, народная 9, кровь, страх 7, атомная, гражданская, разрушительная 6, взрыв, дым, народов, священная, справедливая, страшно, ужасная 5,битва, была, великая, гибель, идей, идет, кончилась, кровавая, не нужна, плохо 4 и т.д. 

Всего: 638+212+146+7 (638 – общее число реакций на слово-стимул, 212 – число различных реакций, 146 – число единичных реакций, 7 – число отказов испытуемых) [РАС I 2002: 104].

Дополнительные уточнения в смысловую структуру концепта вносит «Этимологический словарь русского языка» М. Фасмера, где слово война связано со словом воин и родственными; укр. вiйна, русск.-цслав. воина, болг. война, словен. vojna, чеш., слвц. vojna, польск. wojna, в.-луж., н.-луж. wojna [Фасмер 1986: 335]. Праслав. *vojьna образовано с помощью суффикса *-ьн-а от *voj «воин» [Шанский 1968: 143].

  1. Порассуждайте: Война - это регресс или прогресс?

Структура лексико-семантического поля война, репрезентирующего концепт «Война» в русской языковой картине мира

Ядро

Война - «вооруженная борьба»

Приядерная зона

Синонимы: борьба, борение,

столкновение, нашествие,

военные действия,

брань, антоним – мир,

дериваты: воевать, военный

Ближняя периферия

Мир, миров, и мир, смерть,

страшная, ужас, жестокая,

горе, кровь, страх, атомная,

разрушительная, взрыв, дым,

народов, страшно, битва, гибель, кровавая.

Дальняя периферия

Горе, кровь, одиночество и страх,

противостояние, судьба, справедливость,

противопоставление смелости и трусости, ум, героизм,

риск, память о героизме, единство, сплоченность,

опасность, ценность жизни.

 

Структура текстового лексико-семантического поля Рождество, репрезентирующего концепт «Рождество» в индивидуально-авторской картине мира Ч. Диккенса

Ядро

Рождество.

Приядерная зона

1)Временная протяженность

(святки, сочельник, утро) –

2)погодные условия (мороз, туман) –

3)праздничная пища

 (пиво, говядина) –

4)пожелания, поздравления

(подарки, повеселиться) – отношение

к празднику

(чепуха, вздор, добро) -  

6)предметы праздничного интерьера

(остролист, камин, скатерть) –

7)состояние души (благоговение, воспоминания, восторг) –

8)развлечения (наяривать, пляс)

9)перевоплощение (умалишенный) –

10)праздничные традиции

(колокольный звон, детские праздники)

Ближняя периферия

Концептуальные метафоры (великий день, счастье, веселье, праздничное сборище, воспоминания, рождение божества, стремление к добру, время перемен, «урок», надежда и вера в лучшее)

Дальняя периферия

Помощь бедным и обездоленным (нужда ощущается остро)


Приложение 1

Таблица 1.

Общие и индивидуальные признаки концепта «Рождество» в русской ЯКМ и ХКМ Ч. Диккенса  («Рождественская песнь в прозе: святочный рассказ с привидениями»)

Общие признаки

Индивидуальные признаки в ХКМ писателя

Рождественское настроение (веселье, радость, счастье, воспоминания)

Погодные условия (мороз)

Развлечения

Разные мероприятия не только в доме, но и на улице

Праздничная пища, праздничные атрибуты

Поздравления, подарки

Перевоплощение

Помощь бедным и обездоленным

Негативное отношение к празднику

«Урок»

Время перемен

Стремление к добру

Приложение 2

Частота реакций на стимул-концепт «Рождество»

«Рождество»:

Подарки – 94;

Праздник – 87;

Ёлка – 61;

Снег – 59;

Новый год – 34;

Радость – 29;

Дед мороз – 28;

Веселье -15;

Свечи – 15;

Конфеты – 9;

Гадание – 6;

Хорошее настроение – 6;

Колядки – 6;

Рождение Иисуса – 6;

Санта-Клаус – 6;

Волхвы – 5;

Горка – 5;

Мандарины – 5;

Служба в церкви – 5;

Счастье – 5;

Дары – 4;

Церковная служба – 4;

Гулянья – 3;

Камин – 3;

Новогодний чулок – 3;

Салют – 3;

Украшения – 3;

Добро – 2;

Запах мандаринов – 2;

Зимние каникулы – 2;

Каток – 2;

Любовь – 2;

Снегурочка - 2;

25 декабря; Америка; баранки; бенгальские огни; близкие; Боттичелли; великий праздник; Вифлеем; возрождение; волнение; воспевание; вся семья за столом; выходные; гирлянды; гулянка; День рождения;  детство; Диккенс; дух; духовность; душа; душевные пожелания; звон колокольчиков; золото; игрушки; кока-кола, Крампус; крещение; куколка из носочка; куранты; ладан; люблю этот праздник; Мария; миро; мистика; мишура; младенец; мозайка; моя душа;  Муська; нечистая сила; новогоднее настроение; Новый год приходит к нам; ночь рождественская; обновление; олени; открывание подарков;  отличный день; очень бедный стол; первая звезда; петарды; пластиковый Дед мороз; подарки в фольге;  поздравление Путина; позитив; праздник в кругу семьи; радость наступает; разные мероприятия на улицах; рисунки на окнах; рождение нового человека; рождественская ель; рождественская пирамида; рождественский гусь; рождественский стол; Рождество – рождение; Рождество – это не русский праздник; Рождество Христово; сани; сбор семьи; Св.Николаус; свадьба; светлый праздник; серебряная цепочка; сессия; смерть; страшилки; суета; Тайланд; туман; угощение; удовлетворение; утро; хождение по гостям,  хочется домашнего уюта и тепла; христианство; Христос; церковь; чечевица над дверью; чистота; шар из бумаги; эльфы; этот праздник наполняет меня – 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика 6 класс. "Координатная плоскость" Задания для развития и обучения учащихся (задания для интерактивной доски)

Задания для развития и обучения учащихся. Задания для интерактивной доски. Данный материал можно использовать для закрепления или повторения темы....

Задания к стартовой контрольной работе по географии в 7 кл., Задания промежуточной аттестации по географии в 7 кл.(переводной экзамен).

Задания к стартовой контрольной работе по географии в 7 кл., Задания промежуточной аттестации по географии в 7 кл.(переводной экзамен).  ...

Структура задания и презентация компетентностно-ориентированного задания

Презентация "Метапредметные результаты. Компетентностно-ориентированные задания. " Структура задания. Материал предназначен для урока биологии в 7 классе....

Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для занятий в объединении "КОМП"

Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для проверки навыков работы в старндартных прогаммах...

задание для подготовки ОГЭ по информатике (задание по Exel, задание 19)

Данный фал может использоваться как для подготовки, так и для итоговой проверки по 19 заданию ОГЭ по информатике. На закладках файла собраны тексты и сами задания для школьников....

Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С – задания с развернутым ответом, оценивается в 3 балла. Максимальное кол

Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть  В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С ...