Презентация "Мотивация учебной деятельности".
методическая разработка на тему

Первакова Наталья

Методическая работа 

Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мотивация современных учащихся 1.56 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мотивация учебной деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее реализации

Слайд 2

Задачи: 1.Исследовать особенности мотивации учебной деятельности учащихся начального, среднего и старшего звена школы как фактора эффективности обучения . 2.Выявить возрастные характерные особенности поведения учащихся, влияющие на учебную мотивацию и качество обучения в школе. 3.Подготовить психолого-педагогические рекомендации по организации сопровождения процесса обучения учащихся для развития их учебно-познавательных мотивов

Слайд 3

Мотив – побуждение к активности в определенном направлении Мотивация – процессы, определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность и пассивность поведения

Слайд 4

Мотивы учения

Слайд 5

Внутренние мотивы: направлены на стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, действовать для других, стремлением проникнуть в суть явлений, рассуждать, преодолевать препятствия в ходе решения учебной задачи и соответственно от всего этого получать эмоциональное удовлетворение. Внешние мотивы: это широкие социальные мотивы долга, ответственности перед родителями, обществом.

Слайд 6

Виды воздействий: Сложившиеся ранее мотивационный установки у школьника; Создание условий для появления новых мотивационных установок; Коррекция дефектных мотивационных установок; Изменение внутреннего отношения к своим возможностям и будущим результатам;

Слайд 7

Условия для повышения интереса к учебной деятельности Раскрытия учебного материала; Г рупповая работа; Отношение между мотивом и целью; Проблемность обучения;

Слайд 8

Формы стимулирования познавательной активности учащихся, формирования мотивации учения дидактические игры и упражнения ; внеклассные мероприятия по предметам ; творческие работы учащихся по разным предметам; проведение предметных олимпиад ; интеграция обучения (проведение интегрированных уроков); использование различных педагогических технологий.

Слайд 9

Приемы работы повышающие мотивацию учебной и познавательной деятельности Индивидуальные задания Работа в парах и группах Анализ и систематизация ошибок, выполнение работы над ошибками Стимуляция вопросов со стороны учащихся Деление заданий на дозы Рациональная система упражнений Проговаривание, комментирование, систематическое повторение Использование карточек-консультаций, алгоритмов, схем, опор и т.д. Согласование объема домашнего задания

Слайд 10

Повышает мотивацию учащихся на уроке и работа над загадками . Загадка – удивительная игра, соревнование на смекалку. Она обладает большими возможностями для наблюдения за окружающим миром, учит воспринимать жизнь многогранно, помогает совершенствовать речь, тренирует внимание и память, развивает любознательность. Дети хорошо знают загадки и очень их любят, пробуют составлять их сами. Загадки используем и для определения темы урока.

Слайд 11

Так, как в младшем школьном возрасте игра остаётся ведущим видом деятельности, поэтому использование игровых технологий при организации работы на уроке является необходимым. На уроке в виде игры – сказки, у детей младшего школьного возраста возрастает активность, и они с удовольствием помогают попавшему в беду сказочному герою.

Слайд 12

Работа в парах и группах - организация совместных действий, ведёт к активизации учебно-познавательных процессов, коммуникации, общению, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание, которое диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность. Творческий подход на уроке и домашние творческие работы способствуют развитию речи детей. Учимся проводить эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Проектный метод обучения - позволяет создать максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников, На заключительном этапе урока используем метод рефлексии , через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Слайд 13

Советы учителям: - учитель должен заранее обдумывать стратегию обучения - начните преподавание темы с исторического момента или задачи, связанной с темой занятия; - организуйте знания в форме схем, которые позволяют выделить связи между основными концепциями; - приведите примеры, которые могут заинтересовать учеников; - используйте аналогии; - представьте план лекции в форме вопросов; - выражайте уверенность в способностях учеников; - окажите слабым ученикам такое же внимание, что и сильным; - предотвратите ситуации, при которых слабые ученики могут быть не в выигрыше: - избегайте возможности выразить пренебрежение, связанное с неудачей ученика; - демонстрируйте интерес к успехам учеников.

Слайд 14

Почему ученик не хочет учиться ? На современном уровне психологической науки мы не вправе просто констатировать, что ученик не хочет учиться. Надо постараться выяснить, почему именно он не хочет учиться, что влияет на формирование школьной мотивации.

Слайд 15

Причины отставания в учебе: Слабое состояние здоровья: именно низкие показатели психического здоровья являются причиной учебной неуспешности . Несформированность приемов учебной деятельности: учебная деятельность требует владения определенными навыками и приемами, если психологопедагогические навыки успешной учебной деятельности не выработаны, то ребенок заучивает учебный материал механически, без предварительной логической обработки. Недостатки познавательной сферы (мышления, памяти, внимания). Успешность учебной деятельности во многом зависит от особенностей развития мышления. Полное усвоение школьной программы предполагает обязательное абстрактно¬логическое мышление, умение систематизировать, обобщать, классифицировать, сравнивать. Неумение запоминать тоже сказывается на учебной деятельности ребенка и в конечном счете влияет на его отношение к учебе и школе. Недостаточное развитие мотивационной сферы.

Слайд 16

Причины спада мотивации у учащихся: У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего. Отношение ученика к учителю. Отношение учителя к ученику. У девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания. Личная значимость предмета. Умственное развитие ученика. Продуктивность учебной деятельности. Непонимание цели учения. Страх перед школой.

Слайд 17

Задача учителя Задача учителя – создать у неуспевающих школьников устойчивую мотивацию достижения успеха; размыть “позицию неуспевающего”; повысить самооценку. Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе и классе, установление отношений сотрудничества между учителем и учеником.

Слайд 18

Учителю на заметку Делайте класс и урок более привлекательным и интересным Музыкальное Сопровождение Новое оформление классного помещения и парты Загадки, головоломки, игры Приглашение гостей на урок Компьютерные технологии

Слайд 19

Связывайте учебную информацию с жизненным опытом При введении новой темы спросите учеников, что они знают об этой проблеме, что слышали или читали, какие идеи у них возникают Старайтесь представить Информацию в форме проблемы, для чего Представляйте различные точки зрения Поощряйте догадки, вопросы и критику, позволяйте им доказывать и проверять идеи, учите спорить

Слайд 20

«Словесные поощрения ученика» Ты на верном пути. Ты делаешь это сегодня значительно лучше! Замечательно! Продолжай работать так же, ты добьешься большего. Так держать! Это успешное начало! Отлично! Фантастика! Поздравляю! Ты прав. Превосходно! Умничка ! Молодчина! Большое тебе спасибо! Твои успехи всё заметнее1 Это твоя победа! Красивая мысль! Это интересно! Я верю в тебя. Спасибо!

Слайд 21

В заключении… Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место. Вот и представьте себя на месте ученика, который должен каждый день, как правило, не выспавшись вставать и идти в школу. Он знает, что учительница снова скажет, что он тупой, несообразительный, поставит двойку. Отношение к нему передалось ученикам класса, поэтому многие из них относятся к нему плохо, стараются чем-нибудь ему досадить. Словом, ученик знает, что ничего хорошего его в школе не ждет, но он все-таки идет в школу, идет в свой класс. Если аналогичная ситуация складывается у учителя, то он долго не выдерживает и меняет место работы…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповые формы учебной деятельности как фактор интенсификации учебной деятельности

Долгие годы бытовало мнение, что организация группового труда на занятии невозможна, так как она носит глубоко индивидуальный характер. Этот взгляд на характер обучения объясняется несколькими причина...

Проектная деятельность как вид учебной деятельности при формировании познавательных универсальных учебных действий

Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов. Главная идея метода проектов – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат, которы...

Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности

Презентация для выступления на школьном методическом объединении учителей естественно-математического цикла....

Проектная и учебно- исследовательская деятельность в рамках учебной деятельности

Проектная и учебно- исследовательская деятельность в рамках учебной деятельности...

Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности

В современном мире образование играет одну из важнейших ролей. Для того, чтобы будущий выпускник соответствовал данным критериям образованного человека, необходимо создать такие условия в процессе о...

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика) Цель: оценка уровн...