Мастер-класс для педагогов "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках домоводства".
методическая разработка на тему

Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий  на уроках домоводства  с детьми  с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx138.72 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»

___Юридический адрес: 1-ый Тружеников пер., дом 18__

Телефон: (499) 248-44-17         Факс: (499) 248-46-62              E-mail: 2124@edu.mos.ru

                                   (499) 248-42-42                           (499) 248-50-51

                    ОКПО  45399347,      ОГРН  1037739409960,        ИНН/КПП  7704234760/770401001

http://900igr.net/up/datai/105924/0008-006-.pngМастер - класс для педагогов

«Применение здоровьесберегающих технологий

на уроках домоводства».

https://bigslide.ru/images/16/15022/831/img4.jpg

Подготовила и провела:

учитель домоводства

Рамазанова А.Д.

Цель: распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий  на уроках домоводства  с детьми  с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

  • поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья школьников;
  • распространить педагогический опыт по применению здоровьесберегающих технологий на уроках домоводства;
  • познакомить педагогов с элементами здоровьесберегающих технологий на уроках домоводства  с целью повышения их профессиональной компетентности.

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Ученики нашей школы  с тяжелыми  и множественными нарушениями  развития, поэтому использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.

Здоровьесберегающие технологии это:

  • условия обучения ребенка в школе;
  • рациональная организация учебного процесса;
  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Что же необходимо сделать педагогу, чтобы внедрить здоровьесберегающие технологии в учебный процесс?

Урок остаётся основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на этой основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.

Зачастую у школьников с интеллектуальной недостаточностью отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. По мнению Г. К. Зайцева (1995), это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка с нарушенным интеллектом, имеющего расстройства эмоционально-волевой сферы. Поэтому в работе с такими детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным.

Исходя из этого, занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах учебно-воспитательного процесса специальной (коррекционной) школы (учебных занятиях, режиме дня, уроках физической культуры, ЛФК, ритмики, воспитательных занятиях, внеклассных и внешкольных мероприятиях).

Являясь учителем домоводства, моей задачей является не навредить здоровью школьников и научить их беречь своё здоровье. Для того чтобы дети не уставали на уроке,  использую здоровьесберегающие технологии.

И мне сегодня хочется, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с некоторыми технологиями. Буду рада, если данные здоровьесберегающие технологии будете использовать в своей работе.

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс "Применение здоровьесберегающих технологий  на уроках домоводства".

Надеюсь мастер-класс со мной,

В работе вам поможет.

Проблемы детские порой,

Решать мы будем тоже.

Скажите дружно мне в ответ:

Помочь, откажите мне? (Нет)

И сейчас мы попробуем определить ценности здоровья для каждого из вас. Я предлагаю вам показать свое здоровье и надуть воздушный шар.

(Раздаются воздушные шары и нитки)

Упражнение «Воздушный шар».

        Представьте, что вы отправляетесь в полет на этом воздушном шаре. Вокруг вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 10 ценностей важные для вас настолько, что вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, красота, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 4 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке? Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ценности записываются на доске. Если слова повторяются, то ставятся плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место- образование и т.д.

Януш Корчак писал: "Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься".

        Я прошу вас сейчас объединиться в пары, по цветам выбранных вами шаров. (участники пересаживаются)

        На нашем мастер классе вы будете непосредственными участниками.

(по выбранным цветам шаров даются задания).

Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика.

Александра Николаевна Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».

Проведем вместе дыхательную гимнастику  «Бабочка, лети!». (каждому педагогу раздаю вырезанные бумажные бабочки на веревочке)

Возьмите бабочки в руки и  посмотрите, какие они красивые! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дую  на них). Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть, у кого выше полетит?  Упражнение выполняем правильно:  вдох через нос, выдох - через рот, делая его трубочкой, при этом щеки не надуваем.

(включаю музыку, и проводится дыхательная гимнастика).

Следующая игра называется - «Мешочек с запахами» (раздаю мешочек с предметами - чеснок, мандарин, мята, мыло, пакетик чаю, лук ( все  предметы закрыты  в киндеры сюрпризы). Каждый педагог  по очереди закрывает глаза, нюхает предмет, который достал из мешочка и пытается отгадать его.

Игра тренирует короткий активный вдох и свободный лёгкий выдох (лечебный

метод дыхания А.Н. Стрельниковой). А также вдыхание запаха фитонцидов.

 Задание1. Сейчас каждая пара придумает и покажет оздоровительную игру

на дыхание с помощью подручного материала ( коктейльная соломинка, воздушный шар, снежинка, нитки, комочки ваты, мыльные пузыри).

Пальчиковая гимнастика неотъемлемая часть всех коррекционных занятий. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка сказок при помощи рук, игры с прищепками, мультимедийные   физминутки.  

Предлагаю  всем дружно провести пальчиковую гимнастику:  «Паучок».

( пальчиковые игры по методике Екатерины Железновой)

Повторяем все за мной (показываю движения в соответствие со словами)

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с небо вдруг полил,

Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать

Паучок ползет опять,

А за ним ползут все детки

Чтобы погулять на ветке!

Следующая пальчиковая гимнастика называется: «Загадка».

Оказывает благотворное влияние на интеллектуальную деятельность детей. Делаем вместе:

На пеньке лежит комок (руки в замок)

Это маленький зверёк (заглянуть в дырочку)

Он колючки раскрывает (раскрыть кулачок «расчёска»)

Очень широко зевает (развести ладони)

Умывает мордочку (моют руки)

И ерошит чёлочку («расчёска двигается»)

Сосчитает все иголки (пальчики по очереди отскакивают от большого пальца)

Быстро спрячется за ёлки (руки спрятать за спину)

Кто это? (ёж)

(после того, как ученики отгадывают достаю игрушку «ёжик» из мешочка).

Задание 2.  Вам нужно придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом:
Будем мы варить компот, (Левую ладошку держат «ковшиком»,
Фруктов нужно много. (указательным пальцем правой руки «мешают».)
Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики по одному,
Грушу будем мы рубить. начиная с большого.)
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «мешают».)
Угостим честной народ

Уроки домоводства направлены не только на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, но и на формирование основных навыков здорового образа жизни.

Изучая такие разделы, например, как: «Одежда и обувь» учащиеся узнают, что при стирке можно пользоваться не только традиционными химическими средствами, но и безвредными средствами (например, горчичный порошок).

При прохождении раздела «Семья» учащиеся узнают о том, что вступая в семейную жизнь человек обязан быть здоровым; о  гигиене и здоровье будущих родителей и т.д.        

При изучении темы «Личная гигиена» записываем пословицы с комментированием о здоровье, например:

Чистота – залог здоровья!

Чисто жить – здоровым быть.

Мойся белее, будешь милее и т. д.

А также учащиеся знакомятся с  народными средствами для красоты, но только с теми, которые можно сделать на практических  занятиях  своими руками!          Используя  литературу,  ресурсы интернета,  находят  разнообразные, простые в изготовлении рецепты  приготовления   косметических масок  и мнения специалистов по поводу  этих рецептов. Несложная и приятная процедура — ванночка для ногтей — поможет тонизировать кожу рук, укрепить ногти, нормализовать кровообращение кожи вокруг ногтей. А чистый лимонный сок предохранит руки от огрубения при систематической работе в поле, саду или огороде. Следует чаще натирать руки лимонным соком или выжатым лимоном.

Изучая  тему:  «Заваривание чая», учащиеся знакомятся с понятием «фитотерапия», учатся с помощью литературы находить рецепты применения фиточая, а на практических занятиях готовят простые всем доступные полезные чаи.

Задание3. Приготовить  из имеющихся продуктов полезный  и вкусный фиточай.

При изучении модуля:  «Питание» говорим о правильном питании школьника, о гигиенических навыках. Если мы научим детей со школьной скамьи ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым физически.

На уроках домоводства одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к изучаемым предметам, так как раннее повреждение нервной системы является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма. На  своих уроках максимально использую игровые моменты, компьютер для демонстрации интересных материалов. Среди форм проведения уроков часто встречаются такие, как урок-викторина, урок-игра.

Активно внедряю «физкультминутки» в структуру урока. На своих уроках провожу различные виды физминуток, стараюсь их разнообразить. Физминутки могут проводиться в различной форме и воздействовать на различные органы.

Задание 4. Мы сейчас с вами проведем музыкальную физминутку: «Автобус». ( по методике Екатерины Железновой)

Игровой самомассаж.

Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от мышц и суставов. Одновременно с этим в кору головного мозга поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.

В последнее время всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми значительно возрос. В своей работе успешно апробировала метод использования су – джок терапии. Использование су – джок массажеров, в комплекте с металлическими кольцами способствует повышению физической и умственной работоспособности детей.

Задание 5. Сейчас прошу  выйти ко мне педагогов, у которых есть зеленые шары. Ваша задача придумать и показать нам  сказку про Ежика с помощью су – джок массажеров.

«Сказка про Ежика»

В маленьком домике жил-был Ежик. Показать шарик в открытой ладони.

Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он, то выглядывал из своего домика, то прятался. Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком.

Однажды утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками.

Дорожка была узенькая, извилистая. Катать шарик по ладони вперед-назад.

Долго бежал Еж. И вдруг очутился на большой круглой, красивой полянке.  

Круговые движения шариком по ладони – сначала по часовой стрелке, потом против.

На поляне было видимо-невидимо цветов: и маки, и васильки, и ромашки, и колокольчики, и незабудки! Красиво, как в сказке! Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветка.

Весь день ёжик играл на этой чудесной поляне. Круговые движения шариком по ладони – сначала по часовой стрелке, потом против.

Но вот пришёл вечер, и ёжик отправился домой. Быстро побежал Еж – сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Катать шарик по ладони вперед-назад.

Добрался  он до своего домика, зашёл в него, лёг в свою кроватку и крепко уснул!  Закрыть шарик в ладошке.

На этом наше путешествие подошло к концу.

В заключении хочу сказать, что комплексное использование игровой технологии с элементами здоровьесбережения в учебном процессе позволяет снижать у школьников утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

Вы прекрасно потрудились, отдохнули и восстановили свою работоспособность.

За успехи в спорте вашу смелость и работу я награждаю вас почётными медалями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по теме: "Использование проектных технологий на уроках химии"

По определению, «проект» - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического про...

Мастер-класс «Использование элементов блочно-модульной технологии на уроках математики»

Уважаемые коллеги, кто из вас, как и я столкнулся с тем, что учащиеся изучив раздельно и вроде бы успешно взаимообратные операции не умеют находить различия и сходства задач относящихся к ...

Мастер - класс:"Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии в логопедической практике".

Применение здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик в коррекционном  воспитательно-образовательном процессе....

Мастер-класс "Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях"

Обучение детей приемам сохранения здоровья, восстановления сил, развития переключаемости, снятия напряжения, стимуляции работоспособности, мышления....

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18666935","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"342","style":"width: 200px; height: 143px;","width":"480"}}]]...

Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»

Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»...