Доклад "Здоровье сбережение"
статья на тему

Сухомлина Елена Викторовна

ЗОЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_zdorovesberezhenie_14.docx468.87 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад  Сухомлиной Е.В. 

«Здоровье ребенка, определяется условием его жизни и прежде всего условиями его жизни и прежде всего условием жизни в школе-интернате»                                        

 http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=336079391-20-72

Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой, действительно, стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нетерпимой и унизительной”  Мишень де Монтень                                                                                                                     D:\Мои документы 12год и все\фото для сайта\IMG_1266.JPG                                                                                                 

Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения.

Проблема здоровья сейчас у всех на слуху. Практически во всех регионах России в среднем более 35% дошкольников, 60% школьников имеют хронические заболевания и нуждаются в стационарном лечении. Многочисленные исследования показывают, что около 25-30% детей приходящих в 1-й класс, имеют те, или иные отклонения в состоянии здоровья.  Особенно остро эта проблема стоит в школах-интернатах, основная категория детей приходит из неблагополучных семей, с набором хронических заболеваний, многие до школы не посещали  дошкольные учебные заведения, не получали должного медицинского обследования и лечения.

 За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным классам с 3,5 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки с 1,9 до 16,8%. Одна из частых патологий школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%. У многих школьников наблюдается дисгармоничное развитие, что создаёт проблемы в общей работоспособности подрастающего поколения. Поэтому, достаточно закономерно, что в соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро.

Общеобразовательные учреждения являются единственной системой общественного воспитания, охватывающей в течение продолжительного онтогенетического периода всё детское население.

Особенно в условиях школы-интерната, большую часть времени воспитанники проводят в стенах школы. Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребёнка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды.

 Понятие “здоровьесберегающие технологии” как раз и интегрирует все направления работы школы-интерната по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать обучающихся, чтобы они могли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером. Задача школы-интерната – не “дотянуть” ребёнка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ни чего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль. Учитывая, что у больных и не грамотных в вопросах здоровья родителей не может быть здоровых детей, сохранение здоровья школьников – это и закладка фундамента благополучия следующих поколений. Наши исследования показали, что даже у маленьких детей есть свой опыт в данной сфере жизни, своя позиция, свои оценки. Не учитывать этого нельзя.

Если мы хотим достичь цели – направить выбор детей к принятию здорового образа жизни, то должны признать их право иметь полезные идеи и взгляды на самих себя. Мы должны уважать их как граждан с правами на здоровье и ответственность за него и искать такие подходы, которые бы помогли нам понять, как они видят мир.

Практический опыт показывает, что дети способны самостоятельно не только формировать цели, но и воплощать их. Совместная с ними деятельность поможет понять, что они знают о здоровье, что их интересует, беспокоит, тревожит больше всего, что бы они хотели сделать для своего здоровья и здоровья других людей. А инструментом может стать сотворчество, совместное постижение знаний, опыта – в неформальном, партнёрском взаимодействии детей, родителей и педагогов.

Одним из ключевых моментов в выработке мотивации ребёнка на сознательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих является сознание у него ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования. Если подростком не будут внутренне приняты позиции: “Это мне надо”, “В этом я через неделю (месяц, год) могу достичь успеха”, то все старания педагога будут напрасны. Ситуация успеха – это результат сотворческой деятельности педагога и воспитанника. При которой результат деятельности подростка сопоставим с его ожиданиями.

Любой выбор, любой труд, который будет способствовать улучшению здоровья детей. Бесценен. Это необычайно благородная и благодатная роль.

Главное, что приобрела школа-интернат за последнее время и что даёт основание для оптимизма в этой области, – стремление к перестройке своей работы с учётом приоритета, каковым является сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Сохранение здоровья воспитанников школы-интерната во многом зависит от организации специализированной системы условий школьной среды, способствующих формированию, развитию и сохранению здоровья воспитанников, реализация которых возможна при тесном взаимодействии специалистов всех уровней образовательного и воспитательного процесса, внедряющих в учебный процесс здоровьесберегающие технологии.

Комплекс мероприятий, направленных на решение проблем адаптации и сохранения здоровья.

оценка санитарно-эпидемиологического благополучия окружающей ребёнка среды и условий жизнедеятельности–широкого комплекса эколого–гигиенических, социально-экономических, внутрижилищных, внутрисемейных и школьных факторов;

научное обеспечение нормативного распределения детей по группам здоровья и группам физического воспитания;

разработка и реализация комплекса профилактических и оздоровительных мероприятий, направленных на:

уменьшение уровня заболеваемости;

снижения уровня функциональной напряжённости детей и педагогов; восстановление обратимого резерва здоровья;

реализацию режимов жизнедеятельности с учётом индивидуальных особенностей организма и личности, "критических" периодов индивидуального развития, оценку степени наследственно обусловленных компонентов адаптивности к учебным и внеклассным нагрузкам;

работу с семьёй по повышению уровня компетентности в вопросах культуры здоровья и здорового образа жизни.

Суть внедрения здоровьесберегающих технологий заключается в комплексной медико-физиологической и социально-психологической оценки условий труда, воспитания и обучения, позволяющей создать систему предпосылок для формирования здорового образа жизни, осуществлять мониторинг показателей индивидуального развития, прогнозировать вероятные изменения состояния здоровья детей и проводить соответствующие коррекционные и реабилитационные мероприятия с целью обеспечения успешности учебной и внеклассной школьной деятельности.

школьные факторы риска негативно влияющие на здоровье обучающихся:

  1. интенсификация учебного процесса;
  2. стрессовые последствия авторитарной педагогики;
  3. раннее начало дошкольного систематического обучения;
  4. несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям обучающихся;
  5. несоблюдение элементарных физических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  6. недостаточная подготовка родителей и педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей, включая вопросы полноценного питания;
  7. недостатки в существующей системе физического воспитания;
  8. отсутствие межведомственного подхода к решению данной проблемы.

Наряду с медицинскими (соматический и психический) компонентами здоровья необходимо учитывать и такие аспекты, как психологический, социальный, экологический и др. Таким образом, можно предположить, что только то учреждение имеет право на существование, которое является для ребенка источником здоровья.

Совершено очевидно, что знания, умения и навыки неэффективны для нездорового человека, который чувствует себя ущербным физически, психически и социально, а значит, ЗДОРОВЬЕ - ЕСТЬ КРИТЕРИЙ ОБРАЗОВАНИЯ.

 Вся работа специалистов в учреждении коррекционных школ-интернатов  диктуется, прежде всего, особенностями контингента детей.

Главная цель физического воспитания в   учреждении:

 воспитание полноценных граждан, здоровых физически, психически, с достаточными адаптационными возможностями, что необходимо им в дальнейшей взрослой жизни, потому что вопрос охраны здоровья детей-сирот и укрепления его тесно связан с повышением функциональных и адаптациональных возможностей каждого ребенка.

 Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

Сформировать у ребенка потребность в здоровом образе жизни, для чего:

Выявить уровень физического развития и состояния здоровья ребенка, попавшего в   учреждение;

Пробудить в нем интерес к какому-либо виду спорта;

Пробудить интерес к трудовой деятельности, в дальнейшем определиться с выбором профессии;

Сформировать группы для занятий физкультурой и спортом с учетом здоровья воспитанников и их склонностей к занятию тем или иным видом спорта;

 Дать возможность ребенку проявить свои сильные стороны, используя при этом ситуацию успеха;

 Показать ребенку, что при целенаправленном воздействии средств физического воспитания можно достичь всестороннего и гармоничного развития личности;

 Способствовать стрессоустойчивости и стабилизации состояния психического здоровья воспитанника;

В социальном плане это отсутствие родителей или пьющие родители, отсутствие благополучного социального окружения;

В физическом плане – это наличие отягощенного анамнеза: генетического (дети родителей - хронических алкоголиков) и приобретенного в пренатальный и постнатальный период;

В психическом смысле - это отсутствие адекватной развитию семейной психологической среды; психические травмы, полученные в неблагополучной семье, состояние хронической депривации в связи с отсутствием семьи.

В результате в учреждении коррекционных школ-интернатов    в соматическом плане большая часть детей имеет отягощенную наследственность или заболевание. В результате анализа данных углубленного медицинского осмотра выявлена следующая картина: в школе-интернате

на I месте – дети, страдающие заболеваниями желудочно-кишечного тракта, сердечнососудистых заболеваний;

на II месте – опорно-двигательного аппарата;

на III месте – дети с различными видами близорукости.

 Нельзя не сказать и о достаточно высоком проценте заболеваний, связанных с отклонениями в психическом здоровье детей. Практически все  обучающиеся   находятся на учете у детского психоневролога.

Характерной особенностью школы-интерната, является то, что в учреждении,  ребенок проводит в обстановке, которая практически не претерпевает кардинальных изменений. Поэтому школа-интернат в определенной мере формирует и здоровье, и развитие воспитанника. В данном аспекте очень значимыми являются следующие особенности:

Круглосуточное нахождение детей в учреждении и, следовательно, постоянное нахождение ребенка в коллективе.

Совместное проживание детей разного возраста (возрастной диапазон от 7 до 18 лет).

Обыденность предметной среды: все 24 часа в сутки ребенок проводит в одной и той же среде в школе - интернате.

Отсутствие гибкой подстройки под психику каждого ребенка, имеющей место в семье.

 Все эти особенности затрудняют нормальное, адекватное личности и социуму, развитие ребенка. Коллективное воспитание не способствует развитию внутренней активности ребенка. Воспитание ребенка вне семьи ведет к наращиванию проблем:

инфантильности,

отсутствию мотиваций к самостоятельной жизни,

отсутствию представлений о собственной индивидуальности.

Безусловно, благодатные плоды приносит воспитание, проживание ребенка в школе-интернате, но этого не достаточно. Необходима социализация ребенка, как составляющая здоровья, актуализация его личности через физкультуру и спорт.

формирование и потребность к активном, здоровом образе жизни (ЗОЖ);

формирование гигиенических навыков;

умение ориентироваться в социуме.

 Именно средства  воспитания для детей в интернатах общедоступны.  

У каждого учителя, воспитателя и педагога  есть памятки «Использование Здоровьесберегающих технологий» и памятки «Гимнастика для глаз», которые используется на всех занятиях. Во второй половине дня наши воспитатели использую различные развивающие занятия, обучают детей здоровому образу жизни. В течение года были проведены различные классные часы, внеклассные мероприятия, которые включали в себя беседы, викторины, спортивные состязания все это направленно на укрепление здоровья.

Таким образом, успешная работы по сохранению и укреплению здоровья, по формированию здорового образа жизни даёт положительный результат – учащиеся реже болеют, меньше пропускают занятия, хорошо работают на уроках. Поэтому в дальнейшем  необходимо продолжать работу с обучающимися   по формированию ЗОЖ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Красота здоровья и его сбережение».

в статье рассказывается о деятельности классного руководителя по направлению «Здоровье». Подробно описана  организация некоторых внеклассных мероприятий по созданию положительных условий дл...

«Сбережение здоровья учащихся как ключевая компетенция учителя»

Современное состояние  общества, экономики, экологии во всем мире неблагоприятно отражается на здоровье, в связи с чем, растет число детей, которым необходима специализированная помощь, щад...

«Формирования навыков самостоятельной работы через организацию работы с книгой с учетом сбережения здоровья детей»

«Формирования навыков самостоятельной работы через организацию работы с книгой с учетом сбережения здоровья детей»...

Элементы интеграции программы здоровья сбережения и Математики

Предлагаю вашему вниманию серию задач для устного счета, целью которых является: Повышение уровня качества подготовки  учащихся к ЕГЭ; Получение практического опыта использования решения мате...

Технологии укрепления и сбережения здоровья

Необходимость создания и ведения курса обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожи...

тест по теме экономике « Потребители», « Сбережения и потребительский кредит», «Фирмы, капитал, прибыль»

« Потребители», « Сбережения и потребительский кредит», «Фирмы, капитал, прибыль»...

Обобщение опыта "Подходы к решению проблемы здоровья сбережения школьников при изучении информатики".

Проблемы здоровья сбережения школьников при изучении информатики....