Экологическое воспитание(доклад )
учебно-методический материал на тему

Сухомлина Елена Викторовна

Предварительный просмотр:

ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат»

Доклад на МО воспитателей

«Основные направления и виды и формы мероприятий по экологическому воспитанию»

Воспитатель   Сухомлина Е.В.

Дата :11.11.17г.

Очень долгое время экологическому воспитанию школьников не уделялось должного внимания. В последние годы  сделали решительный поворот к изменению создавшегося положения. Однако для коренного изменения экологического воспитания  воспитанников ещё не хватает системности, необходимой, логичной и последовательной подготовки школьника к практической деятельности. Систему экологического воспитания  можно представить в виде конечных целей и путей их достижения.

Конечной целью можно считать формирование духовно богатого, рачительного хозяина, защищающего и преумножающего личные и общие общественно значимые богатства Родины, Земли, Вселенной.

В настоящее время везде и всюду говорят об экологии, о глобальном экологическом кризисе.  Но мало кто понимает и знает, что такое экология, что изучает эта наука. Многие школьники, да и взрослые, ответят на этот вопрос банально: «Уборка мусора, защита природы и тд.». Знания же того, что собственно такое окружающая среда, каковы ее основные компоненты, как эти компоненты связаны друг с другом, каково реальное воздействие деятельности человека на каждый из этих компонентов в отдельности и на всю систему в целом, а следовательно, и того, каковы действительные причины кризисного состояния окружающей среды, у рядового гражданина отсутствуют. И тем более отсутствуют знания о том, как изменить экологическую ситуацию к лучшему.

Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. В обществе  эта личность действует в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за полноценное развитие цивилизации.

Достижение целей экологического воспитания должно включать в себя психологическую, теоретическую, методическую и практическую подготовку  воспитанника  на каждом из этих направлений.

Психологическая подготовка  воспитанника  включает:

-помощь ему в сознании личной и общей общественной значимости экологической деятельности, убеждение в необходимости экологического самовоспитания;

- формирование желания заниматься экологическим самовоспитанием;

- принимать активное участие в сохранении и восстановлении, рациональном использовании и приумножении экологических традиций;

Теоретическая и методическая подготовка школьника призвана вооружить его знаниями:

- теории и методики индивидуального и коллективного самовоспитания и воспитания сверстников, младших и старших товарищей;

- истории, основам теории, методики и практики экологической деятельности: сохранению, восстановлению и рациональному использованию.

Практическая подготовка к экологической деятельности включает:

-воспитание необходимых для экологической деятельности качеств и чувств

- накопление социально ценного опыта экологического самовоспитания и воспитания других людей;

Таким образом, при системном подходе к экологическому воспитанию его сущность можно определять следующим образом.

Экологическое воспитание специальный, целенаправленный, организованный, систематический, последовательный, планомерный, педагогический процесс сотрудничества педагога и ученика, направленный на психологическую, теоретическую, методическую и практическую подготовку воспитанника как духовно богатого хозяина личных и общественно значимых природных богатств.

Очень важно осознанно и целенаправленно подходить к данному направлению воспитания. Быть не просто опытным педагогом, но самое главное, быть товарищем и соратником.

Задача школы-интерната  состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования.

  Необходимы новые  формы и методы работы: занятия в кружке, экскурсии в природу, работа в лаборатории и внеклассные мероприятия, так называемые «интерактивные формы образования»: дискуссии, диспуты, экологические вечера, спектакли, беседы, ролевые игры и другие мероприятия.

Интерактивные экологические мероприятия.

Интерактивные экологические мероприятия - это внеклассные экологические мероприятия: викторины, олимпиады,   экологические спектакли.

  «экологические спектакли» - это   - ролевые игры.  

Экологический спектакль по форме  свободен. И учителю, и учащимся предоставляется больше возможностей проявить выдумку при исполнении какой-либо роли. В этом случае успех спектакля во многом определяется придуманными костюмами, и даже выбором исполнителя той или иной роли.

Экологическая тропа - форма экологического воспитания.

Многие специалисты признают важнейшим педагогическим условием воспитания и образования наряду с теоретическим обучением на уроках организацию разнообразных видов деятельности учащихся среди природы. Такой формой организации экологического образования и воспитания может выступать учебная экологическая тропа, где создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экологических экскурсий и полевого практикума.  

Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы на нем сочетались уголки естественной природы и антропогенный ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной природной среды, чтобы дети учились оценивать характер природопреобразующей деятельности человека. Назначение экологической тропы - создание условий для целенаправленного воспитания экологической культуры обучающихся.

Организация экологической тропы силами школьников дает педагогам возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от ребят творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают  воспитанников не только использовать свои знания из различных предметов, но и - самое важное - принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. В конечном итоге у школьников вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.

Работа по оборудованию тропы проводится в следующей последовательности: первый этап - подготовительный. Работа начинается с подготовки небольшой группы ребят - организаторов и помощников руководителя - воспитателя. На этом этапе ставится цель, определяются задачи и объем работы, раскрываются перспективы и определяется место каждого  участника в предстоящем деле.

Следующий этап - открытие тропы. Это мероприятие можно провести в виде вечера, превратить в школьный праздник.

Создание учебной экологической тропы способствует повышению  экологического воспитания. Знания, которые  воспитанники получают на тропе, тесно связаны со знаниями, полученными на уроках. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.

На учебной экологической тропе во внеурочное время обучающиеся усваивают не только   знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием.

Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе.

 

Экологические проблемы многоаспектные, поэтому для своего решения они требуют комплексного подхода.

Экологическое воспитание   школьников средствами литературы и СМИ

Сегодня в экологическом образовании главный акцент делается на естественно-научные дисциплины. И, к сожалению, совершенно упускается роль гуманитарных дисциплин. В их числе чтение. Именно  чтение обладает наиболее благоприятными возможностями для формирования духовно-нравственного аспекта отношения личности к природе.

Образное содержание и художественные средства  художественной литературы позволяют показать  воспитанникам, что человек воспринимает природу как мощный генератор, дарующий духовную энергетику.

При изучении литературы важно показать, что близость к природе живёт и в поэзии, в народном фольклоре.

 .

Мероприятия по экологическому воспитанию

Формы работы:

  • Аукцион экологических знаний;
  • Встречи со специалистами: охотниками, лесниками, егерями;
  • Вечер «Человек и природа»;
  • Выставка «Зимний букет», «Осенний букет», «весенний букет»;
  • Выявление природных объектов подлежащих охране;
  • Дискуссии: «Нужны ли заповедники?», Есть ли в природе вредные животные?, «Можно ли рвать красивые цветы в букеты?»;
  • Газета-Экологический вестник;
  • Борьба с мусором;
  • Подкормка животных в лесу;
  • Изготовление кормушек и домиков для птиц;
  • Установка табличек о чистоте и порядке в лесу;
  • Озеленение села, школы, высадка растений и уход за ними;
  • «Праздник Земли;
  • Конкурсы плакатов и рисунков «Мир вокруг нас», «село будущего», « Транспорт будущего»;
  • Беседы, викторины;
  • Конкурс неоконченного рассказа по экологической тематике в жанре( детектива, сказки, приключения);
  • Конкурс стихов о природе;
  • Конкурс песен о природе;
  • Лесной карнавал (костюмы);
  • Озеленение игровых, спален и классов;
  • Экологические познавательные игры»
  • Путешествие на машине времени в прошлое, будущее Земли;
  • Подготовка воспитанников  на экологические олимпиады различного уровня;
  • Рейды в природу, участие в зеленых патрулях;
  • Острые экологические проблемы в мире (обсуждение);
  • Составление карты муравейников парка, леса;
  • Сбор природного материала для панно, поделок из природного материала;
  • Расчистка парка, леса от сушняка;
  • Турнир знатоков народных примет;
  • Участие в различных выставках районных, городских по экологии;
  • Фотовыставки красивых мест села, школы;
  • Экологические походы;
  • Экологические игры на местности;
  • Экскурсии в природу;
  • Экологические вечера;
  • Экологический мониторинг (отслеживание состояние воды, воздуха, почвы,  растений в школе и в селе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-экологический проект "ЭДМ" ("Экологическое движение Моложёжи")

p { margin-bottom: 0.21cm; } Социально-экологический проект «ЭДМ» («Экологическое Движение Молодежи») создан совместно с учениками 9 класса: для практического участия школьников в решении экол...

Занятие экологического кружка "Радонежье". Воспитание и формирование здорового образа жизни, направленного и на улучшение состояния окружающей среды. "Экологическая составляющая "проблем 2012".

Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духов-но-нравственную и социальную ценность, с...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический  проект  Круглый год - экологических забот....

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»

Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...

Программа городского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа»

ПРОГРАММАгородского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа» в рамках региональной экологическо...

Внеклассное мероприятие экологической направленности "Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе "Большое будущее малых водоёмов» - 10 класс

laquo;Внеклассное мероприятие  экологической направленности (старшая школа)»Тема мероприятия : Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе"Большое будущее малых вод...