Музей "Русская изба"
методическая разработка на тему

Черкасова Валентина Анатольевна

История возникновения музея "Рссская изба" на СЮТур. 

План работы музея на 2017-2020 годы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzey_izba.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

При открытии СЮТур в 1990 году педагогический коллектив разработал программу совершенствования туристско-краеведческого движения «Познай Малую Родину» в школах Ногинского района, одним из направлений которой являлся раздел «Создание сборника местных традиций, преданий, обрядов, народных праздников, игр». Школьники района приняли активное участие в сборе этнографического материала.

В 1997 -98 г.г. учащиеся учебных заведений и учебные группы СЮТур стали участниками районного конкурса «Находки и открытия в походах по родному краю», который помог собрать на станции юных туристов большую коллекцию предметов крестьянского быта земляков 19 - начала 20 веков. Так воедино сплелась поисково-собирательская деятельность учащихся в единый историко-этнографический проект - идею: создание на СЮТур музея крестьянского быта земляков «Русская изба».

В 1998 году педагогам удалось оформить собранные материалы в виде экспозиции крестьянской одежды, предметов труда и быта. Первыми посетителями экспозиции стали ребята - участники поиска. Показ вызвал живой интерес. Появились первые экскурсоводы. В текст экскурсий вошли материалы из «Сборника местных традиций, преданий, обрядов, народных праздников, игр».

Для подготовки и проведения тематических экскурсий была создана группа учащихся отдела «Художественное воспитание», они же вместе с педагогами СЮТ работали над описанием отдельных предметов и коллекций, создавая архив будущего музея «Русская изба»

В 2000 году экспозиции было присвоено звание «Школьный музей». За прошедшие годы он стал центром работы по народной культуре для школ Ногинского района, осуществляя духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся.

В отделе «Художественное воспитание» на протяжении многих лет существует традиция проведения этнографических лагерей и экспедиций в места существования центров народных ремесел и промыслов, традиционной народной культуры. Результаты экспедиций пополняют архивы и экспозицию музея «Русская изба», дают возможность приобретения навыков работы по изготовлению изделий народных промыслов и ремесел, использование этих навыков для организации «мастер-классов» в музее «Русская изба».

В этнографическом музее «Русская изба» существуют свои традиции, ведется поиск новых технологий воспитания и обучения школьников, осуществляется методическая и просветительская деятельность среди учителей Ногинского района.

Работа этнографического музея «Русская изба» является составной частью образовательной программы СЮТур «Мир народной культуры».

ПЛАН РАБОТЫ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ «РУССКАЯ ИЗБА» на 2017 - 2020 учебный год.

Поисково-собирательская, исследовательская деятельность по темам:

  • сбор этнографических материалов в походах и экспедициях по родному краю;
  • сбор историко-этнографического материала в окрестности эколагеря «Шерна» (деревня Караваево Ногинского района Московской области) – июнь 2013 года;
  • народные мастера-умельцы родного края;
  • сбор экспонатов к новой экспозиции «Сени»;
  • сбор этнографического материала во время проведения этнографических лагерей и экспедиций по деревням Ногинского района Московской области деревня Молзино, деревня Макарово , деревня Стромынь, деревня Воскресенское в течении 2017- 2020 гг.

Экспозиционно-выставочная работа:

  • содержание в порядке постоянно и действующей выставки;
  • организация временных выставок во время массовых дел СЮТур;
  • участие работ учащихся «мастер-классов» в районной выставке прикладного искусства школьников (май, ежегодно.);
  • выставка мини-экспозиции «Крестьянская изба» на празднике города (август, ежегодно).

Фондовая работа:

  • определение научно-исторической значимости экспонатов музея;
  • уточнение данных на представленные в музее экспонаты;
  • регистрация новых поступлений;
  • сверка фондов;
  • проверка хранения архива и вспомогательного фонда;
  • работа по сохранению и реставрации экспонатов музея;
  • использование технических средств для переоформления экспозиции, содержания архива;
  • подготовка к оформлению новой экспозиции «Сени».

Экскурсионно-массовая работа

  • тематические экскурсии по заявкам школ и учебных групп СЮТур;
  • обзорные экскурсии в дни открытых дверей, массовых дел отделов СЮТур, учебных семинаров (по плану работы СЮТур);
  • заседания клуба «Горница»;
  • народные праздники на базе музея («Рождественские колядки», «Масленица», «Троица», «Пасха»);
  • выезды актива музея и учащихся отдела «Художественное воспитание» в центры народных промыслов и ремесел Подмосковья, музеи прикладного искусства Москвы и области;
  • посещение актива музея профильных школьных музеев района (Дулево, Гжель, Городец, Сергиев Посад, Павловский Посад).

Популяризация музея:

  • выступление актива музея с рекламой Музея на встрече лидеров районной детской организации «Дом»;
  • рассказы актива музея о его работе в своих классах, школе;
  • выступления учащихся в районных средствах массовой информации (местное радио и газеты «Богородские вести», «Волхонка») об итогах поисково-собирательской и учебно-массовой деятельности музея;
  • участие в благотворительной акции "Дарим тепло", совместно с благотворительным фондом "Жизнь – как чудо"
  • организация выставок экспонатов музея на городских праздниках;
  • выступления актива музея на районных встречах юных краеведов «Пишем энциклопедию родного края», «Дела и проблемы школьных музеев»;
  • выступление руководителя музея на районных методических объединений зам. директоров школ по УВР, классных руководителей, старших вожатых, учителей начальных классов, преподавателей...
  • выступление руководителя музея и детского актива на областных, Российских семинарах, конференциях, смотрах, конкурсах, выставках.
  • Выступления детей- активистов музея СЮТур на районных и областных краеведческих конференциях, конкурсах образовательных учреждений с проектами по темам: "История одного экспоната". Темы проектов: "Душа вещей в душе людей", "Лоскуток- от колыбели до первого костюма"

Учебно-просветительская работа:

  • уроки по народной культуре для учащихся школ Ногинского района;
  • работа «мастер-классов» для учащихся по возрождению народных промыслов и ремесел;
  • организация православных и народных праздников и гуляний по заявкам школ;
  • учебно-тематические семинары для учителей школ по плану работы методического кабинета УНО района;
  • выпуск методических рекомендаций, программ, памяток, сценариев в помощь педагогам;
  • обмен опытом работы с профильными музеями района во время взаимопосещений и встреч;
  • методическая помощь профильным школьным музеям района при оформлении новых экспозиций, подготовке к паспортизации;
  • участие в областном конкурсе музеев образовательных учреждений;
  • обмен опытом работы с педагогами дополнительного образования Московской области и России во время проведения выставок, семинаров, конференций, смотров, конкурсов.

Совет музея:

Совет музея является содружеством педагогов СЮТур и учащихся. Возглавляет совет руководитель отдела «Художественное воспитание» Черкасова Валентина Анатольевна. В его состав входят: зам директора по УВР Арикова Н.Ф., педагог-организатор отдела Тришкина Е.Г., педагог дополнительного образования групп ИЗО Гришина В.П.

Взрослый актив музея ведет работу по подготовке и оформлению экспозиции музея, определяет перспективы его развития, решает вопросы организационно-хозяйственной деятельности, помогает юным экскурсоводам и лекторам в подготовке материалов и текстов, разрабатывает программы и планы, ведет поиск нестандартных форм и методов работы с учащимися в музее «Русская изба». Сбор взрослого актива проходит в зависимости от решения конкретных вопросов.

Работа с активом:

Детский актив совета музея собирается в полном составе 1 раз в месяц, состоит из учащихся отдела «Художественное воспитание». Текущая работа осуществляется учащимися соответствующих поручений по необходимости:

-        экскурсоводы (сентябрь, октябрь - 2 раза в неделю: разработка экскурсий, защита текстов, конкурс экскурсоводов. С ноября по май 1 раз в неделю, плюс проведение экскурсий по заявкам);

  • главный хранитель фондов (2 раза в неделю);
  • архивисты (1раз в неделю);
  • лекторы (1раз в неделю);
  • организаторы клуба «Горница» (при подготовке заседаний);
  • художники-оформители (при подготовке конкретных дел);
  • массовики-организаторы (при подготовке конкретных дел).

Связь с профильными музеями, научными и общественными организациями:

  • краеведческий музей города Ногинска;
  • профильные музеи школ Ногинского района;
  • отдел культуры администрации Ногинского района;
  • центры народных промыслов и ремесел Москвы и Подмосковья;
  • музеи прикладного искусства Москвы и области;
  • некоммерческое     партнерство     «Содействие     химическому     и экологическому образованию»;
  • детская творческая студия «Традиционная культура» г. Москвы;
  • фольклорно-этнографический ансамбль «Маковки» г. Северодвинска Архангельской области;
  • творческий центр «Истоки» г. Подольск Московской области;
  • центр   развития   дополнительного   образования   и   социального воспитания Московской области.

Участие в районных, областных, Российских и международных выставках, смотрах, конкурсах:

        отражение работы музея в историко-этнографическом проекте «Познаем малую Родину»;

  • участие в итоговой конференции победителей и призеров  Всероссийского конкурса «Человек на Земле»;
  • участие актива музея в Международном Московском форуме «Одаренные дети»;
  • участие в областной краеведческой конференции;
  • участие в областном семинаре для руководителей экологических объединений на базе СЮТур;
  • участие в районном и областном конкурсе музеев образовательных учреждений ;
  • Участие в международном конкурсе "Вифлеемская звезда";
  • Участие в Международном конкурсе фестивале «Синяя птица Гжели»

Хозяйственная деятельность:

  • оборудование запасников музея;
  • подготовка материалов к оборудованию новой экспозиции «Сени»;
  • оборудование костюмерной;
  • оборудование музея новыми стеллажами, полками для размещения в нем поступающих экспонатов;
  • ремонт и реставрация экспонатов;
  • обеспечение снаряжением и техническими средствами этнографических лагерей и экспедиций;
  • обеспечение учебного процесса в «мастер-классах» (закупка и заготовка сырья, продуктов и т.д.).

Перспектива развития этнографического музея «Русская изба» связана с реализацией образовательной программы МБУ ДО СЮТур «Мир народной культуры» в 2017 - 2020 году.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ И НАУЧНАЯ ЦЕННОСТЬ ЭКСПОНИРУЕМЫХ МАТЕРИАЛОВ

О ценности экспонатов музея говорит тот факт, что из 370 экспонируемых предметов 340 являются подлинными и содержат в себе большую познавательную информацию. Так, используя музейные коллекции, можно проследить совершенствование предметов крестьянского быта: утюгов, прялок, самоваров...Или о развитии промыслов и ремесел в нашем крае расскажут коллекции изготавливаемых тканей, керамических изделий, деревянной утвари, предметы прикладного искусства...

По имеющимся украшениям на полотенцах, рубахах, подзорах можно изучать технику вышивки, а по образцам одежды - крой народного костюма.

Подлинные документы (долговые книги, метрики, свидетельства об образовании, письма, фотографии...) помогают изучать не только быт отдельной семьи, но и делать выводы о социально-бытовых укладах жизни различных слоев крестьянского населения.

Записи воспоминаний старожилов (текстовые и звуковые), фотографии воссоздают ушедшую эпоху, знакомят с народным фольклором, праздниками, обрядами, гуляниями играми и т. д.

Собранная коллекция старинных самодельных кукол и игрушек дает возможность учащимся судить о назначении этих предметов для воспитания в детях нравственных, эстетических качеств...

Это лишь некоторые примеры использования экспонируемых материалов для развития познавательной активности учащихся во время работы в музее. Ценность этих экспонатов состоит еще и в том, что сами экспонаты собраны ребятами на родной земле и позволяют узнать о занятиях, верованиях, быте земляков. Эти предметы всегда можно потрогать и проверить возможность их использования в жизни, при необходимости подремонтировать и создать условия для их сохранности. Работая в «мастер-классах», учащиеся овладевают секретами мастерства народных умельцев, копируя в изделиях традиции изготовления и сохраняя мудрость народную.

Таким образом, музей «Русская изба» является хранителем духовного наследия предков, имеет огромное значение в патриотическом воспитании наших школьников.

Экспонаты музея вряд ли имеют научную ценность, т.к. не являются уникальными экземплярами, скорее их можно назвать утилитарными, расхожими для предполагаемого времени.

ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ АКТИВИСТОВ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ «РУССКАЯ ИЗБА»

  1. «Семья - семь «Я»
  2. «Семейно-бытовые обряды, обычаи : «Рождение», «Крещение», «Именины»
  3. «Семейно-бытовые обряды: «Сватовство», «Свадьба», «Ход свадебного действа»
  4. «Годовой круг крестьянских праздников»
  5. «Как выращивали и выпекали хлеб на Руси»
  6. «История русской бани» («Свадебный банный обряд»)

ПОИСК НОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ МУЗЕЯ.

Музей «Русская изба» несет в себе, прежде всего, образовательную нагрузку и в то же время выполняет просветительскую и воспитательную функции. Педагоги СЮТур используют новые педагогические технологии, совершенствуя формы и методы проведения занятий, экскурсий, массовых дел, внедряя интерактивные формы обучения.

Посещая музей, все ребята включаются в активную познавательную деятельность. Вместе с предметами и рассказами экскурсоводов они погружаются в другую эпоху, где духовные и нравственные качества человека проявлялись особенно ярко: почитание старших, любовь к труду, уважение к окружающей среде, стремление к красоте... Чтобы приведенные примеры не оставались только словами, учащимся в зависимости от цели и тематики (уроков, занятий, экскурсий,...) предлагаются различные формы деятельности:

  • примерить на себя одежду и головные уборы;
  • потаскать на ухвате горшки;
  • поесть каши (блинов, похлебки), попить чаю;
  • постоять на горохе, полежать на печи;
  • спрясть нити с помощью веретена;
  • участвовать в инсценировках бытовых ситуаций;
  • спеть народную песню;
  • поиграть в народные игры, забавы, поводить хороводы;
  • принять  участие  в  конкурсе  народных пословиц,  поговорок, скороговорок;
  • сделать своими руками куклу (тряпичную, «стригушу» из травы или ниток, бумажную, «закрутку», «крестцы»);
  • рассмотреть и повторить на бумаге рисунок вышивки, модель кроя одежды, виды обуви...

Обучающий характер занятий состоит в том, что учащиеся бывают ни один раз в музее «Русская изба», заказывая тематические уроки и экскурсии, участвуя в массовых делах и народных праздниках. Итогом многоразовых (систематических) занятий могут быть конкурсно-игровые программы, когда учащимся предлагаются тесты, вопросники, анкеты, различного рода творческие задания.

Лекции - составная часть работы музея. Они проводятся активом музея на базе школ и других образовательных учреждений. Для пробуждения живого интереса к лекциям, ребята одеваются в народные костюмы, используя во время выступления показ фотографий, слайдов, фильмов, прослушивание записей бесед с земляками, фольклорными песнями. В зависимости от темы лекций, используют для показа различные экспонаты музея.

Развивая познавательный интерес учащихся к краеведению и народной культуре, педагоги СЮТ используют нетрадиционные формы обучения в профильных лагерях. Вначале проводятся теоретические занятия, а затем в походах по окрестностям лагеря ребятам предлагается принять участие в сборе историко-этнографического материала. Собранные материалы тут же используются для проведения народных праздников, «мастер-классов», оформляются для передачи в музей «Русская изба». Так, летом в лагере юных экологов прошел день народной культуры, материалы которого вошли в историко-этнографический проект «Познаем Малую Родину» .Подобные Дни проведены в скаутском и этнографическом лагерях.

Итогом кропотливого труда педагогов и учащихся по изучению народной культуры на базе музея «Русская изба» и в учебных группах отдела «Художественное воспитание» является участие актива музея в Международном Московском форуме «Одаренные дети» и подготовка к нему. Знакомство с народными умельцами края позволили ребятам не просто познакомиться ближе с традиционными промыслами и ремеслами, но и через поиск и общение с мастерами почувствовать высокую духовность и нравственность земляков, а в практических занятиях совершенствовать свое мастерство в прикладном искусстве. Сотрудничество с народными умельцами, встречи с ними в музее тоже становятся хорошей традицией.

При изучении темы быта крестьянской семьи используются приемы театрализации. При изучении тем традиционных праздников, обрядов во время проведения экскурсий в музее ребятам предлагается вместе с фольклорной группой стать участниками действа.

В этом учебном году опробуется новая форма проведения учебно-познавательной работы - проведение конкретных дел для детей и их родителей. Гостями становятся бабушки и дедушки, жители микрорайона.

Подводя итог, можно сказать, что музей «Русская изба» на СЮТ для образовательных учреждений района используется как:

  • музей-класс;
  • музей-мастерская;
  • музей-клуб;
  • музей-выставочный зал;
  • музей-театральное объединение;
  • музей-лаборатория;
  • музей-методический кабинет по этнографии;
  • музей-экспериментальная площадка по методике преподавания народной культуры в школах Ногинского района.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематика игровых занятий-экскурсий в музее "Русская изба"

Данный материал помогает родителям и учителям выбрать тему занятия с детьми в Русской избе в соответствии с возрастом детей и потребностями....

Из опыта работы в музее «Русская изба» по изучению народных традиций родного края.

Данная методическая разработка направлена на приобщение школьников к народной культуре через музейную деятельность....

Сценарий фольклорного мероприятия в школьном музее «Крестьянская изба в Выхино»: «Выхинские посиделки на завалинке»

Сценарий фольклорного мероприятия в школьном музее «Крестьянская изба в Выхино»: «Выхинские посиделки на завалинке»...

Классный час. Экскурсия в школьный музей "Русская изба"

Данный классный час - это работа по созданию фонда описаний музейных экспонатов, по подготовке экскурсоводов. Цель классного часа: привлечь внимание пятиклассников к традициям прошлого, возможо, прошл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Музей в чемодане» 1-й год обучения "Русская изба"

Программа  кружка "Музей в чемодане" 1-й год обучения «Русская изба» является программой нравственно-патриотической направленности. Программа создана на основе результатов с...

Беседа-экскурсия в музее « Русская изба» для средней группы детского сада (3-5 лет).

Беседа-экскурсия в музее« Русская изба»для средней группы детского сада (3-5 лет)....