воспитательное занятие в школьном музее "Русская Изба"
план-конспект

Якуба Анна Георгиевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnoe_zanyatie_v_shkolnom_muzee_russkaya_izba.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Отрадный»

Коррекционно-развивающее воспитательное занятие в школьном музее «Русская изба»

                           

                                      Воспитатель: Якуба Анна Георгиевна

Май, 2024год.

Тема: «Русская изба»

Цель: 

 Создать условия для  формирования  у обучающихся представлений об организации,  пространства русской избы.
Задачи:

Познакомить с понятием «интерьер», его особенностями в крестьянском жилище;

 Воспитывать интерес к истории, обычаям нашей Родины
Визуальный ряд:  Экспозиция «Русская изба», рисунки интерьера крестьянского жилища; репродукции; ИКТ-презентация
Литературный ряд:  Л. Мей “В низенькой светелке…”, В. Белов – высказывание о русской печи,  детские книжки с иллюстрациями русской избы.
Ход  занятия:
1. Организационный момент
Подготовка, эмоциональный настрой. Экскурсия в школьный музей, экспозиция «Русская изба»
2. Актуализация опорных знаний.
Рассматривание иллюстраций русской избы. (слайд 3)
— По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы.
— Зачем люди украшали свои жилища?
3. Формирование новых знаний
Слайд 5.
 - Русская изба.… С ней мы уже не раз встречались на наших уроках, и вновь возвращаемся к этому образу. Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, свой дом – добрый и уютный. Мы уже знакомы с узорочьем декоративных элементов избы, ее конструкции: фронтон избы — чело, передняя часть – лицо, окна – глаза. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.
    Глаголем, кошелем и брусом
    Дом строили с резным крыльцом
    С обдуманным мужицким вкусом
    И каждый со своим лицом.
      В.Федотов
— Но давайте, ребята, мысленно войдем в крестьянское жилище (Слайд 6) (читает заранее подготовленный ученик)
    В низенькой светелке с створчатым окном
    Светится лампадка в сумраке ночном:
    Слабый огонечек то совсем замрет,
    То дрожащим светом стены обольет.
    Новая светелка чисто прибрана:
    В темноте белеет занавес окна;
    Пол отструган гладко; ровен потолок;
    Печка развальная стала в уголок.
    По стенам – укладки с дедовским добром,
    Узкая скамейка, крытая ковром,
    Крашеные пяльцы с стулом раздвижным
    И кровать резная с пологом цветным.
  Л. Мей
— Здесь существует тот же порядок, который наблюдается в природе, все как в природе, — гармонично и совершенно.
Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.
(Слайд 7) Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица (средний брус, несущий деревянный потолок), олицетворяла собой млечный путь. Путь на небе.
(Слайд 8) Под потолком шли полавошники, на них располагалась крестьянская утварь. Посуда обычно была деревянной или глиняной. А около печи укрепляли деревянный настил – полати. На полатях спали.
(Слайд 9) Почти в каждой избе имелся ткацкий станок – красна, на нем женщины ткали.
(Слайд 10) Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.
(Слайд 11) Пол – землю; домотканые половики – дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, — были образным выражением идеи пути-дороги.
Подпол символизировал нижний, подземный мир.
(Слайд 12) Окно-око – связь с большим миром, белым светом. Дом смотрел на мир окнами – очами, оно связывало мир домашней жизни с внешним миром.
Для освещения избы в вечернее время использовали лучину или керосиновую лампу. Керосиновая лампа подвешивалась к потолку или ставилась на стол.
Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.
Под материальным центром мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния. В крестьянском доме источником всего этого была ПЕЧЬ – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках.
— Назовите сказки, где печь является действующим персонажем.
(“По щучьему велению”, “Гуси-лебеди”  и т. д.)
(Слайд 13) “Что есть в печи – все на стол мечи” – говорит русская пословица. А что же в ней такое есть. Что можно “метать” на стол? Угольки и головешки, что ли? Такой вопрос может задать только человек, никогда не видевший русской печи – отопительного сооружения, популярного на русской земле с начала 15 века. Эта печь служит не только для обогрева жилища, но и для приготовления пищи. На ней можно сушить впрок продукты – грибы, например (а можно высушить и валенки после зимней прогулки). На печи можно было “погреть косточки” старикам – для этого она была снабжена лежанкой. Даже помыться в печке можно было. Обратите внимание на отдельные детали и форму печи. Перед устьем печи устроен шесток, на который размещали чугунки. Небольшие углубления в стенках печи служили для сушки лучины или в зимнюю пору для просушки варежек. Под шестком, снизу печи, можно увидеть углубление для хранения дров.
Горнило печи (сводчатую варочную камеру) можно было разогреть до 200 градусов, а это очень высокая температура – ведь вода закипает уже при 100 градусах. Пекари знают, что это как раз та температура, которая требуется для выпечки хлеба. Специалисты по русской кухне добавят, что разогретое горнило часами хранит тепло – значит, в нем можно “топить” молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое, Вкус пищи, приготовленной в русской печи, не забывается.
(Слайд  14) Рядом с устьем печи стоят на вытяжку железные ухваты, которыми ставят в печь и достают из печи чугунки. А так же рядом находится кочерга и лопата для выпечки хлеба.
(Слайд 15) Послушайте, ребята, как сильно, мудро, по-русски глубоко написал о печи знаток крестьянского быта писатель В.Белов: “Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу”.
В переднем углу избы находился духовный центр дома. Духовный — от слова “душа”. Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями, Для того, чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами. Рядом стоял стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы.
(Слайд 16) Красный угол (передний, большой, святой) – обращен к юго-востоку. С востоком соединялось представление о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами. С эпитетом “красный” очень много связано. Вспомните, красна девица…Красная скамья, красные окна, красный угол.
Красный значит красивый, главный. В красном углу находилась божница, украшенная сухими целебными травами, по праздникам белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами. Красный угол олицетворял зарю. В этой части избы происходили важные события в жизни семьи, самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол.
(Слайд 17) Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.
— Давайте рассмотрим изображение деревенской избы по фотографиям и картинам художников.
4. Практическая работа.  (На столе необходимые материалы: гуашь, акварель, кисти, листы)
Творческое задание:
Нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами.
Последовательность изображения крестьянского интерьера.
5. Итог занятия. Выставка  работ учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия) Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия)

1) формировать понятие о любви к родине как одной из главных нравственных ценностей;2) развивать мышление, коммуникативные качества личности;3) воспитывать патриотические чувства к родному краю....

Открытое занятие Учеба школьного актива в форме развивающего занятия.

Тема: «План работы по взаимодействия ДОО с детскими садами».Цель: научить детей составлять план взаимодействия ДОО с детскими садами.Задачи: 1        Обучить составл...

Открытое воспитательное занятие "Экология школьного двора" с презентацией

Одним из направлений деятельности школы является экологическоевоспитание школьников. Школьный двор и школьная территория сталиэффективным средством формирования экологической культуры учащихся,становл...

Статья "Экспозиция школьного музея, как воспитательный фактор в школьном пространстве"

Школьный музей "Из истории быта" развернутый в кабинете истории, помогает в реализации как учебной, так и воспитательной работы, которая способствует становлению личности, гражданственности,...