Устный счёт как средство повышения познавательного интереса на уроках математики
методическая разработка (5 класс) на тему

Коломиец Снежана Анатольевна

Методический семинар. Из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта по теме

«Устный счёт как средство повышения познавательного интереса на уроках математики ».

      Изучение математики, прежде всего, должно способствовать приобретению умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессиональной деятельности. Зачастую наши ученики не могут применить знания в обычной жизни.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Сформированность универсальных учебных действий является залогом профилактики школьных трудностей.

Я считаю, что овладение навыками устных вычислений имеет большое образовательное, воспитательное и практическое значение и является одним из способов формирования универсальных учебных действий у учащихся.

Школа № 71 выделяется на фоне школ Дзержинского района своим поликультурным образованным пространством. Более 50 процентов учащихся школы-дети с неродным русским языком обучения. Национальный состав классов моих учащихся таков:

Многие из этих учащихся слабо владеют русским языком, поэтому возникает проблема в усвоении математических знаний.

Устные вычисления развивают логическое мышление учащихся, творческие начала и волевые качества, наблюдательность и математическую зоркость, способствуют развитию речи учащихся. Стараюсь выбирать такие способы организации вычислительной деятельности школьников, которые способствуют не только формированию прочных вычислительных умений и навыков, но и всестороннему развитию личности ребенка. Упражнения устного характера, регулярно включаемые в работу на уроке, в совокупности с заданиями другого вида оказывают помощь в формировании УУД, что очень важно на данном этапе перехода к ФГОС.

Цели методической работы.

1) развитие вычислительных навыков;

2) развитие математической культуры, речи;

3) умение обобщать и систематизировать, переносить полученные знания на новые задания.

Задачи методической работы:

  1. Повышение познавательного интереса.
  2. Воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя.
  3. Контроль знаний учащихся.
  4. Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.

        

Организация занятий по устному счету.

При подготовке к уроку стремлюсь  определять объем и содержание устных заданий.

Если цель урока – изложение новой темы, то в начале занятий  провожу устные вычисления по пройденному материалу.

Если цель урока – повторение, то к устным вычислениям в классе готовимся совместно с учащимися. Дети с удовольствием отзываются на это предложение, готовят интересные и занимательные задания.

Часто устный счет соединяю с проверкой домашних заданий.

Опыт деятельности по развитию вычислительных навыков на основе устного счета.

      В старших классах при проверке различных тестов и контрольных работ, отметила, что 35-40 % ошибок – это вычислительные ошибки, поэтому второй год я занимаюсь проблемой «Устный счет как средство повышения вычислительных навыков у учащихся».  

Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися разнообразных упражнений. Это:

  1. Нахождение значений и сравнение математических выражений,
  2. Решение уравнений,
  3. Решение задач.

        Чтобы пробудить интерес ребенка к устным вычислениям, вполне актуально проводить их в разных формах. Существуют следующие формы восприятия устного счёта:                                                                                                      1) Беглый слуховой (читается учителем, учеником) – при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.                                                                                                             2) Зрительный (таблицы, плакаты, записи на доске, упражнения в учебнике, мультимедийные презентации) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание.

3) Комбинированный  (демонстрация математической модели и вопросы на доске);                                                                                                                                     -обратная связь (показ ответов с помощью карточек, взаимопроверка, угадывание ключевых слов, проверка с помощью компьютерной программы Microsoft Power Point);                                                                                                               Кроме того мои ученики очень любят упражнения в форме игры  (“Магические квадраты”, “Лабиринт сомножителей”, “Викторина”,  “Математическое  лото”, “Кодированные упражнения”,  “Кто быстрее”,  “Молчанка”, “Математическая эстафета”).                

      С целью определения приоритетов у учащихся к формам проведения устного счёта я провела анкетирование среди своих учеников.

 И вот что выяснилось:          

18% опрошенных отдают предпочтение  беглым слуховым формам;                      32% предпочитают работать по учебнику, презентациям, таблицам (зрительная форма работы);                                                                                           50% отдают предпочтение комбинированным формам устного счёта.

         

В ходе работы с таблицами, тренажерами оттачиваются не только вычислительные навыки, формируется «числовая зоркость», тренируется внимание, развивается оперативная память ребёнка. В результате такой тренировки каждый ребёнок приучается быстро и правильно считать и думать.

Задания-тренажёры можно предлагать как для индивидуальной, так и для коллективной работы в классе.

Я предлагаю  опробовать технику работы с таким тренажером (слайд Тренажер)

При изучении темы в 5классе «Многогранники» предлагаю своим ученикам следующие задание:

(Слайд) На рисунке изображена пирамида. Вставьте пропущенные слова.

Вершин____

Граней_____

Ребер______

Кроме названных мною видов деятельности по формированию навыков устного счета я использую:

3. Результативность  использования различных видов устных упражнений, как средства развития вычислительных навыков у учащихся.

      Хотя по этой теме я работаю недавно, но результаты тестов и контрольных работ уже показывают, что количество вычислительных ошибок уменьшилось до 15 %, но проблема качества математических знаний моих учеников по-прежнему остается актуальной. Поэтому я продолжаю поиск новых форм работы по развитию навыков устного счета.

     

За прошлый учебный год наблюдается позитивная динамика  качества знаний  моих учащихся.

Учебный год

Успеваемость %

Качество знаний

%

2015-2016

100%

38%

2016-2017                 (1 четверть)

100%

42%

      Безусловно, устные упражнения повышают интерес к предмету у учащихся. Это показывают результаты участия в муниципальном этапе  Всероссийской олимпиады школьников по математике:

Учебный год

Кол-во участников

Кол-во победителей

Кол-во призёров

2015-2016

10 участников

-

-

2016-2017

18 участников

2

6

 Хочу отметить, что мои ученики каждый год принимают участие  в Международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру»

       На мой взгляд, вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель помогает ученикам развивать интерес к знаниям. Прививая любовь к устным вычислениям, стремлюсь воспитывать у учащихся навыки сознательного усвоения изучаемого материала, приучать ценить и экономить время, развивать желание поиска рациональных путей решения задачи. Иными словами он формирует универсальные учебные действия, которые и являются неотъемлемой частью ФГОС

Литература.

1. Данилов.  И.К. Об игровых моментах на уроках математики // Математика в школе. – 2005.- №1.-

2. Демченкова Н., Моисеева Е. Формирование познавательного интереса у учащихся // Математика. -2004.- №19.

3. Минаева С. Формирование вычислительных умении в основной школе // Математика в школе.- 2006.- №2

4. Ситников. Т.В. Приемы активизации учащихся в 5-6 классах //  Математика в школе. – 2003. -№2.

5. Федотова Л. Повышение вычислительной культуры учащихся // Математика в школе. - 2004. - №43

6. Алгебра: Математические диктанты. 7-9 классы/ авт.-сост. А.С. Конте. – Волгоград: «Учитель», 2007.