Что главное в воспитании детей
статья на тему

Тютьков Алексей Владимирович

"Что главное в воспитании детей"  Представление педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_glavnoe_v_vospitanii_detey.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы

Учителя  физической  культуры Тютькова А.В.

Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым. Жизнь неизбежно столкнет его с какими-то испытаниями. Что бы это ни было – резкая смена температуры или инфекция, физическая нагрузка или душевное волнение, крепкий организм ответит целесообразными реакциями, отстоит себя, а слабый потерпит поражение.

 Недаром в народе говорят: «Здоровому – всё здорово!» Понятие «Здоровье человека», на первый взгляд, представляется простым и ясным. Здоровый человек вообще не задумывается над смыслом этого состояния. Не случайно Ф.Энгельс в свое время сделал очень простое определение здоровья: «Здоровье – это то, о чем мы вспоминаем, когда его нет». На самом же деле – это один из важнейших критериев человеческого бытия.

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезни, т.е. это физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой.

Известно, что здоровый ученик лучше учится, качественно работает, лучше усваивает правила и нормы и не имеет особых трудностей с адаптацией к новым людям и ситуациям. Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире.  

Сохранение и укрепление здоровья школьников – одна из важнейших задач, поставленных Президентом РФ перед современной школой.

Без физкультуры теряют смысл все разговоры о полноценном здоровье.

   Деятельность преподавания физического воспитания в нашей школе направлено на вовлечение школьников в систематические занятия физической культурой и спортом, соответствию нормам ГТО. Физкультура - одна из основ нашего здоровья. И где, как не в школе, этот фундамент строить.

Цель моей работы  заключается в создании реальных условий, способствующих сохранению духовно-нравственного, психического и физического здоровья детей.

Реализация вышеуказанной цели обеспечивается решением следующих задач:

  • Формирование ценностных ориентаций к здоровому образу жизни;
  • Формирование нравственно-этических и эстетических качеств личности учащегося;
  • Формирование двигательных умений и навыков;
  • Формирование ориентации к физическому самосовершенствованию.

В своей работе я использую личностно-ориентированные  технологии. Как известно, в классе, который приходит на урок физической культуры, далеко не одинаковый состав учащихся. Все они заметно отличаются по своему физическому развитию, состоянию здоровья, подготовленности. Интересы учеников и отношение их к занятиям также различны.

Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому я стараюсь применять в работе электронные презентации. Их использование позволяет значительно повысить эффективность обучения, так как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия.

В системе физического воспитания сейчас ведется интенсивный поиск новых форм работы с учащимися, прежде всего, в связи с тем, что ни одна из дисциплин, входящих в базисный учебный план, не подвергалась столь существенному реформированию и обновлению в своем предметном содержании и направленности, как это происходит с учебным предметом «физическая культура». Это введение третьего урока, имеющего в школах разную направленность, либо формальное увеличение количества часов.

Новой формой организации образовательной области «Физическая культура» является и олимпиада. Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан ведь цель олимпиады по физической культуре: создания условий, способствующих активизации работы в сфере физической культуры; совершенствования теоретико-методических знаний и практических умений и навыков, необходимым учащимся в повседневной жизни, формирования интереса к занятиям физическими упражнениями, выявления наиболее подготовленных школьников для поступления в специализированные высшие учебные заведения.

В каждой школе есть одарённые ученики, которые любят физкультуру и спорт, с большой охотой приходят на уроки физического воспитания, дополнительно занимаются в спортивных секциях и кружках, участвуют в различных соревнованиях и турнирах.

Таких детей мы замечаем и даём им шанс проявить себя.

Наши дети участвуют в олимпиаде, различных соревнованиях(Турниры по шашкам, шахматам, соревнования по теннису и лыжные гонки)

Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.

С одаренными учащимися, показавшими высокие спортивные результаты ГТО, школьной олимпиады по физической культуре ведутся индивидуальные занятия, включающие теоретическую и физкультурно-спортивную подготовку индивидуально.

В настоящее время очень большое внимание уделяется физкультурному образованию – педагогическому процессу, направленному на формирование специальных знаний в области физической культуры.

На уроках физической культуры преподают базовые знания научно-практического характера по широкому кругу вопросов: здоровый образ жизни, методика самостоятельных занятий физическими упражнениями, влияние упражнений на организм и т.д. Но полученных знаний недостаточно для успешности ученика, поэтому учителя надо проводить дополнительные беседы, диалоги, тестирования, краткие сообщения, анализы спортивных источников; изучать теоретико– методические задания предыдущих олимпиад; использовать для подготовки тестовые задания Всероссийских олимпиад предыдущих лет.

Расширяем кругозор учащихся, направляем и даем почитать книги, журналы. Работаем в Интернете, предлагая просмотреть сайт или обучающее видео, просмотреть презентации по истории развития разных видов спорта идущих с древней Греции до появившихся совсем недавно. Для этого учитель должен сам владеть компьютером и подбирать материал для учащихся, т.к. он уже знает, из опыта какие вопросы могут быть в теоретической части олимпиады. Уметь общаться с учащимися дистанционно. Привлекать учащихся к творчеству. Так  мы участвуем в школьных конференциях и  чтениях. Презентацию «Здоровый образ жизни.» была представлена в на занятиях по внеурочной деятельности, что пропагандирует здоровый образ жизни и интерес учащихся к занятиям спортом.

В нашей школе уделяется большое внимание стимулированию учащихся, успешного выступления по физической культуре разного уровня. Ребята узнают об успехах своих сверстников на итоговой конференции, где администрация школы награждает лучших олимпийцев, выражая им благодарность. На стенде информации отражаются итоги выступлений и достижений, состав сборной команды с фотографиями, отражающих события олимпиадных соревнований.

Мы стараемся всячески поощрять школьников, которые достигают определенных спортивных результатов. Призеры и победители получают подарки и грамоты. Хочется отметить, что некоторые наши воспитанники успешно выступают на районных и зональных протяжении нескольких лет. Таким образом, каждый ребёнок в нашей школе, может реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения. Но для этого необходимо работать над собой, заниматься физкультурой и спортом, следить за своим здоровьем и быть физически развитым и физкультурно- образованным человеком.

Проведя анализ работы по подготовке обучающихся к олимпиаде по физкультуре, мы пришли к выводу, что в школе, как правило, выигрывают конкурсные испытания те учащиеся, которые занимаются в различных спортивных секциях и кружках, в которых добиваются больших успехов.

Процесс подготовки к олимпиаде по физической культуре будет проходить более эффективно, если выявить сильные и слабые стороны физической и технической подготовленности по программе олимпиады,
уточнить сенситивные периоды развития физических качеств юношей и девушек старшего школьного возраста и провести отбор средств физической подготовки, способствующих улучшению результатов в выполнении конкурсных заданий олимпиады по физической культуре.
В ходе изучения данных периодов установлено, что в старшем школьном возрасте больше времени нужно уделять развитию силовых способностей, общей и силовой выносливости, так как в этом возрасте именно названные физические качества хорошо поддаются тренировке.

При подборе упражнений по развитию физических способностей учитывались уровень подготовленности в отдельных видах конкурсной программы олимпиады и сенситивные периоды развития физических качеств учащихся старших классов.

Олимпиада в Сочи в 2014 году подняла интерес учащихся как к уроку физическая культура так и к олимпиаде по предмету. Приближающийся чемпионат мира по футболу так же ждем с нетерпением, обсуждаем, следим за новостями.

Примеры из жизни спортсменов – несут большое воспитательное значение. Так на уроках привожу пример XX Олимпийских игр в Мюнхене в 1972 году. Тогда мужская сборная СССР по баскетболу проигрывала за 3 секунды до конца матча сборной США со счетом 49:50 и как Александру Белову удалось после передачи совершить решающий победный бросок на последней секунде и впервые привести сборную к золотым медалям олимпиады. Это подтверждает, что надо бороться до конца. Не отступать перед трудностями. Приглашаю учащихся посмотреть в Интернете видеоролик последних секунд драматического финала.

Результаты и накопленный опыт проведения олимпиады школьников по физической культуре позволили прийти к заключению о целесообразности её внедрения в практику образовательного процесса современных школьников.

Главная педагогическая цель это создание условий для индивидуального физического развития школьника.

Эта цель реализуется за счет использования личностно-ориентированных технологий обучения, которые гарантируют усвоение базового компонента программы и одновременно дают возможность реализации каждым учеником своих склонностей и способностей на повышенном уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О воспитании детей и о воспитании интереса в детях

О важности проведения с детьми игровых обучающих уроков....

Классный час: «7 главных ошибок в воспитании детей»

Цели и задачи:-развивать познавательную активность суворовцев, мыслительные способности, внимательность, воспитывать чувство ответственности за коллективную деятельность. воспитывать чувство ответстве...

«Главное средство воспитания - это пример родителей, их поведение»

Для каждого ребёнка родитель является  примером для подражания. Каждый родитель должен следить за тем, чтобы у ребёнка образовались добрые, хорошие привычки....

Гражданско-правовое воспитание детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей в условиях Центра содействия семейному воспитанию.

              Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения детей - сирот и детей оставшихся без по...

Трудовое воспитание детей в "Центре семейному устройству для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Трудовое воспитание детей начинается с формирования в доме элементарных правил, представлений о трудовых обязанностях....

Уклад жизни семьи, как один из главных факторов воспитания по А. С. Макаренко. Опыт использования наследия А.С. Макаренко в работе с семьей.

Данная статья основана на опыте  использования идей и работ величайшего педагога Антона Семеновича Макаренко в работе с родителями....