Рабочая программа по химии. 10 класс.
рабочая программа по химии (10 класс) по теме

Клестова Лариса Васильевна

Рабочая программа составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Химия 10-11 классы. Базовый уровень» Н.Н.Гара. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_himii_10_klass_2017-2018_uch.g.docx31.74 КБ

Предварительный просмотр:

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА «КОСИНСКАЯ»

Рабочая программа

по химии

10 класс

Составитель: учитель химии

высшей квалификационной категории

Клестова Лариса Васильевна

2017-2018 учебный год

1.Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Химия 10-11 классы. Базовый уровень» Н.Н.Гара, рассчитана на 36 часов (1 час в неделю).

Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде; выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

В курсе 10 класса изучается органическая химия, теоретическую основу которой составляют современная теория строения органических соединений, показывающая единство химического, электронного и пространственного строения, явления гомологии и изомерии, классификация и номенклатура органических соединений. Весь курс органической химии пронизан идеей зависимости свойств веществ от состава и их строения, от характера функциональных групп, а также генетических связей между классами органических соединений.

 В данном курсе содержатся важнейшие сведения об отдельных веществах и синтетических материалах, о лекарственных препаратах, способствующих формированию здорового образа жизни и общей культуры человека.

2.Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения органической  химии на базовом уровне ученик должен

знать / понимать

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, ковалентная химическая связь, валентность,  вещества молекулярного и немолекулярного строения,  углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
  • основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
  • важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона,  принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • характеризовать: химические свойства основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

3.Учебно  - тематический план

Название темы

Количество часов

Теоретические основы органической химии

2

Предельные углеводороды

3

Непредельные углеводороды

4

Ароматические углеводороды

2

Природные источники углеводородов

3

Спирты и фенолы

4

Альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты

4

Жиры. Углеводы

4

Амины и аминокислоты

2

Белки

2

Синтетические полимеры

4

Итого

34

4.Содержание тем учебного курса

Теоретические основы органической химии 

Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии. Электронная природа химических связей в органических соединениях. Классификация органических соединений

Углеводороды и их природные источники

Природный газ. А л к а н ы. Природный газ как топливо.  Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

А л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции, гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.

А л к а д и е н ы  и  к а у ч у к и. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.

А л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств.

Б е н з о л. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.

Н е ф т ь. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.

Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники

Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.

С п и р т ы. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

Ф е н о л.  Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.

А л ь д е г и д ы. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.

К а р б о н о в ы е  к и с л о т ы. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

С л о ж н ы е  э ф и р ы  и  ж и р ы. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.

У г л е в о д ы. Углеводы, значение углеводов в живой природе и в жизни человека.

Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.

Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе

А м и н ы. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.

А м и н о к и с л о т ы. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

Б е л к и. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.

Генетическая связь между классами органических соединений.

Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.

Синтетические полимеры.

Понятие о высокомолекулярных соединениях. Основные методы синтеза полимеров. Полиэтилен. Полипропилен.

5.Учебно-методические средства обучения.

Рудзитис Г.Е. , Фельдман Ф.Г. - Химия 10, базовый уровень.-  М.: Просвещение, 2015г.

  • Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений, химия, 10-11 кл.
  • Радецкий А.М. Контрольные работы по химии 10-11 кл.
  • Радецкий А.М. Дидактические материалы по химии 10-11 кл.
  • Радецкий А.М. Химический тренажер 10-11 кл.

6.Календарно-тематическое планирование учебного материала

№ п/п с начала уч.г.

 № подтемы

Тема урока

Кол-во часов

Контроль

Дата,учебная неделя

Теоретические основы органической химии

2

1

1

Формирование органической химии как науки. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова

1

2

2

Электронная природа химических связей в органических соединениях. Классификация органических соединений

2

Предельные углеводороды

3

3

1

Строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия

3

4

2

Свойства, получение и применение алканов

4

5

3

Понятие о циклоалканах.

5

Непредельные углеводороды

4

6

1

Алкены. Строение, гомологический ряд, изомерия, номенклатура. Свойства алкенов и их применение

6

7

2

Практическая работа 1 Получение этилена и изучение его свойств

Пр.р.1

7

8

3

Непредельные углеводороды:  алкены и алкадиены.

8

9

4

Алкины. Строение, гомологический ряд,  изомерия, номенклатура, свойства  и применение ацетилена

9

Ароматические углеводороды

2

10

1

Арены. Бензол и его гомологи

10

11

2

Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов

11

Природные источники углеводородов

3

12

1

Природный и попутные нефтяные газы, их состав и применение

12

13

2

Нефть и нефтепродукты. Способы переработки нефти

13

14

3

Контрольная работа №1  по теме «Углеводороды»

К.р. 1

14

Спирты и фенолы

4

15

1

Одноатомные предельные спирты. Строение, свойства, получение, применение

15

16

2

Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение

16

17

3

Строение, свойства и применение фенола

17

18

4

Генетическая связь спиртов и фенола с углеводородами.

18

Альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты

4

19

1

Альдегиды. Строение, свойства, получение и применение формальдегида и ацетальдегида

19

20

2

Карбоновые кислоты. Классификация, номенклатура. Строение и свойства карбоновых кислот

20

21

3

Практическая работа 2 Получение и свойства карбоновых кислот

Пр.р.2

21

22

4

Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.

22

Жиры. Углеводы

4

23

1

Жиры. Нахождение в природе. Свойства. Применение. Понятие о моющих средствах

23

24

2

Глюкоза и сахароза. Строение молекулы глюкозы. Свойства глюкозы и сахарозы, их применение

24

25

3

Крахмал и целлюлоза — представители природных полимеров. Нахождение в природе, свойства, применение

25

26

4

Практическая работа 3. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ

Пр.р.3

26

Амины и аминокислоты

2

27

1

Амины. Строение и свойства. Анилин — представитель ароматических аминов

27

28

2

Аминокислоты. Изомерия, номенклатура. Свойства и применение

28

Белки

2

29

1

Белки — природные полимеры. Состав, структура, свойства белков

29

30

2

Химия и здоровье человека.

30

Синтетические полимеры

4

31

1

Понятие о высокомолекулярных соединениях. Основные методы синтеза полимеров. Полиэтилен. Полипропилен.

31

32

2

Синтетические каучуки и синтетические волокна.

32

33

3

Контрольная работа №2 по темам «Кислородсодержащие органические соединения», «Азотсодержащие органические соединения»

К.р. 2

33

34

4

Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа. Итоговое тестирование.

И.т.

34

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...