Публикация "Об актуальных проблемах развития речи учащихся"
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Мурхусаева Галина Михайловна

В статье рассматриваются вопросы развития речи учащихся с использованием современных методик обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Об актуальных проблемах развития речи учащихся

Мурхусаева Галина Михайловна

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ №3»

г. Северобайкальск, Республика Бурятия

 

     Техновеяния времени обнажили  острую проблему неумения школьников говорить и думать.  Первое поколение «экранных» детей уже вышло из школы, пришло следующее,  так «обласканное»  достижениями научно-технического прогресса, что впору будет большинству  учеников поставить диагноз «задержка речевого развития».  В этом ключе интересно научное исследование о влиянии современных гаджетов на развитие речи детей.  Ученые из Сан-Франциско несколько лет вели наблюдения почти над тысячью детей. Их возраст составлял от шести месяцев до двух лет. Анализ результатов показал, что чем больше времени проводит ребенок с планшетом или смартфоном в руках, тем выше у него риск задержки речевого развития. Каждые полчаса игры с электронным устройством в день повышают этот риск на 49%.  Любопытно, что от общения с гаджетами страдает исключительно речь, на другие способности малыша планшеты и смартфоны не влияют.

      Но кроме внешней разговорной речи, существует ещё и внутренняя речь, основное средство мышления, воображения, средство осознания своего поведения  и осознания себя, своего «я» в целом.   Во внутренней речи совершается не только  мышление,  но и  воображение, и  переживание, и  любое представление, словом, всё, что составляет внутренний мир человека, его душевную жизнь. Если и внутренней речи  нет, человек просто не в состоянии удерживать какое-либо содержание или стремиться к какой-то цели. Явные признаки отсутствия этой внутренней речи мы можем наблюдать у многих современных детей.  Кроме того, они трудно воспринимают информацию на слух, не способны понять и «схватить» смысл услышанного. По этой же причине им трудно читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текста в целом. Потому современным детям просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие книги, у них  отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности.   Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира.

      В  условиях  резкого снижения интереса к чтению, отказа от живого общения учителю необходимо подготовить ученика, способного отвечать на вызовы времени: умеющего творить, критически мыслить; умеющего вести конструктивный диалог, успешно взаимодействовать и достигать взаимопонимания; умеющего ясно и точно излагать свою точку зрения и использовать для этого адекватные языковые средства. В современном обществе речевое развитие, уровень сформированности коммуникативной компетенции (слушания, письма, чтения и говорения) школьников имеет решающее значение для их успешной социализации.

К сожалению, ни семья, ни социальная среда не могут научить умению вести диалог, дебаты, дискуссии, строить монолог в разных жанрах, написать письмо, небольшую статью, деловое послание, произнести речь в разных жизненных ситуациях. Остается только один институт: школа! О великие труженики - учителя! На ваших плечах лежит неимоверно тяжелый груз формирования связной речи у будущего поколения, которое не хочет читать и говорить. «Как приобщить ребят к чтению? - лихорадочно думает учитель, готовясь к каждой новой встрече со своими учениками. – Как научить их выражать свои несложные мысли, свободно общаться друг с другом, аргументировать свою точку зрения, обобщать и делать выводы?»  

   Здесь необходимы усилия всего педагогического коллектива школы, поскольку развитие речи – одна из актуальнейших   социально-педагогических проблем. Весь процесс обучения в школе должен быть направлен на повышение уровня речевого развития учащихся.

   За столетия существования педагогической науки разработано множество самых различных методов развития речи. Новые проблемы требуют новых форм работы по их преодолению, но и не исключают возможности применения устоявшихся, проверенных форм. Среди последних известные методы обучения слушанию, обучения чтению, устной и письменной речи. Развивая умение слушать, учитель просит повторить сказанное, учит записывать важную  информацию, кодировать её, конспектировать услышанное, составлять план. Обучая чтению, учитель, в первую очередь, формирует у обучающихся умения воспринимать и перерабатывать текст. Известно, что результаты проведенного в 2000 году исследования PISA (Program for International Student Assessment)  показали, что в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях. Одной из причин такого состояния дел с функциональным чтением называют недостаточный диалогический характер гуманитарного образования в российской школе. Вот здесь учителю на помощь приходят современные  стратегии чтения, разработанные Сметанниковой Н.Н., президентом Русской ассоциации чтения. Стратегии чтения являются алгоритмом умственных действий и операций в работе с текстом. Посмотрите  примеры наиболее распространенных стратегий:

Предтекстовые стратегии – создание мотивации к чтению

Знакомство с заголовком

Мозговой штурм

Глоссарий

Поставь проблему

Предложи решение

Прогноз и впечатления

Ориентиры предвосхищения (верные-неверные утверждения)

Стратегии текстовой деятельности -

диалог с текстом

Путешествие по главе книги

Чтение с пометками (SMART, INSERT)

Следуйте за персонажем книги.

Чтение с вопросами.

Карта осмысления и запоминания событий.

Мозаика (чтение «вскладчину»).

Толстые и тонкие вопросы

Стратегии послетекстовой деятельности – корректировка читательской интерпретации

Карта типа текста

Пирамида фактов

Паутина обсуждения

Где ответ?

Граф-схема текста

Синквейн

Список тем книги

   Обеспечивая  понимание текста/произведения,  стратегии помогают лучше и быстрее осваивать знания, дольше их сохранять, воспитывают культуру чтения и способствуют формированию связной речи. Обучение чтению, развитие и совершенствование приёмов осмысления прочитанного - важнейшая методическая задача. Умение грамотно читать обеспечивает формирование других речевых умений, создаёт необходимую базу для обучения школьников написанию изложений и сочинений. Грамотное чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС. Умеющий грамотно читать ученик уже без особых усилий сможет излагать чужие тексты и создавать собственные – сочинять.

   Изложения и сочинения – основные виды работы по развитию связной письменной речи.  

Изложение - одно из эффективных средств развития памяти, мышления и речи учащихся на уроках русского языка. Для учителя оно служит и средством проверки усвоения учебного материала, показателем уровня развития  связной речи ученика. Переложение, пересказ, иначе – подражание образцу,  - один из эффективных способов обучения устной и письменной связной речи.  Трудность изложения как вида работы состоит в том, что при воспроизведении исходного текста говорящим или пишущим создаётся свой текст с сохранением темы, основной мысли и стиля исходного текста.    

    Сочинение — вид письменной школьной работы, представляющий собой изложение своих мыслей, знаний на заданную тему и одна из наиболее сложных форм деятельности ученика (Т.А.Ладыженская 1995 г.). Сочинение – это общее название многочисленных видов упражнений в связном, развернутом изложении какого-либо содержания, это творческая работа,  требующая  самостоятельности мышления школьника, увлеченности.  В современной школе практикуются сочинения на литературоведческие темы и так называемые свободные, темы, которые волнуют (или не волнуют)  школьников здесь и сейчас. Методика подготовки к сочинению разработана давно и принципиальных различий с современными требованиями к сочинению не имеет. Есть новые  подходы к обучению сочинению. Стратегия РАФТ, например, позволяет  выработать у учащихся вкус к письму, поскольку четко структурирует процесс создания собственного текста:

Р -  роль создателя текста (выбрать лицо, от чьего имени пишется текст);

А – аудитория (кому адресован текст);

Ф – форма (рассказ, диалог, зарисовка, эссе);

Т – тема (о чем писать, какова главная мысль).

Вопросы: «О чем писать ученику?», «Какую тему дать?» -  требуют единственного верного ответа: «О том, что интересно, что знакомо, что понято», поскольку, по исследованиям ученых, в развитии речи, в процессе её порождения  основными факторами являются  положительные эмоции, потребность в содержательном общении и речевая среда, которую учитель создает на уроке. И, конечно, немаловажный фактор – изучение теории языка, способствующей  совершенствованию мышления, его культуры и обогащению содержательной базы речи, а грамматические и другие правила обеспечивают овладение нормами языка и навыками самоконтроля  при говорении и письме.

     Известно, что между устной и письменной речью имеется много общего: в основном используется один и тот же словарь, одни и те же способы связи слов и предложений. Характерно, что на уровне 1200 наиболее употребительных слов принципиальных различий между разговорным и литературно-книжным списком слов не существует. Эту органическую связь между устной и письменной речью психологи объясняют тем, что в основе обеих форм речи лежит также и внутренняя речь, в которой начинает формироваться мысль.

      Подлинная устная речь создается в момент говорения. По определению В.Г. Костомарова, устная речь – это речь говоримая, что предполагает наличие словесной импровизации, которая всегда имеет место в процессе говорения – в большей или меньшей степени. Многие ли взрослые умеют говорить «без бумажки», импровизировать в той или иной речевой ситуации? Вопрос риторический. Поэтому вводимый  в 2018 году  экзамен по русскому языку «Итоговое собеседование»  проверяет навыки устной спонтанной речи школьников. Модель собеседования предполагает следующие типы заданий: чтение, пересказ текста с привлечением дополнительной информации, монологическое высказывание по одной из выбранных тем, диалог с экзаменатором-собеседником. На подготовку к чтению предоставят 2 минуты, а тексты, как признают разработчики, отличаются сложностью как в содержательном плане, так и в грамматическом.  Читая, ученик должен уметь передать замысел автора посредством интонации и логических пауз, не исказить слова и интонационно передать пунктуацию текста.

    При оценивании монологического высказывания с опорой на рисунок, фотографию  акцент делается на умении школьника описывать увиденное  и выражать личное мнение. Речь должна быть связной и последовательной, выразительной, богатой грамматическими и синтаксическими конструкциями, без логических ошибок.

    Умения ученика слушать и слышать  оцениваются в диалоге с экзаменатором: ученик должен услышать и понять вопрос экзаменатора, дать полный и точный ответ, владеть невербальными средствами общения. Задания по сути своей являются несложными, и для их успешного выполнения не требуется специальная подготовка. Все вышеуказанные умения  развиваются  благодаря  интерактивному способу обучения, основанному на системном личностно ориентированном деятельностном подходе.  Здесь как нельзя кстати приходит на помощь технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП). Это целостная система, с помощью которой  учитель формирует у школьников навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.  Благодаря технологии РКМЧП можно заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – предоставить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. Технология позволяет достичь следующих образовательных результатов:

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
  • умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
  • умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  • умение решать проблемы;
  • умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  • способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
  • способность брать на себя ответственность;
  • способность участвовать в совместном принятии решения;
  • способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
  • умение сотрудничать и работать в группе.

 

Технология РКМЧП носит надпредметный характер, совершенствует коммуникативные способности, сочетая навыки работы с текстом и общения по поводу текста, что и требуется для развития связной речи учащихся, логически выстроенной и аргументированной.

     Среди проверенных временем методик развития связной монологической и диалогической речи учащихся  классическими остаются «образец рассказывания», «анализ образца рассказывания», «совместное рассказывание», «частичное рассказывание», «рассказ по картине» и, конечно же, «пересказ». Часто используемый на уроках иностранного языка «дедуктивный метод» -  отличный способ обучения диалогической речи на уроках любого предмета. Образец диалога в разных речевых ситуациях  внимательно изучают и составляют подобный, применимый к собственной ситуации. На основе  дедуктивного метода появились ролевые игры, дискуссии, дебаты. 

     Речь – понятие метапредметное. Процесс её развития сложный и непрерывный. «Речь вести не лапти плести», - гласит народная мудрость. С внедрением ФГОС ООО в практику работы школ пришло и время внедрения  единого речевого режима, регламентирующего деятельность участников образовательного процесса в целях обеспечения условий для оптимального речевого развития обучающихся. Только усилия всех учителей обеспечат достижение заявленных в ФГОС  планируемых результатов образования  в области коммуникативной компетенции.

                           

Библиография

  1. С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
  2. Е.А.Козырь. Характеристика приемов технологии РКМЧП. //газ. “Русский язык”, 2009, №7.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование. 1998.
  4. Обучение стратегиям чтения в 5—9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя /Н.Н. Сметанникова. — М. : Баласс, 2012. — 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
  5. Т.А. Ладыженская, Л.М. Зельманова. Практическая методика русского языка. М.,Просвещение , 1995г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы развития профессиональной компетенции учителя иностранного языка (в условиях ФГОС)

Актуальные проблемы развитияпрофессиональной компетенции учителяиностранного языка (в условиях введения ФГОС)...

Итоговый исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класса

Итоговый  исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по  предмету "Музыка" 5 класса...

Материалы I региональной научно-практической конференции АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Моя презентация выступления на конференции.Тема  "Мотивация осознанной профориентации старшеклассников. Тренинговая работа"....

Методическая разработка урока географии в 10 классе по теме: «Актуальные проблемы развития горнодобывающей промышленности»

Методическая разработка урока географии в 10 классе, проведенного в форме семинара по теме: «Актуальные проблемы развития горнодобывающей промышленности»...

Актуальность проблемы развития познавательного интереса

Познавательный интерес - интерес к учебно-познавательной деятельности является мощным двигателем в обучении. Наличием познавательного интереса в процессе обучения обеспечивается самостоятельно соверша...

Статья на тему: "Актуальные проблемы культуры речи"

Профессиональная деятельность учителя-словесника непосредственно связана с речевым общением. Такие качества, как правильность, выразительность и точность, — необходимые атрибуты хорошей речи учи...