Актуальность проблемы развития познавательного интереса
статья по психологии на тему

Познавательный интерес - интерес к учебно-познавательной деятельности является мощным двигателем в обучении. Наличием познавательного интереса в процессе обучения обеспечивается самостоятельно совершаемый встречный процесс в деятельности ученика, усиливается эффект воспитания, развития, обучения. Равнодушный ученик нуждается в постоянном стимулировании его деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktualnost_problemy_razvitiya_poznavatelnogo_interesa.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность проблемы развития познавательного интереса

Как известно, процесс усвоения содержания образования, развития интеллекта не является непосредственным отражением педагогических воздействий. Педагогические внешние воздействия преломляются через внутренние условия субъекта обучения, через его личность. Важнейшей характеристикой личности являются его отношения с окружающими условиями, его интересы.

Познавательный интерес - интерес к учебно-познавательной деятельности является мощным двигателем в обучении. Наличием познавательного интереса в процессе обучения обеспечивается самостоятельно совершаемый встречный процесс в деятельности ученика, усиливается эффект воспитания, развития, обучения. Равнодушный ученик нуждается в постоянном стимулировании его деятельности.

Интерес тесно связан с эмоциональной жизнью человека. Невозможность удовлетворить какой-либо интерес вызывает неприятие, отрицательные эмоции. А в случае, когда интересное человеку доступно ему, является предметом его познавательной или трудовой деятельности, у него возникают положительные эмоции.

Познавательный интерес - один из самых значимых мотивов учения. В общей структуре мотивации познавательной деятельности этот мотив раньше других осознается учеником, который, не задумываясь, может указать на интересный и неинтересный ему школьный предмет, на интересный или неинтересный урок.

Действие познавательного интереса как мотива учения бескорыстно. Если это реально действующий мотив, то ему подчиняется деятельность на уроке, досуг, общение. Познавательная деятельность становится воодушевленной, свободной и легкой. Снимается проблема школьной перегрузки.

 Познавательный интерес, взаимодействуя с социальными, нравственными мотивами, мотивом самовоспитания, обогащает личность. Обособленность же познавательных мотивов от других ценностных мотивов может неблагоприятно сказаться на формировании личностных качеств ученика.

Развитие познавательного интереса способствует росту сознательного отношения к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять, сознательно их регулировать.

Развитие специфического, устойчивого интереса к той или иной науке, отрасли знания, области деятельности приводит к формированию познавательно-профессиональной направленности личности, определяющей выбор профессии. Наличие такого интереса стимулирует постоянное стремление к расширению и углублению знаний и умений в соответствующей области.

Влиянием на познавательный интерес учащегося осуществляется влияние и на успешность обучения и на всю личность школьника в целом.

Задача формирования познавательных интересов очень актуальна для построения учебного процесса, т. к. школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждениям расширять свой общий и специальный кругозор. Забота о создании, поддержании и развитии интереса к предмету, к процессу познания - важнейшая задача, стоящая перед каждым учителем. Проблема познавательного интереса является необходимым компонентом разработки таких проблем как совершенствование в организации урока, написание учебных пособий, воспитание самостоятельности учащихся, повышение мастерства учителя, развитие мышления учащихся.

         Понятие о познавательном интересе

Под познавательным интересом различные его исследователи понимают особую избирательную направленность личности на процесс познания, избирательный характер которой выражается в той или иной предметной области (С. Л. Рубинштейн); стремление человека обращать на что-то внимание, познавать какие-либо предметы и явления (Ф.Н. Гоноболин); особое избирательное, наполненное активным замыслом, сильными эмоциями, устремлениями отношение личности к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам (Г.И. Щукина); эмоционально окрашенную потребность, прошедшую стадию мотивации и придающую деятельности человека увлекательный характер (И.Ф. Харламов).

Как можно видеть, разные авторы с различных позиций опре­деляют познавательный интерес, не противоречат друг другу, под­черкивая разные грани этого феномена, взаимно его обогащая.

Для более глубокого изучения понятия познавательного интереса рассмотрим различные подходы к его классификации, к выделению уровней познавательного интереса.

Интерес к какому-нибудь предмету, к занятию, отрасли знаний, как и внимание, может быть прямым (непосредственным) и косвенным (опосредованным). В случае прямого интереса человека привлекает сам предмет, деятельность определенного вида. Но нередко случается и так, что прямого интереса, например, к математике, ученик не испытывает, но он интересуется физикой и понимает, что без математики в этой области ничего сделать нельзя. В этом случае к математике проявляется косвенный инте­рес. Знание учителем непосредственных и косвенных интересов учащихся помогает осуществлению индивидуального подхода.

В развитии познавательного интереса можно выделить ряд уровней: любопытство, любознательность, собственно познава­тельный интерес, творческий интерес. Эти уровни определяют разную степень избирательной направленности, избирательного отношения ученика к предмету и, соответственно, степень влияния познавательного интереса на личность.

Любопытство - элементарная стадия познавательного интереса. Оно обусловлено чисто внешними обстоятельствами, при­влекающими внимание человека. На этой стадии отсутствует подлинное стремление к познанию, но любопытство может быть его начальным толчком. Человек при этом является пассивным объектом внешнего воздействия. Любопытство - есть реакция на изменение обстановки, на появление нового в окружающем мире. Интерес этого уровня - поверхностный, фрагментарный, си­туативный, связанный с переживанием своего отношения к предмету в данный момент. Любопытство особенно характерно для младшего школьного возраста, когда вступающему в жизнь интересно все. Но интерес этот неглубок. Любопытство в подростковом возрасте совсем не исчезает. Оно приобретает другую форму. Поле его действия суживается. Появляется более высокий уровень познавательного интереса -любознательность. Там, где для любопытства уже нет материала, для любознательного только начинается работа. Это - работа мысли; разбуженной случайным фактом. Это стремление к более глубокому анализу явлений действительности, к познанию новой неизвестной закономерности. Для любознательного при решении задачи исчезает время и пространство.

На этапе любознательности интерес еще в полной мере не освободился от интереса к фабуле, к описаниям. И тем не менее он уже носит поисковый характер, связанный с желанием проникнуть в более глубокие основания знаний. При этом импульс активности исходит уже не со стороны, а от самого человека, что в корне меняет характер интереса. Такой интерес не угасает с окончанием той или иной ситуации, он заставляет все глубже погружаться в интересующую деятельность. Привлекательной для ученика становится сама деятельность. Постоянное погружение в деятельность предполагает наличие возможностей самостоятельной работы. Ученик становится субъектом деятельности. А по­знавательный интерес с уровня любознательности переходит на более высокий уровень собственно познавательного интереса.

Под творческим интересом понимают такой уровень познавательного интереса, когда ученик стремится осуществить самостоятельную, творческую, поисковую деятельность. Это, в основном, узкий интерес к определенной отрасли знаний, переходящий в профессиональный интерес.

В разные периоды жизни можно выделить предпочтительный уровень развития познавательного интереса, хотя переход с более низкого уровня на более высокий очень индивидуален.

У младших школьников этот интерес имеет яркую эмоциональную окраску. Это интерес к впечатлениям, описаниям, наблюдениям. Познавательный интерес подростков в значительной мере определяется новообразованием этого возраста - стремлением к взрослению, стремлением к самостоятельности. Познавательный процесс в этом возрасте, хотя не освободился еще от интереса к фабуле, но уже связан с желанием проникнуть в основание знаний, в существующие закономерности

В старшем школьном возрасте многое в познавательном интересе остается от подросткового уровня. Но сам ученик меняется. Меняется направленность его интересов. Появляется острый интерес к человеку, к его предназначению, к сверстникам, к взрослым, к противоположному полу, к будущей специальности. Круг интересов становится шире, что обуславливает некоторое снижение познавательного интереса у старших школьников. Но, тем не менее, познавательный интерес оказывает значительное влияние на жизненные планы старших школьников, на выбор специальности.

 

     Пути формирования познавательного интереса

Для рассмотрения практического вопроса создания условий для развития познавательного интереса, для его формирования у учащихся можно рассмотреть различные аспекты в структуре познава­тельного интереса.

Их можно выделить три:

1) познавательный интерес как стимул, средство обучения;

2)познавательный интерес как мотив учебной деятельности;

3)познавательный интерес как устойчивая черта личности.

В первом случае познавательный интерес возникает как внешнее средство активизации познавательной деятельности учащихся. Оно используется учителем для привлечения непроизвольного внимания. Наличие ситуативного интереса является предпосылкой для его дальнейшего развития.

Важнейшей предпосылкой воспитания интереса к школьному предмету является личность учителя, взаимоотношения учителя и ученика в процессе общения, организация взаимоотношений между учащимися на уроке.

Влияние мастерства учителя на познавательный интерес - неоспоримый факт.

Являясь образцом нравственного поведения, учитель решает множество воспитательных задач, влияет на формирование лич­ности ученика: на нравственность, положительные мотивы дея­тельности, устойчивый интерес к учению. Учитель должен видеть в каждом ребенке личность, приходить к нему на помощь в случае необходимости, поддерживать добрым словом. Бестактность учителя, неправильная оценка деятельности ученика неизбежно приводит к конфликтам.

Что касается содержания школьного предмета математики, то оно таинственно и романтично, увы, не для всех учащихся, для многих учащихся математика кажется сухой наукой.

Поэтому не следует упускать возможность сделать ее ярче и привлекательней.

Использование литературных цитат, подходящих стихов, метафор воздействует на познавательный интерес к предмету и является пусть скромным, но вкладом в формирование межпредметных связей, в гуманитаризацию школьного математического образования, в повышение общей культуры учащихся. Вводя понятие функции, учитель может прочитать, например, стихотворение:

Не было гвоздя –

Подкова пропала.

Не было подковы –

Лошадь захромала.

Лошадь захромала –

Командир убит.

         

Конница разбита-

Армия бежит.

Враг вступает в город,

Пленных не щадя,

Потому что в кузнице

Не было гвоздя.

 

Представление о синусоиде будет богаче, если привести стихи

Е. Долматовского:.

... Мудрость обретая в трудном споре, Предначертан путь нелегкий твой

Синусоидой радости и горя,

А не вверх взмывающей кривой.

Подчеркивание связей математики с другими отраслями знаний, проявление математики как составной части общей человеческой культуры делает математику ближе и привлекательней для ученика.

Стишки, которые позволяют запомнить различные постоянные, также вызывают интерес учащихся. Например, в старинном, с буквой «ять» стихотворении для запоминания цифр числа «?» («Пи») количество букв в каждом слове соответствует цифре в написании числа:

Кто и шутя и скоро пожелаетъ,

 Пи узнать число, ужъ знаетъ.

Рассказы об ученых-математиках интересны и поучительны, как и рассказы о происхождении, открытии различных сведений. Материал по истории математики можно найти в работах Андро­нова И.К., Глейзера Г.И., Выготского М.Я., Гнеденко Б.Б., Деп-мана И.Я., Молодшего В.Н., Чистякова В.Д., Цейтена Г.Г., в журналах «Математика в школе» и «Квант» и т. д.

Перевод математических терминов на русский язык и рассказы об их происхождении (Дж. Икрамов) также «очеловечивают» школьную математику: радиус - спица колеса, хорда - тетива лука, апофема - нечто, отложенное в сторону и т. д. Эти сведения позволяют прочнее запомнить незнакомые термины.

Решение занимательных, логических задач, не требующих глу­бокого знания школьного курса математики, также является сред­ством стимулирования познавательного интереса. Существует множество пособий, содержащих занимательные задачи. Среди авторов: Перельман И.Я., Игнатьев Е.И., Кордемский БА. и

многие современные авторы. Я.И. Перельман - основатель жанра научной популяризации в нашей стране. Он считал занима­тельность главным средством популяризации науки, помогающим сложные научные истины делать доступными для непосвященного человека, удивлять его, возбуждать в нем процессы мышления. Занимательность Я.И. Перельманом не противопоставлялась познавательному интересу, а выделялась как неотъемлемая часть интересного обучения. В работах Г.И. Щукиной занимательность рассматривается как средство привлечения интереса к предмету, которое способствует переходу интереса со стадии ситуативного интереса на более высокий уровень - стремления углубиться в сущность познаваемого.

Однако занимательность не должна быть помехой в форми­ровании устойчивого познавательного интереса, не должна уво­дить от основной познавательной задачи, а, наоборот, раскрывать суть познаваемого, запечатлевать познаваемое в эмоциональной форме.

Одним из средств поддержания и развития познавательного интереса на ранних стадиях его становления является игра. Игра служит активному обучению, нейтрализует перегрузки, способ­ствует разрядке напряженности, создает благоприятную атмосферу учебной деятельности, повышает эффективность процесса обучения. Игра может иметь место на различных этапах урока: в его начале - для концентрации внимания, в середине - для не­большой разрядки, в конце - для повторения. Игры могут быть различными как по содержанию предлагаемого материала, так и по форме их проведения: игры-соревнования, игры-математичес-кие бои, игры-эстафеты, лото, кроссворды. Об играх на уроке мож'но прочитать в работах А.А. Окунева, В.Н. Кузнецова, Е.А. Дышинского, Ф.Ф. Нагибина, Е.С. Канина, Т.М. Ковалевой и других методистов.

Одним из способов повышения интереса к математике является усиление ее практической направленности. На примере задач прикладного содержания учащиеся будут убеждаться в значении математики для различных сфер деятельности человека, увидят широту возможных приложений, поймут ее роль в современной культуре. Существующие системы задач являются оторванными от жизни, рафинированными, а в дидактическом плане плохо справляются с важной задачей - реализацией прикладной направ­ленности. По поводу необходимости и возможности привлечения практических задач в процесс обучения математике уже отмечалось в разделе, посвященном проблемному обучению. Учителю, желающему воспользоваться на уроке задачами практического содержания, следует обратиться к следующим авторам: Н.П. Апанасов и П.Т. Ананасов, С.С. Варданян, В.А. Петрова, Н.А. Терешин, И.М. Шапиро и др.

Приведем несколько примеров задач практической направ­ленности. Для применения зависимости между s, t и v полезно ре­шить вместо обычной задачи практическую: поезд длиной 1 км идет со скоростью 60 км/ч. Сколько времени понадобится поезду для прохождения тоннеля длиной в 1 км?

При закреплении формулы объема цилиндра интереснее, чем стандартную, решить следующую задачу: одна кружка вдвое ниже другой, но зато в полтора раза шире. Какая из кружек вме­стительнее?

Одним из действенных приемов стимулирования познаватель­ного интереса является создание в учебном процессе ситуации успеха у школьников, испытывающих определенные затруднения в учебе. Известно, что без переживания радости невозможно рассчитывать на успехи в преодолении трудностей. Для ситуаций успеха необходима благоприятная морально-психологическая атмосфера в классе. Благоприятный микроклимат в классе снимает чувство неуверенности.

Однако приемы стимулирования познавательного интереса, несмотря на их значимость и разнообразие, действуют ограни­ченно. С устранением внешней занимательности ситуации, поро­дившей временный интерес, он может быть быстро утрачен. При­емы «оживления» урока еще не позволяют заглянуть внутрь самого процесса познания, способствовать проявлению устойчивого познавательного интереса.

Более действенным, чем средство обучения, познавательный интерес проявляет себя как мотив деятельности. Там, где идет воздействие на познавательный интерес через сам процесс позна­ния, через деятельность, там познавательный интерес действитель­но становится мощным средством обучения, а учение приобретает активный, самостоятельный характер.

Как мотив учения познавательный интерес имеет ряд преиму­ществ перед другими мотивами, такими как мотив самоутвержде­ния, стремления быть в коллективе. Этому мотиву по данным со­циологических исследований учащимися отдается предпочтение. Он становится смыслообразующим и побуждающим к реальным действиям. Поэтому познавательный интерес должен рассматри­ваться не только как средство обучения, но и как его цель. По словам К.Д. Ушинского «приохотить» ребенка к учебе гораздо более достойное занятие, чем приневолить.

При развитии познавательного интереса развиваются все сто­роны психики: восприятие, мышление, память, воля, воображение. Познавательный интерес проявляется и развивается в процессе познавательной деятельности ученика, в процессе развития мышления. Разговор на эту тему будет продолжен в последнем разделе лекции.

Высшим проявлением познавательного интереса является про­явление его как качества личности. Постоянно имеющий место познавательный интерес, взаимодействуя со способами поведения, с различными сторонами личности, становится чертой характера. Такая черта характера определяет поисковую, творческую направленность любого вида познавательной деятельности, стремление к познанию внутренней сущности окружающих про­цессов.

Меры воздействия на познавательный интерес такого уровня -не дать ему угаснуть, поддерживать познавательную деятельность на самом высоком из доступных уровней трудности, в «зоне бли­жайшего развития» такой личности. Это имеет место при предъяв­лении задач повышенной трудности, при выполнении самостоя­тельных исследовательских заданий, самостоятельном чтении дополнительной математической литературы, написании докладов, рефератов.

Взаимосвязь проблем воспитания познавательного интереса и развития мышления в процессе обучения математике

Познавательный интерес становится надежным средством обу­чения лишь в арсенале средств развивающего обучения.

Связь проблем развития мышления и познавательного интереса отмечалась еще в работах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. По мысли К.Д. Ушинского, перерастание любопытства в любоз­нательность происходит на основании понимания обучаемыми внутренней связи изучаемых явлений, что является проявлением достаточно высокого уровня развития интеллекта.

Известна роль операции обобщения в мыслительной деятель­ности как ведущей, интегрирующей остальные мыслительные операции. Обобщения являются показателем развития мышления и уровня системности полученных знаний. В то же время уровни обобщений, на которые поднимается ученик, взаимосвязаны с уровнем развития познавательного интереса. «Интерес только к описательности, к фактологии - свидетельство незрелости, как умственной деятельности, так и познавательного интереса. Интерес же, проникающий в толщу знаний, в суть причинных зависимостей, внутренних связей, - это обнаруживатель и более высокого уровня обобщений. И вся динамика уровней освоения знаний, уровней общего развития личности, сложных форм ее психической деятельности, уровней познавательного интереса настолько взаимообусловлена, что расщепить ее и указать, что происходит вначале, а что является следствием, почти невозможно»

Детальный анализ составляющих учебной деятельности позво­ляет вьщелить в каждой из них и интеллектуальный фактор, и фактор познавательного интереса.

Действительно, учебная деятельность, как и любая человеческая деятельность, обладает определенными сущностными харак­теристиками, такими как целенаправленность, предметность, осоз­нанность. Рассмотрим каждую из них.

Цели, т. е. представления о результате деятельности, как правило, осознаются и ставятся учителем, но при этом не всегда осознаются учеником. В этом случае интерес, если он имеет место, может легко утратиться. Необходимо добиться того, чтобы ученик стал субъектом деятельности обучения, чтобы он понял (интеллектуальный фактор) и принял (фактор отношения) цель, поставленную учителем. Превращение цели в потребность, основную причину побуждения действия, т. е. мотив, является значительным достижением учебного процесса.

Приемами, которые способствуют тому, чтобы цель становилась лично значимой, являются приемы, возбуждающие потребность в изучении данного материала. Это приемы проблемного обучения. В то же время проблемность имитирует творческий процесс в обучении и способствует развитию мышления. Если цели выдвигаются самими учениками, то проблемы принятия этих целей вообще не возникает. Постановка целей обучения самими учащимися имеет место при составлении ими плана изучения нового материала, при составлении собственных задач, при исследовании решенных задач.  Такая работа предполагает достаточно высокий уровень умственного развития. Осознание значимости материала способствует также введение в урок, в тему, пояснение назначения изучаемого материала. Чем яснее ученику видятся цели дея­тельности, тем активнее мотив их достижения. В связи с этими соображениями начало курса, раздела, темы, урока становится предметом особой заботы учителя.

Содержание изучаемого материала - еще одна сущностная характеристика деятельности. Выбор привлекательного содержания существенно сказывается на познавательном интересе. Чем выше уровень развития мышления, тем более широкий круг знаний, спектр проблем интересен учащимся.

Но решающим фактором для привлечения интереса ученика к изучаемому содержанию в педагогике и психологии справедливо считают привлечение учащихся к активной самостоятельной деятельности, которая предполагает определенный уровень развития мышления и способствует его повышению. Ученику интересно, если он включен в активную, самостоятельную познавательную деятельность. Мотив, который возникает из привлекательности самой деятельности, является лейтмотивом, направляющий деятельность.

Осознанный характер деятельности предполагает не только осознание целей, содержания, но и способов достижения целей. До тех пор, пока деятельность ученика не является саморегулируемой, интерес к деятельности будет случайным и будет требовать все новых побуждений со стороны учителя. Назначение деятельности учителя - всемерно способствовать тому, чтобы ученик сознательно и целенаправленно осуществлял деятельность сам, чтобы он сам осуществлял самоорганизацию, саморегуляцию, т. е. встречный процесс к деятельности учителя.

Наиболее плодотворно обучение протекает тогда, когда учитель и ученик являются субъектами деятельности, когда их деятельность дополняет и обогащает друг друга. Саморегулируемая деятельность не требует постоянных внешних воздействий, она способствует появлению все новых мотивов, потребностей деятельности, приобретает внутренний смысл и внутренние источники. Основным мотивом деятельности становится она сама. Деятельность становится саморазвивающейся. Ученик испытывает приятные ощущения от успешно выполненной деятельности и достижения объективно значимой цели.

Путь к осознанной саморегулируемой деятельности лежит через формирование приемов мыслительной деятельности, как общих, так и специальных: через обучение эвристикам, алгоритмам, через обучение составлению предписаний. Особую роль при этом приобретают обобщенные умения. Исследователи познавательного интереса справедливо считают формирование познавательных умений основой укрепления познавательного интереса. В то же время сформированные познавательные умения отражают уровень развития мышления. Познавательные умения позволяют оперировать знаниями, позволяют испытывать удовлетворение от успешно выполняемой деятельности, формируют чувство собственного достоинства, что благотворно действует на познавательный интерес.

Для осознанной, саморегулируемой деятельности важны также те формы, в которых она происходит.

На последнем этапе организации действия как составной части деятельности - при анализе выполненного действия и полученного результата можно также проследить взаимосвязь процесса мышления и познавательного интереса. Расхождение оценок, своей собственной и данной учителем, отрицательно может сказаться на познавательном интересе ученика. Следовательно, важным моментом формирования и поддержания интереса являются ин­теллектуальные умения по анализу деятельности, по самоконтролю и самооценке.

Проведенный анализ процесса деятельности позволяет отметить тесную взаимосвязь в решении двух проблем: развития мышления учащихся и формирования познавательного интереса при обучении. Роль интеллектуального фактора трудно переоценить в видении перспективы, планировании, организации собственной деятельности, выработке гибких вариантов поведения в зависи­мости от условий, т. е. тех моментов, которые благоприятствуют появлению и поддержанию познавательного интереса. Развива­ющееся мышление является важнейшим фактором познавательного интереса. И, наоборот, развивающийся познавательный интерес углубляет мысль ученика.

Таким образом, обучение, направленное на развитие мышления учащихся, является не только развивающим, но и воспитывающим личность обучаемого. Воспитывает сам процесс полноценно организованного обучения и неверно выделять приоритеты в целях обучения: вначале забота об усвоении содержания, затем о воспитании личности и ее развитии. Эти проблемы могут решаться только в единстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема активизации познавательного интереса учащихся

о современных методах преподавания истории...

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...

АКТУАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ: "Развитие познавательного интереса у старших дошкольников посредством включения краеведческого материала в образовательную деятельность при обучении иностранному языку"

Развитие познавательного интереса  у старших дошкольников посредством включения краеведческого материала в образовательную деятельность при обучении иностранному языку...

«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»

«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»...

Познавательные игры как средство развития познавательного интереса к биологии.

 Для поддержания и укрепления интереса учеников к урокам особое значение имеет организация учебной деятельности учащихся так, чтобы она была разнообразной по формам и видам учебной работы ...