Решение расчетных и экспериментальных задач по химии- 8 класс
рабочая программа (8 класс) по теме

 Николаева Ирэн

Вариативный курс: «Решение расчетных и экспериментальных задач по химии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass_variativ.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный орган  управления образованием

Управление образованием городского округа Красноуфимск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная школа №7»

Принята                                                                                                                                                                                        Утверждаю

на педагогическом совете                                                                                                                                                          Директор МБОУ ОШ 7

МБОУ ОШ 7                                                                                                                                                                                _________Третьяков Ю.Е.

Протокол № 1 от 30.08.2017                                                                                                                                                      Приказ № 129/1-ОД  от 30.08.2017

                   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Вариативный курс: «Решение расчетных и экспериментальных задач по химии»

Класс 8

ГО Красноуфимск

2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Решение расчетных и экспериментальных задач по химии» для 8-х классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.  № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

2. Государственного образовательного стандарта основного общего образования (федеральный компонент) приказ Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089 с изменениями и дополнениями

3. Авторской программы основного общего образования по химии О.С. Габриелян  / – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,  – 78 с.

4. Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта

5. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011г., регистрационный № 19993)

6. Устава образовательного учреждения

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание курса структурировано по восьми блокам:

  • Расчеты по химически формулам;
  • Вывод химической формулы;
  • Расчеты по количеству вещества;
  • Расчеты по уравнению химической реакции;
  • Расчеты связанные с применением закона Авогадро;
  • Расчеты связанные с определением массовой доли растворенного вещества;
  • Расчеты по термохимическим уравнениям;
  • Экспериментальные задачи.

Цель курса – совершенствование умений и навыков при решении расчетных задач по химии.      

В данной программе выражена гуманистическая и химико - экологическая направленность и ориентация на развивающее обучение. В ней отражена система важнейших химических знаний, раскрыта роль химии в познании окружающего мира, в повышении уровня материальной жизни общества, в развитии его культуры, в решении важнейших проблем современности.

Задачи курса:

Обучающие:

- совершенствовать умения учащихся при решении расчетных и экспериментальных задач по химии;

- сформировать умения выводить единицу измерения, и выводить расчетную формулу;

- формировать у учащихся умение применять полученные знания к решению задач;

- овладение умениями производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

Воспитывающие:

- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

- воспитание чувства собственного достоинства и самовыражения личности;

- воспитание потребности непрерывного повышения собственных знаний и речевую культуру, а так же в области коммуникативного, межсоциального и межнационального общения;

- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

Развивающие:

- развить логику химического мышления;

- активизация интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей;

- развитие способности ставить перед собой цель и выбирать оптимальные пути их достижения;

- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.

Принципы реализации учебного предмета

  • гуманизации содержания и процесса его усвоения;
  • экологизации курса химии;
  • интеграции знаний и умений;
  • последовательного развития и усложнения учебного материала и способов его изучения.

Формы организации образовательного процесса и формы контроля

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для «Решение расчетных и экспериментальных задач по химии» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент).

Кроме основных задач изучения химии в общеобразовательной школе ставятся следующие: раскрытие роли химии в решении глобальных проблем человечества: рациональном природопользовании, обогащении энергетическими ресурсами; защита окружающей среды от загрязнений бытовыми и промышленными отходами; развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности; формирование у учащихся знаний о богатстве своего края, о состоянии экологии в сельской местности.

Формы организации учебного процесса:  индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные, игровые технологии, проектная деятельность, элементы проблемного урока, ИКТ, дистанционное обучение, исследовательская деятельность, здоровьесберегающие технологии.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Для реализации рабочей программы изучения «Решение расчетных и экспериментальных задач по химии» на этапе основного образования учебным планом школы отведено 35 часов, из расчета – 1 учебный час в неделю в VIII классе.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения химии в 8 классе ученик должен

знать / понимать:

- расчетные формулы для решения задач;

- названия химических элементов, формул веществ;

- классификацию неорганических соединений;

- основные формулы и законы, по которых производятся расчеты;

- основные свойства изучаемых классов соединений;

 уметь:

- Решать расчетные задачи по формулам;

- Производить расчеты по уравнениям реакций;

- Работать самостоятельно и в группе;

- Владеть химической терминологией;

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

- приготовления растворов заданной концентрации.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

8 класс (35 ч, 1 ч в неделю)

Тема 1. Введение (4 ч) 

Химические элементы. Составление химических формул. Нахождение относительных атомных и молекулярных масс.

Тема 2. Расчеты по химическим формулам (4 ч)

Закон постоянства состава. Сложное вещество, массовая доля. Нахождение массовых отношений между элементами по химической формуле сложного вещества. Нахождение содержания элементов в сложном веществе в массовых долях. Нахождение массы элемента в заданной массе сложного вещества. Нахождение массы вещества по массе элемента.

Тема 3. Вывод химической формулы (3 ч)

Химическая формула. Газовая плотность. Нахождение химической формулы вещества по массовой доле элементов. Нахождение химической формулы вещества по массовым отношениям. Нахождение химической формулы вещества по газовой плотности.

Тема 4. Расчеты по количеству вещества (3 ч)

Масса вещества. Количество вещества. Постоянная Авогадро. Вычисление количества вещества по массе. Вычисление массы по известному количеству вещества. Вычисление числа атомов и молекул, содержащихся в определенной массе вещества.

Тема 5. Расчеты по уравнению химической реакции (8 ч)

Закон сохранения массы. Составление простейших уравнений химических реакций. Вычисление массы вещества по уравнению химической реакции. Вычисление массы вещества по уравнению химической реакции, если одно из веществ содержит примеси. Вычисление массы продукта реакции, если известна массовая доля выхода по сравнению с теоретически возможной. Вычисление массы продукта реакции, если одного из веществ в избытке.

Тема 6.  Расчеты связанные с применением закона Авогадро (5 ч)

Плотность. Идеальный газ. Закон Авогадро. Нахождение плотности и относительной плотности по химической формуле данного газа. Вычисление объема газа по химической формуле и массе данного газа. Вычисление массы по химической формуле и объему данного газа. Вычисление массы вещества по уравнению химической реакции в которой участвует или образуется газ.

Тема 7.  Расчеты связанные с определением массовой доли растворенного вещества (4 ч)

Раствор. Масса вещества. Массовая доля вещества в растворе. Концентрация. Вычисление массы вещества и растворителя необходимые для приготовления определенной массы раствора с известной массой долей растворенного вещества. Вычисления связанные с изменением концентрации раствора.

Тема 8.  Расчеты по термохимическим уравнениям (2 ч)

Количества теплоты. Масса веществ. Закон сохранения масс. Вычисления на основе термохимических уравнений количества выделенной или поглощенной теплоты по массе одного из реагирующих веществ. Нахождение массы реагирующих веществ если известно, какое количество теплоты выделилось в данной реакции.

Тема 9.  Экспериментальные задачи (3 ч)

Ион. Раствор. Качественная реакция. Решение экспериментальных задач.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 класс (1 часа в неделю, 35 часов)

Тема

Основное содержание темы

1

Химические элементы

Знаки химических элементов

2-3

Составление химических формул

Индекс, коэффициент, валентность

4

Нахождение относительных атомных и молекулярных масс

Масса атома, относительная атомная и молекулярная массы

5

Нахождение массовых отношений между элементами по химической формуле сложного вещества

Закон постоянства состава, массовые отношения

6

Нахождение содержания элементов в сложном веществе в массовых долях

Сложное вещество, массовая доля

7

Нахождение массы элемента в заданной массе сложного вещества

Масса вещества, массовая доля, относительная молекулярная масса

8

Нахождение массы вещества по массе элемента

Масса вещества, массовая доля

9

Нахождение химической формулы вещества по массовой доле элементов

Химическая формула, массовая доля

10

Нахождение химической формулы вещества по массовым отношениям

Массовые отношения, химическая формула

11

Нахождение химической формулы вещества по газовой плотности

Химическая формула, газовая плотность

12

Вычисление количества вещества по массе

Масса вещества, количество вещества

13

Вычисление массы по известному количеству вещества

Масса вещества, количество вещества

14

Вычисление числа атомов и молекул, содержащихся в определенной массе вещества

Количество атомов, масса вещества, количество вещества, постоянная Авогадро

15-16

Составление простейших уравнений химических реакций

Закон сохранения массы

17

Вычисление массы вещества по уравнению химической реакции

Закон сохранения массы, масса вещества, количество вещества

18

Вычисление массы вещества по уравнению химической реакции, если одно из веществ содержит примеси

Закон сохранения массы, масса вещества, количество вещества

19-20

Вычисление массы продукта реакции, если известна массовая доля выхода по сравнению с теоретически возможной

Закон сохранения массы, масса вещества, количество вещества

20-21

Вычисление массы продукта реакции, если одного из веществ в избытке

Закон сохранения массы, масса вещества, количество вещества

22

Нахождение плотности и относительной плотности по химической формуле данного газа

Плотность, идеальный газ, закон Авогадро

23

Вычисление объема газа по химической формуле и массе данного газа

Объем, масса, количество вещества, закон Авогадро

24

Вычисление массы по химической формуле и объему данного газа

Объем, масса, количество вещества, закон Авогадро

25-26

Вычисление массы вещества по уравнению химической реакции в которой участвует или образуется газ

Объем, масса, количество вещества, закон Авогадро, закон сохранения масс

27-28

Вычисление массы вещества и растворителя необходимые для приготовления определенной массы раствора с известной массой долей растворенного вещества

Раствор, масса вещества, массовая доля вещества в растворе, концентрация

29-30

Вычисления связанные с изменением концентрации раствора

31

Вычисления на основе термохимических уравнений количества выделенной или поглощенной теплоты по массе одного из реагирующих веществ

Количества теплоты, масса вещества, закон сохранения масс

32

Нахождение массы реагирующих веществ если известно, какое количество теплоты выделилось в данной реакции

Количества теплоты, масса вещества, закон сохранения масс

33-35

Решение экспериментальных задач

Ион, раствор, качественная реакция

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Габриелян О.С. Химия. 8 класс; учебное пособие / - М., Дрофа, 2014

Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. КузьменкоН.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Издательство: Экзамен

Пособие по химии для поступающих в вузы. Хомченко Г.П. М.: Новая волна, 2002. – 480с

Химия. 8-11 классы.   Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Просвещение, 2008

Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. Хомченко Г.П.М.: Новая волна

Сборник задач и упражнений по химии. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В.Издательство: Экзамен

Пособие по химии для поступающих в ВУЗы. Вопросы, упражнения, задачи. Образцы экзаменационных билетов. Пузаков С.А., Попков В.А. Издательство: Высшая школа, 2009

Решение задач по химии. Белавин И.Ю. М.: РГМУ, 2006 - 205 с.

Химическая посуда: пробирки, плоскодонные колбы (разного объема), конические колбы (разного объема), спиртовки, мерные цилиндры, химические стаканы (разного объема) и т.д.

Химические реактивы: оксиды (оксид меди (II)), кислоты (серная, соляная и т.д.), основания (гидроксид натрия, гидроксид кальция и т.д.), соли (карбонаты, сульфаты, нитраты, хлориды и т.д.), индикаторы (лакмус, фенолфтолеин) и т.д.

Демонстрационные наборы : «Металлы», «Неметаллы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по физике "Решение расчетных и графических задач. Кинематика"

Настоящее пособие составленно в соответствии с программой курса физики средней школы по разделу "Кинематика", содержит: основные понятия и формулы; примеры решения типовых задач, задачи для самостояте...

Программа элективного курса по физике для учащихся 9 классов "Практикум по решению теоретических и экспериментальных задач"

В  ГБОУ НАО «СШ п. Искателей» наряду с универсальным обучением  введено профильное. В профильных классах реализуются профили: «гуманитарный», «физико-математический». Для отбора в профильные...

Разработка урока 8 класса "Решение экспериментальных задач по основным классам неорганических соединени"

Практическое занятие в 8 классе после изучения раздела "Классы неорганических соединений"...

Практическая работа "Решение экспериментальных задач" для 9 класса в дистанционном формате.

Данная практическая работа по химии может быть использована во время проведения дистанционных уроков в 9 классе после изучения  раздела "Неметаллы"....

Программа элективного курса по химии для учащихся 9 класса «Решение расчетных и экспериментальных задач по химии»

Курс направлен на отработку навыков решения задач, обеспечивающих закрепление теоретических знаний, которые учат творчески применять их в новой ситуации, логически мыслить, дает возможность углубить и...