Методический фестиваль «Золотые россыпи»
учебно-методический материал по теме

Дылдина Татьяна Александровна

Изменение социально-экономических условий современной жизни, возросшие масштабы преобразовательной деятельности требуют от человека активизации его интеллектуальных способностей, нестандартного мышления, теоретических знаний. В связи с этим возрастает значимость познавательной деятельности школьников, углубляющей творческий потенциал и способствующей расширению интересов личности.

 Смотрите ссылку на презентацию  https://yadi.sk/i/an6Sl2bq3QX6pm

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_festival_-rossypi_.docx47.46 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области Управление образования Ирбитского МО

МОУ ДО «Центр внешкольной работы»

МОУ «Зайковская СОШ №1»

Методический фестиваль

«Золотые россыпи»

Номинация:

 «Система работы, обобщение опыта»

 «Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития познавательной активности обучающихся»

(для младшего и подросткового возраста)

                 Автор:

                                                       Дылдина Татьяна Александровна

                                                             учитель иностранного языка, высшая

                                                       квалификационная категория

     тел. 8 912 689 34 32

        Зайково 2017        

                                  Содержание                                                         стр.

I.         Пояснительная записка.                                                              3-9

1.1. Актуальность опыта и перспективность опыта                            4-7                                                                 1.2 Анализ психолого-педагогической литературы                            7-9

II.        Основная часть.                                                                            9-22

    2.1.  Технология опыта                                                                      9-14

    2.2.          Результативность                                                                       14-19

    2.3.          Распространение педагогического   опыта                             19-21

  III        Заключение                                                                               21-22

        Список литературы                                                                       23

        Приложения                                                                                  1-12

2

Пояснительная записка.

Изменение социально-экономических условий современной жизни, возросшие масштабы преобразовательной деятельности требуют от человека активизации его интеллектуальных способностей, нестандартного мышления, теоретических знаний. В связи с этим возрастает значимость познавательной деятельности школьников, углубляющей творческий потенциал и способствующей расширению интересов личности.

Целью обучения иностранному языку в школе является развитие иноязычной коммуникативной компетенции, развитие личности учащегося способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности. В языке заложены огромные возможности для становления творческой интеллектуально развитой личности.

Но обучая иностранному языку, мы сталкиваемся с проблемой – ученикам не всегда легко дается овладение новым языком. Что в дальнейшем приводит к утрате познавательного интереса учащихся к учению.  Естественно возникают вопросы – как облегчить процесс овладения детьми английским языком, развивая познавательный интерес? Как сделать учение интересным и продуктивным для учащихся? Чтобы ответить на эти вопросы, я обратилась к изучению проблемы формирования познавательной активности на уроках английского языка.

Еще Л.С. Выготский писал: «Прежде, чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею…»

3

Актуальность и перспективность опыта

«Все наши замыслы, все поиски и построения

                                      превращаются в прах, если у ученика

                                                                   нет желания учиться».

                                                          В. А. Сухомлинский.

Я – педагог, преподающий английский язык более 25 лет. За эти годы поменялось многое. Сейчас мы живём в те времена, когда английский язык приобрёл статус языка глобального общения (в связи с всеобщей компьютеризацией), и я, как преподаватель этой дисциплины, вижу свою задачу в лингвосоциальной адаптации обучающихся к современным условиям жизни. Человек, выходящий на уровень международного и межнационального общения, должен в полной мере обладать умениями и навыками выражения своих мыслей на английском языке.

Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС ООО, определяющие цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивают такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Наше время предъявляет новые требования к процессу обучения иностранному языку. Модернизация системы образования предполагает поиск новых форм обучения. Изменение формы и структуры подачи учебного материала придает образовательному процессу большую гибкость и адаптивность.

Актуальность опыта определяется активизацией мыслительной деятельности учащихся, созданием ситуации «успеха» на уроке.  

В качестве одного из самых эффективных способов решения этой важной задачи можно назвать целенаправленное и систематичное развитие у школьников познавательного интереса и школьной мотивации через использование проектной и исследовательской деятельности.

«Всякое знание остаётся мёртвым, если в учащихся не развивается

4

инициатива и самодеятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению». Н.А.Умов.

Чтобы разрешить проблему, возникшую на практике, была определена цель и задачи педагогической деятельности

Цель и задачи педагогической деятельности:

Цель:

создание условий для развития познавательной активности, направленной на улучшение качества знаний и уровня обученности учащихся, через организацию проектно – исследовательской деятельности

Для достижения цели ставлю перед собой следующие задачи

Задачи:

* подобрать и внедрить в образовательный процесс наиболее эффективные организационные формы урочной и внеурочной работы, направленные на повышение познавательных мотивов

 * развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, направленные на осуществление исследовательской и проектной деятельности

 * формировать исследовательские компетентности учащихся

 * обобщить и систематизировать личный опыт практической деятельности по формированию познавательного интереса учащихся.

Для того чтобы решить эти задачи, необходимо заинтересовать школьника учебным предметом. Активизация познавательной деятельности учащихся одна из моих основных задач в обучении иностранному языку.

Реализация задач обучения сталкивается с рядом трудностей.

Прежде всего, это:

- недостаточность мотивации;

Вызвать активное отношение учащихся к цели работы, сделать эту работу привлекательной - суть целеполагания. Четко поставленная и принятая учеником цель стимулирует положительную мотивацию.

5

- отсутствие языковой среды;          

Овладение языком в искусственных условиях, то есть вне среды, где на нем говорят, требует создания воображаемых ситуаций, способных стимулировать общение на изучаемом языке. Это связано с развитием воображения.

- острый дефицит учебного времени из-за насыщенности программы.

  • Объект педагогической деятельности: Процесс развития познавательной активности личности средствами проектно-исследовательской деятельности
  • Предмет деятельности: Проектные технологии как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках и во внеурочное время

Ожидаемые результаты:

  • повышение мотивации к обучению и качества знаний по большинству предметов на основе применения проектных технологий;
  • развитие познавательной активности обучающихся;
  • развитие исследовательских и творческих способностей, учащихся;
  • развитие коммуникативных способностей, учащихся;
  • приобретение обучающимися умений и навыков:
  • анализировать, сравнивать, обобщать, отстаивать свою точку зрения;
  • работы в группах;
  • самостоятельного нахождения путей решения проблемы.

Методы педагогической деятельности:

Анализ педагогической, психологической, методической литературы по данной проблеме

Диагностика (анкетирование, наблюдение, беседа)

Мониторинг учебного процесса

6

Обработка полученных промежуточных результатов

Коррекция

Формы работы: групповые занятия; индивидуальная работа; работа с родителями детей;

Индивидуально консультативная работа.

Гипотеза: Если использовать проектно – исследовательскую деятельность, возрастет познавательная активность учащихся, а собственная исследовательская практика расширит кругозор ребёнка, позволит освоить механизм самостоятельного получения новых знаний и повысить качество учебно-воспитательного процесса.

Основные противоречия:

-  между традиционными формами обучения, направленными на передачу готовых

знаний, и ориентацией на развитие творческого поиска учащихся;

- между необходимостью выработки глубоких, прочных, осознанных знаний и острым дефицитом учебного времени из-за насыщенности программы;

- между групповой формой обучения и индивидуальным развитием личности каждого ученика.

Анализ психолого-педагогической литературы

В настоящее время вопрос о формировании и развитии познавательной активности ученика вновь ставится на повестку дня в педагогической науке и практике. Это связано с тем, что, во-первых, познавательная активность представляется «одним из ключевых качеств личности, формирование которого является целью обучения» (Т. И. Шамова), во-вторых, если мы признаем ученика субъектом обучения, то вопрос о его активности в учебно-познавательной деятельности должен лежать в основе решения всех остальных проблем. Так как активность - это «первый и необходимый признак» субъекта, «отличающий его от объекта» (М.С. Каган).

7

И, наконец, актуальность исследований проблемы развития познавательной активности обусловлена требованиями личностно-ориентированного подхода в обучении.

  Исходя из теории Л.С. Выготского, развитие учащихся как личности определяется процессом обучения.

  Поэтому необходимо искать новые пути по внедрению в учебно-воспитательный процесс современных технологий.

  Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение, которое имеет:

- высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности;

- развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;

- приобретение детьми опыта исследовательско - творческой деятельности;      

-  межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков.

  Теоретической основой исследования являются идеи американского педагога, философа-прагматика Джона Дьюи, который в своей концепции содержания образования одним из первых стал пропагандировать и реализовывать разработку содержания образования, прислушиваясь к интересам и потребностям реального ребёнка, учитывая его сегодняшние склонности и способности, а не руководствуясь какими-то «научными» представлениями, требованиями общества или государства о необходимости тех или иных знаний в развитии тех или иных мыслительных способностей.

   Обучение, справедливо считал Джон Дьюи, должно ориентироваться на естественный рост и развитие природных, врождённых свойств ребёнка. А поэтому, в центре разработки содержания образования должен стоять не «всезнающий взрослый», а ребёнок с его собственными, индивидуальными желаниями, интересами и потребностями.

8

  В последнее время большое внимание уделяется поиску наиболее эффективных методов и форм работы с учащимися.

Для решения поставленных задач мною были проанализированы и обобщены:

Общие педагогические проблемы дидактики (Р.С. Немова, Г.Г. Аракелова,         К.В. Бардина, И.А. Зимняя)

Общие методические проблемы обучения иностранным языкам.

Проблемы общего развития учащихся (Эльконин Д.Б., Давыдов В.В., Левитов Н.Д.)

Возрастные и индивидуальные особенности школьников в процессе обучения (Леонтьев А.А);

Педагогический опыт учителей иностранного языка, освещенный в журнале «Иностранные языки в школе» (Н. П. Лобачева, М.Ю. Курбатова, П.А. Степичев, Ж.А. Денисова, М.К. Денисов и другие.)

Собственный опыт работы в школе.

                                             Технология опыта

Чтобы не быть щепкой в буре волн, а кораблём, который плывёт по воле хозяина, человек должен владеть научным методом познания в современном мире. И к этому его должна готовить школа, развивая его интеллектуально-творческую деятельность.

Общеизвестно: нет ни одного ребёнка, которого природа не наделила бы творческими способностями. Важное условие и средство их выявления – творческий учитель.

Изучив современные педагогические технологии, я пришла к выводу, что наиболее полно реализации этих целей и задач соответствует комплексная организация проектной деятельности школьников.

XXI век дает заказ на выпускников, обладающих вероятным мышлением, т.е. способных ориентироваться в незнакомой ситуации, умеющих извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых

9

знаний и, самое важное, применять эти знания на практике.

Чтобы осуществить принцип развития самостоятельности, требуются новые методы в деятельности учителя, классного руководителя. Необходим такой метод, который бы формировал активную, самостоятельную и инициативную позицию учащегося, развивал бы исследовательские, самооценочные и рефлексивные навыки, нацеливал бы на развитие познавательного интереса учащихся и реализовывал бы принцип связи обучения с жизнью. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале зарубежной и отечественной педпрактики, принадлежит сегодня методу проектов.

В рамках реализации Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, я стараюсь обеспечить овладение обучающимися знаниями иностранного языка на уровне требований данных документов и в соответствии с возможностями и потребностями обучающихся.

   Современные педагогические технологии, такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационно-коммуникационных технологий, Интернет-ресурсов, позволяют мне добиваться стабильно высоких результатов в обучении, помогают реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении, а значит – обеспечивать индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, развивать их интеллектуально-творческие способности

Работа учителя – это постоянный процесс совершенствования обучения.  Работая в современной школе, регулярно задаешь себе вопрос: «Как построить процесс обучения, чтобы всем учащимся в классе было интересно в течение всего урока?»

Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них познавательной активности во время учебного процесса. Увлекательность учебного процесса,

10

новизна предмета не оставляют детей равнодушными. Задача педагога в таком случае состоит в том, чтобы в процессе обучения добиваться постоянства и устойчивости познавательной активности обучающихся.

Показателями познавательной активности можно назвать стабильность, осознанность учения, прилежание, творческую работу, самостоятельность при решении учебных задач, участие в конкурсах и олимпиадах по предмету, участие во внеклассной деятельности, качество владения иностранным языком.

Для этого я нахожу такие пути решения задач урока, такие формы и приемы работы, которые обеспечивали бы у школьников активную деятельность, направленную на приобретение знаний, повышали бы их познавательную активность и работоспособность, творческую инициативу и давали в результате высокое качество знаний. Существует множество образовательных технологий, форм и методов работы, но на практике, опираясь на свой педагогический опыт, наиболее эффективными, соответствующими современным требованиям, на мой взгляд, являются нижеперечисленные.

     Особое место в реализации личностно - ориентированного подхода в процессе обучения занимает использование проектной методики.   

Одна из целей проектной деятельности - способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Это становится возможным через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации. В процессе проектной деятельности я стараюсь создать особое пространство взаимоотношений, обеспечивающее деятельность и учителя, и ученика в новой образовательной парадигме. В этом образовательном пространстве нет скуки, принуждения и лени, пассивности и страха ожидания «палки» - двойки и желания увернуться от

11

них. Проектную деятельность я организовываю в учебной, воспитательной и совместной с родителями работе, используя различные формы и методы проектно-исследовательской деятельности.  Приложение №1

Я выделяю следующие виды учебных проектов:

- по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево - игровые, творческие;

-  по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые;

- по месту проведения: урочные, внеурочные;

- по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), меж предметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения);

- по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные.

Основными правилами выбора темы проекта считаю:

 1. Тема должна быть интересна ребенку. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта.

 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.

 3. Учитывая интересы детей, стараться держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.

 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности.

 5. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей.

 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы.

Вот некоторые примеры проектной деятельности, проведённые на моих

уроках. Изучив алфавит, мы с ребятами 2-го класса проводили праздник

12

 алфавита. Детям было предложено написать книгу про алфавит. За основу был взят один вариант описания – инструкция по изготовлению книги.

     В результате данного проекта дети закрепили алфавит и узнали некоторые новые слова, самостоятельно выбрав их же из словаря для своей книги. Самые сильные ученики даже пытались составлять небольшие предложения. Зная некоторые слова. Ещё пример: составление индивидуальных меню школьных завтраков.

Дети закрепляют названия дней недели, продуктов, самостоятельно делают выбор меню завтраков в школе и дома и оформляют в презентации.

    Ученики среднего звена, изучив тему «Достопримечательности Лондона», выполнили великолепные проекты в виде рефератов с картинками или в виде компьютерных презентаций. Обязательное условие проекта -познакомить остальных ребят с ним на английском языке. Я предложила провести конкурс на лучшую презентацию и лучшего переводчика одновременно. Дети были задействованы все. (т.е. даже те ребята), которые по уважительным причинам не могли выполнить проект, во-первых, были проинформированы своими же одноклассниками по теме, во-вторых, поощрены как лучшие переводчики презентации, закрепив при этом пройденную лексику и грамматику.

Важным условием эффективной работы над проектом является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха. Последний этап-презентация проекта-здесь ученики работают над техническим выполнением проекта. Использование компьютера придаёт проекту больший динамизм. Учащиеся   совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей, закрепляют навыки, полученные на уроках информатики.

Подведём резюме вышесказанному: в результате занятий проектной деятельностью, дети понимают необходимость междисциплинарных связей.

Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными

13

методами обучения. Например, повышением мотивации при изучении английского языка, наглядная интеграция знаний по различным предметам,

простор для творческой деятельности, которая, на подсознательном уровне, успокаивает детей и повышает настроение. Некоторые педагоги жалеют время урока отводить на практическую деятельность. Но, опыт показывает, что проектная (практическая) деятельность ведёт за собой повышение мотивации учащихся. И, как вы понимаете, это явление, которое необходимо в нашей педагогической деятельности.

     В совокупности, все инновационные преобразования современной школы, при правильной их организации, дадут ожидаемый результат - успешно социализированного ученика.

Результативность

В ходе педагогической деятельности использовались следующие методы исследования: анализ теоретических источников, изучение и обобщение передового педагогического опыта, наблюдение, беседа, анкетирование.

Опыт моей работы по развитию познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка и во внеклассной деятельности позволяет проследить динамику изменений и стабильность результатов.

Повысился познавательный интерес обучающихся    к английскому языку.

  • Повысилось качество знаний.
  • Рост участия обучающихся в творческих конкурсах, олимпиадах и научно-практических конференциях различных уровней.
  • Отсутствие неуспевающих по предмету.

Работа по развитию познавательной деятельности даёт положительные     результаты:

           -  учащиеся умеют слушать и слышать; отстаивают свои взгляды                  -    происходит расширение кругозора, развитие эстетического вкуса;                  -  учащиеся творчески подходят к решению проблем;                         

     -  учатся вести диалог, слушать оппонента, давать рецензию на ответ;

14

-  выполняют творческие работы.

С целью исследования эффективности форм и приемов обучения и выявления отношения к английскому языку провожу анкетирование детей.  Итоги анкетирования следующие: 96% детей (2-4 классы) любят английский язык; 98% учащихся рассказывают дома о том, что они делают на уроках английского языка; 60% учащихся получают помощь от родителей в выполнении домашних заданий по английскому языку.

 Наибольший интерес для учащихся представляют следующие виды и формы деятельности:

Для 2-4 класса: работа по закреплению лексики и правописания с помощью игр; разучивание песен и стихов на английском языке; инсценирование, пение на английском языке; работа с презентацией.

Учащимся (5-7 классы) были предложены анкеты с целью выявления отношения к английскому языку.

Вопрос 1: Какие предметы тебе нравятся изучать, а какие не нравится? Положительный ответ в отношении английского языка дали 76% учащихся.

В начальных классах 96% учащихся ответили, что им нравится английский язык; в среднем и старших звеньях происходит снижение интереса к изучению иностранного языка. Так в 7 классе этот предмет назвали в качестве любимого урока 30% учеников. Вторая анкета была направлена на выявление предпочтительных форм работы.

Вопрос 2: Какие формы работы на уроке тебе нравятся?  Приложение №2

Результаты показывают, что игра является любимой формой работы учащихся на уроке. Привлекает школьников работа над проектами, а также участие в конкурсах, викторинах. Наиболее заинтересованным в изучении иностранного языка детям нравится участие в олимпиадах по предмету.

На вопрос анкеты – Как вы думаете, пригодится ли вам знание иностранного языка в будущем? – 100% дали положительный ответ.

15

Анкеты позволяют сделать вывод о наличии комфортной ситуации на уроках английского языка и об интересе к этому предмету для большинства учащихся. Проанализировав результаты анкет, я пришла к выводу, что необходимо повышать познавательную активность учащихся на уроках, интерес к предмету.

Проведение уроков в нетрадиционной форме, использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка показало, что у школьников развивается познавательный интерес к предмету,

который способствует активизации учебной деятельности обучающихся, повышению качества знаний, продолжению образования и самообразования.

Внеурочная деятельность обучающихся

 Общение с детьми вне урока – прекрасное средство их воспитания. От живого общения я получаю огромное удовольствие. Видя, как творит и выдумывает ребенок, раскрывает свою душу, понимаешь, что в этом есть и твоя заслуга, как учителя.

Отдельным направлением педагогической деятельности является работа с одаренными детьми.

Для одаренных обучающихся успешно реализую индивидуальную образовательную траекторию, которая включает систему дополнительных творческих заданий повышенного уровня сложности. Провожу индивидуальные и групповые консультации по свободному графику для обучающихся с повышенными познавательными запросами и способностями с целью освоения материала, выходящего за рамки уроков, в том числе для подготовки к олимпиадам и конкурсам разного уровня.

С каждым учеником проводится индивидуальная подготовка, это подтверждает не только повышение качества знаний и успеваемость учащихся, но и высокие показатели на олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня.

16

Ежегодно учащиеся занимают призовые места на муниципальных предметных олимпиадах по английскому языку.  

С каждым годом увеличивается количество ребят, задействованных в конкурсах различных уровней.  Приложение № 3- 4

    С 2012 года, обучающиеся классов принимают активное участие во Всероссийских олимпиадах и конкурсах по английскому языку.

В 2013/2014 учебном году мною организовано участие школьников в Международной Олимпиаде по страноведению «GoWest», в которой приняли

участие более 150 обучающихся с 5-11 класс.

По результатам участия девять моих учеников получили дипломы I степени, набрав максимальное количество баллов (100).

Когда ребёнок начинает изучать английский язык, ему интересно всё: и то, что это такое же средство общения, как и его родной язык; и то, что у людей, которые на нем говорят, своя культура и отличные от наших традиции.

В нашем районе традиционно каждый год проходит научно-практическая конференция.

За последние три года мной организована система непрерывной учебно-исследовательской деятельности учащихся. В своей практике использую научно-исследовательские проекты.

Проектная методика позволяет учащимся не только достичь определенного уровня владения языком, но и формирует у них социальную компетенцию, развивает умение выступать и защищать свою работу, развивает чувство ответственности.

При защите творческих проектов учащиеся подтверждают уровень образованности, демонстрируя интеллектуальные, коммуникативные, рефлексивные умения.

Хочется отметить высокий уровень учебных проектов детей, выполненных в 2014-2017 годах.    Приложение № 9-10

Работы этих детей опубликованы в социальной сети работников

        17        

образования – проект для одарённых детей «Алые паруса».

http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/04/23/issledovatelskiy-proekt-sport-v-nashey-zhizni

http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/04/12/nauchno-issledovatelskiy-proekt-inostrannyy-yazyk-klyuch-k-uspehu

Традиционно в Ирбитском МО проводится фестиваль зарубежной культуры, инициатором проведения которого я стала в 2010 году и вот уже на протяжении шести лет совершенствуем формы проведения этого мероприятия, повышаем уровень от муниципального до окружного. Хорошей практикой стала участие в данном фестивале исполнение песен разных жанров на иностранных языках, театральные миниатюры, презентация читательского опыта и другое.

Участники фестиваля и гости получают массу положительных эмоций от выступлений.

Тематика выступлений носит позитивный характер, призывает к миру, доброте, к общечеловеческим ценностям. Ежегодно учащиеся занимают призовые места в разных номинациях. Результаты фестиваля размещены на школьном сайте нашей школы http://zaykovschool.uoirbitmo.ru/metodicheskaya-rabota/iz-opyta 

Приложение №5

Кроме того, разработка внеклассного мероприятия по фестивалю зарубежной культуры размещена на сайте   http://festival.1september.ru/

Мои учащиеся Старцева Анна и Додина Дарья ежегодно посещают лингвистические лагеря “Hilton”, “English Drive”.  Целью программы этих лагерей является – научить детей общению и живому, современному английскому языку, развить лидерские способности, научить сотрудничеству и, самое главное, продемонстрировать, что учить английский язык – приятно и совсем не сложно.   Приложение № 6

18

Не менее важным фактором повышения мотивации и развитию познавательной активности учащихся в изучении языка является международный проект «Интенсивный английский», который организует Автономная некоммерческая организация – «Центр дополнительного образования «Альфа-Диалог» г. Санкт-Петербург.

Все проекты и фотографии размещены на сайте http://www.alfa-dialog.ru/albums/photo#content

Путешествуя по миру, я увидела, насколько мир стал открытым, какими коммуникабельными и как свободно общаются дети, путешествуя по разным странам. Я решила открыть детям мир языкового общения. Мы 3 года подряд участвуем в международном проекте «Интенсивный английский» при академии Ларкулла и Паргас в Финляндии и в Оксфорде. Занятия по английскому языку ведут преподаватели носители языка.

Они дают детям знания, знакомя с традициями, обычаями, менталитетом страны изучаемого языка, обращая внимание школьников на отличия и сходства, формируя при этом своеобразную картину мира языковой личности.

Три мои ученицы стали лидерами международного проекта, а шесть других участников получили сертификаты.  Приложение № 7-8

Распространение педагогического опыта

В качестве личного вклада в повышение качества образования и с целью распространения опыта выступаю на семинарах, научно-практических конференциях, методических объединениях, на курсах повышения квалификации: мастер - класс для родителей по теме «Использование ИКТ в проектной деятельности как способе формирования ключевых компетенций, обучающихся» на муниципальном конкурсе «Учитель Года 2013», мастер – класс для заместителей директоров по учебной работе «Система оценивания проектной деятельности обучающихся при обучению иностранному языку в условиях ФГОС». Приложение№ 12, сообщение по теме «Современные технологии в преподавании иностранных языков» на курсах повышения

19

квалификации учителей английского языка «ФГОС общего образования»

- «Особенности формирования навыков и умений речевых видов деятельности в английском языке в условиях перехода на ФГОС нового поколения»,

-  выступление на научно-практической конференции по теме «Совершенствование методической работы в рамках РМО учителей иностранного языка как средство обеспечения качества образования http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2015/05/11/materialy-metodicheskih-obedineniy-0 Приложение № 11 -  выступление на районном методическом объединении по теме: «Организация работы с одарёнными детьми в области обучения иностранному языку»,

- выступление на районном методическом объединении по теме: «ИКТ в обучении иностранным языкам в условиях нового содержания образования»,

- выступление на районном методическом объединении  «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов посредством сетевого взаимодействия», «преимущество использования интернет ресурсов для организации различных форм работы».

   «Образование через всю жизнь» - правило, по которому действую, потому что специфика труда учителя побуждает его пополнять знания и умения всю жизнь. Новой школе нужен новый учитель, мобильный, готовый к восприятию инноваций и умеющий действовать по-новому. Сегодня каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства.

Соответственно вся моя педагогическая деятельность построена в системе, в которой большая роль отводится своевременному повышению квалификации, публикациям, проведению мастер классов, участие в профессиональных семинарах, курсах, конференциях, в сетевых проектах и

педагогических сообществах, освоению компьютерных программ,

20

использовании новых технологий в обучении, а также участие в профессиональных конкурсах.  

Безусловно, для учителя такая работа очень сложна, но современная жизнь предъявляет к учителю все больше и больше требований. Чтобы идти со временем, нужно и учителю расти, пробовать новое, творить. На мой взгляд, только саморазвивающийся учитель способен воспитать саморазвивающегося ученика, и только конкурентоспособный учитель способен взрастить конкурентоспособную личность.

 Заключение

 Задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы. Правильно организованная работа учащихся с компьютером может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению английским языком, как на уроке, так и во внеурочное время.

  Внешний результат любого проекта можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности.

  А вот внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

  Проектная деятельность позволяет детям получить личностный опыт и освоить виды деятельности, необходимые в будущем. В процессе проектной деятельности у учащихся формируются навыки, необходимые им для дальнейшей успешной самореализации.

Изучив многочисленные публикации учителей, которые применяют метод

21

проектов, и опираясь на собственный опыт, я пришла к выводу, что указанный метод разрушает школьную рутину. 

Исследования показали, что проектная работа – это эффективный метод учебной деятельности, который является средством для развития познавательной активности учащихся.

Таким образом, удалось повысить качество учебно-воспитательного процесса школьников, степень самостоятельности, инициативности учащихся; способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско - творческой деятельности.

Моя гипотеза подтвердилась.

 Именно эта педагогическая технология позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов, что, несомненно, способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.

                22

Используемая литература

  1. Барменкова О.И. О работе над проектом. //Иностранные языки в школе. -1997.-№3
  2. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // ИЯШ. - 2002- № 2.
  3. Денисова, Ж. А. Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием / Ж. А. Денисова, М. К. Денисов // Иностранные языки в школе. – 2008. – № 3. – С. 20–24.
  4. Зимняя И.А., Сахаров Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку. //Иностранные языки в школе. -1999.-№5
  5. «Интернет-проект – важный элемент мотивации учащихся», Коптюг H.M. // Иностранные языки в школе. – 2008 г.- № 5. - С. 29-32
  6. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. Анкета "Оценка уровня школьной мотивации". http://www.vestishki.ru/node/1205
  7. Леонтьев А.А. Психология общения - Москва: Смысл,1999.
  8.  Мартынова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка. //Иностранные языки в школе. -1999.-№4
  9. Маркова А.К., Т.А.Матисс, А.Б.Орлов. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 191 с.
  10. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе – Москва: Просвещение, 1998.
  11.  Путилова Т.С. Решение коммуникативных задач школьниками разных возрастных периодов – Москва, 1998.
  12.   Полат Е.С. Метод проектов на уроках английского языка. // Иностранные языки в школе. -2000.-№2,3
  13. Электронные Интернет-ресурсы.

                

23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Кристаллы. Россыпь самоцветная познанья и души...""

Презентация о кристаллах, как общее представление о красоте камней, их происхождении, структуре, образовании...

Педагогические россыпи.

В работе приводятся высказывания великих педагогов о педагогической деятельности ....

фестиваль "Золотые голоса школы"

Фестиваль посвящение в музыканты для учащихся 5-11 классов....

Золотая россыпь народной мудрости

Внеклассное мероприятие по ознакомлению детей с устным народным творчеством....

Фольклорный праздник "Слов русских золотые россыпи..."

Завершение изучения темы "Фольклор" в 5 классе...

Статья "Фестиваль "Золотая осень-2015" на восяховской земле"

С 5 по 9 сентября 2015г. фестиваль "Золотая осень-2015" на восяховской земле собрала спортсменов-туристов со всего района. Встретились юные любители экстремального туризма: хозяева первенства - учащие...