Золотая россыпь народной мудрости
план-конспект урока (5 класс) по теме

Зуева Татьяна Петровна

Внеклассное мероприятие по ознакомлению детей с устным народным творчеством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotaya_rossyp_narodnoy_mudrosti.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

        «Золотая россыпь народной мудрости».

Цель:

        1)Продолжать знакомить детей с народным творчеством;                              

        3)Развивать способности владения точным и выразительным языком;

             4)Воспитывать чувство уважения к русскому наследию, русскому

               фольклору.

Оформление:

        1)Плакат с эпиграфом занятию «Русская народная поэзия- это бессмертная поэзия.    

        2)Плакаты с половицами, поговорками, скороговорками.

Ход проведения:

- Дорогие ребята, сейчас мы с вами проведем игру – викторину «Золотая россыпь народной мудрости».

Эта игра посвящена русскому народному творчеству, которое, как вы знаете, отражает душу народа. Обратите внимание на эпиграф нашего занятия: «Русская поэзия- это бессмертная поэзия». Надеюсь, что во время игры вы сами убедитесь в справедливости этих слов. А теперь, несколько веселых конкурсов.

Конкурс 1

« Нет, без загадки не прожить».

- Вы любите загадки,  скороговорки?

Сегодня мы попробуем разгадать, расшифровать их, но сначала ответьте мне, что же такое загадки, скороговорки. Откуда они появились?

Ответ:

Загадка – это задачка, которую нужно решить. Это поэтическое описание предмета, главных его черт.

Скороговорка – веселое стихотворение, которое не так -то просто выговорить. В нем много одинаковых гласных. Язык быстро устает и получается веселая путаница.

Как только человек научился говорить, он устал составлять предложения. Появились первые жесты, а потом и первые стихи. Какой – то древний человек задал другому не обычный вопрос, а вопрос  - стихотворение, в котором он спрятал свойство предмета. Например:  «Зубасты, а не кусаются» (грабли). А как вы думаете. Почему зубасты? (грабли имеют «зубы»). Вы молодцы! А теперь приступим к загадкам.

Маленькая собачка, свернувшись, лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

С утра на ногах, а куда идут сами не знают. (Башмаки)

Что без боли и печали приводит в слезы? (лук)

Все лето стояли, зимы ожидали, дождались поры, помчались с горы. (Санки)

На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом)

На сучках висят шары, посинели от жары.

Без рук, без ног, а в гору лезет. (Тесто)

Пушистая вата, плывет куда – то, чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)

Две антенны на макушке, а сама сидит в избушке, на себе ее везет, очень медленно ползет. (Улитка)

Пестрая крякуша, ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочкой. (Утка)

Конкурс 2

«Верные друзья – пословицы и поговорки»

- Пословицы недаром молвятся, без них прожить никак нельзя, они великие помощницы, и в жизни верные друзья. Они порой нас наставляют, советы мудрые дают. Порой чему – то поучают, и от беды нас берегут!

Участникам игры раздаются карточки, на каждой из которых написана часть пословицы. Надо отыскать того, в чьих руках недостающая часть.

Кто много читает – тот много в жизни знает;

Старый руг – лучше новых двух;

Не тот друг, кто медом мажет – а тот, кто правду скажет;

Ум хорошо – а два лучше

Сам пропадай – а товарища выручай;    

Нет друга, ищи – а найдешь, береги;

Не бойся врага умного – бойся друга глупого;

Живут как – кошка с собакой;

Дружба дружбе рознь – иную хоть брось;

Ученье свет – не ученье тьма;

Конкурс 3

«Бой скороговорок»

- Дальше бой скороговорок, разрешите нам начать. Кто – то пусть скороговорит, остальных прошу молчать. Кто три раза без ошибки фразу вслух произнесет, тот очко своей команде непременно принесет. Пусть жюри весь бой сраженья без промашки проследит. Тот кто меньше ошибется, тот в бою и победит!

- Кукушка кукушонку сшила капюшон, как в капюшоне он смешон;

- Сшила Саша Сашке шапку;

- Пекарь Петр пек пироги;

- Хвала халве;

- Варвара варила, варила, да не выварила:

- Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь.

Конкурс4

     

 «Усек с полуслова»

Продолжить следующие пословицы и поговорки.

Баба с возу (Кобыле легче)

На бога надейся (Сам не плошай)

Какой поп (Такой приход)

Один в поле (Не воин)

Дома и стены (Помогают)

Дом вести (Не рукавом трясти)

Волка (Ноги кормят)

По одежке встречают (По уму провожают)

С миру по нитке (Голому рубашка)

Не плюй в колодец (Пригодится воды напиться)

Конкурс 5

«Узнай пословицу по ее концу»

 …переделывать (наскоро делать-)

 …мастером будешь (люби дело- )

 …не знают скуки (умелые руки-  )

 …сделано наспех (сделано на смех- )

 …то и пожнешь (что посеешь- )

 …славен делами (человек славен не словами- )

Конкурс 6

       

       «Объясните значение пословиц»

Знает кошка чье мясо съела ( имеется в виду человек, который в чем – то виноват);

Живут, как кошка с собакой (постоянно ссорятся);

На душе кошки скребут (на душе тяжело);

Все коту под хвост ( что – то не получается, все усилия потрачены напрасно).

Конкурс 7

 

«Ох, уж эти сказки»

- Сказки знают все. А знаете ли вы их? Сейчас проверим. Назовите сказки, отрывки из которых вы услышите.

«Журавль стук – стук носом по тарелке. Стучал, стучал – ничего не помогает» (Лиса и журавль)

«Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в не высоком живет?» (Теремок)

«Не садись на пенек, не ешь пирожок» (Маша и медведь)

«А лиса сидит и приговаривает: «Битый не битого везет»» (Волк и лиса)

«Зашел Иван – Царевич в топкое болото. Смотрит – сидит лягушка…» (Царевна – лягушка)

«А почему у тебя такие большие уши?» (Красная шапочка)

«Бабка за дедку…» (Репка)

«Отворили козлята дверь, волк вбежал в избу и всех козлят съел» (Волк и семеро козлят)

Вот и подошла к концу наша игра – викторина, сейчас мы подведем итоги, а пока я хочу, что – бы вы ответили на несколько вопросов.

Узнали ли вы что -  то новое?

Обратите вновь внимание на эпиграф к нашему значению «Устная поэзия народа – это бессмертная поэзия». Согласны ли вы с этим? Почему?

Наше занятие называется «Золотая россыпь народной мудрости». Как вы думаете, почему оно так называется?

А теперь подведем итоги…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорный праздник "Слов русских золотые россыпи..."

Завершение изучения темы "Фольклор" в 5 классе...

Сценарий лингвистического праздника "Слов русских золотая россыпь..." для разновозрастных команд

    Сценарий праздника по русскому языку "Слов русских золотая россыпь" предназначен для учащихся 5-7 классов, адресован учителям русского языка. преподавателям начальной школы, класс...

Сценарий "Золотые россыпи России"

Закрепление знаний детей о народных промыслах России....

«Золотая россыпь под ногами» (сценарий)

Сценарий занятия-встречи в фито-кафе. Расширяет знания обучающихся о лекарственных растениях....

Мастер-класс: «Россыпи учительской мудрости»

Лейтмотив: Сколько бы хороших слов ни произносил учитель, они останутся для воспитанника пустым звуком, если в жизни своего наставника они не увидят воплощения всех этих слов и призывов.В.А.Сухомлинск...

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Золотые россыпи народной мудрости»

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению...