Сценарий лингвистического праздника "Слов русских золотая россыпь..." для разновозрастных команд
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Шелепаева Елена Николаевна

      Сценарий праздника по русскому языку "Слов русских золотая россыпь" предназначен для учащихся 5-7 классов, адресован учителям русского языка. преподавателям начальной школы, классным руководителям. Материалы по лексикологии и фразеологии, представленные в сценарии, соответствуют требованиям новых ФГОС. 

      Подобное мероприятие позволяет разнообразить учебный процесс, организовать практическую работу по русскому языку, способствует развитию у школьников интереса к изучению родного языка. Развивающие игровые задания, упражнения проблемного характера способствуют развитию коммуникативных умений,  формируют стремление к свободному владению языком и его ресурсами.

       В мероприятии совместно с детьми могут участвовать и  родители.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Сценарий праздника (турнира смекалистых)                                                                             по русскому языку в 5-х классах.

I. Вступительное слово:

        Давным-давно на белом свете жили прекрасные люди, для которых превыше всего была честь. Они не щадили жизни, служа прекрасным дамам и своим королям. Свою доблесть, ловкость, силу они доказывали в военных походах и турнирах.

        - Как называли этих людей?

        Сегодня вы все - рыцари, но защищаете флаги разных королевств. Вам предстоит доказать свой ум, проявить сообразительность, продемонстрировать умение работать в команде. Рыцари верили в рок, судьбу. Давайте и мы, определяясь с командами, положимся на удачу: пусть фортуна определит состав ваших команд. (Ученики выбирают жетоны и по цветам объединяются в команды).

1.Игроки знакомятся и готовят представления команд: девиз, название, символ, герб…

После короткого представления (визитка) команды получают задания.

2. «Лексусы». Такого слова не существует. Мы вводим его как рабочий термин. По названию вы уже понимаете, что речь идёт о словах. Вы получаете 5 слов. Решайте, что с ними сделаете. Либо составите текст, употребив все слова, либо оформите словарную статью, либо дадите лексическое толкование одного  слова.

        Даны слова: рыцарь, турнир, честь, забрало, девиз.

3.Головоломки. Рыцари на турнирах получали серьёзные ранения рук, плеч, ног. Вы же сегодня сможете сломать только головы.

        Метаграммы. Чтобы отгадать метограмму, нужно заменить одну букву другой, и тогда вы получите новое слово:

  1. С  К в полях меня найдёте,                         2) С Л я остров в океане,

С Г романсы запоёте,                                      С Р растаю вмиг в стакане.

С В в косички заплетёте.

        Анаграммы.

        Чтобы получилось новое слово при разгадывании анаграммы, нужно переставить буквы в словах. Добавлять или отбрасывать буквы не разрешается.

        1) Я в пруду живу, жирею,                        2) В океанах он живёт,

            Переставьте буквы- вмиг                             И мала ему река.

            Превращусь я и в аллеи,                            Буквы ставь наоборот-

            И в лужайки, и в цветник.                    Будет дёргаться щека.

        Логогриф - от греческих слов «логос»- слово и «грифос» - загадка, это загадка, в которой задуманное слово может иметь различные значения в результате добавления, пропуска или перестановки звуков( букв).

        1) Готов вас  напоить водой,                    2) Несёт меня с трудом старик,

            Но Э прибавьте мне в начале,                        Но если Ю прибавить, вмиг

            И соберу перед собой                                К нему придёт на помощь тот,

            Я зрителей в квартире, зале.                        Кто без труда меня несёт.  

        4. Друзья и враги. У людей складываются разные взаимоотношения: одних любим, уважаем, с другими противоборствуем. Слова живут по этим же законам: одни взаимозаменяемы, другие - друг другу противоречат. А как они называются?

         Замени каждое слово синонимом и по начальным буквам прочти пословицу.

 1) Спиннинг, монстр, кушанье, мелодия, гнёт, охотник, физкультурник, кудесник, кататься, забор.

2) Каждое слово замени антонимом (можно контекстуальным) и прочитай загадочную фразу:

Ваш Андрюша тихо смеётся, поднял с берега кубик.

Бурных дней, старички!

Три лаптя - трио.

5. «Грамотейка»

                                                  Над стихами попотей-ка:

Наступила «Грамотейка».

                                                  Выполняй,  но не спеши:

                                                  Все ошибки отыщи!

Найди ошибки, исправь их, докажи свой выбор.

Нёс мидвет, шогая крынку,

На продажу мёду к рынку,

В друк на мишку- вот напасть-

Пчолы в здумали на пасть.

Мишка сармией осинай

Дрался вырванной осиной.

Мокли в ярость он невпасть,

Если осы лезли впасть,

Жалили куда попало,

Им заэто и попала.

 6. На непонятном языке. Определи части речи и члены предложения.

                Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка.

III  Рефлексия. Участники турнира смекалистых в письменном виде заполняют анкету. Примерные вопросы:

1. Было ли интересно принимать участие в турнире?

2.  Кто из членов команды, по твоему мнению, внёс наибольший вклад для достижения успеха?

3.  Какое задание показалось самым лёгким?

4.  Какое задание вызвало затруднение? Почему?

5.  Хочешь ли принять участие в следующей игре?

6.  Какую роль хотел бы исполнить:

                   - члена команды;

                       - секретаря;

                - сценариста?

7.  Задания  по каким разделам языка (фонетике, лексике, морфемике, морфологии, синтаксису, пунктуации, культуре речи и др.), на твой взгляд, следует включить в следующую игру по русскому языку?  

8.  Попытайтесь сравнить задания нынешнего и прошлогоднего турниров смекалистых. Какие задания, не вошедшие в нынешний конкурс, вам вспоминаются? (Лексусы, головоломки, конкурс «Грамотейка») Не хотелось бы вам поразмышлять над ними снова?!                                                         

IV Подведение итогов турнира. Награждение участников.  

Реклама книг с занимательными заданиями по русскому языку.

  1. Евлампиева Е.А. Викторины по русскому языку. Чебоксары, 1997.
  2. Граник  Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. Москва, 1987.
  3. Куликов А. Меч и судьба. Москва, 1993.
  4. Пименова И., Соломадина И. и  др. Честь, крест и меч. Москва, 1998.
  5. Шкатова  Л.А. Подумай и ответь. Москва, 1989.
  6. Шмаков С.А. Игры в слова и со словами. Москва, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Золотая россыпь народной мудрости

Внеклассное мероприятие по ознакомлению детей с устным народным творчеством....

Фольклорный праздник "Слов русских золотые россыпи..."

Завершение изучения темы "Фольклор" в 5 классе...

Сценарий "Золотые россыпи России"

Закрепление знаний детей о народных промыслах России....

«Золотая россыпь под ногами» (сценарий)

Сценарий занятия-встречи в фито-кафе. Расширяет знания обучающихся о лекарственных растениях....

Методический фестиваль «Золотые россыпи»

Изменение социально-экономических условий современной жизни, возросшие масштабы преобразовательной деятельности требуют от человека активизации его интеллектуальных способностей, нестандартного мышлен...

Сценарий общешкольного мероприятия "Этих лет золотые россыпи..."

Сценарий общешкольного мероприятия "Этих лет золотые россыпи..."...