Лингвистическая игра "Слов русских золотая россыпь""
методическая разработка

Лингвистическая игра "Слов русских золотая россыпь""

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lingvisticheskaya_igra_slov_russkih_zolotaya_rossyp.docx16.19 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвистическая игра «Слов русских золотая россыпь»

Класс: 7-8

Вступительное слово: Наша игра называется «Слов русских золотая россыпь». Что же такое слово? Слово – это центральная единица языка, она служит для названия. Все, что попадает в поле зрения человека, получает название. Раздел языкознания, который изучает значение единиц языка, называется лексика. В этом разделе изучаются синонимы, антонимы, омонимы.

Мы начинаем нашу игру. В игре принимают участие две команды.

  1. Давайте вспомним, что такое антонимы. (Это слова, принадлежащие одной и той же части речи и имеющие противоположные значения).

Одно из стихотворений М.Цветаевой построено на противоположностях, на контрастах. Попробуйте завершить каждую строку:

Полюбил богатый …   (бедную)

Полюбил ученый … (глупую)

Полюбил румяный …. (бледную)

Полюбил хороший … (вредную)

Золотой – полушку … (медную)

  1. Подберите антонимы к предлогам:

За – (перед шкафом)

В – (из комнаты)

Под – (над мостом)

К – (от берега)

Без – (с деньгами)

  1. Синонимы. Что такое синонимы, вы все, конечно, знаете. (Так называются слова, которые звучат и пишутся по-разному, а п смыслу одинаковы или очень близки).

Подберите синонимы к словам:

Очи – (глаза)

Нести – (тащить)

Скупой – (жадный)

  1. Омонимы. Вспомним определение омонимов. (Слова, совпадающие по написанию и звучанию, но имеющие разные значения).

Назовите толкование омонимов.

Бокс – (вид кулачного боя; мужская стрижка; изолированная палата)

Склад – (специальное место для хранения чего-либо; физический облик, телосложение и др.)

Коса – (орудие труда; вид прически)

Мандарин – (цитрусовое дерево; европейское название чиновника в Китае)

  1. Вспомним, что такое фразеологизмы. (Фразеологизмы – это устойчивые выражения).

В диалоге заменены фразеологизмы, попробуйте их восстановить:

- Я в этом деле кошку проглотил.

А вы говорите, что я работаю, закатав штанины.

- Если и дальше будете колотить городки, в конце месяца сохранитель с ухом.

(кошку проглотил – собаку съел; закатав штанины – спустя рукава; колотить городки – бить баклуши; сохранитесь с ухом – останетесь с носом).

  1. Между словами существует смысловая сочетаемость. Например, существует класс слов, объединенных общим смыслом «совокупность животных». Названия животных сочетаются с этими словами только избирательно:

Стадо … (коров)

Табун … (лошадей)

Стая … (птиц)

Рой … (пчел)

  1. Игры по русскому языку

«Снежный ком»: Первый играющий придумывает нераспространенное предложение. Например: Мальчик идет. Каждый следующий должен добавить одно слово, обязательно повторив всю фразу. (Мальчик быстро идет в кино). Союзы, частицы, предлоги не считаются новыми словами. Тот, кто пропустил или переставил слова местами, выходит из игры. Побеждает тот, кто остался последним.

«Четвертый лишний»: В каждом ряду из четырех элементов нужно назвать лишний – то, у которого нет качества, характерного для всех остальных.

I команда

Печка, свечка, утка, овечка (Утка. Остальные слова рифмуются)

Крик, кричать, квакать, кукарекать (Крик. Остальные слова – глаголы)

Ворота, чернила, столы, ножницы (Столы. Остальные слова не имеют форму единственного числа)

II команда

Лебедь, воробей, ворона, попугай (Ворона. Остальные слова мужского рода)

Ночь, дочь, рожь, мышь (Рожь. Не имеет форму множественного числа)

Пароход, парной, парик, парник (Парик. В остальных словах есть корень пар)

«Попробуй прочитать»: Прочитайте в обратном порядке звуки, из которых состоят следующие слова:

Яр – (рай)

Сад – (таз)

Лен – (ноль)

Пол – (лоб)

Парк – (краб)

Шум – (муж)

Туз – (суд)

Лей – (ель)

Араб – (пара)

Шёл – (ложь)

Порог – (короб)

«Расшифруйте фразу»:

Шыр пыр ю пяпюфгы зэлэмъгый чесрыг,

Фед гяг, фед гяг, зэлэмъгый чесрыг.

(Жил был у бабушки серенький козлик, Вот как, вот как, серенький козлик)

  1. Подведем итоги нашей игры.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Золотая россыпь народной мудрости

Внеклассное мероприятие по ознакомлению детей с устным народным творчеством....

Фольклорный праздник "Слов русских золотые россыпи..."

Завершение изучения темы "Фольклор" в 5 классе...

Сценарий лингвистического праздника "Слов русских золотая россыпь..." для разновозрастных команд

    Сценарий праздника по русскому языку "Слов русских золотая россыпь" предназначен для учащихся 5-7 классов, адресован учителям русского языка. преподавателям начальной школы, класс...

Сценарий "Золотые россыпи России"

Закрепление знаний детей о народных промыслах России....

«Золотая россыпь под ногами» (сценарий)

Сценарий занятия-встречи в фито-кафе. Расширяет знания обучающихся о лекарственных растениях....

Методический фестиваль «Золотые россыпи»

Изменение социально-экономических условий современной жизни, возросшие масштабы преобразовательной деятельности требуют от человека активизации его интеллектуальных способностей, нестандартного мышлен...