План работы методического объединения воспитателей
методическая разработка на тему

Макеева Альбина Анатольевна

План работы методического объединения воспитателей (15-16)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dmo15-16okument_microsoft_office_word.docx45.98 КБ

Предварительный просмотр:

       

                   ГОУ  ТО  «Болоховская школа для детей  с  ОВЗ»

В 2014 – 2015 учебном году в «Болоховской школе с ОВЗ» работало 13 воспитателей (2 подменных воспитателя и 1 совместитель). Старший воспитатель Минаева С.В., воспитатель Макеева А.А. имеют высшую квалификационную категорию; первую квалификационную категорию имеют четыре воспитателя, два воспитателя аттестовались на первую квалификационную категорию в январе, марте 2015 года. Ульянова О.Н. прошла курсы повышения  квалификации воспитателей в 2014 – 2015 году.

Воспитатели школы работали над общей методической темой «Создание условий для социальной реабилитации и адаптации обучающихся через личностно – ориентированную направленность учебно – воспитательного процесса».

Воспитатель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения. От успешности его работы зависит во многом эффективность воспитательного процесса в целом. Попытка повысить результативность воспитания детей без внесения существенных изменений в содержание и организацию деятельности воспитателей, как правило, оказывается неудачной. Улучшение работы воспитателей не представляется возможным без повышения квалификации воспитателей  в вопросах теории и методике воспитания. С этой точки зрения были разработаны и проведены цикл лекционных и практических занятий, которые должны были помочь воспитателям осознать необходимость обновления практики построения воспитательных отношений с детьми в изменившейся социально – педагогической ситуации, познакомиться с опытом эффективной организации воспитательной деятельности, определить пути, формы, и способы взаимодействия со своими воспитанниками.

Главный замысел подготовленных материалов заключался в стимулировании желания и потребности педагогов перейти от словесного к деятельностному, от социоцентрического к личностно – ориентированному, к системному построению воспитательной практики.                                                                                            

Целью методической работы МО воспитателей было совершенствование профессиональной компетенции воспитателей при организации воспитательного процесса в группе с обучающимися ОВЗ, ориентированная на создание условий для развития и духовно – целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных

ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.

                                                                 

  1. Продолжить изучение и внедрение в практику работы современные технологии воспитания.
  2. Помощь воспитателям в изучении мотивов и ведущих видов деятельности в каждой возрастной группе, в организации работы по созданию благоприятных условий для освоения воспитанниками наиболее общих социальных норм
  3. Диагностика потребностей и образовательных запросов воспитателей по проблемам организации воспитательной и коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
  4. Совершенствование методик проведения воспитательных мероприятий, коррекционной работы, создания коррекционно – развивающей среды.
  5. Разработка разновариантных моделей коррекционно – развивающих занятий, бесед, экскурсий и создание из них научно – методической базы, которой мог бы пользоваться каждый воспитатель.
  6. Оказание методической помощи воспитателям в организации досуговой деятельности, ориентированной на коррекцию недостатков развития и формирования механизмов компенсации (игротерапия, оригами, арттерапия, психодрама, куклотерапия, эвритмия-зримая речь и т. д.)
  7. Обмен опытом работы.
  8. Организация интегрированной деятельности воспитателей.
  9. Организация обучения воспитателей на курсах повышения квалификации.
  10.  Продолжение совершенствования составления и использования в практике работы программ воспитательной работы по разным направлениям.

При разработке  содержания программ, основных их блоков и направлений воспитатели руководствовались положениями личностно ориентированной педагогики (В.А. Петровский и др.), предлагающей методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством

опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка, развитие его индивидуальности.

Поставленные задачи были выполнены. Завершила работу по программе духовно – нравственного и этического воспитания младших школьников воспитатель 4 – го класса Макеева А.А. Четыре года работала Макеева А.А. по программе «Путешествие по стране Этикет». Целью программы ставилось освоение обучающимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе. Данная программа позволила детям 1 – 4 классов познакомиться с основными знаниями б области этикета и этики. Закрепить их на практике. В ходе реализации программы Альбина Анатольевна использовала следующие формы и виды деятельности: игровую, познавательную, краеведческую, сюжетно – ролевые игры, просмотр мультфильмов, посещение музеев, конкурсы, посещение библиотек, проведение открытых занятий, праздников и др.

Куделина Т.Н. продолжала работать по программе развития индивидуальности и творческих способностей воспитанников через театрализованные представления. Продолжается реализация программы «Юные дарования (любительский  театр). На каждом празднике радуют и детей, и педагогов своими постановками сценок, миниатюр талантливые «артисты» из любительского театра. И на общегородском Пасхальном фестивале ребята нашей школы смогли покорить зрителей своим талантом.

Творчество ребёнка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для исполнения роли ребёнок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижением, жестами, выразительной по лексике и интонации речью).  Особенно это важно в работе с «особыми» детьми,  детьми с разной степенью умственной отсталости, у которых недоразвитие познавательной и особенности эмоционально – волевой сферы. Опыт работы Куделиной Т.Н. позволяет сделать вывод о том, что театрализованные постановки играют важную роль во всесторонней коррекции и компенсации аномалий развития, в подготовке детей ОВЗ к жизни и труду.

Воспитатель Ульянова О.Н. продолжала работать по программе ЗОЖ. (второй год). Экологическому просвещению и воспитанию младших школьников посвящена программа, по которой работала Степанова О.Н.

В отчётном учебном году воспитатели Макеева А.А., Ульянова О.Н., Куделина Т.Н., Улянова Д.В., Степанова О.В., Иванова О.С. решили, что и наша школа для детей ОВЗ должна учить детей не только овладевать суммой знаний.

Надо научить ребят пользоваться этой суммой знаний, и даже в какой- то степени приобретать знания самостоятельно.  Поэтому решили заняться в группах проектной деятельностью. Первый опыт удался. В 1-6 классах работали над проектом «Народные промыслы России». Взяли русскую Матрёшку, Гжель, Филимоновскую игрушку, Павлопасадские платки.

Цель работы над проектом – создание условий для формирования личности гражданина и патриота России, совершенствование системы граждански –

патриотического, духовно – нравственного и художественно – эстетического воспитания. Удалось всё задуманное: решение поставленных задач, реализация целого комплекса воспитательных дел в течение двух месяцев и, конечно, заключительный этап. Это устный журнал «Народные промыслы России». Каждая группа готовила свою страничку. Прошло просто всё великолепно. Даже не верилось , что всё (презентации, мастер –классы, песни, игры, танцы, показ способов завязывания платков, стихи, шутки, прибаутки и т. д.) показывали дети с ОВЗ.

Воспитатель Макеева А.А. провела открытое коррекционное занятие на тему «Согласись или поспорь со мной». Цель занятия – создание условий для обучения детей умению высказывать свою точку зрения и обосновывать её.

Основной задачей занятия было продолжение работы по развитию коммуникативных качеств личности ребёнка. Занятие показало системность коррекционной работы в группе. Стихийность, неуправляемость развития мыслительных операций, учебных приёмов часто наблюдается у детей с ОВЗ. Для изменения этого положения воспитатель в основу коррекционно – развивающей работы положил принцип осознанности мыслительного процесса. Чтобы его реализовать, в коррекционно – развивающем занятии максимально предусмотрены механизмы и операции логического мышления с целью их полного понимания. В процессе занятия мыслительные операции и умения воспитанников выступали как предмет специального усвоения, чтобы в дальнейшем быть пригодными для сознательного и произвольного использования.

Воспитатель второго класса Степанова О.В. провела открытое воспитательное занятие на тему «Что такое хорошо, что такое плохо». Цель занятия – продолжить работу нравственного воспитания обучающихся (формирование представления о добре и зле). Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом; материалы нетрудны для восприятия и соответствовали возрасту детей. Используемая презентация стимулировала и активизировала мыслительную деятельность детей, их внимание. Методы, выбранные воспитателем, соответствовали целям и задачам занятия и были эффективны. Дети на занятии были хорошо организованы и управляемы, т. к. они с интересом восприняли форму проведения и содержание занятия. Достижение целей и задач занятия будет работать на перспективу, т. к. полученный опыт дети используют в дальнейшей жизни.

70 лет назад отгремели залпы ВОВ. Дети войны сами стали дедушками и бабушками и рассказывают своим внукам , правнукам о тех суровых

испытаниях, которых удалось им испытать. В качестве духовного наследия своим потомкам русский человек может передать память, которая связывает все поколения нашего народа, помогает двигаться дальше. Их подвиг никогда не померкнет в нашей памяти. К 70 – летию Победы над фашистской Германией в школе воспитатели провели вместе с детьми патриотическую акцию «Память в наследство». В 4-ом классе (воспитатели Макеева А.А., Ульянова О.Н.) провели целую серию интерактивных классных часов на тему «Пионеры – герои в годы ВОВ», «Животные – бойцы в годы ВОВ», «Дети

войны»,  открытый урок памяти «Прабабушкам нашим, прадедам спасибо за мир и Победу!». Были инициаторами оформления выставки рисунков обучающихся «Высокое счастье Победы».  Куделина Т.Н. в своём пятом классе долго готовила материал к шествию Бессмертного полка, используя награды, фотографии, воспоминания своего отца. Весь собранный материал лег в основу разработки сценария тематического классного часа (открытый классный час).  Тема «Ты сохрани нам, память, эти дни». «Как хорошо на свете без войны» - урок доблести и чести провела Карамышева Ю.С. в девятом классе. Вся работа к 70 – летию Победы в ВОВ отличалась оригинальностью, яркостью, содержательностью подачи материала, была пронизана патриотическими чувствами, благодарностью к тем, кто завоевал для нас великую Победу.

Открытые воспитательные мероприятия разнообразной тематики, с использованием современных форм организации и проведения, необычные по замыслу, организации, методике проведения, вызывающие живой интерес у обучающихся, показали, что воспитатели в основном владеют современными формами организации УВП в группе. Необычные, интересные приёмы, педагогические находки не сковывали воспитательный процесс, а оживляли атмосферу, активизировали ребят, приближая воспитание, коррекцию основных свойств личности ребёнка к жизненной ситуации.

Воспитатели активно стремятся к самообразованию, совершенствованию своего педагогического мастерства. Основное педагогическое кредо воспитателей школы: «Там с удовольствием учатся, где с удовольствием учат». Главное в своей работе коллеги считают бережное отношение к каждому ученику, к его интересам. Ведь каждая личность уникальна. Творчество педагога побуждает детей к активной деятельности. Воспитатели школы – творческие люди. Изучают современные технологии воспитания, адаптируя их к условиям своей работы в школе для детей с ОВЗ. Это : «Технология совместного творческого воспитания»; «Технология коллективного творческого дела (КТД) по И.Т. Иванову»; «Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского»; «Технология обеспечения безопасности жизнедеятельности»; «Способы педагогической

поддержки»; «Технология проектной деятельности»; «Здоровьесберегающие технологии» и другие.  

Воспитатели: Макеева А.А., Ульянова О.Н., Куделина Т.Н., Степанова О.В., Иванова О.С. охотно делятся с коллегами наработками, опытом организации и проведения, использования современных форм организации УВП, изученными и апробированными новинками в области воспитательной и коррекционной деятельности. Опыт воспитателей показал, что использование современных форм и методов работы, которых в педагогической практике более 50 видов, помогает в положительную сторону изменить отношение детей к воспитанию. Они увлекают своей яркостью, необычностью проведения, дают детям возможность получить удовлетворение от своего участия, расширяют кругозор детей, развивают мыслительные операции, внимание, активность, смекалку, интерес к процессу познания. На заседаниях МО, мастер классах по проведению воспитательных дел, воспитатели, активно использующие в своей работе современные формы организации УВП, убеждают своих коллег, что неординарные подходы  к воспитанию, праздники, когда активны все обучающиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности, превращает группу в  творческий коллектив. Главная цель – оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, т. к. интерес – катализатор всей воспитательной и коррекционной работы.

Заместитель директора по УВР Минаева С.В. не только умело помогает организовать работу МО воспитателей, реализуя творческие способности коллег, их социально – профессиональную составляющую образованности, опыта, но помогает информационному обеспечению воспитателей, стараясь снабдить памятками, проспекта, печатным методическим материалом. Оказывает помощь в использовании ИКТ. Мультимедийные презентации стали необходимыми помощниками воспитателей.  ИКТ помогают развитию познавательной активности воспитанников, особенностей процессов мышления, активизирую самостоятельность детей, индивидуальное развитие навыков самоконтроля, воспитывает научное мировоззрение, учит чётко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи.

Запланированная работа МО выполнена полностью.  Изучена Концепция духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России. Новые подходы к технологии духовно – нравственного воспитания, технологии развития педагогической любви.  Познакомились с методическими рекомендациями по коррекции коммуникативных способностей детей и формированию у них культуры общения, разрешению конфликтов. Слушали и использовали в своей работе методические советы по организации внеурочной деятельности. Обсуждали влияние профессионализма воспитателя на уровень формирования компетентности воспитанников, способы педагогического воздействия на ребёнка. Изучили программу

развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, национальную стратегию действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы.

Воспитатели 9-ых классов делились опытом организации профориентационной работы, систематически заслушивали воспитателей по реализации плана самообразования. В методической копилке продолжает накапливаться материал коррекционной работы с детьми.

Нормальное развитие ребёнка с ОВЗ рассматривается воспитателями как процесс, направленный на то, чтобы человек состоялся, на развитие его личности независимо от его стартовых возможностей.  Воспитатели за основу своей работы взяли тесный, здоровый, эмоциональный контакт ребёнка со взрослым. Эта позиция выбрана в качестве ориентиров при определении содержания воспитания, определении подхода к планированию, разработке воспитательных мероприятий.

                  Недостатки в работе МО  воспитателей

  1. По- прежнему, не все воспитатели принимали участие в работе МО воспитателей. Есть воспитатели, вообще игнорирующие методическую работу.
  2. При подготовке сообщений по предлагаемому вопросу не всегда обращалось внимание на практическое использование предлагаемого материала применительно к условиям школы для детей с ОВЗ.
  3. Не все воспитатели дают открытые воспитательные мероприятия.
  4. Не оформляются отчёты о взаимопосещениях воспитательных мероприятий.
  5. Не осуществили выпуск методических бюллетеней.
  6. Методическая копилка пополняется не так быстро, как хотелось бы.
  7. Мало уделяли внимание  методическим советам по организации работы с родителями. Не проводим родительских собраний.
  8. Недостаточно используется воспитателями такая форма организации УВР в группе как экскурсии.
  9. Недостаточна помощь воспитателям психологов, социальных педагогов.
  10.  Совет по профилактике правонарушений  выпадает из поля зрения методической работы; недостаточно тесная связь воспитателей и ИДН.

Цели работы МО воспитателей –

совершенствование форм и методов воспитания через повышение мастерства воспитателей, обмен опытом работы.

Тема школы: «Коррекционно – развивающая среда, как средство социализации детей с ОВЗ».

                  Задачи  работы  МО  воспитателей

1.Методические советы по организации внеурочной деятельности обучающихся в контексте требований ФГОС.

2.Продолжить изучать методическую литературу, информацию, представляемую интернетом по вопросам воспитательной и коррекционной работы с детьми, организации внеурочной деятельности обучающихся.

3. Создать творческие группы с целью изучения и обобщения опыта работы воспитателей по отдельным направлениям организации УВП.

4.Внедрить индивидуальные информационные карты инновационной деятельности воспитателей.

5.Изучать и обобщать опыт использования инновационных методов и форм по социализации воспитанников.

6.Организовать работу воспитателей по повышению уровня компетентности в организации УВР в свете требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью.

7. Использовать в воспитательной работе национальную стратегию  в интересах  детей на 2012 – 2817 годы, утверждённую Президентом РФ от 1 июня 2012 года №761.

8. Оказать помощь воспитателям в овладении медиасредствами.

          ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ  работы  МО  ВОСПИТАТЕЛЕЙ

*воспитывать на основе качественно нового представления о роли и значении воспитания с учётом отечественных традиций, национально – региональных особенностей, достижений современного опыта;

*учитывать принцип гуманистической направленности воспитания

*соблюдать принцип личной самоценности, который рассматривает каждого субъекта образовательного процесса как индивидуальность;

*воспитательную деятельность основывать на принципе личностно - значимой деятельности, предполагающей участие обучающихся в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами и жизненными установками;

*учитывать принцип коллективного воспитания;

*соблюдать принцип концентрации воспитания на развитие социальной и культурной компетентности личности обучающегося, учитывать необходимость создания дополнительных условий социализации детей с особенными потребностями в обучении и ОВЗ;

*опираться на принцип толерантности.

           План  проведения  заседаний  МО  воспитателей.

                 1 – ое заседание.    Дата – август

  1. Утверждение плана работы МО воспитателей на 2015 – 2016 учебный год.

                 Отв.  Макеева А.А

2.Утверждение планов работы по самообразованию воспитателей.

                      Отв. Воспитатели.

3.Методические советы по организации внеурочной деятельности обучающихся.

                Отв. Зам. директора по УВР Минаева С.В.

           2 – ое  заседание.      Дата – октябрь.

  1. Знакомство с общими положениями ФГОС – общая характеристика Стандарта, назначение Стандарта, Программа сотрудничества с семьёй обучающегося.

             Отв. Макеева А.А.

  1. Методические советы по организации работы с родителями. Из опыта организации и проведения родительских собраний.

             Отв. Макеева А.А.

3.Цели и принципы организации внеурочной деятельности.

             Отв.  Минаева С. В.

4.«Организация помощи в становлении личности учащегося». Методы коррекционной работы по развитию нравственных качеств.

        Отв.  Иванова О.С.

         3 – е   заседание.         Дата – декабрь.

  1. Содержание, организация, ожидаемые результаты организации внеурочной деятельности обучающихся.

            Отв.  Минаева С.В.

2.Формы и методы изучения интересов и потребностей обучающихся и их родителей.

                 Отв.  Макеева А.А.

3. Диагностика – аналитический инструментарий изучения и оценки состояния и эффективности системы внеурочной деятельности обучающихся.

                  Отв. Макеева А.А.

4. «Мир природы и развитие образного мышления школьников»

                   Отв. Дубоносова Е.В.

             4 – ое  заседание.     Дата – март.

1.Требования к организации внеурочной деятельности обучающихся в контексте требований ФГОСов.

                  Отв.   Минаева С.В.

2. Воспитание в контексте требований ФГОС: вопросы, ответы, комментарии.

              Отв.  Минаева С.В.

3.Особенности экологического и патриотического воспитания в начальной школе. Из опыта работы воспитателей.

                Отв. Челядинова Т.С.,  Карамышева Ю.С.

  1. Работа по теме самообразования.

          Отв. Воспитатели.

       5 -  ое   заседание.       Дата - май.

  1. «Создание максимального благоприятствования процесса позитивной социализации подростков».

            Отв. Куделина Т.Н.

  1. Обмен опытом работы по теме самообразования.
  2. Итоги работы МО воспитателей.

График   коллективной   работы воспитателей и проведения открытых

                              воспитательных  мероприятий

Дата

Форма

проведения

Тематика

Класс,

воспиттели

1

18.11

Познавательный час

«Её величество Картошка».

Цель: проектирование воспитательного дела с целью развития индивидуальности детей»

Пятый класс,

Макеева А.А.

Ульянова О.Н

2

февраль

Коррекционное развивающее занятие

«Кое – что о школе».

Цель: формирование устойчивого интереса к процессу познания; развитие психических процессов

Пятый класс

Макеева А.А.

3

Шестой класс

Куделина Т.Н.

 4

Третий класс

Степанова О.Н.

5

Второй класс

Дубоносова Е.В.

6

март

Предметная неделя

«Творение Тульских мастеров»

Направление: гражданско – патриотическое, духовно – нравственное.

Цель – проектирование воспитательных дел с целью развития индивидуальности учащихся

2 -6 классы

Иванова О.С.

Дубоносова Е.В., Степанова О.В., Шмид О.Н.,Макеева А.А., Ульяново О.Н.

Куделина Т.Н.

                                     

 

                ГОУ  ТО «Болоховская  школа  для детей  с  ОВЗ»

                                                                           

                                           2015 – 2016  учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы методических объединений воспитателей и классных руководителей

Работа методических обединений 1 - 4 классов, 5 - 9 классов и методического обединения классных руководителей спланирована с учётом общешкольной психолого-педагогической темы "Развитие нравственных ка...

План работы методического объединения воспитателй школы-интерната

В специальных (коррекционных) школа-интернатах работают воспитатели, которые организуют внеурочну деятельность детей во второй половине дня. Очень важно выстроить методическую работу с этими педагогам...

План работы методического объединения воспитателей "Курской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I и II вида" на 2014-2015 учебный год

План работы методического объединения воспитателей "Курской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I и II вида" на 2014-2015 учебный год разработан в соответствии с нормативны...

План работы методического объединения воспитателей на 2015-2016 уч.г.

                                                      ...

План работы методического объединения воспитателей ГПД и педагогов дополнительного образования на 2016-2017 учебный год.

Материал содержит план работы методического объединения воспитателей ГПД и педагогов дополнительного образования на 2016-2017 учебный год....

План работы методического объединения воспитателей ГПД и педагогов дополнительного образования по реализации образовательного события «Нижневартовск – город, в котором мы живём».

Материал содержит план работы методического объединения воспитателей ГПД и педагогов дополнительного образования  по реализации образовательного события "Нижневартовск-город, в котором мы живём" ...