Доклад по теме: "Обучение незрячих детей" с использованием приемов технологии критического мышления.
статья по теме

 Гаркавцева Екатерина Валерьевна

ТЕМА: «Особенности обучения незрячих детей русскому языку и литературе».

Осуществляемая в нашей стране реформа общеобразовательной школы на принципах всемерной ее гуманизации, демократизации, дифференцированного подхода к развивающему образованию, требуют радикального обновления всего учебно-воспитательного процесса, внедрения прогрессивных методов преподавания, изучения потенциальных возможностей школьников и условий их реализации в современной школе.

История развития образования слепых и слабовидящих детей насчитывает более сотни лет. Для поднятия уровня образования слепых и слабовидящих до цензового, которое получают зрячие люди, необходимо было пересмотреть само отношение к слепоте и слабовидению и в первую очередь с социальных позиций. Л.С. Выготский (1924), один из первых, вышел на принципиальное решение этой проблемы, утверждая, что специальное воспитание победит дефективность.

Эти воззрения Л.С. Выготского легли в основу первой программы специальной школы для слепых детей, которая была подготовлена В.А. Гандером, П.Я. Ефремовым. Л.В. Занковым, Д.И. Зоричевым и Г.А. Успенской в 1928 г. Программа во многом определила одно из важнейших положений в тифлопедагогике: возможность изучения основ наук в школах для слепых и слабовидящих детей на уровне содержания образования в школах зрячих.

Цель работы – показать особенности обучения в ходе предметного преподавания основ наук в  школах для детей с нарушением зрения.

Тотально слепые дети, безусловно, будут использовать в получении учебной информации осязание и слух. Такие дети пользуются тактильно - кинестетическим и слуховым способами восприятия учебного материала и ориентации в жизненном пространстве. Несмотря на полную или частичную потерю зрения, учащиеся школы для слепых и слабовидящих детей получают образование в том же объеме, что и учащиеся массовых школ. При отсутствии зрения возникают значительные особенности развития, хотя общие закономерности развития, характерные для нормальных детей, сохраняются.

Так в развитии слепого ребенка можно отметить три характерные особенности:

Первая заключается в некотором общем отставании развития слепого ребенка по сравнению с развитием зрячего, что обусловлено меньшей активностью при познании окружающего мира. Это проявляется как в области физического, так и в области умственного развития. Многие педагоги отмечали безынициативность, пассивность слепого ребенка. Потеря или нарушение зрения нередко порождают равнодушие не только к общественной, но и к личной жизни».

Вторая особенность развития слепого ребенка состоит в том, что периоды развития слепых детей не совпадают с периодами развития зрячих. До того времени, пока слепой ребенок не выработает способов компенсации слепоты, представления, получаемые им из внешнего мира, будут неполны, отрывочны и ребенок будет развиваться медленнее.

Третьей особенностью развития слепого ребенка является диспропорциональность. Она проявляется в том, что функции и стороны личности, которые менее страдают от отсутствия зрения (речь, мышление и т. д.), развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие более медленно (движения, овладение пространством). Следует отметить, что неравномерность развития слепого ребенка проявляется более резко в дошкольном возрасте, чем в школьном.

Целью деятельности любой общеобразовательной системы является обеспечение качества результатов образования, т. е. соответствие уровня образованности учащихся установленным нормам ─ государственным образовательным стандартам.  Сегодня  недостаточно  того,  чтобы  выпускник средней  школы  обладал неким  нормативным  набором знаний,  умений  и  навыков.  Современному  обществу  требуются  компетентные, активные, способные  к  саморазвитию и самореализации, ответственные  граждане.

 В этой связи особое значение приобретают уроки русского языка и литературы в специальной коррекционной школе для слепых и слабовидящих детей, так как, кроме формирования предметных компетентностей, они имеют большие возможности для осуществления коррекционно-развивающего воздействия с целью формирования у слепых и слабовидящих школьников метапредметных умений и навыков, а также оказывают огромное влияние на развитие  личности в целом.

Психическое развитие слепых и слабовидящих имеет такие же закономерности, как и у зрячих детей, но отсутствие или затруднение визуальной ориентировки сказывается наиболее заметно на двигательной сфере, на содержании социального опыта. Потеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта. У незрячих возникают трудности в игре, учении, в овладении профессиональной деятельностью. В более старшем возрасте у лиц с нарушенным зрением возникают бытовые проблемы, что вызывает сложные переживания и негативные реакции. В одних случаях своеобразие характера и поведения слепых сказывается на развитии у них отрицательных черт характера: неуверенности, пассивности, склонности к самоизоляции; в других случаях -  повышенной возбудимости, раздражительности, переходящей в агрессивность. Развитие высших познавательных процессов (внимание, логическое мышление, память, речь) у слепых и слабовидящих протекает нормально. Вместе с тем нарушение взаимодействия чувственных и интеллектуальных функций проявляется в некотором своеобразии мыслительной деятельности с преобладанием развития абстрактного мышления. Главными особенностями (недостатками) речевого развития слепых и слабовидящих являются вербализм речи, что приводит к недостаткам развития активного и пассивного словаря, а также нарушение коммуникативной функции речи.

       Поэтому уроки русского языка и литературы во многом влияют на психическое развитие слепых и слабовидящих детей, формирование у них компенсаторной функции речи и мышления, активной жизненной позиции, осознания ими способов самореализации. 

    Коррекционно-развивающее воздействие на уроках русского языка и литературы  обеспечивает  организацию  учебного  процесса  с учетом  индивидуальных  способностей  и  возможностей  учащихся,  выработку  и  подбор  методов  и  приемов  обучения,  способствующих  усвоению  государственных  образовательных  стандартов  слепыми  и  слабовидящими  детьми.

Для  успешного  осуществления  своей деятельности  от  учителя  русского языка и литературы  требуется  большая  дополнительная  работа: изучение индивидуальных особенностей обучающихся, корректировка  общеобразовательной  программы,  которая  отражает  перераспределение  учебного  материала,  рассчитанное  на  замедленный  темп  его  усвоения,  подобрать  разноуровневые  задания,  продумать  тщательнейшим  образом  организацию  работы  учащихся  на  уроке,  определить  место  каждого  вида  работ  и  уровень их  сложности, подготовка раздаточного дидактического материала (индивидуальные карточки), выполненного с учетом зрительных и тактильных возможностей слепых и слабовидящих школьников. 

Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, может использование приемов технологии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya-doklad.ppt1.81 МБ
Файл doklad_na_temu_obuchenie_nezryachih_detey.docx355.31 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА: «Особенности обучения незрячих детей русскому и литературе».

Слайд 2

Цель работы – показать особенности обучения в ходе предметного преподавания основ наук в школах для детей с нарушением зрения.

Слайд 8

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Слайд 11

«Толстый и тонкий вопросы» Этот прием довольно простой. Составляется таблица из двух колонок: Левая колонка — толстые вопросы. В эту половину таблицы записываются вопросы, ответы на которые могут быть развернутыми, подробными, более наполненными, обстоятельными и длинными. Например, «какие факторы повлияли на выбор этого места под строительство столицы?». Правая колонка — тонкие вопросы. В эту половину таблицы записываются вопросы, ответы на которые обычно получаются однозначными, короткими, по факту. Например, «Какой ваш любимый праздник?».

Слайд 12

«Ромашка вопросов», или «Ромашка Блума» (по имени американского психолога и педагога Бенджамина Блума) Шесть лепестков — шесть типов вопросов

Слайд 17

ПРИЕМ «Знаю. Хочу знать. Умею» — методический прием в работе с информацией на уроке

Слайд 19

Прием «Написание синквейна» В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

Слайд 22

Приём «Диаманта» Диаманта – стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению

Слайд 23

Двухчастный дневник – педагогический прием, развивающий письменную речь. Дает возможность исследовать текст, письменно выразить свое понимание прочитанного, увязав с личным опытом.

Слайд 25

Прием «Учебный мозговой штурм»

Слайд 26

«Корзина идей»

Слайд 27

Как использовать прием «Инсерт» на уроках

Слайд 36

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Особенности обучения незрячих детей русскому и литературе».

Осуществляемая в нашей стране реформа общеобразовательной школы на принципах всемерной ее гуманизации, демократизации, дифференцированного подхода к развивающему образованию, требуют радикального обновления всего учебно-воспитательного процесса, внедрения прогрессивных методов преподавания, изучения потенциальных возможностей школьников и условий их реализации в современной школе.

История развития образования слепых и слабовидящих детей насчитывает более сотни лет. Для поднятия уровня образования слепых и слабовидящих до цензового, которое получают зрячие люди, необходимо было пересмотреть само отношение к слепоте и слабовидению и в первую очередь с социальных позиций. Л.С. Выготский (1924), один из первых, вышел на принципиальное решение этой проблемы, утверждая, что специальное воспитание победит дефективность.

Эти воззрения Л.С. Выготского легли в основу первой программы специальной школы для слепых детей, которая была подготовлена В.А. Гандером, П.Я. Ефремовым. Л.В. Занковым, Д.И. Зоричевым и Г.А. Успенской в 1928 г. Программа во многом определила одно из важнейших положений в тифлопедагогике: возможность изучения основ наук в школах для слепых и слабовидящих детей на уровне содержания образования в школах зрячих.

Цель работы – показать особенности обучения в ходе предметного преподавания основ наук в  школах для детей с нарушением зрения.

Тотально слепые дети, безусловно, будут использовать в получении учебной информации осязание и слух. Такие дети пользуются тактильно - кинестетическим и слуховым способами восприятия учебного материала и ориентации в жизненном пространстве. Несмотря на полную или частичную потерю зрения, учащиеся школы для слепых и слабовидящих детей получают образование в том же объеме, что и учащиеся массовых школ. При отсутствии зрения возникают значительные особенности развития, хотя общие закономерности развития, характерные для нормальных детей, сохраняются.

Так в развитии слепого ребенка можно отметить три характерные особенности:

Первая заключается в некотором общем отставании развития слепого ребенка по сравнению с развитием зрячего, что обусловлено меньшей активностью при познании окружающего мира. Это проявляется как в области физического, так и в области умственного развития. Многие педагоги отмечали безынициативность, пассивность слепого ребенка. Потеря или нарушение зрения нередко порождают равнодушие не только к общественной, но и к личной жизни».

Вторая особенность развития слепого ребенка состоит в том, что периоды развития слепых детей не совпадают с периодами развития зрячих. До того времени, пока слепой ребенок не выработает способов компенсации слепоты, представления, получаемые им из внешнего мира, будут неполны, отрывочны и ребенок будет развиваться медленнее.

Третьей особенностью развития слепого ребенка является диспропорциональность. Она проявляется в том, что функции и стороны личности, которые менее страдают от отсутствия зрения (речь, мышление и т. д.), развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие более медленно (движения, овладение пространством). Следует отметить, что неравномерность развития слепого ребенка проявляется более резко в дошкольном возрасте, чем в школьном.

Целью деятельности любой общеобразовательной системы является обеспечение качества результатов образования, т. е. соответствие уровня образованности учащихся установленным нормам  государственным образовательным стандартам.  Сегодня  недостаточно  того,  чтобы  выпускник средней  школы  обладал неким  нормативным  набором знаний,  умений  и  навыков.  Современному  обществу  требуются  компетентные, активные, способные  к  саморазвитию и самореализации, ответственные  граждане.

 В этой связи особое значение приобретают уроки русского языка и литературы в специальной коррекционной школе для слепых и слабовидящих детей, так как, кроме формирования предметных компетентностей, они имеют большие возможности для осуществления коррекционно-развивающего воздействия с целью формирования у слепых и слабовидящих школьников метапредметных умений и навыков, а также оказывают огромное влияние на развитие  личности в целом.

Психическое развитие слепых и слабовидящих имеет такие же закономерности, как и у зрячих детей, но отсутствие или затруднение визуальной ориентировки сказывается наиболее заметно на двигательной сфере, на содержании социального опыта. Потеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта. У незрячих возникают трудности в игре, учении, в овладении профессиональной деятельностью. В более старшем возрасте у лиц с нарушенным зрением возникают бытовые проблемы, что вызывает сложные переживания и негативные реакции. В одних случаях своеобразие характера и поведения слепых сказывается на развитии у них отрицательных черт характера: неуверенности, пассивности, склонности к самоизоляции; в других случаях -  повышенной возбудимости, раздражительности, переходящей в агрессивность. Развитие высших познавательных процессов (внимание, логическое мышление, память, речь) у слепых и слабовидящих протекает нормально. Вместе с тем нарушение взаимодействия чувственных и интеллектуальных функций проявляется в некотором своеобразии мыслительной деятельности с преобладанием развития абстрактного мышления. Главными особенностями (недостатками) речевого развития слепых и слабовидящих являются вербализм речи, что приводит к недостаткам развития активного и пассивного словаря, а также нарушение коммуникативной функции речи.

       Поэтому уроки русского языка и литературы во многом влияют на психическое развитие слепых и слабовидящих детей, формирование у них компенсаторной функции речи и мышления, активной жизненной позиции, осознания ими способов самореализации.  

    Коррекционно-развивающее воздействие на уроках русского языка и литературы  обеспечивает  организацию  учебного  процесса  с учетом  индивидуальных  способностей  и  возможностей  учащихся,  выработку  и  подбор  методов  и  приемов  обучения,  способствующих  усвоению  государственных  образовательных  стандартов  слепыми  и  слабовидящими  детьми.

Для  успешного  осуществления  своей деятельности  от  учителя  русского языка и литературы  требуется  большая  дополнительная  работа: изучение индивидуальных особенностей обучающихся, корректировка  общеобразовательной  программы,  которая  отражает  перераспределение  учебного  материала,  рассчитанное  на  замедленный  темп  его  усвоения,  подобрать  разноуровневые  задания,  продумать  тщательнейшим  образом  организацию  работы  учащихся  на  уроке,  определить  место  каждого  вида  работ  и  уровень их  сложности, подготовка раздаточного дидактического материала (индивидуальные карточки), выполненного с учетом зрительных и тактильных возможностей слепых и слабовидящих школьников.  

Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, может использование приемов технологии критического мышления.

Технология критического мышления актуальна на современном этапе развития общества тем, что:

-осуществляется направленность на практическое использование. Педагогу предлагается большой набор приемов, способствующих активизации учебного процесса.

-акцент делается на формирование социальных навыков.

-внимание обращается на способы, приемы, позволяющие добывать знания.

-технология направлена на развитие собственного мышления.

-технология направлена на формирование ответственности за собственное обучение, учит отслеживать собственное понимание и собственное продвижение.

Критическое мышление-это комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка.

Эта технология позволяет решать задачи:

  • образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
  • культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
  • информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
  • социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

 Я использую следующие приемы:

  • Урок-игра  позволяют включить учащегося в занятие неформально, стимулируют его к активному участию в уроке. Игровые ситуации создают между педагогом и учащимися особые, доверительные отношения. Например  игры-грамматические и лексические - способствуют совершенствованию словарного запаса школьников развитию грамматических, речевых умений и навыков. Вот некоторые примеры игровых ситуаций, которые я использую на своих уроках. 

Игра «Волшебная лесенка».

ЗАДАНИЯ

1.Сколько из перечисленных действий совершает комар?:

 Кусает, летает, сосет, чешет, чихает?

2.Отметьте слова с одинаковыми приставками.

ОТМЕРЯТЬ, ОТРАВИТЬ, ОТВАР, ОТЧИЗНА.

Выполняем морфемный разбор слов.

3. По какому из обращений получателю письма обычно проще всего определить имя отправителя, не глядя на подпись?

1) Дорогой коллега!

2) Дорогой сын!

3)Дорогая Зоя Ивановна!

4) Дорогой внук!

5) Дорогой тёзка!

2. Ролевые игры.

Например, тема урока «Язык и человек. Язык и речь. Речь устная и письменная». Ролевая игра «Вы пришли в библиотеку (магазин…)». Охарактеризуйте условия общения: С кем будете говорить? Зачем вы пришли? О чем будете говорить? На каком языке? Какое общение будет в этой ситуации?

Элементы занимательности используются не только для развлечения, привлечения внимания к теме урока, они развивают мышление. Поднимают активность учащихся на уроке, помогают создать ситуацию успеха на уроке, помогают осознанию того, что русский язык – не мертвая наука, что язык – это живое явление, он развивается, имеет интересные факты в своей истории. Чтобы побольше интересного узнать о своем родном языке, приблизиться к разгадкам его тайн и секретов, понять, почему он считается одним из самых богатых и красивых языков мира. Нужно заглянуть за страницы школьного учебника.

3. Лингвистическая разминка

1) Рубрика «Любознательным». В ней необычные, удивительные сведения о родном языке, о его истории, о происхождении многих слов и выражений, а также информация о науке, изучающей язык.

Например

О происхождении слова копейка (родственное слову копье)

« Многие слова, обозначающие привычные обыденные понятия, имеют любопытную историю, связанную с их происхождением. Например, название монеты КОПЕЙКА, оказывается, произошло от слова КОПЬЁ: в старину на этой монете был изображен всадник с копьем. Существительное РУБЛЬ исторически связано с глаголом РУБИТЬ в Древней Руси при размене крупных серебряных или золотых слитков (брусков) их рубили на части. Это требовалось в том случае, если вещь стоила меньше, чем брусок.

Например

Знаете ли вы, что роль знаков препинания настолько велика, что иногда они употребляются даже вместо слов. Так, при чтении текста мы часто на полях отмечаем непонятные или сомнительные места вопросительным знаком (?), а те части текста, которые вызывают особый восторг и радость – знаком восклицательным (!). Известен факт, что В.Гюго, закончив роман «отверженные», послал рукопись издателю, приложив к ней письмо, в котором не было ни одного слова. Письмо состояло из знака «?». Издатель незамедлительно ответил бессловесным письмом:»!».

Или:

Оказывается, количество падежей в разных языках различно. В английском только 2, а вот в дагестанском-50! В немецком-4, в японском – 10, в эстонском – 14, в венгерском -22. Но есть и такие языки, в которых вообще нет никаких падежей и смысловые отношения между словами зависят от порядка слов в предложении.

Главное в этой рубрике - эмоциональность, задать тон, заставить задуматься, вовлечь в работу.

3) Орфоэпическая разминка (правильное произношение слов).

Труднопроизносимые слова проговариваются хором. СООТВЕТСТВУЮЩИМИ, ВЗАИМООТНОШЕНИЯ, УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯМИ, ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ, ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ,БЕЗМОЛВСТВОВАВШИЙ,ОПРОКИДЫВАЮЩИМИСЯ и т.п.

Эта система обучения правильной, выразительной и четкой речи. Этой системой в совершенстве овладевают актеры, певцы, дикторы. Вы тоже можете ежедневно выполнять одно из упражнений. Нужно четко и внятно несколько раз произнести труднопроизносимое слово. Можно перед зеркалом.

На своих уроках мы часто произносим хором орфограммы, правила, определения.

«Ко второму спряжению относятся….» или «Диалектизмы - это слова, употребляемые….»

4.Работа со словарем.

Например, слово ФОНЕТИКА

 Капитан и капюшон – от лат. Голова, однокоренные слова

5. Конструирование словосочетаний и предложений.

Например, много ли эпитетов вы сможете подобрать к существительному ЗАКАТ?. Чтобы проверить себя, обратитесь к «Словарю эпитетов русского языка»

(К.С.Горбачевич и Е.П.Хабло). В этой книге собраны эпитеты, употребленные в художественных текстах русских писателей и поэтов.

Закат-освещение неба при заходе солнца: алый, багровый, багряный, бронзовый, густой, густо-красный, дымящийся.желтый,кроваво-красный,малиновый,ослепительный,розовый,румяный, прозрачный и т.п. Редкие эпитеты: бескровный, вылинявший, застенчивый, колдовской, огнедышащий…

Психологическое восприятие: изумительный, ласковый, приятный, тихий, томный, торжественный и т.п.

К слову ЗВУК, НОЧЬ и т.п.

Таким образом, можно выйти на понятие ЭПИТЕТ (образное определение)

6. «Кто больше?». 

Кто больше придумает синонимов к слову ХОЛОД? Кто больше вспомнит слов с удвоенной согласной? Кто больше придумает однокоренных слов к слову школа? Кто больше назовет однокоренных слов с корнем РАСТ-РАЩ-РОС?

7. «Кто быстрее и грамотнее выполнит задание?» 

Во время урока, когда дети самостоятельно выполняют упражнения, тем, кто выполнит быстрее и правильнее, ставлю оценку.

8.  Использую взаимопроверку. (Например, при написании изложения)

9. Индивидуальные сообщения. 

Например, «История создания повести Карамзина «Бедная Лиза». «Слово о полку Игореве» и др. Этот вид работы позволяет активизировать работу с дополнительными источниками информации.

Работа в группах.

Тема : Сюжет и композиция комедии Грибоедова «Горе от ума»

В комедии 4 действия – 2 группы.

1 ученик. Работа с содержанием 1-го действия. Вопросы раздаю. Письменные ответы в тетрадь.

Какое главное событие происходит в 1-м действии? Что происходит до приезда Чацкого, какую роль играют эти сцены? Что можно сказать по 1-му действию о взглядах Фамусова и Чацкого?

2 ученик. Работа над содержанием 2-го действия.

В чем суть споров между Фамусовым и Чацким? Как развивается любовная линия сюжета?

Как сочетаются общественная и личная линии сюжета?

1 ученик. З действие. Что нового вносит диалог Чацкого и Молчалина в развитие сюжета и обрисовку действующих лиц? Для чего в 3-м действии изображена многочисленная группа гостей в доме Фамусова?

Как возникла и развилась сплетня о сумасшествии Чацкого?

2 ученик. 4 действие. Для чего автор выводит на сцену Репетилова? Где развязка комедии? Как вы оцениваете поведение Молчалина, Софьи и Чацкого в явлениях 12-14?

Затем выслушиваем членов группы, делаем общий вывод. Проговариваем устно, затем записываем в тетрадь.

Этот нехитрый прием работы с текстом позволяет активизировать деятельность учащихся. Не секрет, что некоторые дети не берут в руки изучаемые произведения, читают их в кратком изложении а то и вовсе не читают. При работе в группах учащиеся вынуждены обратиться к тексту хотя бы на уроке.

10. Работа с текстом на уроках.

Например, составьте речевую характеристику (словарь афоризмов) персонажа.

У кого из героев характеристика получилась более яркой и выразительной? Фамусов о себе, Софья о Фамусове, другие персонажи о нем. Учащиеся просматривают весь текст, выискивают нужные реплики, то есть организуется активная работа с текстом на уроке.

Выводы самостоятельно формулируют и записывают в тетрадь.

11. Творческие задания.

Подтвердите или опровергните ту или иную точку зрения? В учебнике А.Г.Кутузова дается много различных критических высказываний. Сравнить их, согласиться или не согласиться, доказать свою точку зрения учащимся предлагается в письменной работе.

12. Проблемные вопросы. 

«Кто убит на дуэли: «поэт, задумчивый мечтатель» или будущий помещик? (по образу Владимира Ленского в романе Пушкина «Евгений Онегин»).

Или Роман «Обломов». «Золотое сердце» или «русская лень»?

13. Сравнительная характеристика героев, литературных направлений и др.

Можно дать в виде таблицы с вопросами.

Татьяна и Ольга Ларины, Чацкий и Молчалин. Обломов и Штольц, Онегин и Ленский и т.п.

Предмет сравнения

Татьяна

Ольга

Портрет

Поведение

Отношения с окружающими

Отношение к любви

Отношение к народной культуре

Авторское отношение к героиням

После любой таблицы обязателен вывод.

13. Конкурс презентаций.

Учащиеся в дополнительных источниках (Интернет, словари, энциклопедии…) разыскивают нужную информацию. Темы обычно биографические.

14. Ключевые слова.

При изучении сложных теоретических понятий подчеркиваем в определении ключевые слова. Это прием позволяет не просто списать определение или записать под диктовку, но и осознать написанное, вдумчиво прочитать, чтобы выделить главное, существенное.

Например, при изучении выразительных средств языка

Гипербола-образное выражение, содержащее непомерное преувеличение

размера, силы, значения.

15. “Погружение” предлагает длительное занятие одним словесно-знаковым предметом, при котором уроки “основного” предмета перемежаются уроками образно-эмоциональной сферы, а сами “погружения” повторяются через определенные промежутки времени. Предполагается, что такое построение учебного процесса будет способствовать более глубокому и основательному усвоению знаний.

Например, восстание декабристов.

16. Приём «Верные – неверные утверждения»

Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по  ещё не  изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.

  Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.

  На одном  из следующих уроков  возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие  из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.

Например, Тема «Местоимение».

1.   Здесь написаны  только  местоимения: она,   к нему, один, я, они, со мной.

2.   В предложении  местоимения бывают только подлежащим.

3.   В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим

4.   Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.

5.   Местоимения изменяются по падежам и числам.

6.   В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.

17. Прием. «Написание эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я

пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на

заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление

индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения

проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после

обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

18. Прием « Мудрые совы»

Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий:

Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке.

Что не ждали?  Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.

Ты уже знаешь, последние новости?   Запишите ту информацию, которая является для Вас новой.

Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?

Известное и неизвестное.  Найдите в тексте ту информацию, которая является для Вас известной, и ту информацию, которая была ранее известной.

Поучительный вывод.  Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?

Важные темы для обсуждения.  Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.

  Далее организуется обсуждение результатов работы. При этом могут быть намечены следующие шаги: поиск дополнительной информации, домашние задания для детей; выделение нерешенных проблем, определение последующих этапов работы.

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 

Достоинства и результаты применения

Применение кластера имеет следующие достоинства:

  • он позволяет охватить большой объем информации;
  • вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
  • дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

  • умение ставить вопросы;
  • выделять главное;
  • устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
  • переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
  • сравнивать и анализировать;
  • проводить аналогии.

Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Выводы. Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.  

Хорошо применять кластер для обобщения пройденного материала.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: 

Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут. Постараться построить как можно больше связей

Прием Учим детей задавать вопросы. Примеры и приемы работы

Педагоги всех уровней отмечают, что учащиеся и студенты не умеют задавать вопросы. Точнее, вопросы, задаваемые учащимися, являются односложными, в лучшем случае опирающимися только на факты. Но ведь не зря же вопросительный знак похож на рыболовный крючок. Значит, на него можно что-то поймать. Что же это может быть? Правильно — информацию. Логично предположить, что на тоненький вопросик может «клюнуть» информация самая общая, а вот на толстый вопрос можно поймать информацию неординарную, расширенную. Какие же вопросы называют толстыми, а какие тонкими? 

Зачем нужны вопросы?

«Хороший вопрос» — это тот, который допускает достаточно большое пространство возможных альтернатив», — приходит к выводу русский психолог В.М. Снетков. Он также указывает на несколько функций вопросов:

  • С помощью вопроса можно получить новую информацию.
  • Правильно задав вопрос, можно уточнить уже имеющуюся информацию.
  • Можно использовать вопрос для перевода разговора в другое русло.
  • Задавая вопрос, можно продемонстрировать свое мнение, обозначить свою позицию.
  • Правильно заданный вопрос может подсказать ответ.
  • С помощью вопросов можно настроить собеседника на нужный вам темп, лад речи.

«Жить — значит иметь проблемы, а решать их — значит расти интеллектуально», — писал американский исследователь интеллекта Джой Пол Гилфорд. С этим трудно не согласиться, жизнь перед всеми ставит свои вопросы. Но именно вопрос ведет нашу познавательную деятельность к решению проблем.

Многие педагоги определяют уровень мыслительной деятельности учащихся по тому, как и какие вопросы они задают. Большинство людей ограничивается примитивными вопросами, умению задавать продуманные вопросы — это тот навык, которому следует уделять больше внимания в процессе обучения. Умеющий задавать вопросы будет лучше ориентироваться в окружающем пространстве, чем тот, кто не умеет.

Необходимые условия для обучения постановке правильных вопросов

  • Не делайте трагедии, если ученик не может ответить на поставленный вопрос. Это нормальная ситуация — он же ученик, он учится. Учитель рядом, чтобы помочь.
  • Задавайте больше творческих вопросов, на которые можно дать несколько правильных ответов и которые могут продлить диалог.
  • Рекомендуется начинать вопросы со слов: «Кстати, интересно…», которые обращены как бы ни к кому.
  • Вы можете поделиться своими проблемами с учащихся, но только настоящими, не выдуманными.
  • Вопросы, которые начинаются со слова «Почему», да еще при соответствующей интонации, вызывают у ученика желание обороняться.
  • Дайте учащимся составить банк вопросов, направленный на изучение материала.

Стратегии и приемы, позволяющие развивать умение задавать вопросы

  • Стратегия «Вопросительные слова»

Учащиеся по просьбе учителя записывают в таблицу, состоящую из двух колонок, слова. В правую колонку пишут понятия, связанные с изучаемой темой, а в левую пишут вопросительные слова. Не менее 8-10. После этого ученикам предлагается за 5-7 минут сформулировать как можно больше вопросов, складывая по смыслу слова из двух колонок. Работа может быть как индивидуальная, так и парная.

Лучшие вопросы отмечаются, ученики поощряются

  • «Толстый и тонкий вопросы»

Этот прием довольно простой. Составляется таблица из двух колонок:

  • Левая колонка — толстые вопросы. В эту половину таблицы записываются вопросы, ответы на которые могут быть развернутыми, подробными, более наполненными, обстоятельными и длинными. Например, «какие факторы повлияли на выбор этого места под строительство столицы?».
  • Правая колонка — тонкие вопросы. В эту половину таблицы записываются вопросы, ответы на которые обычно получаются однозначными, короткими, по факту. Например, «Какой ваш любимый праздник?».

        таблица “Толстые и тонкие вопросы” .

Для успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (“тонкие”) и вопросы, на которые ответить определённо нельзя (“толстые” ).

?

?

Кто…        

Дайте объяснение, почему…

Что…

Почему вы думаете…

Когда…

В чём разница…

Прием используется в следующих обучающих ситуациях:

  • Для моделирования диалогов взаимоопросного характера. Учащиеся по изучаемой теме задают друг другу по 2-3 тонких и толстых вопроса, предварительно записанных в таблицу.
  • При анонсе новой темы, можно попросить учащихся сформулировать разные вопросы, возникшие у них и записать их в таблицу. Это даст представление учителю о качестве уже имеющихся знаний по теме и поможет ему сориентироваться с объяснением новой темы.
  • Можно дать детям задание уже после прохождения темы и выяснить, какие толстые и тонкие вопросы остались без ответов. Это даст учителю понять, что тема изучена не досконально и требует более тщательной проработки.

  •  «Ромашка вопросов», или «Ромашка Блума» (по имени американского психолога и педагога Бенджамина Блума)

Шесть лепестков — шесть типов вопросов

  • Простые вопросы. Вопросы, ответами на которые будут какие-либо факты.
  • Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?». Обычно задаются, чтобы уточнить подразумевающую информацию, но не названную по каким-то причинам.
  • Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой.
  • Творческие вопросы. Обычно с частицей «бы». Как изменился бы мир, если бы все ледники растаяли? Что бы ты сделал, если бы прилетел на Марс?
  • Оценочные вопросы. Нужны для выяснения оценочных критериев каких-либо событий. Почему умным быть лучше? Почему знание языков ценится высоко?
  • Практические вопросы. Если речь идет о связи теории и практики. Как посадить семена цветов? Как работает пылесос?

Учащиеся абсолютно всех возрастов, начиная с первоклассников, понимают значение всех типов вопросов. В любом возрасте дети могут привести свои примеры по каждому типу вопросов. Учащиеся любят такого рода занятия, похожие на игру, а игровая деятельность в процессе обучения является движущим фактором в познании

В технологии критического мышления есть очень много стратегий, позволяющих вести обучающую деятельность более интересно и эффективно.

Метод "Фишбоун" (Рыбий скелет): что это такое, формы работы на уроке

Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся.

В основе Фишбоуна - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета, который могут располагаться горизонтально и вертикально. Использование технологии Фишбоун развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события, понятие, определения и искать их причины, взаимосвязи, обобщать и делать выводы. Основная цель метода - стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает самой главной задачей школьного образования.

ПРИЕМ "Знаю. Хочу знать. Умею" — методический прием в работе с информацией на уроке

Среди большого разнообразия методических приемов, образовательных технологий, стратегий обучения хотелось особое место занимают те  из них, которые направлены на развитие критического мышления. Знаю. Хочу знать. Умею. Что это такое?

Что такое ЗХУ?

«Знаю. Хочу знать. Умею», сокращенно ЗХУ — интерактивный методический прием, направленный на развитие обратной связи в познавательном процессе. Впервые о нем заговорили в 1986 году, после презентации Донны Огл, профессора из Чикаго. Позднее этот прием стал активно применяться в педагогической практике.

Для проведения целенаправленной работы с информацией отлично образом помогают в обучении графические схемы, таблицы (КластерФишбоун). В основе ЗХУ также лежит таблица.

Это очень удобный способ структурирования и систематизации изучаемого материала. При применении таблицы ЗХУ в учебном процессе происходит двустороння активность: как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. В ходе заполнения таблицы ученики учатся соотносить между собой уже знакомое и новое, определять свои познавательные запросы, опираясь при этом на уже известную информацию.

 Эффективным будет использование приема «Знаю. Хочу знать. Узнал» на занятии, за которым последует в дальнейшем исследовательская деятельность учащихся. Работа же с таблицей является своеобразной установкой на последующую самостоятельную деятельность.

таблица ЗХУ (Знаю - Хочу узнать - Узнал).

Её цель - развить мыслительные способности учащихся, выработка ими собственной позиции по изучаемой теме.

Дети с помощью этой таблицы собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные.

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

1.Что такое наречие

2.Степени сравнения прилагательных

1.Есть ли у наречий степени сравнения

2.Как образуются степени сравнения наречий

1.Наречия на –о, -е имеют степени сравнения

2.Есть сравнительная и превосходная степени

3.Сравнительная- две формы

4.Превосходная-одна

5.Обстоятельство

В начале урока, на основе ответов учащихся по пройденному материалу заполняется графа «Знаю».

Сразу же, после заполнения столбца "Знаю", формулируются новые вопросы, ответы на которые ребята хотели бы получить после изучения темы. Их записывают во второй графе. Здесь важна помощь учителя, он должен замотивировать учащихся к рассуждению: Что вы хотели бы узнать еще? Чему сегодня на уроке можно научиться?

В конце урока, на этапе рефлексии, учащиеся делают выводы и записывают в третьей графе то, что узнали.

 Прием «Написание синквейна»

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

Они таковы:

В первой строке записывается одно слово- существительное. Это и есть тема синквейна.

Во второй строке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

В третьей строке записываются три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна.

В четвертой строке размещается фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой.

Пятая строка – это резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение к ней.

Тема синквейна должна быть, по возможности, эмоциональной.

НАПРИМЕР,  составьте синквейн на тему «Язык»

Работы учащихся

Язык

Могучий,великий

Учит, изменяется, развивается

Живет вместе с народом

Жизнь

Язык

Свободный, гармоничный

Развивается, видоизменяется, воспитывает

Объединяет и сплачивает людей

Семья

Язык

Красивый, могучий

Изменяется, преображается, живет

Мысли и чувства человека

Жизнь

Пример синквейна на тему любви:

Любовь.

Сказочная, фантастическая.

Приходит, окрыляет, убегает.

Удержать ее умеют единицы.

Мечта.

Пример синквейна на тему жизни:

Жизнь.

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.

Приём «Диаманта»

Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых  - понятия  с противоположным  значением, полезно для  работы с понятиями, противоположными  по значению

·      1, 7 строчки – существительные антонимы;

·      2 – два прилагательных к первому существительному;

·      3 – три глагола к первому существительному;

·      4 – два словосочетания с существительными;

·      5 – три глагола ко второму существительному;

·      6 – два прилагательных ко второму существительному.

Например:

Город

Большой, древний

Строится, растет, процветает                                                                                                           Известный город, маленькая деревня                

Возрождается, развивается, кормит

Красивая, родная

Деревня

прием "Верно — Не верно"

  • Объявляется тема урока.
  • Учитель зачитывает вопросы и предположения по теме — не более 10-12.
  • Учащиеся в тетрадях или на отдельных листочках фиксируют ответы с помощью значков "+" и "-".
  • На стадии рефлексии снова учитель возвращается к составленным таблицам. Учитель вновь зачитывает вопросы, и учащиеся отмечают, какие из их убеждений оказались верными, а какие изменились в ходе урока, в связи с новой полученной информацией.
  •  Прием "Верно — Не верно" подходит и при изучении художественных текстов, позволяя учащимся додумывать развитие событий. Так достигается одна из целей урока по ФГОС — развитие творческого восприятия.
  • Прием работает и на стадии осмысления, когда нужно в быстрой форме проверить: насколько точно усвоена новая информация.

При этом учащиеся сначала читают текст, а потом отвечают на поставленные вопросы, отмечая верные и неверные утверждения. Особенно часто такой прием предлагается на уроках английского языка или литературы, когда требуется привлечь внимание учащихся к отдельным аспектам текста, выяснить, насколько правильно понят текст.

В этом случае обсуждение ответов не откладывается на конец урока, а составленная учащимися таблица анализируется сразу.

Что мне известно по данной теме?        

Что нового я узнал из текста?

Прием "Верно — Не верно" можно использовать и в качестве домашнего задания. Попросите учащихся дома составить вопросы и предположения по теме, которая только будет изучаться на следующем уроке. Не нужно заранее изучать тему самостоятельно. Важнее чтобы учащиеся высказали предположения, не заглядывая в текст нового параграфа. Предположения должны строиться только на основе уже изученного. Таким образом, развивается умение строить логические цепочки, наглядно увидеть взаимосвязь известного и нового.

ПРИЕМ РАФТ

RAFT-технология — это педагогический прием, направленный на создание письменных текстов определенной тематики. Творения могут различаться по жанру и оформлению. Данный метод учит школьников рассматривать тему с различных сторон и точек зрения, обучает навыкам письменной речи. Он является одним из способов обучения критическому мышлению, формирует систему суждений, способствует умению анализировать предметы, содержание, проблемы, формулировать свои обоснованные выводы, выносить свои оценки. 

Инсерт — это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), используемый при работе с текстом, с новой информацией.

В методике Инсерт часто называют и технологией эффективного чтения.

Как использовать прием "Инсерт" на уроках

1. Учащиеся читают текст, помечая его специальными значками:

Когда использовать прием Инсерт?

Прием Инсерт лучше всего подходит для уроков усвоения новых знаний, для урока коррекции ЗУН или для урока актуализации новых знаний и умений (по ФГОС).

Прием требует от ученика не пассивного чтения, а внимательного. Если раньше он просто пропускал непонятные моменты в тексте, то прем Инсерт заставляет обратить на них внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста.

Инсерт довольно эффективен, когда нужно проработать большой пласт теоретического материала.

Прием "Инсерт" может работать на каждом этапе урока.

  • Во-первых, он заставляет вспомнить то, что уже известно, то есть то, что нужно для стадии вызова.
  • Во-вторых, позволяет вычленить из текста новое — что характерно для стадии осмысления.
  • И, в-третьих, предполагает самостоятельный анализ информации, интерактивное обсуждение, что приемлемо на стадии размышления или рефлексии.
  • Прием «Учебный мозговой штурм»

Этот прием хорошо известен учителю и не нуждается в подробном описании. Однако, поскольку он широко используется на уроках, целесообразно уточнить некоторые процедурные аспекты его проведения. Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно. Выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.

«Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах.

Первый этап - создание банка идей, возможных решений проблемы.

Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые  предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.

Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить.

Третий этап - выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.

Алгоритм работы с приемом "Корзина идей"

По своему содержанию "Корзина идей" похожа на такие известные приемы, как "Мозговая атака" и "Кластер". В каждом случае предполагаются разные формы работы — и индивидуальная, и групповая, и каждый из приемов позволяет высказывать любые суждения — без их оценивания и анализа. Но, к примеру, кластер помогает лучше увидеть логические цепочки, в то время как "Корзина идей" всего лишь определяет "поле интересов". Если хотите, это "облако тегов", которые будут обсуждаться и анализироваться в процессе урока.

Итак, алгоритм работы с "Корзиной идей":

Объявляется тема урока.

Индивидуальная работа. Каждый ученик тезисно записывает в тетради все, что ему известно по теме. Этот этап длится недолго — 2-3 минуты.

Работа в парах или в группах. Учащиеся обмениваются информацией, выясняя, в чем совпали их мнения, а в чем возникли разногласия. Время проведения — 3 минуты.

Работа с классом. На этом этапе каждая группа высказывает свое мнение по теме, приводит свои знания или высказывает идеи по данному вопросу. Причем ответы не должны повторятся. Все высказывания учитель кратко записывает на доске.

В "корзину" скидывается все, что имеет отношение к теме урока: идеи, имена, даты, факты, предположения, термины и т.д.

Важно! Предложения, предположения и идеи не критикуются и не оцениваются. На данном этапе идет просто сбор информации.

Обычно учителям трудно выступать нейтральным слушателем: мы привыкли поправлять, исправлять, указывать на ошибки. Отход от этого давления авторитета и есть одно из наиболее трудновыполнимых требований технологии критического мышления.

Все идеи и предложения осмысливаются и анализируются в дальнейшем ходе урока. Постепенно из "корзины" должны исчезнуть все неправильные или некорректные утверждения, а остаться "выжимка" из верных.

На этапе рефлексии можно снова обратиться к "Корзине идей", чтобы подвести итог урока.

Нюансы использования приема "Корзина идей"

Прием ТРКМЧП "Корзина идей" можно использовать как для подготовки к восприятию большой по объему новой информации, так и для разрешения актуальных проблем, возникающих по ходу урока.

Во время высказывания учащимися их идей и предположений, старайтесь требовать полных ответов. Таким образом, прием будет работать и для развития устной речи и навыков логического изложения.

На этапе записи учителем идеи и мнений, записываются все, даже ошибочные и неверные. Никакой критики и анализа! Ваша цель: в ходе урока подвести учащихся к анализу своих ошибок.

Если тема урока совершенно не известна, то можно попросить учащихся высказать свои предположения и домыслы — что они представляют и что они предполагают сегодня узнать.