Творческие проекты детей как форма дифференцированного домашнего задания в рамках ФГОС
методическая разработка (5 класс) на тему

Веснина Ольга Геннадьевна

Обобщение опыта работы учителя английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческие проекты детей как форма

 дифференцированного домашнего задания в рамках ФГОС

Мне бы хотелось начать своё выступление с замечательных слов

Василия Осиповича Ключевского

Ученик – это не сосуд, который нужно заполнить

 знаниями, а факел, который надо зажечь.

Федеральные государственные образовательные стандарты нацеливают нас сегодня на реализацию деятельностного подхода к обучению, что даёт возможность обеспечить высокую мотивацию учеников и их интерес к предмету, формирование универсальных учебных действий, и, как следствие, усвоение системы знаний, формирование компетентностей. Новый ФГОС задаёт нам сегодня отличные от принятой, традиционной системы образования ориентиры, а именно научить ребёнка учиться, а не просто усваивать знания. Развитие УУД позволяет ученику пройти путь от овладения элементарными учебными действиями под руководством учителя до полной автономности. Метод проектов, в основе которого лежит деятельностный подход к обучению, позволяет решить проблему творческого восприятия знаний, делая учебный процесс более увлекательным и интересным. Работа над проектом – это многоуровневый подход к изучению английского языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику, направленный на решение как предметных, так и метапредметных задач.

По классификации Марины Евгеньевны Брагиной, проекты могут подразделяться на: монопроекты, коллективные, устно-речевые, видовые, письменные и интернет-проекты. В реальной практике, на уроках мы имеем дело со смешанными проектами, в которых имеются признаки исследовательских, творческих, практико-ориентированных и информативных. Сегодня подробнее хотелось бы остановиться на задаче, которую ставят перед нами сегодня ФГОСы, а именно предложения детям разноуровневого, дифференцированного  домашнего задания, направленного на решение проблемных вопросов.  На мой взгляд, творческий проект идеально отвечает данным требованиям.

Первое, с чем пришлось столкнуться мне, как учителю – это определение своей роли.

(Плохой учитель приносит истину, хороший учит её находить.

Трудно было осознать, что учитель – не носитель готовых знаний, а организатор познавательной деятельности своих учеников, который оказывает консультативную помощь. Учитель – соучастник творческого процесса, друг, наставник, консультант.

        Выделяют два основных типа проектов.

  1. Индивидуальные – дают ученику проявить свои возможности и таланты, оказались  идеальны для выполнения в домашних условиях, когда мы только начали знакомиться с детьми в начале учебного года.
  2. Групповые – На практике представили определённую сложность, т.к. нужно было сформировать группу из 3 – 4 человек, в которую бы входили сильный и слабый ученики, мальчики и девочки. Но нужно учитывать, что задание выполняется во внеурочное время и  дети должны жить не далеко друг от друга, а также дружить во внешкольной жизни, что естественно очень проблематично. В 6 классе я планирую привлечь детей в групповую домашнюю проектную работу, и уже примерно сформировала группы.

Итак, с какими же проблемами столкнулась я как учитель? - прежде всего, это - Проблемы ученика

  1. Обилие незнакомой лексики, которое напрямую связано с мотивацией, чем больше незнакомых слов, тем меньше мотивация.
  2. Трудности при выборе нужного материала, особенно если используются несколько источников.
  3. Умение построить грамотный и логически связанный понятный для остальных текст.
  4. Незаинтересованность определённых учеников в теме проекта по той или иной причине

Следовательно, моя задача как учителя  - помочь ученику справиться с возникающими проблемами.  Для этого

  1. Во первых, учитель должен учитывать уровень языковой подготовки. (следует отметить, что, конечно, проекты в 5 классе являются краткосрочными и несколько упрощёнными по оформлению и содержанию, однако это не умаляет их значимости, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста).
  2. Проблема мотивации  (не все ученики сразу и легко включаются в процесс выполнения домашних проектов. Кто-то из-за неверия в себя, кто-то из-за излишней самоуверенности, считая эту работу не серьёзной. Но это преодолимо, если учитель проявит терпение и выдержку. В процессе работы я заметила, что   «малоуспешные» дети учатся преодолевать страх перед английским языком и впоследствии активно вовлекаются в проекты, т.к.  для них особенно важно получение реального конечного результата; сильные же ученики, привыкшие к похвале и хорошим оценкам, со временем тоже начинают активно включаться в работу.)
  3. Организация процесса (дополнительная работа для учителя: продумать не предлагая готовых решений, сформировать чёткие цели и структуру). Успех напрямую связан с грамотной организацией. Важно убедиться, что каждый ученик понимает, что конкретно ему надо выполнить.  Чтобы преодолеть сложности в выполнении проекта, нужно предложить детям чёткую, заранее продуманную учителем структуру. У меня выработалось несколько вариантов:

 1. Готовый план будущего проекта.

 2.  Список последовательных вопросов, на которые предстоит ответить детям.

            3. Таблица, которую необходимо заполнить.

 4.  Работа по аналогии, когда детям для образца предлагается уже готовый проект, выполненный другими учащимися или предложенный в учебнике. Нужно отметить , что УМК Spotlight под редакцией Ю. Ваулиной, по которому я работаю в 5 классе, является очень хорошей базой для выполнения проектов. Практически в каждом модуле учебника ребёнку предлагаются  творческие задания и алгоритмы их выполнения.

Самый главный вывод, который сделали я и мои ученики

  при активном сотрудничестве учителя и ученика любые проблемы преодолимы.

Видео

В процессе работы у меня и моих учеников выработались определённые этапы выполнения домашнего проекта.

Этапы домашнего проекта

  1. Подготовительный этап (учитель проводит подготовительную работу, формируя четкий план, таблицу или список вопросов)
  2. Погружение в проект (формирование задачи, объяснение учащимся, показ примерных проектов.)
  3. Осуществление деятельности (непосредственное выполнение проекта учащимися.)
  4. Предварительная проверка, коррекция ( В процессе работы я заметила, что дети с большой любовью относятся к своим проектам, что требует и от учителя должного уважения. Ещё раз подчеркну, учитель – консультант, помощник. Поэтому я проверяю проекты только простым карандашом, позволяя детям внести необходимые коррективы и в то же время проанализировать свои ошибки.)
  5.  Презентация результатов и оценка.

В конце первого полугодия, я заметила, что дети стали проявлять меньший интерес к выполнению проектов. Мы обсудили эту проблему в классе и пришли к выводу, что проект, в конце которого стоит точка – это предсказуемо, а поэтому не всегда интересно. Так у меня с учениками родилась творческая идея взаимообмена проектами «Подари проект другу!». Таких проектов у нас пока три вида:

  1. Проект – «белое пятно». (ученик выполняет свой проект, но специально пропускает  в нём информацию – белые пятна, и отдаёт доделать проект любому из своих одноклассников, т.о учащиеся гораздо больше узнают о интересах и увлечениях друг друга)
  2. Проект – «вопрос». (ученик выполняет проект полностью, но в конце проекта задаёт личный или проблемный вопрос). Выполняя проект «Известный человек», дети заканчивали свой проекты совершенно разными вопросами: Хочешь ли ты быть знаменитым? Хорошо ли это быть знаменитым? Уважаешь ли ты этого человека и т.д. Очень много проблемных вопросов возникло у детей при работе с проектами «Любимое дикое животное»: Может ли это животное жить в Краснодарском крае? Может ли это животное быть домашним питомцем? и даже Почему надо беречь животных?
  3. Проект – «сюрприз». (наверно, самый интересный вариант взаимообмена проектами; ученик выполняет только графическую часть проекта, и совершенно другой ученик делает презентацию проекта в классе, тем самым оказывая колоссальную помощь в развитии навыков спонтанной монологической речи.) Самыми интересными стали проекты «Моя семья», когда дети пробовали рассказывать о семьях друг друга. Ярким примером стал проект «День в торговом центре», дети готовили графический  проект торгового центра, в классе обменивались ими и по образцу рассказывали о торговом центре, в котором они побывали вчера.

Такие проекты не предсказуемы и очень интересны и детям и мне как учителю, потому что в конце проекта не точка, а многоточие.

Каковы же требования к проекту.

  1. Проект должен быть включён в процесс обучения и воспитания учащихся
  2. Должны обсуждаться реальные, интересные для учащихся проблемы, ставиться актуальные посильные задачи.
  3. Работа должна быть осмысленной и чётко спланированной в разумно определенных временных рамках.
  4. Конечный вид проекта. (Если в начале учебного года требования к проекту были очень упрощёнными – он должен был быть красиво оформленным, ярким и красочным, с небольшим объёмом теста, то во втором полугодии требования к конечному виду проекта усложнились: он должен иметь оформленный титульный лист,  и уже больший объём текстового материала).
  5.  Презентация проекта и его оценка.   Для успешной презентации проекта детям на помощь приходит памятка «Творческий проект – это интересно». Нужно отметить, что в моей практике работы по ФГОС памятки стали незаменимым средством целенаправленного развития умения учиться. С их помощью я могу успешно управлять учебной деятельностью ученика. В памятке ученик может найти полезные советы  по выполнению  и самооценке проекта, а также необходимые фразы клише для успешной его презентации.

Хотелось бы остановиться на  пункте «Оценка» подробнее. Мы обязательно вывешиваем проекты на доску. У нас выработался нехитрый процесс взаимооценки: дети прикрепляют на понравившийся проект круглый магнит, свой проект оценивать нельзя, в конце мы подводим итог, на чьём проекте оказалось больше магнитов, тот проект становится лучшим. И, конечно же, ребёнок ждёт награды – это различные медали, и конечно же, отличная оценка. Лучшая работа вывешивается на стенд, и остаётся там до следующего проекта, что также является дополнительной мотивацией. Для успешной взаимооценки друг друга мы с детьми разработали памятку с критериями оценивания, дети сами предлагали необходимые, по их мнению, критерии, нужно отметить, что главный критерий, по мнению детей, - это интересность проекта.

Каковы же преимущества проектного домашнего задания.

  1. Может использоваться в рамках программного материала практически любой темы,  поскольку отбор содержания проекта проводится с учётом практической значимости для школьника (человек и его окружение), т.о. большинство проектов – межпредметные, направленные на развитие разносторонней личности ученика.

Преимущества проектной деятельности также в том, что

  1.  Она обуславливает неразрывность процесса обучения и процесса воспитания.
  2. Оказывает колоссальную помощь в обобщении, закреплении и повторении учебного материала, как итог изучения определённой темы.  Я проводила уроки обобщения знаний, с опорой на детские домашние проекты, нужно отметить, что такой опыт был очень удачным.  Для примера мне бы хотелось привести урок по теме «Simple Wonders – простые чудеса». Детям был предложен домашний проект «Интересная рыба». Они должны были рассказать о рыбе на основании  таблицы, где указать название рыбы, место её обитания, особенности её характера, что интересного она умеет делать. Проекты получились удивительными; дети нашли информацию о рыбах, которые могут жить без воды, прыгать, летать, драться, учить мальков плавать… Н а уроке класс был разделён га две группы, ученики одной группы представляли свои проекты, ученики другой группы, воспринимая информацию на слух, выполняли задания в таблицах. Затем все выполняли  грамматические и лексические упражнения с опорой на пройденный материал. Итогом урока стало выполнение своего творческого проекта: придумать теперь уже свою рыбку, и уже по знакомой таблице составить о ней рассказ. Таким образом, в интересной, творческой атмосфере, наполненной увлекательной деятельностью каждого ребёнка, был повторён и обобщён серьёзный объёмный материал.
  3.  Оказывает помощь в работе с «малоуспешными детьми», как я уже сказала, они часто активно вовлекаются в  творческое домашнее задание
  4.  Способствует практическому овладению  иностранным языком

Каковы же результаты проектной деятельности.

1. Учащиеся учатся средствами иностранного языка использовать знания, полученные на других предметах.

2. Дети учатся мыслить самостоятельно.

3. Дети учатся применять свои знания на практике, получая конкретный результат своей деятельности.

4. Дети учатся работать с информацией, находить её в различных источниках; работать с различными справочными материалами.

5. Уважительно относиться к одноклассникам (зная, сколько сил и времени было потрачено, учиться ценить чужую работу).

6. Умение отстаивать свою точку зрения, подкрепляя её аргументами.

7. Каждому проявить своё «Я», рассказать о своей жизни, мире, мыслях, мечтах, увлечениях, очень важно для самооценки ребёнка, понимать, что ты интересен как личность (дети проявляют большой интерес  друг к другу,  обычно замолкают)

8. Развивают воображение, фантазию, творческое мышление.

9. Повышает мотивацию и даёт положительный настрой,  потому что эта работа приносит удовлетворение.

10. Раскрывает потенциальные, иногда скрытые возможности каждого ребёнка.

11. Учит получать знания через свою деятельность.

По итогам опроса, проведённого среди родителей учащихся 5 класса, 10 родителей отметили повышение интереса к изучению английского языка у своих детей, 3 человека не заметили не каких изменений, 2 родителя затруднялись ответить на этот вопрос. Опрос показал, что абсолютное 66% родителей отметили повышение интереса к изучению английского языка, следует заметить, что снижение интереса не отметил никто

Вывод

Использование проектной деятельности из года в год становится всё более и более актуальным. Проект – идеальный продукт деятельности ученика, направленный на решение практически всех как предметных. Так и метапредметных задач. Проектная деятельность даёт практическую возможность повысить качество образования через осуществление деятельностного подхода к обучению, использование лично-ориентированных технологий, технологий исследовательской деятельности и дифференцированного обучения, активизировать учебную деятельность школьников.  При помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи стоящие перед учителем, при этом делая процесс обучения более интересным и поэтому более эффективным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям, которые хотят помочь детям в подготовке домашнего задания

В презентации даются рекомендации для родителей по  подготовке домашних заданий с детьми начальной школы...

Проект "Уровни и виды домашних заданий по биологии"

В презентации отражены функции домашних заданий, типы домашних заданий, а также исследования среди шестиклассников (какие дети выполняют д.з)...

Советы родителям, которые хотят помочь своим детям в выполнении домашних заданий.

Советы родителям, которые хотят помочь своим детям в выполнении домашних заданий....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий через творческую самореализацию учащихся на уроках английского языка в рамках ФГОС.

Статья посвящена формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка. Перечислены виды деятельности и формы работы, помогающие развивать творческие способности учащ...

Педагогический проект «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС"

Сегодня проблемой педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование творческой личности обучающегося.     Современным детям легче найти готовый материал в интерн...

Конспект открытого занятия «Чудо-птичка на палочке», в рамках реализации социально-творческого проекта "Дети мастерят. Чудо-птичка на палочке"

Конспект открытого  занятия  «Чудо-птичка на палочке»,в рамках реализации социально-творческого проекта"Дети мастерят. Чудо-птичка на палочке"...