Сообщение на районном методическом объединении «Педагогическое сопровождение творческого развития детей в рамках дополнительной образовательной программы «Волшебная петелька»»
учебно-методический материал на тему

Серухова Наталья Валентиновна

Педагогическое сопровождение — процесс заинтересованного наблюдения, консультирова­ния, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности учащегося в проблемной ситуации. Оно подразуме­вает умение педагога быть рядом, следовать за учеником, сопутствуя в его индивидуальном про­движении в учении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstovoe_soprovozhdenie.docx37.3 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации городского округа город Выкса

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр детского технического творчества

Сообщение на районном методическом объединении

 «Педагогическое сопровождение творческого

развития детей в рамках дополнительной образовательной программы «Волшебная петелька»»

Подготовил:

Наталья Валентиновна Серухова

Педагог  дополнительного образования

высшей квалификационной категории

         

г. Выкса

2017г.

Слайд 2

Творческие способности – это индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности. Практика показывает, что задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого ребенка создать такие условия, которые будут способствовать максимальному раскрытию его творческого потенциала, с другой стороны, это должно происходить в рамках дополнительной образовательной программы. В этом противоречии заключается проблема выбора оптимальных форм организации занятий, подбора методов и приёмов обучения, способствующих творческому развитию каждого учащегося с учётом его психофизиологических особенностей, способностей и уровня имеющихся знаний, умений и навыков.

Дополнительная образовательная программа «Волшебная петелька», реализуемая педагогом, имеет художественную направленность, составлена в соответствии с  примерными требованиями программам дополнительного образования  детей Министерства образования науки Р.Ф. от 11.12.2006г.,  включает все необходимые структурные части, разработана на четыре года обучения для детей  от 9 до 13 лет.

 Программа направлена на приобретение знаний, умений и навыков вязания крючком, которые впоследствии могут стать увлечением на всю жизнь,  способствует расширению кругозора, развитию творческих способностей учащихся с учетом современных условий жизни, тенденций моды, вкусов детей и подростков. При проведении занятий мною было замечено, что учащимся в ходе выполнения заданий не хватает самостоятельности и оригинальности, имеется тенденция к выполнению работы строго по образцу. В то же время многим учащимся хочется, чтобы их  работы отличались от предложенного образца, но им мешают предубеждения, сомнения и неверие в свои способности и возможности. При этом темп выполнения изделий отдельными учащимися  непостоянен на различных этапах его проработки.

 В связи с этим встал вопрос как, при помощи чего, какими средствами и методами стимулировать творческую активность и творческое мышление  учащихся, чтобы они с успехом могли применять это в своих работах, при этом способствуя достижению максимального результата всеми учащимися.

 

Слайд 3

Педагогическое сопровождение — процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности учащегося в проблемной ситуации. Оно подразумевает умение педагога быть рядом, следовать за учеником, сопутствуя в его индивидуальном продвижении в учении. Научная основа педагогической  поддержки представлена в работах: Газмана, Фрумина, Слободчикова, Мудрик, Битяновой.

Слайд 4

Формы и методы поддержки многообразны, и они зависят от особенностей личностного образа воспитанника и воспитателя, от ситуации, возраста субъектов воспитательного процесса и многих других факторов. Обобщая вышесказанное - педагогическая поддержка связана, прежде всего, с преодолением конкретных проблем обучающегося и реализуется педагогами в проблемной ситуации. Педагогическое сопровождение предполагает непрерывную, заранее спланированную деятельность, направленную на предотвращение трудностей.

Слайд 5

 Концептуальную основу работы над данной темой составляет применение технологий личностно-ориентированного обучения и педагогической поддержки для творческого развития ребёнка.

Развитие творческих способностей обучающихся является результатом творческого подхода в организации педагогического процесса. Применение элементов творчества в учебных и конкурсных  работах, участие в  проектах, решение учебных проблемных ситуаций в практической деятельности, применение игровых  ситуаций - вот лишь некоторые примеры  изменений, которые может осуществить творческий педагог.

Ведущая педагогическая идея моего опыта может быть сформулирована следующим образом: «Реализация системы педагогических условий на основе интересов и предпочтений учащихся на занятиях вязанием позволяет осуществить творческое развитие и раскрыть их творческий потенциал».

Слайд 6

Практика показывает, что для педагога задача оценки и развития творческих способностей детей является наиболее сложной и трудно реализуемой. Именно поэтому, правильно выбранные целевые ориентиры, как результат разностороннего педагогического наблюдения,  определяют выбор группы средств осуществления педагогического сопровождения, помогают педагогу установить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным.

Слайд 7

Для осуществления педагогического сопровождения творческого развития учащихся определены компоненты педагогической деятельности, представленные на слайде.

Слайд 8

Достижение педагогических целей и получение запланированного результата обязывает применять педагогические технологии. Благодаря их использованию образовательный процесс становится: управляемым, системным, результативным, гибким.

В моей  практике организации педагогического сопровождения наиболее успешно  применение личностно-ориентированных технологий, технологий педагогической поддержки. В организации учебного процесса я использую индивидуальные и групповые формы. Это зависит от целей, содержания, методов и средств обучения, материальных условий, состава участников образовательного процесса.

Слайд 9

Наиболее эффективные методы обучения, которые позволяют лучше раскрыть творческие способности и мотивы деятельности ребенка, представлены на слайде.

В рамках образовательной программы наилучшее раскрытие творческого потенциала достигается при использовании  метода проектов,  который вызывает у ребят живой интерес, позволяет им проявить самостоятельность и творческую инициативу. Проекты при этом могут быть небольшие (на одно занятие) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в рамках самостоятельной работы дома. Таким образом, складывается следующая система: Сначала даются базовые теоретические знания, нацеленные на всеобщее понимание. Затем проводятся практические занятия, содержание которых соответствует базовому курсу программы. Эти занятия имеют конечной целью выполнение проектов, направленных на применение полученных знаний в различных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.  

Используемые мной на занятиях в рамках программы приемы, представлены на слайде. Их выбор определяется творческим подходом педагога и траекторией педагогического сопровождения. Особенно важно применение приёмов создания благоприятного психологического микроклимата и творческой учебной ситуации.

Анализируя свою педагогическую деятельность по представляемой  теме, отмечу, что в своей повседневной работе я стараюсь повысить эффективность каждого занятия, увеличить их практическую направленность. Считаю необходимым применение мотивирующих приёмов, создание ситуации успеха для каждого учащегося, это обеспечивает достижение целевых ориентиров.

Слайд 10

Для успешного развития творческих способностей немаловажную роль играет организация творческой среды. Наглядность обеспечивает яркое эмоциональное запоминание детьми живых образов, возбуждает детское воображение, творческую фантазию, стремление к глубокому познанию вещей, явлений. Учебные и выставочные стенды, технологические карты, схемы, образцы работ к разделам программы, мультимедийные презентации - всё это способствует развитию у учащихся восприятия красоты, умения демонстрировать своё творчество, сравнивать его с эталонами; даёт возможность включения ребёнка в творческую среду.

Слайд 11

Достаточно эффективным средством развития творческих способностей детей являются воспитательные мероприятия. В процессе Творческих встреч, тематических вечеров выставок детского творчества, выставок мастеров-умельцев, фестивалей, фольклорных праздников, благотворительных проектов и социальных акций происходит расширение кругозора детей, получение более глубоких сведений о декоративно - прикладном творчестве, особенностях техники вязания крючком, развитие жажды открытий, воображения, проявление самостоятельности, инициативы, творческой активности; положительной динамики в общении со взрослыми и сверстниками.

Слайд 12

 Для достижения наилучшего результата в творческой деятельности учащихся была осуществлена коррекция образовательной программы по следующим направлениям: включение новых разделов, расширение вариативности учебных работ, расширение методического обеспечения, обновление  банка творческих работ. Это позволяет осуществить индивидуальный подход к учащимся, организовать их обучение в соответствии с целевыми ориентирами творческого развития, в том числе по индивидуальному образовательному маршруту.

Слайд 13

На следующем слайде вашему вниманию предлагаю созданную мной траекторию педагогического сопровождения. Где левая часть схемы обеспечивает общую педагогическую поддержку учащихся и опирается на педагогическое наблюдение, правая - направлена на индивидуально-личностную поддержку и предполагает диагностику индивидуального развития, обученности, воспитанности, выявление личных проблем -  детей, отслеживание процессов развития каждого ребенка. (1-я-это средства создания эмоционального фона доброжелательности, взаимопонимания  и сотрудничества; ситуаций взаимообучения. Использование деятельностного содержания, различных творческих заданий и работ, средств поощрения и мотивации. Совместная практическая и самостоятельная деятельность учащихся. 2-я – подбор и реализация  средств преодоления информационных препятствий, мотивационных трудностей, психофизиологических и коммуникативных недостатков, недостаточного объёма знаний и опыта; социальных и материальных препятствий.).

Слайд 14

Участие в конкурсах, фестивалях, интернет-конкурсах, выставках  декоративно-прикладного творчества позволяют детям раскрыть свои творческие способности, приносят радость и удовлетворение и участникам и зрителям.

Слайд 15

 Хочу закончить свое выступление словами Бориса Павловича Никитина

«Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но не опаздывайте и, помогая,… думайте сами…».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях дополнительного общего образования»

Процесс выявления, обучения и развития одаренных и талантливых детей составляет одну из важнейших задач современного отечественного образования.Актуальность работы с одаренными детьми определяет...

Организация воспитательной работы объединения на базе сельской школы Сообщение на районном методическом объединении

В течении всего учебного года в объединении проводится не только обучение вязанию крючком,  но и большое внимание уделяется воспитательной работе. Это работа с родителями, экскурсии, выста...

Дополнительная образовательная программа "Веселые петельки"

Программа «Веселые петельки» является модифицированной программой дополнительного образования детей среднего школьного возраста. Программа основывается на использовании техники вязания крючком ка...

Организация психолого - педагогического сопровождения одаренных детей в учреждениях дополнительного образования

Презентация об основах организации психолого - педагогического сопровождения одаренных детей в учреждениях дополнительного образования...

Дополнительная Образовательная Программа "Волшебный Английский" (возраст детей 5 - 7 лет)

Настоящая рабочая программа разработана на основании дополнительной образовательной программы дополнительного образования детей «Волшебный английский»....

Выявление и педагогическое сопровождение одаренных детей в рамках уроков английского языка в школе

Материал (статья) подготовлен в помощь учителям, работающим  с одаренными детьми....